Медицина        16.06.2022   

Основные психологические теории». Психологические теории и их взаимосвязь Специальные психологические теории

Результативные попытки использования естественно-научных методов в изучении психики человека, предпринятые рядом исследователей в конце XIX в., привели к официальному признанию психологии в качестве самостоятельной области научного знания. Активно содействовавшие этому процессу исследования известного английского ученого Френсиса Гальтона (1822–1911), немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832–1920), его соотечественника Германа Эббингауза (1850–1909) и многих других ученых того времени оказали существенное влияние и на развитие теорий учения.

Одним из пионеров эмпирического подхода к изучению психики человека был английский ученый Френсис Гальтон. Основной сферой его научных интересов оказалась психология одаренности.

Ф. Гальтон родился в семье английских аристократов, получил прекрасное медицинское и биологическое образование. По свидетельству биографов, в детстве был одаренным ребенком. Его выдающиеся способности и поразительная широта интересов дали удивительные результаты. Ф. Гальтон оставил заметный след, кроме психологии, во многих областях научного знания: географии, метеорологии и даже в криминалистике.

Современники утверждали, что огромное впечатление на Ф. Гальтона произвел труд его двоюродного брата Чарлза Дарвина "Происхождение видов". Благодаря чем)" он и увлекся проблемой наследования таланта.

Ф. Гальтон первым попытался доказать, используя фактический материал, что выдающиеся способности (гениальность) – результат действия, в первую очередь, наследственных факторов. В своей знаменитой книге "Наследственность таланта: ее законы и последствия", впервые изданной в конце XIX в., он пишет: "...я намереваюсь показать, что природные способности человека являются у него путем унаследования при таких же точно ограничениях, как и внешняя форма и физические признаки во всем органическом мире" .

В качестве доказательства он проводит статистический анализ биографических фактов представителей английской социальной элиты. Им обследовано 977 выдающихся людей из 300 семей. Главная причина высоких достижений лежит, по его утверждению, в самом человеке и передается биологическим путем из поколения в поколение. Он приводит данные, согласно которым на каждые десять знаменитых людей, имеющих выдающихся родственников, приходится три-четыре выдающихся отца, четыре или пять выдающихся братьев и пять или шесть выдающихся сыновей.

Отклонения от условной нормы, по убеждению сторонника дарвинизма Ф. Гальтона, строго регламентированы законами наследственности. Таким образом, в психологии под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина возникает новое направление. Один из основных его постулатов – принцип приспособления к среде, предполагающий действие механизма естественного отбора, который направляет механизм наследственности. Приспособление вида достигается за счет генетически детерминированных вариаций индивидуальных форм, образующих вид. Ф. Гальтоном впервые выдвигается положение о том, что индивидуальные различия психологического порядка, подобно физиологическим различиям, могут быть объяснены только в категориях учения о наследственности.

Дальнейшая разработка этого направления привела Ф. Гальтона к заключению о необходимости искусственного поддерживания и даже совершенствования интеллектуального потенциала в человеческом сообществе. Для этого "естественный отбор" в человеческом сообществе должен уступить место "искусственному отбору". Иначе говоря, люди должны упорядочить собственное размножение. Ф. Гальтон прямо заявлял о том, что со времен Афинской цивилизации человечество деградирует из-за беспорядочного размножения. Человеческому виду, считал он, следует заняться своим улучшением и для этого искусственно поддерживать воспроизводство людей, обладающих желательными качествами и препятствовать воспроизводству больных, умственно отсталых и т.п.

Приемы вариационной статистики, разрабатываемые в эго время учеными, в том числе и самим Ф. Гальтоном, вооружили психологию важным методологическим средством. Наиболее результативным оказался метод исчисления коэффициента корреляции между переменными. Он позволял сделать заключение о величине, а также о степени случайности связи между двумя различными характеристиками, например между уровнем интеллекта и академической успеваемостью, между особенностями внешнего облика и уровнем когнитивных способностей и др. Этот метод был усовершенствован английским математиком Карлом Пирсоном, результатом этих нововведений стал факторный анализ. Он получил большое распространение в психологии XX в. (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд и др.).

От Ф. Гальтона ведут свою родословную современные психодиагностика и психометрия. Он одним из первых ввел в обиход понятие – "тест" (от англ, test – проба). Но теоретические основания диагностической программы Ф. Гальтона, а, следовательно, и весь методический аппарат, существенно отличались от тех, что стали доминировать впоследствии.

Ф. Гальтон исходил из того, что умственную одаренность можно определять по степени сенсорной восприимчивости. Он считал, что возможности рассудка тем выше, чем тоньше органы чувств улавливают и дифференцируют различия во внешнем мире. Это утверждение, на его взгляд, подтверждалось тем, что при идиотии сенсорные способности человека часто оказываются нарушенными (способности различать тепло, холод, боль и др.).

Поэтому его исследовательская программа, ориентированная на изучение уровней умственной одаренности, предполагала выявление остроты зрения и слуха, физической силы и латентного времени реакции (т.е. времени, которое проходит с момента подачи заранее обусловленного сигнала, например, свистка или гудка, до ответа испытуемого). Но практическая проверка его концепции и построенного на ней диагностического подхода (в частности, проведенное им в 1884 г. на Международной выставке здоровья в Лондоне обследование нескольких тысяч людей), не подтвердила его теоретических предположений.

И при жизни, и после нее в оппонентах у Ф. Гальтона недостатка не было, но какой бы критике не подвергали впоследствии его теорию, практически все исследователи признавали его приоритет в деле "очеловечивания природы гения". Главной причиной величайших духовных свершений после Ф. Гальтона и в значительной степени благодаря нему, признавалось уже не какое-то высшее существо, не слепая судьба, а факторы, которые можно научно, в том числе и экспериментально, исследовать, прогнозировать, целенаправленно развивать.

  • Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. М., 1996. С. 6.

В XX в. оформилось несколько психологических теорий, концепций, которые с разных сторон анализировали сущность человеческой психики и закономерности ее развития и функционирования: психоанализ или фрейдизм, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология, трансперсональная психология и др.

Бихевиоризм : Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определенное поведение, которое следует объективно фиксировать. «Психология - это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием следует изгнать из научной психологии. «Выражение «Ребенок боится со баки» в научном плане не означает ничего, необходимы объективные описания: «слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака». Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание) (Уотсон).

«Любое поведение определяется своими последствиями».
Скиннер

Человеческие действия формируются под влиянием социальной среды, человек полностью от нее зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого.
Бандура

Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации я анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

Основной недостаток бихевиоризма в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности. Бихевиоризм (или поведенческая психология) рассматривает человека как своеобразного биоробота, поведением которого можно и нужно управлять с помощью психологических законов.

Фрейдизм рассматривает человека как противоречивое биосоциальное сексуальное существо, внутри которого идет постоянная борьба между бессознательными сексуальными желаниями человека, его сознанием и его совестью, в результате чего человек зачастую сам не знает, как он поступит в следующий момент и почему он так поступит. Поведение, психические состояния, здоровье человека значительно зависят от бессознательных процессов психики, в частности от бессознательных сексуальных устремлений и бессознательных комплексов. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательна* мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.

Психоаналитическое направление обратило усиленное внимание на изучение неосознаваемых психических процессов. Неосознаваемые процессы можно разбить на 2 больших класса:

  1. неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматические действия и автоматизированные навыки, явления неосознаваемой установки);
  2. неосознаваемые побудители сознательных действий (именно это интенсивно исследовал Фрейд - импульсы бессознательной области психики (влечения, вытесненные желания, переживания) оказывают сильное влияние на действия и состояния человека, хотя человек не подозревает этого и часто сам не знает, почему он делает то или иное действие.

Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, практически оставаясь неосознанными вследствие работы двух механизмов - механизмов вытеснения и сопротивления. Сознание оказывает: им сопротивление, т. е. человек не пропускает в сознание всю правду о себе. Поэтому бессознательные представления, имея" большой энергетический заряд, прорываются в сознательную] жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (три формы проявления бессознательного - сновидения, ошибочные действия - оговорки, описки, забывание вещей, невротические симптомы).

