Сказки        28.03.2024   

Полюбуйся весна наступает. Конспект открытого интегрированного занятия «Полюбуйся, Весна наступает

Аликова Самиха Хасановна
Конспект открытого интегрированного занятия «Полюбуйся, Весна наступает»

Программные задачи : Продолжать работу над составлением сказки на предложенную тему, передавая особенности жанра; учить говорить полными предложениями, формировать умение согласовывать прилагательные с существительными, упражнять в подборе синонимов, антонимов; продолжать работать над словообразованием. Развивать художественно-творческие способности детей, умение передавать интонацией, мимикой эмоциональное состояние. Продолжать воспитывать любовь к родной природе, развивать интерес к ней , делиться своими впечатлениями.

Предварительная работа : Чтение и заучивание стихов о весне . Чтение сказок и рассказов о весне . Рассматривание репродукций картин. Прослушивание произведения П. И. Чайковского "Времена года". Рисование красками и карандашами на тему "Весна ". Словесные игры с детьми .

Материал : Репродукции картин художников о весне . Аудиозапись "Апрель" П. И. Чайковский "Времена года". Краски и карандаши для рисования. Муляж солнечного луча, "волшебный сундучок".

Ход занятия .

Дети входят в зал, украшенный репродукциями картин о весне , звучит музыка. Воспитатель читает стихотворение "Вот уж снег последний в поле тает".

Воспитатель : Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картины и скажите, какое время года изображено на них?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Вы послушали стихотворение, увидели картины, прослушали произведение Чайковского "Апрель" из цикла "Времена года". Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Дети : О весне .

Неожиданно появляется Незнайка.

Ой, ребята, как тут вас много! Чем вы тут занимаетесь?

(Ответы детей) .

Незнайка : Я тоже выучил стихотворение и картину нарисовал о весне . Хотите послушать меня?

(Незнайка рассказывает о зиме, показывает свой рисунок (не о весне ) .

Воспитатель : Ребята, по рисунку Незнайки, мы видим, что в лесу наступила весна ?

Дети : Нет!

Воспитатель : "Правильные" стихи о весне прочитал Незнайка ?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Ребята, давайте поможем Незнайке, расскажем о весне , а потом и рисунок поможем дорисовать. А ты, Незнайка, внимательно слушай.

Воспитатель :

Ребята, какие загадки о весне вы знаете ?

Назовите народные приметы о весне .

Назовите весенние месяцы.

Как называют в народе март, апрель, май?

Как в народе делят весну ? (полевая, речная, лесная) .

А какие признаки весны вы знаете ?

Как зима борется с весной ?

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам поиграть со словами :

Подобрать родственные слова к следующим словам : весна , зима, снег.

Подберите прилагательные к словам : зима весна .

О чём я могу сказать?

Весенний ….

Весенняя ….

Весенние ….

Воспитатель : А теперь поиграем в игру "Облака".

Малоподвижная игра "Облака"

Воспитатель : Ребята, мы продолжаем наш разговор о весне . Кто же помогает весне победить зиму ?

Дети : Солнце!

Воспитатель : Да, ребята, солнце – это самое главное для жизни на земле. Ему посвящены стихи, песни, хороводы.

Раздаётся стук в дверь.

Входит ребёнок в костюме солнечного лучика, в руках шкатулка.

Воспитатель : Ребята, солнышко услышало, что о нём говорим, и прислало свой лучик. Мы с вами знаем стихотворение, про солнечный лучик.

Чтение стихотворения "Утром ранним….".

Воспитатель : Мы с Незнайкой посмотрим, что там в шкатулке и вам покажем.

Незнайка : Ой, тут картинки!

Воспитатель : Сейчас мы посмотрим, какие здесь картинки.

Показывает картинки детям.

Воспитатель : Ребята, почему, солнышко, прислало эти картинки.

(ответы детей) .

Воспитатель : Спасибо солнышку за подарок детям.

Незнайка : Дайте мне их, я их приклею на свой рисунок и он станет весенним!

Воспитатель : Ребята, что делать будем? А я придумала что-то.

Солнышко нам подарило картинки, и мы тоже могли бы сделать ему приятное. Например, придумать небольшие сказки по картинкам, а лучик их передаст. А рисунок Незнайки сами поможем дорисовать.

Давайте сначала рассмотрим картинки. Посмотрите, какой красивый подснежник!

Чтение стихотворение "Подснежник" Т. Белозёрова.

Воспитатель : А теперь каждый вспомнит, какие стихи, сказки о весне знаете , может это вам поможет.

Включается музыка.

