Сказки        25.05.2022   

Что такое свобода в понимании мцыри. Как понимает свободу главный герой поэмы М.Ю

«На свете счастья нет, но есть покой и воля» – так напишет в 1834 г. великий русский поэт А. С. Пушкин. Его преемник, Лермонтов, вряд ли бы согласился с этими строками: для него счастье существовало, и было неразрывно связанно с волей. Свобода, вот что, по Лермонтову, является первоосновой человеческой жизни. Во многих его произведениях появляются размышления о свободе, особенно о свободе внутренней. «Я ищу свободы и покоя!» – вот как ставит поэт для себя эту проблему. Тема свободы в поэмах «Мцыри», «Демон», и многих других становится основной.

Еще в юности Лермонтов задумывает написать поэму о монахе-беглеце, борющемся за свои идеалы. Однако поиск идеалов, которые могли бы лечь в основу человеческой жизни, растягивается на многие годы. В результате у поэта возникает замысел «Мцыри», где таким идеалом оказывается свобода. Изображение Лермонтовым свободолюбивой личности в поэме «Мцыри» начинается с описания жизни этого героя.
Любопытно, что ничего в жизни Мцыри не способствовало пробудившейся в нем жажде свободы: еще совсем маленьким мальчиком он попадает в плен. В дальнейшем Мцыри воспитывают как будущего монаха, день и ночь он видит перед собою лишь унылые монастырские стены. Главная ценность в монастыре – смирение и покорность Богу, излишнее же свободомыслие считается грехом. Но юный послушник не забывает других заветов, заветов своей свободной страны.

Действие «Мцыри» разворачивается возле Кавказских гор, которые сам Лермонтов воспринимал, как остров свободы в царской России: «Кавказ! далекая страна! Жилище вольности простой!». На Кавказ традиционно ссылали неугодных режиму, инакомыслящих (не избежал этой участи и сам поэт). Среди дикой, прекрасной природы, навевающей романтические чувства, среди простых и привыкших к полной свободе горцев можно было почувствовать себя независимым от законов светского общества. Все это ощущения отображаются в поэме «Мцыри», в которой Лермонтов вкладывает свое восхищение Кавказом в уста главного героя. Кавказ становится символом свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».

Мцыри – настоящее дитя гор, и память о них не в силах убить никакой монастырь. Несмотря на то, что его забрали из дома совсем маленьким, юноша прекрасно помнит и свой аул, и своих красавиц-сестер, и грозное оружие своего отца. А самое главное – Мцыри помнит его «гордый непреклонный взор». Пробудившаяся память зовет героя на свободу, и хотя Мцыри даже не знает, где «страна его отцов», он весь охвачен этой страстью. В поэме «Мцыри» Лермонтов показывает силу мятежного человеческого духа, который способен преодолеть любые препятствия.

Жизнь Мцыри в монастыре складывается не так уж плохо, монахи по-своему заботятся о нем и желают ему добра, но добро в их понимании оборачивается для юноши тюрьмой. Настоящую жизнь он видит лишь за стенами этой тюрьмы, покинуть которые он так отчаянно стремится. Там его родина, там битвы, дальние походы и любовь, там все, чего он был с детства лишен. Ради такой свободы можно рискнуть своей жизнью – этот мотив отчетливо звучит в поэме с первых строк. В неспокойную, грозовую ночь убегает Мцыри из монастыря, но гроза, испугавшая монахов, его не страшит, а радует. Обняться с бурей, рискнуть своей жизнью, спускаясь к бурлящему потоку, испытать на себе ярость зверя и палящий зной солнца, – вот те эпизоды, из которых складывается жизнь юноши на воле. Яркая и насыщенная, она совсем не похожа на монастырское унылое существование. Лермонтов ставит вопрос: что лучше, долгие годы спокойной, сытой жизни в неволе, или же несколько дней, отмеченных полной волей?

Романтический герой, каким и является Мцыри, дает на это однозначный ответ: только свободная жизнь может называться жизнью по полному праву. Презрительно отзывается он о годах, проведенных в монастыре:

«Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог»

А вот на воле юноше суждено прожить всего три дня, но именно они, по мнению Лермонтова, достойны целой поэмы.

Обстоятельства складываются против Мцыри: он слаб физически, а монастырь убил в нем то естественное чувство природы, которое могло бы привести его домой. Понимает юноша и то, что никто давно не ждет его на родине, его родные, по всей видимости, мертвы. Но, несмотря на это, герой не сдается: через «вечный лес» он прокладывает свой путь. В отличие от многих романтических героев, Мцыри – не просто пассивный мечтатель, он борется за свою свободу, «спорит с судьбой». Именно это и привлекало в нем Лермонтова. Такой герой, внутренне свободный и целеустремленный, был необходим в лермонтовское время, время духовного застоя и бездеятельности.

Поднимается в поэме и еще один важный вопрос: невозможность жизни без свободы в целом. При первом прочтении «Мцыри» кажется непонятным, отчего умирает герой, ведь раны, нанесенные ему барсом, не смертельны. Но свободолюбивый Мцыри, вдохнувший вольной жизни и внезапно снова оказавшийся оторванным от нее, просто не представляет себе дальнейшей жизни в неволе. Даже на пороге смерти он не отступается от своих идеалов. Исповедь его звучит не печально и покаянно, а гордо и страстно:

«Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю»

Смерть не в силах сломить Мцыри, и оттого можно сказать, что он побеждает смерть. Настоящая свобода ждет его за пределами этого мира, – этот мотив, традиционный для поэтов-романтиков, звучит в поэме Лермонтова с новой силой. Мцыри умирает с мыслью «про милую страну», страну вольности, и после смерти своей обретает желанную свободу.