Когнитивная психология рассматривает человека прежде всего как разумное познающее существо, способное самостоятельно познавать окружающий мир и себя, способное найти решение любых сложных проблем, обнаружить свои ошибки и исправить их, способное к самообучению и самоуправлению.. Представители когнитивной психологии У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят е поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito - знание). Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов процессах запоминания и мышления.

Гуманистическая (экзистенциальная) психология рассматривает человека как изначально хорошее существо, которому потенциально присущи высшие человеческие качества и высшие человеческие потребности (потребности в само развитии и самосовершенствовании, потребности е понимании смысла жизни и актуализации своего назначения в мире, потребности в красоте, познании, справедливости и т. п.), и лишь неблагоприятные условия жизни могут временно блокировать проявление высших человеческих качеств в реальном поведении человека. Виднейшие представители гуманистической психологии Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.

Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл - именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи.

Трансперсональная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, космосом, человечеством, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю, в результате чего человек может получить информацию о любом событии, которое было, есть и будет во вселенной. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». На бессознательном уровне идет постоянное информационно-энергетическое взаимодействие человека со Вселенной, с общемировым информационным полем, с «коллективным бессознательным человечества», но человек чаще всего об этом ничего сознательно не знает. На сознательном Уровне информационное взаимодействие человека с мировым информационным полем становится возможным либо спонтанно либо на основе специальных психологических методов: медитация, ребёфинг и пр.

Психика и личность человека настолько многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла окончательно полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих психологических теорий и концепций раскрывает лишь какую то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности психики человека. Поэтому абсолютизировать какую-либо одну психологическую теорию и отвергать все другие психологические концепции недопустимо. Чтобы познать психику человека максимально полно и всесторонне, комплексно, необходимо знать и учитывать все существующие психологические теории и подходы, необходимо рассматривать психику человека с разных сторон, выявляя и изучая ее различные грани (вполне возможно, что далеко не все грани психики человека современной науке известны). Большинство современных психологов согласны, что при анализе психики и структуры личности человека необходимо учитывать биологическую природу (тело, врожденные инстинкты) и социальную природу человека (социальные отношения, интерноризованные социальные нормы), сознательную и бессознательную сферы психики, единство познавательно-интеллектуальной, эмоцнонально-мотивационной, поведенческо-волевой сферы, сущность личности, ее центр, «самость».

Свойства и параметры научной теории. Главная задача всякой теории, в том числе и психологической, - вскрыть основные специфические закономерности изучаемых явлений. Жизнеспособность психологии как науки зависит и от того, как скоро и какой будет ее теория или система теорий. Перечислим основные свойства и параметры научной теории. Формализация знаний . Теория дает возможность оперировать формализованным знанием вне зависимости от оперирования материальными объектами. Наличие ограниченного числа базисных утверждений , фиксирующих свойства ее абстрактных объектов. Эти базисные утверждения должны обладать следующими свойствами: полнота набора, непротиворечивость, обоснованность фактами, решающими экспериментами [Кун, 1977]. Возможность образовать производные высказывания из базисных . Производные высказывания могут быть разбиты по признаку «поколение» (базисные утверждения играют роль порождающего ядра). Максимально возможное число высказываний , формируемых на основе порождающего ядра. Наличие эмпирического содержания , способность давать потенциально проверяемые на опыте предсказания, некоторая часть которых рано или поздно подтверждается и в действительном эксперименте. Принципиальная проверяемость . Принципиальная простота . Прогрессивность-регрессивность . Согласно Лакатосу, прогрессивная теория дает возможность предсказывать новые факты, а регрессивная только объясняет их задним числом [Лакатос, 2003]. Точность . Следствия теории должны в определенной мере согласовываться с результатами экспериментов и наблюдений. Сфера применимости (общность). Теория должна объяснять достаточно широкую область явлений, в частности, следствия теории должны превосходить ту область наблюдений, для объяснения которых она первоначально была создана. Теория строится в виде аксиоматико-дедуктивной системы. Непротиворечивость . Теория должна совмещаться с фактами и другими теориями. Теория должна подчиняться принципу соответствия : новая теория в предельном случае может переходить в старую. (Это свойство теории признается не всеми авторами.)

Функции научной теории. Информационная. Теория, как система, содержит информацию, сведения о реально существующей системе (материальной или идеальной). Теория - это обобщенное описание системы в форме понятии, законов, принципов, описание не каждого отдельного ее компонента, черты, параметра, а их совокупности, их взаимосвязи и взаимодействия, их функции, их места в системе другого, более высокого порядка. Объяснительная. Научная система призвана не просто опираться на описание, а объяснять отражаемую ею реальную систему, показывать сложность присущих ей причинных зависимостей. Эвристическая. Научная теория - это совокупность логических форм, содержащая не просто описание того, что уже известно, а именно новое знание, новую информацию. Практическая. Теория создается не ради теории, а, прежде всего, ради практики, ради преобразования действительности, управления природными, общественными, мыслительными процессами. Не всякая теория прямо и непосредственно служит практике. Среди теорий есть такие, которые имеют чисто эвристическую либо информационную направленность, например археологические, этнографические, исторические. Но в принципе для подавляющего числа теорий служение практике – обязательная функция. Прогностическая. Теория должна не только объяснять реальные процессы, функционирование системы в данное время, но и выявлять присущие ей тенденции, предсказывать то, куда идет система, каковы ее перспективы, что особенно важно в управлении, ведь управлять – значит предвидеть [Афанасьев, 1981]. Синтезирующая . Находит свое выражение в рамках совокупности теорий. Эту функцию можно рассматривать в нескольких разрезах. Вертикальный разрез – теории образуют ряд, связанный принципом соответствия, где каждая последующая теория есть обобщение предыдущей. Горизонтальный разрез – объединение ранее независимых теорий или такая «встреча» разных теорий, в результате которой они не сливаются в общую теорию, а как бы закольцовываются, взаимно начиная предполагать друг друга. Здесь вместо более широкой аксиоматической мы встречаемся с кольцевой структурой: без классической механики нет квантовой, без квантовой - нет классической. Поэтому синтезирующая функция есть относительно самостоятельная функция теории.

Состав теории. Эмпирическое содержание , т.е. набор эмпирических фактов. Основная идея - программа построения теории, путь ее создания. Основной принцип. В психологии таковым является принцип вероятностного детерминизма, остальные же только конкретизируют его. Совокупность законов. Система понятий. Базисные понятия. Правила выводов. Аксиомы и постулаты.

Типы теорий. По степени развития логической структуры обычно выделяют четыре типа теорий: эмпирические (описательные), гипотетико-дедуктивные, аксиоматизированные (содержательные), формализованные.

Достоверность научной теории. Любые научные положения могут быть связаны с практикой лишь через свой эмпирический или теоретический базис. Достоверность, обусловленную научным эмпирическим базисом, можно считать эмпирической достоверностью. Она определяется в основном чувственным содержанием данных опыта. Но эта достоверность не есть только чувственная, так как данным опыта неизбежно сопутствует некоторое логическое содержание и, следовательно, ей могут быть присущи и известные элементы рациональной достоверности. Достоверность, обусловленную теоретическим базисом, следует считать теоретической достоверностью. Она определяется в основном рациональными элементами и тождественностью очевидности, которая, однако, не просто умозрительна, а обусловлена философскими истинами, входящими в теоретический базис. Эта истина проверяется практикой. Практика как критерий истинности научного познания может рассматриваться в трех аспектах: 1) проверка научных теоретических положений в эксперименте; 2) внедрение научных открытий (эмпирических и теоретических) в производство; 3) проверка положений науки (в том числе и общих) во всей общечеловеческой практике на протяжении длительного времени. Непосредственно в научном познании наиболее часто применяется первый из этих критериев. Критерием истины в научном познании, как и в любом другом познании и деятельности, является третий критерий.