Воспитатель : Обдумываем каждый свою сказку, чтобы ваша картинка "ожила". А некоторые дети, помогут Незнайке дорисовать. А ты Незнайка поучись у наших художников и сказки послушай. Расскажешь своим друзьям. И может быть даже наши сказки с "волшебными картинками" помогут быстрее прогнать зиму.

(Когда дети дорисуют, рассмотреть рисунок, оценить его, похвалить детей. Напомнить схему составления сказки. Послушать две сказки).

Воспитатель : Ребята, пока мы с вами работали, рисовали, придумывали сказки, у нас появился ещё гость, который часто приходит с нами поиграть.

Игра "Чудо заморское, доброе".

Воспитатель : Ребята, чем мы сегодня занимались?

Ответы детей :

Помогли Незнайке (рассказали о весне , дорисовали картинку) .

Получили подарок от солнышка.

Сами сделали подарок солнышку.

(Вернуть Незнайке рисунок, попрощаться с ним) .

Воспитатель : Ребята, я слышу какие-то шаги. Наверное, это весна к нам торопится .

Звучит музыка Чайковского из цикла "Времена года".

Ребёнок читает стихотворение "Кто пришёл так тихо-тихо….".

Публикации по теме:

Конспект интегрированного бинарного занятия в средней группе «Весна» Цель: - Осознание детьми природных взаимосвязей; Обобщение знаний о сезонных изменениях в природе весной. Задачи: - Расширять и уточнять.

Конспект интегрированного занятия «Что весна нам принесла?» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям: «Познание», «Социализация», «ФЭМП», «Чтение художественной.

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» по теме.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна пришла» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна пришла» Программное содержание: закреплять с детьми характерные признаки весны.

Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе «Весна пришла» Программное содержание. Закреплять знания о признаках весны; Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах; Продолжать обучать.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.

Стихотворение
"Полюбуйся: весна наступает"

Полюбуйся, весна наступает
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв

Ст. читает Н. Першин

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.

Стихотворение
"Полно, степь моя, спать беспробудно"

Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал - и тепло и светло.

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют,- посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

Там уж лето... ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!

И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв

ПЕРШИН Николай Федорович - артист эстрады, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1956). На концертной эстраде, по радио перед многочисленными аудиториями рабочих, студентов, солдат, школьников вот уже более четверти века выступает темпераментный, звонкоголосый чтец Н. Першин, один из самых неутомимых энтузиастов живого, звучащего слова.Репертуар Н. Першина можно назвать обширным: бессмертные творения Толстого, Тургенева, Достоевского, отрывки из произведений М. Шолохова, А. Фадеева и других советских писателей составляют богатство творческой программы артиста. Вдумчиво и убедительно читает Н. Першин художественную прозу. Но гораздо ярче, с подлинным подъемом и, я бы сказал, с неиссякаемым молодым задором исполняет он стихи и поэмы.Ещё в 1927 году, окрыленный советской действительностью, юный Н. Першин увлеченно читает с эстрады В. Маяковского, Н. Асеева, В. Каменского, В. Луговского, А. Безыменского, А. Жарова. И. Уткина.Мажорная по своей природе, светлая и энергичная манера чтения, отличающаяся демократичностью и простотой, приносит артисту успех.В годы Великой Отечественной войны Н. Першин исполняет фронтовые стихи, отрывки из поэм Н. Тихонова, А. Твардовского, П. Антокольского, К. Симонова, А. Суркова, С. Михалкова, А. Прокофьева. В послевоенный период репертуар чтеца пополняется лирикой А. Недогонова, Сергея Смирнова, Р. Гамзатова, О. Берггольц.И к чести Н. Першина надо сказать: на протяжении всей своей концертной деятельности он неотступно, с отличным чувством отбора читал и читает С. Есенина, взволнованно и бережно донося до аудитории самое важное в творчестве этого удивительного поэта - его грустную, нежную душу и самозабвенную любовь и русской землеНиколая Федоровича Першина, которому недавно присвоено почетное звание заслуженного артиста республики, по праву следует отнести к числу искренних, умелых пропагандистов советской поэзии.

Тема. Стихотворение И. Никитина « Полюбуйся, весна наступает»

Цель. Познакомить учащихся со стихотворением И. Никитина

«Полюбуйся, весна наступает»

Задачи:

Образовательная задача: научить детей правильно и осознанно читать стихотворный текст в соответствии со знаками препинания в конце предложений и смыслом художественного произведения.

Коррекционная задача: коррекция фонематического слуха и недостатков речевого развития на основе упражнений по соблюдению силы голоса и ритма речи.

Развивающая задача: развитие четкости произношения; связной устной речи; обогащение словарного запаса.