В данной публикации раскрывается тема свободы в поэме «Мцыри», проведенный анализ пригодится ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Тема свободы в поэме «Мцыри»».

Тест по произведению

Кавказские горцы нередко становились героями романтических произведений русских авторов XIX века. Вольные, как орлы, люди занимались набегами на соседние племена, или защищались от соседей, гордились воинственным духом, силой. Непременным украшением каждого дома было боевое оружие. Мальчиков с ранних лет приучали владеть кинжалами и ножами, защищать себя или нападать. Такой была свобода горцев, воспетая в поэме. Но это была их жизнь, их выбор. Символом свободы для Мцыри был

…тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

То есть родные горы, где находился аул.

В путевых заметках Александра Дюма о Кавказе есть запись, характеризующая нравы горцев того времени:

Жизнь в монастыре противоречила тому укладу жизни, в духе которого он воспитывался до шести лет. Горцы преимущественно – мусульмане. И не мог не осознавать, что воспитывается в чуждой ему вере. Он подчинился крещению, но не ощущал себя истинным христианином. Смирение было чуждо ему с детства.

Вырвавшись из стен монастыря, он вдохнул воздух истинной свободы. Он волен! Он мог делать все, что хотел. Первое, чего он хотел – это вернуться домой. Здесь тема свободы переплетается с любовью к родине, ограниченной для маленького мальчика границами аула, дома в котором он жил, улицей, на которой играл, будучи ребенком. Он бежал, не разбирая дороги. И в этом была его ошибка, его незнание жизни. Незаметно для себя он три дня кружил по лесу и, в конце концов, вернулся к покинутому монастырю.

В эти три дня он испытал столько чувств, эмоций, сколько иной человек не переживает за целую жизнь: влечение к девушке-грузинке, готовое перерасти в любовь, битву с барсом, наслаждение свободой, голод, холод, наконец, отчаяние, сломившее его силы, когда он услышал звон колокола.

Люди не всегда правильно понимают, что значит быть свободным. Свобода – это не вседозволенность, не стремление противопоставить себя обществу, поскольку подобная свобода одного человека порождает несвободу для других.

Даже цари и власть имущие не могут похвастаться полной свободой. Они подчиняются протоколам, условностям, необходимости выполнять свои обязанности. Лермонтов в своей поэме говорит о другой форме свободы – о праве распоряжаться своей судьбой, о праве жить на родной земле, любить и быть любимым близкими, друзьями, противоположным полом, жить в согласии с ними. О праве занимать тем, к чему стремится душа, верить в те, идеалы, которые привиты с молоком матери и наставлениями отца.

Лермонтов был свидетелем освободительного движения горцев против царизма. Он сам участвовал в подавлении этих движений на территориях Северного Азербайджана, Дагестана и Чечни, хотя в глубине понимал эти народы. Бунт юноши-послушника против своей жизни олицетворяет собой борьбу кавказских горцев за право быть свободными и жить на своей земле.

Стремление к свободе было знакомо Лермонтову. Он сам чувствовал себя рабом сложившейся системы. Он хотел общения с отцом, но этому препятствовала его бабушка. Он хотел заниматься литературным творчеством, а вместо этого вынужден был воевать с теми, кому симпатизировал. Это заметно по его произведениям. Он любил Кавказ, но хотел не воевать с людьми, его населявшими, а воспевать их. Приезжать сюда не как воин, а как путешественник. И приезжать не тогда, когда это нужно кому-то, а когда его сюда влечет душа.

По законам романтического жанра Мцыри погибает. Это объяснимо и с медицинской точки зрения. Юноша, проводивший большую часть времени в помещениях, не развивался физически. Он был слаб и не приспособлен к длительным переходам. Вырвавшись на свободу, он собрал все силы для того, чтобы уйти как можно дальше от монастыря, не рассчитал свои возможности. В эти дни у него не было нормального питания. Он буквально истощил ресурсы своего организма. Наконец, находясь на улице и не будучи приспособленным к столь длительному времяпрепровождению на воздухе, мог получить воспаление легких. Мцыри погибает, но не покоряется той жизни, которую ему пытались навязать монахи.

1. Идея свободы в более ранних поэмах.

2. Исповедь Мцыри.

3. Бой с барсом - кульминация поэмы.

4. Тщетность попыток вырваться на свободу.

Порыв героя к свободе в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Поэма «Мцыри» - это последняя романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым. Ее замысел («написать записки молодого монаха 17-ти лет»), поэт вынашивал десять лет. Но попытки воплотить идею личности, рвущейся к свободе из «душных келий» были предприняты писателем в более ранних поэмах.

Еще в 1830 году шестнадцатилетний он пишет небольшую поэму «Исповедь». Юный монах, осужденный на смерть за «преступную» любовь, поверяет старику свои мечты о несбывшемся счастье и жизни на свободе. Герой более поздней поэмы «Боярин Орша - раб, который также страстно мечтает о свободе. Более того, он осмеливается полюбить дочь своего господина, за что также предстает перед судом монахов. Строчки из этих двух поэм Лермонтов впоследствии включил в поэму «Мцыри».

Весной 1837 года, сосланный на Кавказ, поэт проезжал мимо станции Мцхеты, под Тифлисом. Там когда-то существовал монастырь, от которого остались лишь развалины. Среди этих развалин поэт встретил старого монаха-горца. Тот рассказал ему, как в юности был послушником в этом монастыре и страшно тосковал по родине, мечтая о возвращении домой. Но постепенно привык, втянулся в монастырские будни и принял постриг. Рассказ старого монаха наложился на собственные размышления писателя. Возможно, эта встреча подсказала Лермонтову и название поэмы - «Мцыри», что по-грузински означает «послушник», «чужеземец», «пришелец». Известно, что первоначально он хотел назвать поэму «Бэри» - по-грузински значит монах. Но, видимо, название «Мцыри» показалось автору более соответствующим замыслу.