Подтверждение в эксперименте - еще не окончательный критерий истины, так как эксперимент сам нуждается в проверке, в том числе при помощи второго и третьего из указанных аспектов практики. Но из этих аспектов только третий дает возможность установить максимальную истинность. Критерии практики требуют много времени и труда. Можно убедиться в истинности научной теории, хотя и с меньшей точностью, с помощью вспомогательных критериев. К ним можно отнести: 1) чувственную достоверность, доверие к данным опыта; 2) логическую доказательность, опирающуюся на достоверность строгих логических выводов и математических расчетов; 3) интуитивную очевидность, связанную с общим представлением о мире, с научной картиной мира и личным опытом исследователя в проведении научных изысканий. Каждый из вспомогательных критериев сам нуждается в критерии практики. Чувственная достоверность должна быть проверена сначала с помощью теоретического анализа, а затем - повторными опытами. Логическая доказательность ценна только в тех случаях, когда обоснована правильностью принятых исходных положений, что связано с теоретическим анализом, нуждающимся в проверке на практике. Интуитивная очевидность также должна быть исследована на предмет ее возможного обоснования, прежде всего в рамках существующей или вновь формируемой научной картины мира, а затем в плане построения возможных теорий, с последующей их проверкой на практике. Проверка правильности научной картины мира может быть осуществлена главным образом в третьем аспекте практики [Мостепаненко, 1972].

Особенности психологической теории. Выделяют специальные теории (психофизиологические, социально-психологические, инженерно-психологиче-ские и т.д.) и общую теорию психологии. Все специальные теории «выходят» на общую теорию психологии, а последняя смыкается с философией и естественными науками. Недостатки общей теории ослабляют позиции специальной, лишают ее теоретической «опоры и защиты» со стороны философии и других более развитых дисциплин. В отечественной психологии создано достаточно много частных теорий, разрабатываются некоторые вопросы общей теории, которой взаконченном виде, однако, пока нет.

Почему же нет общепсихологической теории? Можно выделить, по крайней мере, следующие причины. 1. Стадия развития науки (эмпирическая). Еще не обобщен полученный экспериментальный материал. 2. Сложность объекта исследования. Это приводит к необходимости привлечения методов, терминологии, категорий, принципов других наук, что вносит путаницу в психологию; в этом случае возникают сложности по согласованию разноуровневых категорий между собой в границах единой теории. 3. Историческая причина. Как заметил В. Вундт, психология выделилась из философии как ее экспериментальная отрасль. Чтобы обособиться, завоевать право на существование, надо было долго подчеркивать экспериментальный характер науки, что не стимулировало создание теории. Несмотря на сказанное, мы можем обрисовать контуры общепсихологической теории.

Функция. По функции психологическая теория не отличается от таковой в других науках, хотя на современном уровне развития науки функция теории может меняться. Для иллюстрации можно привлечь классификацию Я.А. Пономарева, на основании анализа развития психологии выделившего три типа психологического знания: 1) Созерцательно-описательное . Оно непосредственно формируется в житейском опыте и фиксирует лишь поверхность явлений. Теоретические представления, связанные с этим типом знания, заимствованы из других наук и в силу этого не отражают сущности психологических событий. 2) Эмпирическое знание . Формируется в недрах созерцательно-описательного, трансформируется, включая в себя его содержание. Здесь фиксируется способ практического воздействия на объект исследования, приводящий к эффекту, выделяется эмпирическая закономерность. Этот тип имеет непосредственную связь с практикой, расширяющийся ряд практических задач приводит к эмпирической многоаспектности. 3) Действенно-преобразующее знание. Формируется в недрах эмпирического. Связано с выработкой объективных критериев упорядочения эмпирической многоаспектности. В процессе его формирования выделяется специфический предмет исследования и вскрываются внутри- предметные взаимосвязи. Связь с практикой становится опосредованной. Формируется сложная стратегия исследования, позволяющая управлять изучаемыми явлениями и раскрывать законы в ходе активного воздействия на них. Именно действенно-преобразующий тип знания и становится в современной психологии основным. Но переход к этому типу психологического знания требует и нового взгляда, нового осмысления накопленных в психологии фактов, идей и концепций. Если на эмпирическом уровне развития психологию еще как-то могли удовлетворять фрагментарные знания, то сейчас назрела необходимость рассмотрения их в системе. Действенно-преобразующий тип знания требует системного видения изучаемой реальности [Пономарев, 1983].

Состав. Основная идея, видимо, состоит в применении системного подхода в психологии. Именно на такой основе будет строиться общепсихологическая теория. Что касается эмпирического содержания теории, то следует говорить о наличии значительного объема «неорганизованного» эмпирического материала.

Совокупность законов. Б.Ф. Ломов [Ломов, 1984] выделяет несколько типов законов в психологии. Первый тип – законы, характеризующие относительно элементарные зависимости, например устойчивые связи между внешними и внутренними психическими эффектами, а также между самими этими эффектами (основной психофизический закон, законы обнаружения, формирования ассоциаций и т.д.). Второй тип – законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени (закон последовательности смены фаз восприятия). Третий тип – законы, характеризующие структуру психических явлений (современные представления о памяти). Четвертый тип – законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения или деятельности от уровня ее психической регуляции (закон Иеркса-Додсона). Пятый тип – законы, описывающие процесс психического развития человека в масштабах его жизни (закон гетерохронности развития психических функций). Шестой тип – законы, в которых раскрываются основания различных свойств человека (законы нейродинамики). Седьмой тип – законы об отношении между разными уровнями организации психических процессов и свойств (законы отношения между разными уровнями антиципации, организации в структуре личности). Следует отметить, что в психологии довольно часто стремятся расширить сферу действия закона. Так, в свое время пытались объяснить развитие потребностей человека логарифмическим законом Вебера-Фехнера, полученным при изучении элементарных ощущений. Другие примеры – попытки переноса законов, открытых при исследовании памяти, в область групповой динамики или из области развития индивидов в область развития общества.

Система понятий. Современная система понятий в психологии представляется чрезвычайно разнородной. В ней можно встретить понятия, выведенные из повседневного опыта и определяемые только внутри языковых значений. На этот «грунт» в ходе исторического развития наложились понятия, определяемые уже не только языком, но и их принадлежностью к той или иной философской концепции, слой оперативных понятий, выводимых на основе экспериментально-психологических исследований. Важнейшие психологические понятия, такие как «сознание», «бессознательное», «интеллект», «индивидуальность», «личность», «психические процессы», «влечение», «потребность» и т.п., имеют десятки не согласующихся между собой определений. Неадекватность психологических понятий изучаемому явлению порождает трудности на пути развития психологии. В современной психологии появилось много понятий из пограничных наук. Это имеет как положительное значение, поскольку, по выражению Б.Ф. Ломова, увеличивает мощь науки, так и отрицательное, поскольку приводит к терминологической путанице. Видимо, применение системного подхода способствует образованию законченной системы понятий психологической теории.

Правила выводов. Проблему, в сущности, можно свести к проблеме объяснения в психологии, о чем мы будем говорить ниже.

Таким образом, психологическая теория по своим параметрам и свойствам принципиально ничем не отличается от теорий, бытующих в других науках, и, следовательно, она совместима с «чужими» теориями. Отличительные особенности психологической теории обусловлены характером описываемого объекта, стадией развития науки, применяемыми методами исследования и терминологией.

Одна из задач, которая встает при анализе конкретной психологической теории, заключается в выявлении того психологического принципа, который определяет содержание данной теории. Мы уже говорили о том, что любая психологическая модель подчиняется общеметодологическим принципам и специальным принципам, которые устанавливают своеобразие содержания теории. Психологические принципы в соответствии с общеметодологическими принципами характеризуют предмет, методы и границы конкретной теории. При этом каждый фрагмент содержания теории удерживает именно специальный психологический принцип. В частности, в качестве таких принципов выступают: принцип деятельности для теории деятельности, принцип структурности для гештальт-психологии, принцип реактивности для бихевиоризма, принцип бессознательного для психоанализа. Важно проследить, откуда берутся эти принципы.

Источниками психологических принципов выступают соответствующие факты реальности. Однако не всякий факт может быть принципом. Для того чтобы факт стал принципом, ему должен быть придан статус принципа. Например, заслуга Л. С. Выготского заключается не в том, что он первым обнаружил факт использования специальных средств для управления психической деятельностью человека, а в том, что он придал этому факту статус принципа и сформулировал на основе принципа опосредованности культурно-историческую теорию развития высших психических функций.

Специальные психологические принципы определяют соответствующую систему понятий, а значит, и систему содержания конкретной психологической теории. В дальнейшем принцип как фильтр начинает участвовать в отборе тех психологических фактов, которые теория рассматривает как свои или начинает их игнорировать.