Воспитательная задача: воспитание положительной мотивации к чтению стихотворений; прививать любовь к родному краю, через изучение произведений русских авторов.

Речевой материал: употребление в речи учащихся изученных на уроке новых слов, свободные высказывания детей по теме урока

(выразительное чтение, полные ответы на вопросы учителя, соблюдения ритма голоса при чтении, овладения разными способами чтения, повторение коротких фраз с голоса учителя).

О борудование: презентация, индивидуальные карточки, предметные картинки, смайлики, шарики, карандаши.

Ход урока.

I . Организационный момент. (слайд 1)

1) Приветствие.

Доброе утро, ребята. Сядьте правильно.

2) Проверка готовности к уроку. (слайд 2)

Сегодня на уроке нам понадобится учебник, карточки, карандаши и цветные кружки. Проверьте, все ли на месте? Молодцы, вы готовы к уроку.

3) Психологический настрой. (слайд 3)

Возьмите смайлик такого цвета, который соответствует вашему настроению. Улыбнитесь ему. А теперь сделайте так, чтобы и он вам улыбнулся в ответ. (Дети рисуют улыбки)

Положите смайлики перед собой. Своей улыбкой они будут помогать вам, успешно работать на уроке.

Потрите ваши ладони так, чтобы они стали теплыми. Поделитесь своим теплом с одноклассниками. Пожелайте друг другу удачи.

4) Мотивационная установка.

Какой у нас урок?

Чему мы учимся на уроке чтения?

Сегодня мы с вами продолжим работать над нашей речью и научимся еще лучше понимать красоту родного языка. Вспомните, какая у нас система оценивания?

5) Проблемная ситуация.

(слайд4)

Вот беда, что-то случилось с комьютером - все слова перемешались. Помогите расшифровать запись. (Дети расшифровывают запись) (слайд 5)

II . Актуализация опорных знаний.

1. Логоритмические упражнения.

( На доску вывешиваю предложение и показываю смайлики.)

Какой знак спрятался ?

Если в конце предложения стоит точка, как мы должны читать его?

Прочитайте записанное предложение с нужной интонацией.

Какой теперь знак спрятался ?

О чем он нам подсказывает?

Прочитайте предложение с соответствующей интонацией.

Что хочет сказать нам этот знак  ?

Прочитайте предложение с восхищением.

Как вы думаете, почему я заговорила о весне?

Как называется раздел, который мы начали изучать?

Весна в этом году не очень торопится к нам в гости. Давайте

вспомним традиции нашего народа и позовем весну.

2. Работа с закличкой.

А) Повторение коротких фраз за учителем .

Весна не робей -

Приходи к нам скорей.

Нас ребят обогрей,

Зиму прочь гони скорей.

Б) Хоровое произнесение.

(После произнесения появляется иллюстрация весны в черно-белом

варианте.) (слайд 6)

Вот и пришла к нам красавица весна!

Еще одна проблема: все свои краски весна где-то растеряла.

Ну и с этим мы справимся без труда.

3. Дыхательная гимнастика.

Послушайте инструкцию.

Вам нужно сделать глубокий вдох и выдох. Повторить это три раза.

Потом один глубокий вдох и выдох в три приема.

Покажите как вы будете это делать?(показывают)

Возьмите шарики и надуйте их.

4. Игра «Ассоциация».

У каждого ребенка спрашиваю: «Какой цвет, и что можно окрасит

таким цветом?»

Раскрасьте весну своими волшебными красками. (дети сдувают

шарики) (слайд 7)

Молодцы вот теперь настоящая весна!

5. Проверка домашнего задания.

(слайд 8)

Как эта иллюстрация связана с тем, что вы читали дома?

Как называется рассказ? Кто его автор?

Какие признаки весны описывает автор?

Что предшествовало приходу настоящей весны?

III . Основной этап.

1. Вступительное слово.

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением из раздела

«Весна идет!»

Его написал Иван Саввич Никитин. (слайд 9)

Я прочту вам стихотворение, которое называется «Полюбуйся, весна

наступает». А вам нужно определить, какое настроение было у поэта,

когда он его писал?

2. Чтение учителем и проверка первичного восприятия.

Какое настроение было у Ивана Саввича?

О чем он хотел нам рассказать? (слайд 10)

3. Хоровое чтение.