Лишь в двух первых главах поэмы рассказывается о жизни героя с того момента, как он был привезен в монастырь ребенком, до того, как вновь оказался там после неудачного побега. Вся остальная поэма - это исповедь Мцыри, которая раскрывает нам его внутренний мир, его переживания за те три дня, что он прожил на воле. Именно эти три дня он считает настоящей жизнью, за которую он с радостью отдал бы две жизни, проведенных в плену: Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог…

Ты хочешь знать, что делал я

Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Выросший «в сумрачных стенах», юноша сохранил воспоминания о своей прежней жизни на родине. Как сон проносятся перед ним воспоминания: перед его мысленным взором предстает отец - отважный и гордый воин. Ему слышится звон отцовской кольчуги, голоса и песни его юных сестер. Юноша признается, что замысел побега созрел у него давно:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

И вот ночью в грозу, «в ужасный час», когда трепещущие от страха монахи лежат ниц перед алтарем и молят бога о защите, юноша убегает. Его не страшит гроза. Он опьянен свободой и чувствует свое родство с силами природы. Он долго бежал, не зная куда, пока не выбился из сил. Тогда он прилег в высокую траву и молча лежал, слушая голоса зверей. Но их крики не вызвали в нем страха. Он и сам чувствует себя зверем, который прячется от людей.

Утром герой проснулся на краю бурлящей пропасти и на мгновение испытал страх. Но это лишь минутное чувство. Он поражен красотой природы, которую увидел словно впервые:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев…

Томясь жаждой, юноша спускается к потоку. И здесь происходит его встреча с грузинкой - одна из кульминационных сцен поэмы. Откинув чадру, уверенная, что среди гор никто ее не увидит, девушка скользит по горной тропе. Эта встреча так взволновала и смутила юношу, что он опомнился лишь тогда, когда девушка уже ушла далеко Пока она идет к сакле, он смотрит ей вслед и любуется стройностью ее стана и легкостью шага:

Она была уж далеко;

И шла хоть тише, - но легко,

Стройна под ношею своей,

Как тополь, царь ее полей!

После дневного отдыха юноша устремляется к заветной цели - «пройти в родимую страну» и ради этого превозмогает трудность дороги и муки голода. Но, казалось, сама природа, частью которой ощущает себя путник, становится на его пути. Зайдя в лес, он теряет из виду горы и сбивается с пути. И вот этот юноша, из глаз которого даже в детстве ни отчаянье, ни телесные страдания не могли выдавить ни слезинки, падает на землю и иступленно рыдает.

И тут неожиданно у героя появляется враг - на поляну выходит могучий барс. И в его сердце зажигается жажда борьбы. Сжав рогатый сук, он ждет нападения, и хотя бешеный скачок зверя грозит ему страшной смертью, он предупреждает его верным ударом, рассекая зверю лоб:

И первый бешеный скачок Мне страшной смертию грозил…

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек…

Но раненый зверь еще опаснее, и бой закипает снова. Барс кидается на героя:

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом и во мгле Бой продолжался на земле.

И юноша сам чувствует себя зверем, таким же злым и диким, казалось, забывшим человеческую речь.

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

И герой выходит победителе

м из этой схватки. Но, как и положено воину, он отдает дань уважения поверженному врагу:

Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

Но эта победа - последние минуты его торжества. Выйдя из леса, юноша вскоре понимает, что вернулся снова к своей тюрьме, понимает тщетность всех своих надежд и мечтаний. Он еще не хочет верить этому, не соглашается признать, что все его стремления оказались напрасны:

Я думал - это страшный сон…

Вдруг дальний колокола звон

Раздался снова в тишине -

И тут все ясно стало мне…

И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа Не проложить уж никогда.

Таким образом, мы видим эволюцию переживаний героя - от радужных надежд и упоения свободой до осознания невозможности отыскать путь на родину. Он понимает, что «в тюрьме воспитанный цветок», не способен жить в цветущем саду. Его сожжет первый же луч солнца. Это осознание окончательно лишает героя сил. Он падает и томится в бреду. В таком состоянии его находят и приносят в обитель. Приносят умирать. И дело не в том, что он изможден физически. Когти барса нанесли ему глубокие раны. Он умирает, потому что не хочет и не может жить дальше, после крушения всех его надежд. Не хочет снова жить в неволе. Он просит своего воспитателя перенести его в сад, где он надеется получить прощальный привет с далекой родины.

Образ Мцыри противоречив и трагичен.’Герой неудержимо стремится на волю, но, выросший в тюрьме, он не приспособлен к жизни на свободе и никогда не найдет пути на родину.

В поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов написал про мальчика-горца. Автор не указал национальность героя. Мцыри попал в плен к русскому офицеру. Ребенок становится рабом поневоле. Мцыри − это образ героя, жаждущего свободы и независимости.

Над мальчиком сжалился монах и приютил его в монастыре. Бывший пленник некоторое время прожил в монастырских стенах, достиг юношеского возраста, а затем сбежал. Его нашли через несколько дней, умирающего. О том, что побудило Мцыри, имеющего вроде бы все для жизни, совершить побег он и рассказывает в своей последней исповеди монаху. У каждого человека свое предназначение. Мцыри не создан быть монахом. В нем течет горячая кровь горцев. Ему не нравится монастырский уклад жизни.