Существенным моментом специального психологического принципа является то, что он базируется на конкретном факте реальности и несет на себе все свойства и особенности этого факта. Так, если принцип опосредствованности имеет прямое отношение к появлению высших психических функций, т. е. характеризует такие качества психики, как осознанность и произвольность, то нужно понимать, что эти свойства вытекают именно из особенностей самого факта реальности, взятого за принцип.

Так, использование средства в качестве орудия психической деятельности, безусловно, предполагает знание способа применения этого средства и понимание того, на каком этапе применения средства находится субъект, т. е. предполагает произвольность. Соответственно психологическая теория, которая основывается на данном принципе, оказывается чувствительной именно к тем проблемам или тем аспектам психической жизни человека, которые соотносятся с этим принципом.

Подчеркнем, что в этом случае культурно-историческая теория сталкивается со сложностями в интерпретации бессознательных процессов, что и отразилось, на наш взгляд, в текстах Л. С. Выготского: он подчеркивал в качестве безусловного достижения психоанализа возможность дать положительную характеристику бессознательного, между тем в рамках культурно-исторической теории проблема бессознательного решена не была. Этот результат, на наш взгляд, является следствием того ограничения, которое накладывает принцип на содержание теории. Точно так же последователи теории Л.С.Выготского, например представители теории деятельности, не смогли решить проблему бессознательного, поскольку принцип деятельности предполагает единство сознания и деятельности, но не единство бессознательного и деятельности.

Психологические принципы определяют границы психологи 1 ческой теории не только вширь, т.е. с точки зрения той проблематики, которая рассматривается данной теорией, но и вглубь, Т.е. с точки зрения предела объяснения.

Так, например, для объяснения поведения человека в бихевиоризме универсальный принцип «стимул - реакция» предполагает, что поведение будет понято, если мы определим связь между стимулом, который действует на испытуемого (ситуация, в которой он оказался), и той реакцией, которая вызывает данный стимул. Здесь существенный момент состоит в том, что дальше этих категорий психологическое объяснение не движется. Поэтому считается, что поведение адекватно интерпретировано, если описаны сами ситуации и реакции на них.

Если же обратиться к теории деятельности или к культурно-исторической теории, то предельным объяснением будет объяснение, которое опирается на систему операций и средств, с помощью которых эти операции выполняются. В частности, именно на этих принципах построена теория способностей Л.А.Венгера: понять психологическое строение способности - значит понять систему операций и средств, которыми пользуется человек для решения встающих перед ним задач. Именно этот подход лег в основу системы диагностики развития детей дошкольного возраста. В психоанализе объяснения заканчиваются, когда находится вытесненное в область бессознательного содержание сознания

(в частности, образы пережитых ситуаций). Приведем следующий отрывок: «"Да, теперь я знаю. Это голова моего дяди... Лицо, которое я теперь вижу это его злое лицо". Эта информация напомнила мне, что ее первый истерический симптом, рвота, прошел. ...Соответственно мы имели дело с истерией, которая была в значительной степени отреагированной. И действительно, вскоре, после того как это произошло, Катарина рассказала о своем открытии своей тете.

Ты рассказывала своей тете другие истории - о том, как он с тобой заигрывал?

Да, не сразу, а позже, когда уже шел разговор о разводе. Моя тетя сказала: мы придержим это в запасе. Если он будет чинить неприятности в суде, мы расскажем и об этом тоже.

Я могу прекрасно понять, что именно этот последний период - когда в доме происходило все больше волнующих сцен и когда состояние девушки перестало интересовать ее тетю, целиком занятую спором, - должно быть, как раз тот период накопления и сохранения информации оставил Катарине в наследство мнемический символ (или галлюцинацию) - лицо.

Я надеюсь, эта девушка, чья сексуальная чувствительность пострадала в таком юном возрасте, извлекла некоторую пользу из нашего разговора. С тех пор я ее не видел» 1 .

Из приведенного отрывка видно, что главную задачу З.Фрейд видел в том, чтобы выяснить исходное переживание, которое было вытеснено его пациенткой и впоследствии было обнаружено в результате кропотливой работы. При этом сам факт установления вытесненного переживания является финальным в методологии 3. Фрейда именно в силу понимания принципа бессознательного. При чтении этого отрывка складывается впечатление незавершенности действия: хотелось бы двигаться дальше, но принцип бессознательного не позволяет этого делать. З.Фрейд заключает, что он впоследствии этой пациентки не видел. Но, на наш взгляд, ему и не надо было видеть дальше, поскольку процесс оказался завершенным.

Особенность специальных психологических принципов заключается и в том, что, хотя каждый из них является центральным для соответствующей ему психологической теории, принципы, образующие разные теории, оказываются связанными между собой. Так, принцип структурности в гештальт-психологии выступает в оппозиции к принципу дискретности в ассоциативной психологии; принцип бессознательного в психоанализе оппозиционен принципу сознательности в ассоциативной психологии; принцип реактивности оппозиционен принципу ненаблюдаемости психических

1 Фрейджер Р., ФейдименД. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. - СПб., 2006. - С. 57.

явлений в ассоциативной психологии; принцип операциональное теории Ж.Пиаже является опосредствованием принципа структурности и принципа реактивности в бихевиоризме. Подобные отношения между принципами показывают, что они не являются внутренне независимыми и существующими в рамках конкретной психологической теории, а располагаются в общем пространстве психологического знания. Тем самым принципы не только ограничивают соответствующую психологическую теорию, но и задают возможности ее развития путем формулирования других принципов.

Говоря о роли принципа в структуре психологической теории, можно заметить, что конкретный психологический принцип выступает в роли ее центра в том смысле, что он в первую очередь стягивает к себе факты, характеризующие данную теорию, основные понятия и методы исследования. Вместе с тем сам принцип ограничивает содержание психологической теории, создает ту«броню», которая не позволяет фактам, не связанным с этим принципом, войти в тело теории. Как писал И.Лакатос, «у всех исследовательских программ есть "твердое ядро"... мы должны напрягать нашу изобретательность, чтобы прояснять, развивать уже имеющиеся или выдвигать новые "вспомогательные гипотезы", которые образуют защитный пояс вокруг этого ядра... защитный пояс должен выдержать главный удар со стороны проверок; защищая таким образом окостеневшее ядро...» 1 . Мы хотим подчеркнуть, что именно специальный психологический принцип создаетто самое ядро, вокруг которого выстраиваются многообразные Ясистемы защит.

В отечественной психологии наиболее разработанной является теория деятельности. Она легла в основу многих исследований по общей и прикладной психологии. Принципы теории деятельности составляют специальную методологию отечественной детской психологии. Их непонимание ведет к непониманию всей отечественной детской психологии и господству натуралистического взгляда на психику ребенка. Поэтому остановимся на анализе этих принципов более подробно. Один из главных принципов теории деятельности - принцип предметности психического отражения. Принцип предметности является большим теоретическим достижением отечественных психологов, и в первую очередь заслуга в его разработке принадлежит А.Н.Леонтьеву. Он отмечает, что психическое развитие человека остается тайной, если не раскрыта человеческая деятельность и ее главная характеристика - ее «предметность»: «Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование

1 Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских про­грамм. -М., 1995. - С. 162.

деятельности необходимо требует открытия ее предмета. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может. Уже в самом зарождении деятельности и психического отражения обнаруживается их предметная природа» 1 .

При этом А.Н.Леонтьев подчеркивает, что управляет процессами деятельности первично «сам предмет и лишь вторично - его образ как субъективный продукт деятельности, который фиксирует, стабилизирует и несет в себе ее предметное содержание. Иначе говоря, осуществляется двойной переход: переход предмет-процесс деятельности и переход деятель - субъективный продукт. Но переход процесса в форму продукта происходит не только на полюсе субъекта. Еще более явно он происходит на полюсе объекта, трансформируемого человеческой деятельностью; в этом случае регулируемая психическим образом деятельность субъекта переходит в "покоящееся свойство" ее объективного продукта» 2 . Другими словами, любая вещь, на которую направлена активность человека, обладает сначала только определенными пространственно-временными, физическими свойствами. Человек как бы сталкивается с этой вещью дважды: до начала деятельности и после окончания деятельности. Ни свойства вещи, определяемые физическими ее особенностями, ни первичный «образ» вещи не характеризуют принцип предметности. Предметность возникает только в результате разрешения противоречия между потребностями человека и свойствами объекта, удовлетворяющими эту потребность.