Прочитаем стихотворение вместе и найдем строчку, которая подсказывает нам отношение автора к приходу весны. (хоровое чтение)

Найдите предложение, которое подтверждает, что он восхищается и радуется приходу весны? (один ученик читает предложение)

Динамическая пауза. (слайд 11)

1.Физминутка. (проводит подготовленный ученик)

Жура-жура-Журавель! . (взмахи руками)
Облетел он сто земель. (повороты туловища)

Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил. (шаги на месте)
Мы спросили журавля: (наклоны головы)
«Где же лучшая земля?» (взмах указательным пальцем)
Отвечал он пролетая: (взмахи руками)
Хором:
«Лучше нет родного края!»

2. Гимнастика для глаз.

Рисование глазами в воздухе.

Нарисуйте солнышко, лучики, а рядом тучка. Появились бабочки и запорхали в воздухе. Устали и сели на кончик вашего носа.

3. Чтение стихотворения по частям и анализ текста.

А) Чтение 1 части.

Прочитаем первое четверостишье.

Читаем по очереди по одной строчке.

Поработаем с позиции художника. Какую картину мы нарисуем?(Дети называют цвет и что изображают) (слайд 12)

Почему Иван Саввич описывает день золотым?

Найдите, как он описывается полет журавлей?

Б) Словарная работа.

(слайд 13) (На слайде запись «журавли караваном летят»)

Что значит «журавли караваном летят»?

Почему они летят именно так, а не клином? (слайд 14)

Послушайте журавлей. (звуковое сопровождение)

В) Чтение и анализ 2 части.

(слайд 15)

Прочитаем второе четверостишье.

Кого поэт называет гостями? (слайд 16)

Прочитайте, что он говорит об их пении? (слайд 17)

4. Подготовка к выразительному чтению.

А) Работа по индивидуальным карточкам.

Возьмите карточки и карандаши, поработайте корректорами.

Б) Проверка

Сколько коротких пауз вы отметили?

Сколько предложений прочитаете с особым чувством?

В) Жужжащее чтение.

Егор и Максим приготовит 1 часть стихотворения, а остальные прочтут его полностью.

(Дети читают, учитель проводит индивидуальную работу по коррекции недостатков речевого развития)

В) Выразительное чтение (2-3 уч-ся)

(К доске выходят по 2 ученика и по карточке выразительно читают. Первым начинает чтение более слабый ребенок, 2 часть продолжает сильный ученик)

Г) Работа по мнемоническим карточкам.

Переверните карточки. Что заметили? (Задания

дифференцированные)

Для чего мы используем такие задания?

Постарайтесь вспомнить, какие слова пропущены?

Восстановите текст в памяти и приготовьтесь прочитать его?

(Чтение восстановленного текста)

Д) Домашнее задание.

Дома вам нужно выучить стихотворение наизусть, а карточки

помогут вам успешнее справиться с работой.

IV . Итог урока.

1. Заключительная беседа.

Как называется произведение, которое изучали?

К какому жанру оно относится?

2. Оценивание.

Посмотрите, сколько баллов за урок заработали?

(Дети подсчитывают баллы самостоятельно)

3. Рефлексия.

- Поднимите руку, кто доволен своей работой.

Кому понравился урок?

Что именно понравилось?

А что особенно запомнилось?

Я хочу поблагодарить вас за урок. Сегодня мы хорошо поработали.

Покажите весне свое настроение. (показывают смайлики)

В ответ весна прислала вам еще один сюрприз. (слайд 18)

Разработка урока Сладковой Татьяны Анатольевны, учителя предшкольной подготовки, с учащимися 2 класса Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ.

Тема: “Полюбуйся, весна наступает”.

Цели:
- способствовать пониманию учащимися поэтического произведения с помощью других видов искусств (ИЗО, музыки);
- развивать познавательный эмоциональный интерес к работе с текстом,
- углубить, расширить образные представления весенних картин, возникших в воображении детей.
Оборудование: презентация «Биография И.С.Никитина», пьеса “Апрель” П.И. Чайковского; репродукции картин И.И. Левитана “Весна. Большая вода”, А.К. Саврасова “Грачи прилетели”; стихотворение И.С. Никитина “Полюбуйся, весна наступает …”

Ход урока

I. Психологический настрой

Учитель. Представьте себе, что вы удобно сели в кресло или на диван и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но фильм почему-то не показывают. Вместо этого на экране видна завораживающая весенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение (на экране весенняя картинка)
Учитель выразительно читает стихотворение И.С.Никитина “Полюбуйся, весна наступает …”.
- Какие у вас появились впечатления, желания?
(Мне захотелось в окно посмотреть.)
(А я хочу выскочить на улицу.)
- Кому знакомо это стихотворение?

II. Сообщение темы урока и его целей

Вот мы и опять встретились с русским поэтом Никитиным – замечательным художником русского слова. Мне кажется, что живое слово поэта уже разбудило у многих из нас “душу и ум”. Так пусть оно введет нас в мир красоты. Мы будем вдыхать “аромат” художественного слова поэта, ценить его открытия.