Юношу влечет свобода, вот поэтому он и совершает дерзкий побег. Мцыри рассказывает своему наставнику о переживаниях своей метущей души. В стенах монастыря он не нашел родственных для него людей. Ему здесь все чуждо. Он хотел найти родную душу и прижаться к ней. Целеустремленный юноша стремился повидать те места, где родился, но ему не суждено добраться туда. Три дня он скитался голодным, рисковал своей жизнью, но не жалеет об этом. Мцыри умирает гордым одиночкой. Его мечтам не удалось сбыться.

Он повествует своему наставнику, что все-таки повидал вольную жизнь и, хотя он и умирает, но не жалеет о днях, проведенных на свободе. Юноша увидел живописные пейзажи с горами и реками. Мцыри любовался красотой разбушевавшейся природы: бурей, грозой, загоревшимся деревом от молнии. Он встретился с красивой юной девушкой и у юноши даже проснулись чувства к ней. Мцыри, по–натуре борец, вступил в смертельную схватку с барсом. Он победил его, но получил смертельные раны.

В конце стихотворения мятежный юноша погибает. Но он умирает непобежденным. Лермонтов поэтическим слогом показывает нам, что ради желания обрести свободу он пожертвовал своей жизнью и не пожалел об этом. Образ Мцыри поэт отождествляет с самим собой. Лермонтов и сам стремится к независимости. Он всю свою жизнь посвятил борьбе с бесправием. Поэта не любило высшее общество. Но до конца своей короткой жизни он сумел остаться самим собой.

Мцыри - тема свободы в поэме

Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался с высказываниями своего учителя, считая что счастье существует, но ощутить его можно лишь обретя чувство свободы и независимости.

Свобода и ощущение её полной грудью, вот что, для Лермонтова всю жизнь являлось первоосновой всей жизни.
Он всегда старался и пытался сделать всё возможное, чтобы отразить это в своих произведениях. Именно в них возникают размышления о свободе, причем не только внешней, но и внутренней свободы души человека.

«Каждый человек должен искать свободу и покой, ведь только так он может обрести истинное счастье!» – вот так объяснял свой взгляд на эту тему данный автор.

Тема свободы очень отчетливо отображается в таких произведениях поэта, как поэма «Мцыри», «Демон», и многих других. Фактически она просто становиться их главным смыслом.

Стоит отметить, что Лермонтов мечтал о свободе ещё с самого детства, именно поэтому ещё в юном возрасте он мечтает создать поэму о монахе-беглеце, который немалую часть всей жизни мечтает о том, чтобы обрести свободу и оказаться в родном доме, который и был для него признаком свободы.

Однако, справедливо будет заметить, что поиск идеальных героев для данной поэмы был настолько пристальным и тщательным, что создание данного произведения растягивается на долгие годы.

Всё это время он подбирал каждого героя, и продумывал каждую деталь своего произведения, к которому он относился с особым трепетом.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)
  • Критик Латунский в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Критик О. Латунский (М. А. Булгаков не называет его имени, лишь первую букву)– второстепенный персонаж романа, современный представитель литературной и художественной Москвы

  • Лермонтов написав цей твір, в чомусь копіюючи себе самого. Цей твір багато чому вчить, і разом з тим – він дуже цікавий і привабливий. Лермонтов взяв і з свого життя деякі моменти, що підтверджують деякі елементи з роману

  • Сочинение рассуждение Патриотизм

    Жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм. Патриотизм - это ответственность перед родиной, теплая любовь к ней. Это чувство долга, необходимое каждому живущему на Земле человеку.

  • Сейчас, каким-то странным становится феномен кумира молодежи. Среди своих сверстников регулярно вижу увлечения каким-то малодостойными личностями, которые из себя фактически ничего не представляют и при этом выбираются как кумир для подражания

Что означает для человека жить? В первую очередь - испытывать ощущение счастья, наполненности своего существования, наслаждаться своим бытием в мире. И сложно допустить, чтобы для главного героя одноименной поэмы Лермонтова Мцыри счастье могло значить нечто другое. По словам самого Лермонтова, свобода является важнейшей ценностью в жизни любого человека.

Жажда обрести волю вопреки всему

На вопрос о том, что для Мцыри значит жить, можно ответить однозначно - быть свободным. Для героя именно воля является первоочередной ценностью. Интересно, что ничто в жизни героя никак не способствовало пробуждению в нем жажды свободы. Ведь основной ценностью в стенах монастыря является смирение, набожность, а слишком свободолюбивый человек, скорее всего, попросту грешен. Однако Мцыри, помимо заветов монастырской жизни, не забывает и о заветах своей страны.

Кавказ - символ свободы

Действие поэмы разворачивается на просторах гор Кавказа, которые для самого Лермонтова всегда символизировали свободу. Среди дикой и одновременно прекрасной природы, которая способна навеять романтические переживания, среди привыкших к полной свободе горцев можно ощутить себя действительно свободным. Кавказ стал символом свободы в произведении поэта, выражая одну из важнейших ценностей ее главного героя - Мцыри. Он является настоящим ребенком гор, и никакая жизнь в монастыре не может этого изменить.

Хотя его забрали из дома совсем в раннем возрасте, он помнит свою семью, красавиц-сестер, а также грозное оружие отца. Память, пробудившаяся в герое, зовет его на свободу. Он полностью оказывается охваченным этой страстью. Что для Мцыри значит жить, если не быть свободным? Вопрос этот можно назвать риторическим. В своем произведении великий русский поэт показывает силу духа человека, обладая которой, можно преодолеть любые трудности на пути к своей мечте.