Еще раз подчеркнем, что предметность - это не объект сам по себе и не потребность человека, это отношение между потребностью и предметом.

Эта особенность принципа предметности нашла свое выражение в сформулированном В.Вундтом законе «гетерогонии цели». Суть этого закона сводится к различию конечного продукта деятельности и начального замысла. И это понятно. Конечный продукт как раз и представляет собой разрешенное противоречие между потребностью и объектом. Отличие конечного продукта от представления о нем до начала деятельности характеризуется тем, что в первоначальном представлении о конечном продукте более выражена субъективная сторона предметной деятельности, а в конечном - его объективная сторона. Важно понять, что речь идет

1 Леонтьев А. И. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. - С. 84. 1 Там же. - С. 86.

не об объективных свойствах вещи, а об объективных свойствах предметной деятельности.

По А.Н.Леонтьеву, вторичный образ, т.е. образ вещи, полученной в результате деятельностного ее преобразования, и есть опредмеченная деятельность (или потребность). Сама же вещь, преобразованная в результате деятельности, приобрела не только физические свойства, но и предметные свойства, т.е. такие ее физические свойства, которые могут удовлетворять определенные потребности человека.

Следовательно, в человеческом обществе используются объекты, обладающие двумя группами свойств: вещными и предметными. Специфика человеческой психики как раз и состоит в том, что объект отражается в ней со стороны своих предметных свойств. Сами же предметные свойства есть опредмеченная потребность. Большинство исследований отечественных психологов иллюстрируют действие этого принципа в психическом развитии ребенка. Возьмем в качестве примера эксперимент, проведенный Л.А.Венгером с детьми раннего возраста (1 - 3 года). Детям предлагалась специальная решетка, через которую можно было достать фигуры различной геометрической формы. Для каждой фигуры - призмы, шара и пирамиды - было создано свое отверстие, через которое ее можно было пронести. Что же оказалось? Первоначально дети пытались тащить фигуры через любые отверстия, конечно, при этом у них ничего не получалось. Данный факт свидетельствует, что: 1) дети видели геометрические фигуры; 2) они также видели и отверстия; 3) более того, они улавливали определенное соотношение между фигурой и отверстием. Однако следует ли из этого, что дети воспринимали форму отверстия и форму фигуры?

Как ответили бы на этот вопрос представители натуралистических взглядов? Главная особенность их подхода заключается в а том, что они выделяют только стимулы (или вещные свойства объектов). Вот, например, описание одного из подобных экспериментов: «Когда мы решили исследовать зрительные способности еще совсем беспомощных младенцев, мы смогли найти лишь один подходящий показатель - движения глаз. Если ребенок всегда чаще направляет свой взор на одни формы, чем на другие, то он, очевидно, способен воспринимать форму. Исходя из этого, мы разработали тест на зрительный интерес, нашими первыми испытуемыми были детеныши шимпанзе, мы обнаружили явное предпочтение определенных предметов, что указывает на врожденную способность различать их.

Перейдя от шимпанзе к человеку, мы не внесли существенных изменений в методику эксперимента. Интерес к предъявляемым объектам исчезает у детей быстрее, чем у детенышей шимпанзе, и они склонны засыпать во время опытов.

Суммарное время рассматривания для разных пар было весьма различным: более сложные пары привлекали больше внимания. Было очевидно, что восприятие формы в какой-то мере является врожденным. Показав, что даже в очень раннем возрасте дети способны воспринимать форму, мы уже опровергли распространенное представление о том, что они по анатомическим причинам не могут видеть ничего, кроме неясных светлых и темных пятен» 1 .

Как сопоставить результаты двух экспериментов? Мы бы сказали, что в этих опытах восприятие отсутствовало в силу того, что противоречие между потребностью ребенка (например, получить эту фигурку) и вещными свойствами предмета еще не разрешено, форма еще не выступила предметом особой деятельности - восприятия, далее эта деятельность еще не опредметилась в образе предмета, отражающего его форму. Возникает вопрос: что же тогда наблюдалось? Вероятнее всего, наблюдались психофизиологические особенности функционирования зрительной сенсорной системы на ранних этапах онтогенеза. Ясно, что существует соответствующий орган, который реагирует на различия в стимуляции, но эти различия носят физиологический характер, они еще не получили предметного, психического значения. Эти реакции А. В. Запорожец вслед за И. П. Павловым называл ориентировочным различением: «Ориентировочное различение создает лишь предпосылки для восприятия, но еще не обеспечивает само по себе возникновения адекватного перцептивного образа» 2 .

Подтверждение правильности предметности восприятия было показано А. В. Запорожцем на примере восприятия глубины. Американские психологи Р.Уок и Э. Гибсон полагали, что восприятие глубины врожденное, по крайней мере, частично. Для доказательства этого предположения был проделан следующий опыт. Стол накрывали стеклом. На поверхность стола, накрытую стеклом, помещали ребенка. Стекло далеко выступало за край стола, так что ребенок мог видеть пол. У края стекла стояла мать ребенка. Ребенок начинал ползти к матери, но как только он доползал до края стола, останавливался. На основании результатов этого эксперимента делался вывод, что ребенок воспринимает глубину. А. В. Запорожец предложил изменить условия эксперимента: закрасить половину стола другим цветом. В этом случае ребенок доползал до границы цветов и останавливался, хотя объективно различий в глубине расположения поверхностей, раскрашенных в разные цвета, нет. Что же есть? Есть различия в стимуляции, но восприятия глубины нет.

¹ Восприятие: механизмы и модели / под ред. А. В. Запорожца - М 1974 - С. 340-344.

2 Восприятие и действие / под ред. А. В. Запорожца. - М., 1967. - С. 177-181.

Показательна интерпретация результатов этих исследований, сделанная в книге Т. Бауэра: «Исследователи обнаружили, что младенцы, которые уже могут ползать, ни при каких обстоятельствах не переползают на глубокую сторону обрыва, что, по-видимому, является убедительным доказательством наличия восприятия удаленности. К сожалению, младенцы, возраст которых достаточно велик, чтобы они могли ползать, имеют продолжительную историю развития восприятия и моторики. Поэтому описанный эксперимент мало что может нам сказать об истоках восприятия пространства» 1 . Как видим, Т.Бауэр не сомневается в достоверности результатов, полученных Э. Гибсоном и Р.Уоком. Подобная уверенность есть следствие игнорирования принципа предметности в рамках натуралистического подхода.

Если продолжать подобные логические рассуждения, можно регистрировать реакцию ребенка на два различных слова. Вероятно, на различные слова, скажем короткое и длинное, реакция будет различной. Будет ли означать это различие, что ребенок их понимает? Конечно, нет. Но если следовать логике подобных экспериментов, нужно говорить о различии в понимании.

Таким образом, непонимание принципа предметности ведет к искажению при построении психологической интерпретации наблюдаемых психических явлений. Психика человека построена по принципу предметного отражения действительности. Это значит, что содержание психического отражения составляют не вещи, а предметы человеческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека.

Важный вывод, следующий из принципа предметности, состоит в том, что ребенок сам не может выработать в себе человеческую психику именно в силу того, что объекты выступают для Него со стороны своих вещных свойств. Необходима организованная взрослым система присвоения предметных свойств вещей и 4 явлений, т.е. необходима система обучения и воспитания. Фактически признание принципа предметности ведет к признанию прижизненного формирования психики человека. Еще одним важным принципом, выделяемым в теории деятельности, стал принцип активности. Сущность этого принципа связана с интерпретацией человека либо как существа пассивного,только реагирующего на внешние воздействия, либо как активного.

Наиболее яркими представителями принципа пассивности являются бихевиористы. Они рассматривают поведение человека как систему реакций на внешние воздействия.

В отечественной же психологии разрабатывается принцип активности психики человека. Он имеет несколько сторон. Наиболее

1 Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., 1979. - С. 102.

традиционное понимание активности заключается в анализе психических процессов как зависимых от целей, установок, эмоций, опыта субъекта, что проявляется в избирательности и направленности деятельности субъекта.