III. Сведения о поэте (презентация)

Обратите внимание на годы жизни поэта. Он жил в позапрошлом веке – почти 200 лет назад. Но поэт не умер, хотя обозначена дата смерти. Мы читаем его стихи, значит, он жив.
Родился Иван Саввич Никитин в 1824 году в г. Воронеже, на окраине города в маленьком домике над рекой. Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын был ученым лекарем. С 6 лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Потом он учился в духовном училище, в семинарии. Никитин очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился, и надо было ему во всем помогать. Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Все свободное время читал, а позднее стал писать стихи.
С высокой кручи побережья, где стоял дом Никитиных, поэту открывались неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.
Прочитайте слова самого поэта.
- О чем очень любил писать поэт?
(О родной природе).
Прошло уже более 40 лет, когда я впервые услышала стихотворение, и всегда строки поэта вспоминаются весной. Можно я его еще раз прочитаю?
Учитель повторно читает стихотворение.

IV. Анализ произведения

Какие картины вы представляете себе, слушая стихотворение?
(- Какое красивое стихотворение).
(- Да, даже захотелось посмотреть на журавлей).
(- А я услышала песенку ручейка).

А что ты увидел?
(Ласковое солнышко, посветлевшие деревья, птичьи гнезда).

Прочитайте стихотворение еще раз сами.
(Дети читают стихотворение про себя.)

Что радует поэта?
(- Весна).
(- Ему весело, он любуется солнцем).
(- Поэт даже так написал (читает первую строку).

Прочитаем первое слово шепотом.
(Все читают, стараясь голосом показать любование природой.)

Зачем мы сделали паузу?
(Чтобы успеть полюбоваться природой).

А Никитин чем любуется?
(Весной).

Чем еще весна радует поэта?
(Птицами).

Журавли как летят?
(Караваном).

Это как?
(Значит, друг за другом).

Чем еще любуется поэт?
(Днем солнечным, ярким, на небе нет облаков).

Найдите эту строку.
(“В ярком золоте день утопает…”)

(Это как будто день утопает, как яблони в цвету или лужайка в одуванчиках. Так много света.)

Учитель. “Яркое золото дня” – это находка поэта для описания солнечного дня. Это его открытие, вызывающее удивление своей точностью, красотой и емкостью. Вот что значит художественный язык. Из необычного сочетания обычных слов создается образ. В нескольких словах поэт рассказал о многом. За это и называют поэта художником слова.
Если бы вы были композиторами, то какую музыку написали, прочитав это стихотворение?
(Радостную, счастливую).

Учитель. А я бы вот какую: когда весна наступает – торжественную, громкую; а журавли летят – чуть бы замедленную. Они ведь не могут быстро лететь, так как устали. А потом – просто счастливую.
Обратите внимание, в конце строки “Ручьи по оврагам шумят…” стоит не точка, а многоточие. Почему?
(Не закончилось стихотворение).
Да. Сейчас зазвучит музыка. Вслушайтесь в нее сердцем, поживите с ней несколько минут и покажите в движениях ту картину, которую не досказал поэт.
Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года” – “Апрель”. Дети внимательно слушают.
Скажите, а чему еще радуется поэт?
(- Птицам).
(- Он рад увидеть гостей).
И опять находка поэта. Почему птиц называет гостями?
(- Они то прилетают, то улетают; как гости – приедут и уедут).
Учитель. Молодцы, ребята! Птицы соберутся в родном месте, которое описывает поэт. Здесь их ждут гнезда, люди. А в благодарность за заботу они будут петь песни “День-деньской от зари до зари”.
Что узнали об авторе из этих строк?
(- Поэт не говорит, что любит птиц, а мы это чувствуем).
(- Он любит птиц, мы это чувствуем).
В стихотворении мы видим не только изображенные поэтом картины природы, но и самого поэта. Мы вместе с вами сделали открытие. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам. Когда их читаешь, будто слышишь голос поэта. Кто хочет сам прочитать стихотворение?
(Желающих много. Все читают выразительно, каждый по-своему. Учитель отмечает то, что особенно удалось передать при чтении.)
В заключение урока дети находят общее в картинах И.И. Левитана “Весна. Большая вода”, А.К. Саврасова “Грачи прилетели”(на экране) и находят строки к картинам.

V. Домашнее задание
Какое бы задание вы хотели бы выполнить дома?
(- Выучу наизусть).
(- Попробую написать о весне).
(- Нарисую картинку).