Монастырская «тюрьма» для героя

Жизнь героя в пределах монастыря нельзя назвать сложной или тяжелой. Монахи по-своему заботятся о своем послушнике, желая ему только добра. Однако то, что они расценивают в качестве добра, оказывается для Мцыри настоящей тюрьмой. Они не понимают, что для Мцыри значит жить. Настоящее бытие находится там, за пределами душного монастыря. Те, кто всю свою жизнь провели в его пределах, не могут понять всей ценности свободы для главного героя. Для него нет ничего выше, чем воля. Даже любовь впоследствии оказывается отодвинутой на второй план.

Истинная ценность

И поэтому Мцыри убегает из монастыря в ненастную, грозовую ночь. Монахи боятся этой грозы, однако главного героя она только радует. Что значило жить в представлении Мцыри, показано в его желаниях: он хочет стать единым целым с бушующей стихией, помериться силами со страшным зверем, испытать на себе жар палящего солнца.

Из всех этих эпизодов и складывается жизнь героя на свободе. Она яркая и насыщенная, ее никак нельзя сравнить с унылым заточением в стенах монастыря. Поэт в своем произведении ставит вопрос: что лучше - долгие годы жизни в спокойствии, но в заточении, или же полная свобода, длящаяся всего лишь несколько дней?

Что для Мцыри значило жить? Краткий ответ

На этот вопрос романтический герой дает вполне однозначный ответ: выше ценности, чем свобода, нет и не было. Он очень презрительно отзывается о жизни в монастыре - Мцыри готов променять две жизни на одну, «полную тревог». Но на воле ему суждено прожить всего лишь три дня. И это время является достойным того, чтобы посвятить ему целую поэму.

Отвечая на вопрос о том, что для Мцыри значит жить, каждый школьник может задуматься над собственными ценностями. Может ли быть счастлив человек, которого заставили жить не своей жизнью? Который вынужден жить согласно навязанным извне ценностям? Если даже он привыкает к этому существованию, счастливым оно быть никак не может.

Мцыри провел всю свою жизнь в неволе. И мечтает он только об одном - обрести полную свободу, не быть связанным ничем. Он хочет ощутить аромат этой свободы, вдохнуть его полной грудью. Также главный герой мечтает о том, чтобы вернуться на родную землю, еще раз увидеть тех людей, которые дороги ему. И именно это желание толкает его на то, чтобы покинуть душный монастырь.

Борьба с барсом как символ противостояния

На пути Мцыри встречаются и преграды. В частности одной из самых серьезных трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, был бой с диким барсом. Животное являлось олицетворением его прошлой жизни. Оно символизировало неволю, и борьба с ним была испытанием для Мцыри. Достоин ли он новой жизни? Стоит ли он того, чтобы его мечта о лучшей жизни стала реальностью? И Мцыри бьется со страшным зверем голыми руками. Этим Лермонтов показывает, на что может быть способен человек, который борется за свою высшую ценность. На кону этой битвы стоит свобода главного героя. Бой с барсом во всей широте показывает, что для Мцыри значило жить. Он не хочет довольствоваться той размеренной и предсказуемой жизнью, которая уготована для него. И ради этого желания он готов поставить на кон собственное существование.

В сочинении «Что для Мцыри значит жить» школьник может подчеркнуть: настоящая жизнь - это свобода, возможность делать то, чего желает сердце, быть там, где хочется. Главный герой осознает ценность этих вещей, находясь в заточении. Ради возможности хотя бы немного побыть в родных краях Мцыри готов идти на смерть и сражаться со страшным барсом. Эта история должна научить каждого тому, что необходимо ценить имеющееся. Ведь сейчас каждый человек обладает свободой, волен делать все, что захочет. Настоящая жизнь - это свобода.

«Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог»

«Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю»

Тест по произведению

Тема свободы в поэме «Мцыри» является ключевой, она раскрывается с помощью сопутствующих ей тем любви к жизни и любви к Родине. Такой выбор главной темы не случайный: «Мцыри» - произведение, принадлежащее романтическому направлению, в котором главенствует идея борьбы отдельно взятой личности с самой судьбой, недовольство настоящим и стремление к высшим идеалам через преодоление препятствий. Зачастую конфликт между личностью и судьбой трагичен. Подтверждение данной мысли мы находим в сюжете поэмы: главный герой, избрав путь борьбы, путь лишений, прикоснувшись к мечте, погибает. Но в своей смерти он находит такую вожделенную свободу! Автор необычно изображает Мцыри – внешне он совсем не боец, не романтический герой, а слабый, хилый мальчик, но в этом и заключен авторский замысел: главное не внешняя, а внутренняя свобода, свобода личности, свобода духа.

Мцыри рожден свободным, он – дитя гор, дитя Кавказа (воплощения свободы для Лермонтова), он не может примириться с жизнью в неволе, а хочет домой, туда, где воля, свежий ветер. Недаром автор нарекает своего героя Мцыри, что значит «чужеземный»: он на чужой земле, так или иначе он несвободен. Мцыри выбирает три дня прожить на свободе и умереть, нежели до конца дней своих существовать в монастыре, являющимся для героя тюрьмой. Природа как воплощение абсолютной свободы отзывается на каждое волнение души лирического героя, сопереживает ему. Сцена побега, являющаяся переломной в судьбе плененного черкеса, сопровождается бурей, грозой; стихия является выразителем душевных переживаний беглеца: «Скажи мне, что средь этих стен могли бы дать вы мне взамен той дружбы краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой?».