А. Н.Леонтьев отмечал: «Психология издавна описывала и изучала зависимость восприятия, представления и мышления от того, "что человеку нужно", - от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Очень важно при этом подчеркнуть, что такая пристрастность сама объективно детерминирована и выражается не в неадекватности образа (хотя и может в ней выражаться), а в том, что она позволяет активно проникать в реальность» 1 .

Подобное понимание активности психики человека сходно с позициями многих ученых. Например, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что внешние причины действуют через внутренние условия. Иными словами, получается, что человек избирателен к внешним воздействиям. Ж.Пиаже также разделял эту позицию, если под внутренними условиями рассматривать характер операциональных структур, которые складываются у ребенка в процессе его адаптации к действительности. Этот подход можно рассматривать в качестве дополнения к принципу реактивности.

Однако в отечественной психологии существует другое понимание активности психического отражения. Этот подход выражается во взгляде на познавательные и вообще психические процессы как на творческие, продуктивные, как на процессы порождения психического образа. Представитель этого направления П.Я.Гальперин показывает, что в той среде, в которой поведение возможно как реактивное приспособление к миру, в возникновении психического отражения нет никакой необходимости. Все поведение субъекта в этом случае может быть объяснено на физиологическом уровне, на врожденных и приобретенных физиологических реакциях.

Разработка принципа опосредствования в психологии была начата Л.С.Выготским. Он говорил, что психическая деятельность человека в отличие от психики животных, носит опосредованный характер: человек использует различные орудия (средства), благодаря которым овладевает своей психикой. Он писал: «В поведении человека встречается целый ряд искусственных приспособлений, направленных на овладение собственными психическими процессами» 2 . При этом он указывал на различия между психическими средствами и орудиями практической деятельности человека: «...орудие, будучи тоже выдвинуто как средний член между деятельностью человека и внешним объектом, направлено на

1 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - С. 56.

2 Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии / под ред. А.Р.Лурия, М.Г.Ярошевского. - М., 1982. - С. 103, 106.

то, чтобы вызвать те или иные изменения в самом объекте, психологическое орудие ничего не меняет в объекте, оно есть средство воздействия на самого себя (или другого) - на психику, на поведение, а не средство воздействия на объект» 1 .

Сам Л. С. Выготский исследовал прежде всего знак (слово) как средство психической деятельности человека. Однако он подчер­кивал, что употреблением знаков не исчерпывается опосредствование психики человека. В дальнейших исследованиях учеников Л. С. Выготского были выделены различные виды средств психической деятельности.

А. В. Запорожец выделил сенсорные эталоны как средства восприятия. Он писал: «В результате многовекового опыта производственной, научной и художественной деятельности человечество выделяет из всего многообразия воспринимаемой действительности некоторые качества, имеющие наиболее важное значение для достижения практических и познавательных целей, определенным образом их квантует, систематизирует и словесно обозначает. Отдельный индивид на протяжении детства усваивает такого рода конденсированный общественный сенсорный опыт и научается им пользоваться как системой чувственных мерок, или эталонов, для анализа окружающего и упорядочивания своего опыта» 2 , Сотрудниками А. В. Запорожца были установлены образные средства умственной деятельности дошкольников. Так, Н. Н. Поддьяков показал роль «операторных эталонов» в мышлении ребенка, относящихся к большой группе «преобразующе-воспроизводящих» средств, группу предпонятийных средств, а также модели исхемы. Л. А. Венгер исследует специфику модельных представлений детей, рассматривая их как особую форму опосредствования. Она характеризуется использованием образов, «передающих отношения между предметами, явлениями и их элементам в более или менее условной и схематической наглядной пространственной форме» 3 . Принцип опосредствования позволяет определить стратегию Исследований в детской психологии. Управление психическим развитием ребенка в этом случае сводится к анализу и формированию соответствующих психических средств и способов их применения. При этом овладение средствами осуществляется детьми в процессе соответствующей деятельности, организуемой взрослым. Принцип интериоризации зародился в бихевиоризме. В отечественной психологии его разработку начал Л. С. Выготский. Он писал:

1 Выготский Л, С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории Психологии / под ред. А.Р.Лурия, М.Г.Ярошевского. - М., 1982. - С. 106.

2 Запорожец А. В. Избранные психологические труды. - М., 1986. - Т. 1. - С. 109.

3 Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. - М, 1986. - С. 6.

«Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной» 1 . Для Л.С.Выготского понятие интериоризации означало переход от внешнего (интерпсихического) к внутреннему (интрапсихическому).

Принцип интериоризации многопланов. Во-первых, он раскрывает переход от коллективного к индивидуальному. Л.С.Выготский сформулировал этот переход как основной закон культурного развития: от, социальной коллективной деятельности, в которую включен ребенок, к индивидуальной психической деятельности. Суть этого превращения была показана в его книге «Мышление и речь» на примере анализа эгоцентрической речи. Во-вторых, принцип интериоризации раскрывает особенности формирования собственно внутреннего, психического плана, что связано с существенной перестройкой внешней формы деятельности. Принцип интериоризации позволяет решить вопрос о целенаправленном формировании психики ребенка путем организации внешней деятельности.

Принципы психологии постоянно развиваются. Смещается значение одних, выдвигаются на передний план другие, появляются новые. В последнее время принципы деятельностного анализа психики используются реже, появляются альтернативы других подходов. Однако необходимо отметить безусловную продуктивность специальных принципов предметности, опосредованное, а также интериоризации. Отказ от них будет способствовать усилению господства натуралистических тенденций, что приведет лишь к констатации беспомощности психолога перед «природной» психикой.

Как мы уже отмечали, принцип - это правило, которому следует автор теории. Он позволяет отличить одну теорию от другой. В этом случае все содержание теории обусловлено этим правилом, и каждый фрагмент теории содержит в себе это правило. Поэтому если мы постараемся сделать наиболее общий срез содержания, то за всеми конкретными высказываниями мы можем увидеть действие исходного принципа. Поскольку принцип определяет предметную область теории, то он же определяет и методы исследования и анализа. Мы могли бы сказать, что связь между принципом и методом оказывается неразрывной, так как метод исследования тоже представляет собой правило, которое должен постоянно удерживать исследователь.

Существенный вопрос заключается в том, в каком отношении находятся принципы и методы. Ответ состоит в том, что принципы и методы по-разному выстраивают содержание теории. Строго

1 Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии / под ред. В.В.Давыдова. - М., 1982. - С. 103, 106.

говоря, принцип отвечает на вопрос: как должна быть выстроена теория? А метод позволяет понять, что может быть получено в результате построения данной теории.

Эти «что» и «как» - ортогональны друг другу, и все содержание теории пронизано ответами на эти вопросы. Поэтому если мы возьмем содержание психологической теории (например, ассоциативной теории), то принципом этой теории является принцип сознательности, т. е. тождественности психики и сознания человека, а методом - метод самонаблюдения.

Если мы утверждаем, что психика есть сознание и сознание есть внутреннее достояние каждого конкретного человека, то отсюдаследует, что никто, кроме самого человека, не может охарактеризовать собственное сознание. Этот вывод прямо говорит о том, что сознание можно изучать только с помощью метода самонаблюдения.

Существует большой объем литературы, описывающей метод самонаблюдения, но главное в этом методе - это отождествление содержания сознания и способа, посредством которого это содержание изучается. Причем содержание и способ мы можем рассматривать как вещи противоположные друг другу, но если мыпосмотрим, что можно увидеть в содержании сознания, отвлекаясь от содержательной стороны, то мы увидим только способ получения этого содержания с помощью самонаблюдения. И наоборот, если мы будем рассматривать метод самонаблюдения, то что мы сможем увидеть в этом методе, отвлекаясь от само-К» метода? Только содержание сознания. То есть любое содержание сознания может быть получено только методом самонаблюдения, Яэтот метод всегда стоит как бы за содержанием сознания.


Похожая информация.


Наибольшее влияние на развитие психологии в ХХ столетии в основном оказали две теории: “бихевиоризм” и “фрейдизм”. Первая возникла в Америке, вторая - в западной Европе. Не видя дальнейших перспектив для развития психологии в рамках интроспективного исследования явлений сознания, некоторые американские психологи переключили свое внимание на исследование поведения животных и человека. Этому также способствовало то обстоятельство, что к этому времени оформилась рефлекторная теория нервной деятельности, в рамках которой ученые пытались объяснить поведение животных и человека.

Основателем нового направления в психологии считается Д. Уотсон, книга которого под названием “Психология с точки зрения бихевиориста” вышла в 1913 г. Название новой теории “бихевиоризм” происходит от английского слова “бихевиор”, что в переводе на русский язык означает “поведение”.

Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной, что ее предметом должно стать только то, что непосредственно воспринимается, т. е. поведение, что сознание не может быть предметом науки, так как оно недоступно для объективного изучения.

Он писал: “...психология должна... отказаться от субъективного предмета изучения, интроспективного метода исследования и прежней терминологии. Сознание с его структурными элементами, неразложимыми ощущениями и чувственными тонами, с его процессами, вниманием, восприятием, воображением - все это только фразы, не поддающиеся определению” Утсон Дж. Психология как наука о поведении. Госиздат Украины, 1926, с. 3..

Цель науки - выявить причины появления и функционирования поведения человека и животных. Основной причиной поведения, полагал Уотсон, являются внешние стимулы, при действии которых организм отвечает определенными двигательными реакциями. Связь между стимулом и реакцией может быть как врожденной, так и приобретенной. Особенно большое значение бихевиористы придавали изучению законов образования новых связей между стимулом и реакцией, так как это давало бы возможность объяснить усвоение новых форм поведения.

В основном бихевиористы проводили эксперименты на животных, используя методику “проблемного ящика”. Животное, посаженное в “проблемный ящик”, могло выйти из него, только нажав на запирающее устройство. Появление новых форм поведения происходило путем проб и ошибок. Сначала животное случайно нажимало на рычаг, закрывающий дверцу, затем, при многократном повторении движения, приводящего к успеху, закреплялось, в результате чего между стимулом и реакцией устанавливалась прочная связь. Так упрощенно объясняли бихевиористы процесс научения новым формам поведения как животных, так и человека, не видя между ними никакой принципиальной разницы. Все отличия между животным и человеком они усматривали только в том, что количество стимулов и реакций у человека значительно больше, чем у животных, так как наряду с природными стимулами человек подвергается воздействию социальных, в том числе и речевых стимулов.

Главная задача ученого, считали бихевиористы, научиться по стимулу определять реакцию, а по реакции - действующий стимул. В действительности это оказалось невозможным, так как один и тот же стимул может вызвать разные реакции, а одну и ту же реакцию - разные стимулы. Это происходит потому, что связь между стимулом и реакцией устанавливается посредством психики. Стимул вызывает ту или иную реакцию, только отражаясь в психике.

Это обстоятельство должны были признать впоследствии “необихевиористы”. Так Э. Толмен писал, что связи между стимулами и реакциями являются не прямыми, а опосредствуются “промежуточными переменными”, под которыми он понимал психологические факторы, такие как цели, ожидания, намерения, гипотезы, когнитивные карты (образы). О их наличии в поведении свидетельствуют такие признаки как: возникновение поведения без внешних стимулов, длительное поведение без новых стимулов, изменение поведения до того как стимулы начинают действовать или продолжают действовать, улучшение результатов поведения в процессе повторения.

Появление кибернетики, информатики, компьютеров привело к возникновению так называемой когнитивной психологии. Стало ясно, что объяснение поведения посредством только стимулов и реакций является недостаточным. Результаты, полученные при действии вычислительной машины, зависят не только от исходных данных, введенных в машину, но и от того, какая программа была заложена в нее. То же самое и по отношению к человеку. Его поведение зависит не только от того, какие стимулы действуют на него, но и от того, как они обрабатываются посредством когнитивных (познавательных) процессов, на базе которых функционирует сознание человека.

В Западной Европе развитие психологии в ХХ веке пошло по иному пути. В Германии возникло новое направление в психологии, получившее название “гештальтизм”. Сторонники этого направления М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка и др. подошли критически как к ассоциативной, так и к поведенческой психологии. Они доказывали, основываясь на своих исследованиях, что невозможно объяснить психику и поведение, расчленив их на простейшие элементы: ощущения и реакции.

Психика и поведение, утверждали они, не могут быть сведены к изолированным элементам, так как они имеют целостный характер. Целостные структуры в психике и в поведении существуют изначально и они не разложимы на отдельные элементы. Психические явления (образы, мысли, чувства) и акты поведения (действия и поступки) не могут быть сведены к отдельным впечатлениям и механическим движениям типа проб и ошибок, а характеризуются целостностью и охватом всей ситуации, в которой находится животное или человек.

Исследования гештальтпсихологов внесли много ценного в разработку проблем восприятия, памяти, мышления, личности и межличностных отношений. Но гештальтистов критиковали за то, что они неправомерно свели психику и поведение только к целостным структурам, отбросив отдельные элементы, несмотря на то, что они существуют в действительности.

Одновременно с этими направлениями в Западной Европе возникла еще одна теория, которая получила название "фрейдизм” или “психоанализ”. Создатель этой теории З. Фрейд выделил в структуре психики человека три сферы: сознание, предсознание и бессознательную психику. Основное внимание он уделил последней сфере, создав теорию и практику использования бессознательных психических явлений в целях психотерапии. Так как Фрейд назвал свой метод лечения неврозов психоаналитическим, то его учение получило второе название - “психоанализ”.

В основе его теории лежит аналитический подход к структуре психики и к возникновению и взаимодействию психических явлений разного уровня. Содержание всех сфер зависит от той информации, которая идет из внешнего мира и внутренних состояний организма. Сначала вся информация поступает в древнюю бессознательную психику, которая отражает и регулирует врожденные реакции организма. Информация, отражающая и регулирующая более сложные акты поведения, поступает в более позднюю - предсознательную психику. И, наконец, информация, имеющая социальный характер, поступает в самое позднее образование психики - сознание.

Каждая сфера характеризуется своими особенностями. Основным свойством бессознательной психики является ее большой энергетический заряд, определяющий действенный характер ее влияния на поведение человека. Второй особенностью этой сферы является то, что информация, накапливаемая в ней, с трудом поступает в сферу сознания, в связи с работой двух механизмов: сопротивления и вытеснения. Это объясняется тем, что между сознанием и бессознательной психикой существуют бескомпромиссные противоречия. Содержанием бессознательной психики, по Фрейду, являются желания и влечения, главными из которых являются сексуальные влечения, содержанием же сознания являются моральные принципы и другие социальные установки, с точки зрения которых инстинктивные влечения являются постыдными и не должны пропускаться в сознание. Но они, обладая большой энергетической силой, все же прорываются в сознание, которое хотя и старается вытеснить их в сферу бессознательного, но они остаются там, принимая искаженную форму. Они-то и являются, по Фрейду, причиной невротических симптомов, которые должны быть подвергнуты анализу и устранены посредством специальных терапевтических приемов: свободных ассоциаций, анализа сновидений, создания мифов, путем отстранения и т. д.

Методы психоанализа широко используются в психотерапии, но теоретические положения Фрейдизма подвергаются критике за био- логизацию психики человека, за недооценку роли сознания, которое, по меткому замечанию критиков, стало полем битвы, где в смертельной схватке сошлись старая дева и сексуально помешенная обезьяна.

Последователи Фрейда “неофрейдисты” Адлер, Фромм и др., сохранив веру в особую роль бессознательного в психике человека и в наличие у него отрицательных комплексов, все же должны были признать решающее влияние социальных факторов на психику и поведение человека. Так Фромм считал, что там, где подавляется личность, возникают патологические явления в психике: мазохизм, некрофилия (стремление к разрушению), садизм, конформизм и др.

Особое место в психотерапии занимает система Р. Хаббарда Хаббард Л. РОН. Дианетика. М., 1993., создавшего “ Дианетику” - современную науку, как он пишет, душевно - го здоровья. Хотя сам Хаббард нигде не упоминает, что его теоретические положения и методы восстановления душевного здоровья связаны с Фрейдом, но вся теория и практика воздействия на психику построена на приоритете бессознательного.