Оказавшись вне стен монастыря, беглец встречен ласковой природой, дарящей ему свои красоты: «Вокруг меня цвел божий сад. Растений радужный наряд хранил цветы небесных слез…». Столь значимая для раскрытия идеи произведения и, в частности, для раскрытия темы свободы, природа наделена всем спектром человеческих эмоций, она одушевлена. Для достижения этой цели автор прибегает к приему олицетворения. Так же широко использованы метафоры, эпитеты, сравнения. Средства художественной изобразительности, стремительность сюжетной линии направлены на раскрытие центральной темы произведения: темы свободы, достигающейся путем противостояния, борьбы с внешним миром, борьбы, полной трагизма, лишений. Но только стремление вперед, преодоление препятствий могут привести героя к его цели – свободе, не важно в этом мире он достигнет ее или в ином.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

«На свете счастья нет, но есть покой и воля» – так напишет в 1834 г. великий русский поэт А. С. Пушкин. Его преемник, Лермонтов, вряд ли бы согласился с этими строками: для него счастье существовало, и было неразрывно связанно с волей. Свобода, вот что, по Лермонтову, является первоосновой человеческой жизни. Во многих его произведениях появляются размышления о свободе, особенно о свободе внутренней. «Я ищу свободы и покоя!» – вот как ставит поэт для себя эту проблему. Тема свободы в поэмах «Мцыри», «Демон», и многих других становится основной.

Еще в юности Лермонтов задумывает написать поэму о монахе-беглеце, борющемся за свои идеалы. Однако поиск идеалов, которые могли бы лечь в основу человеческой жизни, растягивается на многие годы. В результате у поэта возникает замысел «Мцыри», где таким идеалом оказывается свобода. Изображение Лермонтовым свободолюбивой личности в поэме «Мцыри» начинается с описания жизни этого героя.
Любопытно, что ничего в жизни Мцыри не способствовало пробудившейся в нем жажде свободы: еще совсем маленьким мальчиком он попадает в плен. В дальнейшем Мцыри воспитывают как будущего монаха, день и ночь он видит перед собою лишь унылые монастырские стены. Главная ценность в монастыре – смирение и покорность Богу, излишнее же свободомыслие считается грехом. Но юный послушник не забывает других заветов, заветов своей свободной страны.

Действие «Мцыри» разворачивается возле Кавказских гор, которые сам Лермонтов воспринимал, как остров свободы в царской России: «Кавказ! далекая страна! Жилище вольности простой!». На Кавказ традиционно ссылали неугодных режиму, инакомыслящих (не избежал этой участи и сам поэт). Среди дикой, прекрасной природы, навевающей романтические чувства, среди простых и привыкших к полной свободе горцев можно было почувствовать себя независимым от законов светского общества. Все это ощущения отображаются в поэме «Мцыри», в которой Лермонтов вкладывает свое восхищение Кавказом в уста главного героя. Кавказ становится символом свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».

Мцыри – настоящее дитя гор, и память о них не в силах убить никакой монастырь. Несмотря на то, что его забрали из дома совсем маленьким, юноша прекрасно помнит и свой аул, и своих красавиц-сестер, и грозное оружие своего отца. А самое главное – Мцыри помнит его «гордый непреклонный взор». Пробудившаяся память зовет героя на свободу, и хотя Мцыри даже не знает, где «страна его отцов», он весь охвачен этой страстью. В поэме «Мцыри» Лермонтов показывает силу мятежного человеческого духа, который способен преодолеть любые препятствия.

Жизнь Мцыри в монастыре складывается не так уж плохо, монахи по-своему заботятся о нем и желают ему добра, но добро в их понимании оборачивается для юноши тюрьмой. Настоящую жизнь он видит лишь за стенами этой тюрьмы, покинуть которые он так отчаянно стремится. Там его родина, там битвы, дальние походы и любовь, там все, чего он был с детства лишен. Ради такой свободы можно рискнуть своей жизнью – этот мотив отчетливо звучит в поэме с первых строк. В неспокойную, грозовую ночь убегает Мцыри из монастыря, но гроза, испугавшая монахов, его не страшит, а радует. Обняться с бурей, рискнуть своей жизнью, спускаясь к бурлящему потоку, испытать на себе ярость зверя и палящий зной солнца, – вот те эпизоды, из которых складывается жизнь юноши на воле. Яркая и насыщенная, она совсем не похожа на монастырское унылое существование. Лермонтов ставит вопрос: что лучше, долгие годы спокойной, сытой жизни в неволе, или же несколько дней, отмеченных полной волей?

Романтический герой, каким и является Мцыри, дает на это однозначный ответ: только свободная жизнь может называться жизнью по полному праву. Презрительно отзывается он о годах, проведенных в монастыре:

«Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог»

А вот на воле юноше суждено прожить всего три дня, но именно они, по мнению Лермонтова, достойны целой поэмы.

Обстоятельства складываются против Мцыри: он слаб физически, а монастырь убил в нем то естественное чувство природы, которое могло бы привести его домой. Понимает юноша и то, что никто давно не ждет его на родине, его родные, по всей видимости, мертвы. Но, несмотря на это, герой не сдается: через «вечный лес» он прокладывает свой путь. В отличие от многих романтических героев, Мцыри – не просто пассивный мечтатель, он борется за свою свободу, «спорит с судьбой». Именно это и привлекало в нем Лермонтова. Такой герой, внутренне свободный и целеустремленный, был необходим в лермонтовское время, время духовного застоя и бездеятельности.

Поднимается в поэме и еще один важный вопрос: невозможность жизни без свободы в целом. При первом прочтении «Мцыри» кажется непонятным, отчего умирает герой, ведь раны, нанесенные ему барсом, не смертельны. Но свободолюбивый Мцыри, вдохнувший вольной жизни и внезапно снова оказавшийся оторванным от нее, просто не представляет себе дальнейшей жизни в неволе. Даже на пороге смерти он не отступается от своих идеалов. Исповедь его звучит не печально и покаянно, а гордо и страстно:

«Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю»

Смерть не в силах сломить Мцыри, и оттого можно сказать, что он побеждает смерть. Настоящая свобода ждет его за пределами этого мира, – этот мотив, традиционный для поэтов-романтиков, звучит в поэме Лермонтова с новой силой. Мцыри умирает с мыслью «про милую страну», страну вольности, и после смерти своей обретает желанную свободу.

В данной публикации раскрывается тема свободы в поэме «Мцыри», проведенный анализ пригодится ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Тема свободы в поэме «Мцыри»».

Тест по произведению

МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Урок-беседа

Понимание свободы в поэме

М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Нефёдова В.В.

Урок-размышление

Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская

натура у этого Мцыри.

В.Г. Белинский.

Задачи:

    Образовательные:

    • Знать всё о глаголе как часть речи

      находить изученную часть речи.

      обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов

      правильно использовать глаголы в речи.

2)Развивающие:

Развитие памяти

Развитие внимания

Развитие речи

3).Воспитывающие:

Чувства ответственности за свои поступки

Воспитание любви к природе, родным, близким

Цель:

    помочь учащимся увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы,

    определить в нём основные стремления к свободе, к родным, к родине,

    определить способы создания образа,

    обозначить связь между заглавием, эпиграфом, темой и идеей произведения,

    воспитать патриотизм и любовь к родине.

Оборудование:

    мультимедийный проектор,

    компьютер,

    презентация,

    тестовая оболочка КРАБ

Словарная работа : исповедь, смирение, раскаяние.

Предварительная работа учащихся : Выписать, какие художественные средства, использует поэт, рисуя своего героя? Исследовать историю названия поэмы. Выучить понравившиеся отрывки из поэмы,

Ход урока

I . Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

а) Вступительное слово учителя.

Ребята, в течение нескольких уроков вы находились во власти лермонтовской поэмы. Радовались, когда Мцыри удалось бежать из монастыря. Как хотелось помочь ему найти дорогу на родину! С величайшим волнением читали эпизод схватки с барсом. Отрадно, что юноша победил сильного и коварного зверя, но умер от ран. Мы слушаем его исповедь перед смертью. Что это? Смирение? Раскаяния? Или это протест против неволи? Ответ мы получим в ходе дальнейшего анализа произведения.

(Слайд № 1 с презентации)

Тема нашего урока: «Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Цели урока: глубже понять духовный мир юноши, увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы, определить способы создания образа, выявить авторское отношение к герою. Эпиграфом к уроку возьмем слова В.Г. Белинского:

что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская

натура у этого Мцыри.

В конце урока вы должны мне ответить, раскрывает ли данный эпиграф тему нашего урока?

II . Подготовка к восприятию нового материала.

- Скажите, вы встречались когда-нибудь со значением слова исповедь, что, по-вашему, оно обозначает?

Работа с компьютером

(Слайд № 2 с презентации ):

Словарная работа.

-Прочитаем точное лексическое значение этого слова.

Исповедь – 1- покаяние в грехах;

Запишем ещё несколько новых слов, узнав значение которых, вы, надеюсь, будете употреблять сегодня на уроке в своих ответах

Смирение – готовность подчиняться чужой воле.

Раскаяние - признание в совершённой ошибке.

III . Проверка домашнего задания.

Ребята, вспомните, в чём особенность композиции поэмы «Мцыри»? Напомните, что такое композиция произведения.

(Композиция-это построение произведения, расположение его частей, способ повествования, использование сюжета и внесюжетных элементов (снов, песен, авторских отступлений, монологов).)

(Особенность композиции поэмы Лермонтова «Мцыри» в том, что она состоит из 26 глав, две из которых- экспозиция, описание героя, причём автор не даёт нам подробного портрета юноши, а указывает на основные качества его натуры; 24 главы составляет рассказ Мцыри о трёх днях, проведённых им на воле.)

К сегодняшнему уроку я попросила найти и выписать вас цитаты из текста поэмы на тему, какова цель побега Мцыри? И что значит, для него быть свободным?

Цитаты:

(а) Давным –давно задумал я // Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б) …Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если мог.

г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе.)

- Какой вывод мы можем сделать, читая цитаты?

(Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой»)

(Слайд № 3с презентации)

-Да, ребята, живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых, близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

-В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

IV . Объяснение нового материала.

(Лермонтов доверяет Мцыри самому рассказать о пережитом, так как герой лучше, чем кто-либо другой, может передать свои мысли, чувства, переживания, герой сам даёт оценку всему, что видел и испытал на воле.)

(Слайд № 4 с презентации)

-Как называет свой рассказ герой?

(Исповедью.)

-Давайте ещё раз прочитаем значение этого слова.

(Слайд № 5 с презентации)

Исповедь – 1- покаяние в грехах;

2- откровенное признание в чём–нибудь;

3- сообщение своих мыслей, взглядов.

- В каком значении оно употреблено в произведении?

(Здесь нет покаяния, так как герою не в чем каяться. У Мцыри нет грехов. Герой излагает свои взгляды на жизнь, говорит о своих мечтах, рассказывает о трёх днях, проведённых на воле.)

- Начинает он своё повествование словами: «А душа можно ль рассказать?»

(Слайд № 6с презентации)

-Давайте зачитаем этот отрывок. (Гл 3.)

На прошлом уроке мы с вами установили, что автор не даёт подробного портрета Мцыри, так как это не является важным для раскрытия характера героя.

(Слайд № 7 с презентации)

- А почему мы не знаем имени Мцыри?

(Главное в герое – душа, внутренний мир, именно это находится в центре внимания Лермонтова. Имя героя – в тайне. Вместо него – слово «Мцыри»)

- Что означает оно? У нас было индивидуальное задание исследовать историю названия поэмы. Пожалуйста, Алёша.