Книга Хаббарда “Дианетика” была опубликована в 1950 г. и сразу завоевала широкую известность в мире, за исключением нашей страны. У нас она появилась только в 1993 г. Очевидно, по идеологическим причинам, его книга раньше не только не издавалась, но и нигде не упоминалась и не рецензировалась. Характерной особенностью “Дианетики” является широкий охват проблем, связанных с психикой человека, стремление связать теоретические вопросы с практикой восстановления душевного здоровья без физического вмешательства, исключительно только средствами психотерапии.

Главная цель психотерапии Хаббарда, как он пишет, - это клир. Клир - это человек в его оптимальном душевном состоянии. Клир обладает в полном объеме всеми теми психическими свойствами и качествами, которые обеспечивают ему наиболее благоприятное существование в обществе. Не - клир - это аберрированный человек с искаженной психикой. Он может стать клиром посредством дианетической терапии. В основе аберрации, искажающей психику, лежат инграм- мы - записи в клетке всех тех воздействий, которые пагубно влияют на психическое развитие человека. Инграммы возникают, начиная с пренатального периода, в течение всей последующей жизни. Они вводят в ум человека искаженную информацию, которая вызывает расстройство нормальной психической деятельности. Для того, чтобы вернуть душевное здоровье человеку, необходимо стереть инграмму посредством специальных терапевтических воздействий. К ним относятся: ревери - готовность пациента воспроизвести травмирующие события прошлого с закрытыми глазами, релиз - отключение человека от трудностей и болезненных эмоций, рестимуляция - восстановление в памяти событий прошлого, напоминающих настоящее, рикол - повторное воскрешение ощущений из прошлого, драматизация - дублирование содержания информации в инграмме в настоящее время, метод репитера - возвращение пациента назад по траку времени для повторного контакта с инграммой и др.

В теоретическом плане Хаббард считал, что главной целью жизни человека является выживание. Он описал четыре динамики выживания. Первая динамика - это стремление к выживанию ради самого себя. Вторая динамика связана с сексуальной деятельностью, рождением и воспитанием детей. Третья динамика направлена на выживание больших групп людей, народов, наций. Четвертая динамика связана с выживанием всего человеческого рода. Абсолютная цель выживания - это стремление к бессмертию или к бесконечному выживанию человека как организма, его духа, продолжение себя в своих детях и во всем человечестве.

Хотя Хаббард считает, что “Дианетика” - это наука, однако в 1 ней имеет место много неясных и спорных положений. Так, например, Хаббард утверждает, что человек подвергается аберрации с момента зачатия и пациент может восстановить травмирующие события с этого момента. Как же это возможно? Ведь он был тогда клеткой. На это Хаббард отвечает, что “человеческая душа вселяется в сперматозоид и яйцеклетку в момент зачатия” и клетка является разумной. Как же “разумная” клетка может воспринимать травмирующие воздействия? Ведь у нее нет органов чувств и она не обладает экстрасенсорными ощущениями! Не найдя ответа на эти вопросы Хаббард приходит к выводу, что ответы пациента это результат работы “фабрики лжи”, которым подсказывали окружающие о тех событиях, которые имели место в то время. Таким образом, научная достоверность показаний пациентов является сомнительной.

Проблема бессмертия человека стала привлекать в последнее время внимание ученых как в Америке, так и в других странах. Изучением вопроса о возможности жизни после смерти начали заниматься в 70-х годах такие ученые как: Р. А. Муди, Э.Кублер-Росс, и К. Гроф, Л. Уотсон, К. Ринг, Р. В. Аманьян, Р. Альмедер, Ч. Фиоре, А. Ландсберг. В 1990 г. в нашей стране была напечатана книга “Жизнь после смерти”, где были опубликованы фрагменты из работ этих авторов.

Возможность существования души человека после смерти сторонники этой теории доказывают на основе многочисленных фактов. О бессмертии души существуют верования с древних времен у всех народов. В некоторых странах, как, например, в Индии, существует вера в переселение душ после смерти. Приводятся множество свидетельств о фактах такого переселения. Описано много фактов о перемещении людей из того места, где они находятся в данный момент, в другое. Существует много фактов об отделении души от тела во время реанимации в клинике и возвращение ее назад. Удалось сфотографировать при помощи высокочувствительного аппарата прозрачное тело шаровидной формы, отделившееся от тела человека. Были записаны на магнитофоне голоса людей после их смерти.

Таким образом, представления древних философов о бессмертной душе снова появились в научных исследованиях. В дореволюционной России существовали психологические теории как идеалистического, так и материалистического направления. В государственных учебных учреждениях господствовала субъективная идеалистическая психология. В то же время сильными были и материалистические традиции в психологии, заложенные в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Этими учёными были открыты новые механизмы нервной деятельности, лежащие в основе поведения животных и человека. В своих работах они отстаивали объективный принцип изучения психической деятельности, отвергая субъективный подход как не научный.

В послереволюционной период возникли новые психологические теории, в основе которых лежали идеи рефлекторной теории. Так, К. Н. Корнилов разрабатывал “реактологию”, М. Я. Басов - теорию поведения, В.М. Бехтерев - “рефлексологию”. В работах других ученых использовались элементы бихевиоризма, гештальтизма и психоанализа.

В 1936 г. после постановления ЦК ВКПБ “О педологических извращениях в системе Наркомпроса” все существовавшие психологические теории были объявлены ненаучными, буржуазными.

С этого времени советская психология стала развиваться исключительно только на основе Марксизма-Ленинизма и философии диалектического материализма. Это обстоятельство оказало как положительное, так и отрицательное влияние на развитие советской психологии. Это повлияло на разработку тех теоретических положений, которые легли в основу всех психологических исследований в последующее время.

Первое основополагающее теоретическое положение заключалось в том, что психика рассматривалась как свойство высокоорганизованной материи - мозга, заключающееся в отражении окружающей действительности. Такое понимание сущности психики, с одной стороны, давало возможность правильно объяснять назначение психики, а с другой стороны, исключало даже возможность постановки вопроса о существовании психики независимо от человека.

Второе положение заключалось в том, что формы проявления психической деятельности причинно обусловлены. Принцип детерминизма, который был провозглашен философами-материалистами, давал возможность научно объяснить психику и поведение человека и животных в зависимости от условий существования: у животных - биологическими условиями, у человека - социальными. Однако при конкретном объяснении психики человека, в соответствии с идеологическими установками, приоритет отдавался не общечеловеческим, а классовым условиям существования, в связи с чем считалось, что психология господствующих классов не совместима с психологией угнетенных, и что между ними существуют непримиримые противоречия.

Третье положение гласило, что развитие психики происходит не спонтанно (самопроизвольно), а в результате деятельности человека. В соответствии с этим положением считалось, что психика человека не может быть врожденной, она целиком и полностью зависит от обучения и воспитания. Отсюда доказывалась необходимость воспитания человека с новыми психическими свойствами и качествами, которые должны формироваться в процессе построения коммунистического общества. Но жизнь не подтвердила этих прогнозов.

Благодаря работам многих психологов, психология в нашей стране достигла немалых успехов и заняла достойное место в мировой психологической науке. Л. С. Выготский создал теорию культурно-исторического развития высших психических функций, получившую признание в мировой психологии. С.Л. Рубинштейн создал капитальный труд “Основы общей психологии”, обобщивший достижения отечественной и мировой психологии. В. Г. Ананьев внес существенный вклад в исследование чувственных познавательных процессов и в разработку вопросов психологии человекознания. А.Н. Леонтьев является автором теории развития психики в фило- и онтогенезе. А.Р. Лурия известен как нейропсихолог, исследовавший многие анатомо-физиологические механизмы высших психических функций. А. В. Запорожец и Д.Б. Эльконин внесли большой вклад в разработку детской психологии. А.А. Смирнов и П. И. Зинченко являются авторами трудов по проблемам памяти. Б.Ф. Ломов впервые в отечественной психологии стал известен как автор

работ по инженерной психологии. Можно было бы назвать еще много психологов, внесших большой вклад в развитие отечественной психологии.

В настоящее время в отечественной психологии происходит критическая переоценка методологических и теоретических установок, идет поиск новых способов организации исследований по психологии, создания условий для сближения теоретической и практической психологии, уделяется большое внимание организации психологической службы на производстве, в учебных заведениях и в клинических учреждениях.