(Мцыри в переводе с грузинского: 1) неслужащий монах, послушник; 2) «пришелец», «чужеземец». Первоначальное заглавие поэмы – «Бэри» (по-грузински – монах) Лермонтов заменил на более подходящее для выражения идеи произведения – «Мцыри».)

- Кто такой монах?

(Монах – человек, добровольно отказавшийся от мирской жизни (среди людей, в миру), тот, кто желает вести строгую, полную ограничения жизнь, отказавшись от любви к человеку противоположного пола, от свободы, человек, подчиняющий свою жизнь строгим рамкам и запретам. Решение о принятии монашеского сана должно быть добровольным, так как не всякий человек найдёт в себе силы вынести все запреты.)

- Как вы считаете, характер Мцыри позволяет ему стать на такой путь?

(Мцыри не создан для монастырской жизни, он слишком любит свободу, природу, чтобы запереть себя, он ещё не жил, поэтому его побег – стремление узнать, что же такое мир, свобода, жизнь.)

(Слайд № 8 с презентации)

-А что значит жить для героя?

(Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное – испытывать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.)

-Что же является высшей ценностью для героя?

Свобода и родина.

-Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

(На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.)

(Побыв 3 дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страшная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в борьбе с барсом.)

(«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможности счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели - «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.)

(Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)

(Слайд № 9 с презентации)

-От чего страдает герой? Чего ему не хватает?

Мцыри страдает от одиночества, от несвободы, от отсутствия «души родной».

- Он даже произносит клятву: (гл4)

«Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть незнакомой, но родной»

-Что вы считаете важным в приключениях Мцыри?

(Он обрёл желанную свободу, дышал вольным воздухом гор, видел жизнь, ощутил своё родство с природой. Как говорит сам герой, на воле он жил.)

-Почему умирает Мцыри?

(Испытав ощущение свободы и снова оказавшись в тюрьме (в монастыре), он не может жить, так же, как вольный зверь или птица, попавшие в клетку. Теперь герой знает, что такое жизнь, а пребывание в монастыре для него равносильно смерти.)

(Слайд № 10 с презентации)

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?

(Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви поёт ему рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря, когда Мцыри бежал из плена)

-Докажите это словами из текста.

(Слайд №11 с презентации)

(«И в час ночной, ужасный час,// Когда гроза пугала вас, // Когда, толпясь при алтаре,// Вы ниц лежали на земле».)

(Слайд №11 с презентации)

(Оба в детстве были лишены родительского тепла, оба страдали от одиночества, оба любили вольную природу Кавказа, оба любили родину. Мцыри близок Лермонтову своим свободолюбием).

-Попробуйте ещё раз сформулировать тему произведения .

(Трагическая судьба Мцыри, стремящегося обрести свободу и вернуться на родину .)

-В чём заключается идея этого произведения?

(Утверждение идеала свободной личности, её права на жизнь, свободу, сочувствие герою, восхищение силой духа)

Ещё одно задание вы были должны выполнить дома. Это, какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

(Гиперболы: «О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил…»)

-Дайте определение Гиперболы

(Гипербола - это чрезмерное преувеличение)

(Метафоры: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли…»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей// И полз и прятался как змей». Эпитеты: «Но юность вольная сильна, //И смерть казалась не страшна!»)

-Каким размером, с помощью каких рифм, написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

(Поэма написана четырёхстопным ямбом. Рифмы только мужские.) -

- Докажите, что произведение написано четырёхстопным ямбом?

И стихотворный размер и мужские размеры, ребята, помогает пересказать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придаёт мужественность, чеканность, красоту стихам.

V . Закрепление материала. Работа с тестами.

-А теперь поработаем с компьютером. С помощью теста проверим ваши знания по усвоению материала.

-Кто хочет поработать с компьютером?

Пока 4 человека работают на компьютере (работа по тестовой оболочке КРАБ).

-Давайте послушаем чтение наизусть понравившихся вам эпизодов. (Чтение наизусть)

(Закрыть тест.)

VI . Подведение итогов.

-Давайте подведём итог нашему разговору. О чём мы сегодня говорили на уроке?

(Мы говорили о том, что в центре поэмы – образ свободолюбивого юноши, которой сам рассказывает о своей жизни и трёх счастливых днях, проведённых на воле, о своих мечтах и желаниях.

Лермонтов сочувствует своему герою, который не успел найти в этом мире «души родной», был одиноким, но не мирился с этим.)

-Давайте вернёмся к эпиграфу урока. Раскрывает ли данный эпиграф тему урока?

VII . Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению. Подобрать материал из текста поэмы, выписав цитаты, характеризующие любовь Мцыри к жизни и природе, его жажду подвигов и борьбы, его страстное стремление к свободе и постоянную тоску по родине и родному дому.

Большое спасибо, ребята, за урок. Вы мне сегодня очень понравились своей активностью. Особенно хочется отметить, ответы… Можете быть свободны .

Отчего Мцыри говорит «Но тщетно спорил я с судьбой». Что он называет спором с судьбой? Примеры рассуждений над текстом главы:

Спором с судьбой Мцыри называет свою мечту, ведь он мечтал о родных, о Родине, о любви. Он мечтал о том, о чем в монастыре мечтать бесполезно. Но это для него уже в прошлом, поэтому он и говорит “Тщетно спорил”

Мцыри в конце жизни говорит, что “тщетно спорил... с судьбой”. Почему? Спором с судьбой Мцыри называет свой побег из монастыря, бездну, которой он любовался и ужасался, молодую грузинку, борьбу с барсом - все это и было его спором с судьбой послушника. Но герой поспорил с ней, и не жалеет об этом”