Юриспруденция        04.05.2024   

Имя прилагательное. Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде и числе

Урок по теме

«Согласование имён прилагательных и существительных»

русский язык

4 класс

Иродовская Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

КГУ «Новосветловская средняя школа»

Айыртауский район

Северо-Казахстанская область

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Закрепление учащимися навыков определения рода, числа, падежа имени прилагательного в согласовании с именем существительным, умений выделять окончания имён прилагательных. Развитие орфографической зоркости у

Задачи урока:

1. Способствовать закреплению умения составлять словосочетания «прилагательное + существительное»;

2. Способствовать активизации, обогащению словаря прилагательных, развитию зрительного внимания, умения сравнивать;

3. Способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий.

Методы: словесный и наглядный

Форма: индивидуальная и коллективная

ТСО: компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point.

Ход урока:

I.Психологический настрой (Слайд 1)

Улыбкой ясная природа,

Сквозь сон встречает утро года.

Синея, блещут небеса

Еще прозрачные леса,

Как будто пухом зеленеют.

Собирает нас звонок

На замечательный урок!

Подравнялись, тихо встали,

Глазки на меня подняли! Садитесь!

II. Актуализация опорных знаний. (Слайд 2)

Что называется именем существительным?

Как изменяются имена существительные?

Что называется именем прилагательных?

(Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)

Как изменяются имена прилагательные?

(По родам, числам, падежам)

Как определить род, число и падеж имен прилагательных?

(По имени существительному, с которым оно согласуется)


III. Ввод в тему. (Слайд 3)

Ребята, к вам прилетели снежинки. Соберите их вместе и прочитайте тему нашего урока.

«Согласование имён прилагательных с именами существительными».


IV. Запись в тетрадь числа. (Слайд 4)

Восьмое декабря.


V. Минутка чистописания. (Слайд 5)

___________________________________

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

Шел ночью снег густой и белый -

От снега в комнате светло.

(Александр Твардовский «Опять зима»)

Спишите.

Найдите в четверостишие имена прилагательные.

С каким существительным они согласуются? Определите род, число и падеж имен прилагательных.

(густой и белый снег – м.р., ед.ч., Имен.падеж.)

VI. Словарная работа. (слайд 6)

Одежда

Одежда - совокупность предметов (из ткани, меха и т.п.),

которыми покрывают тело или которые надевают на него.

Одежда – существительное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения.

О –приставка

дежд – корень

а - окончание

Какой бывает одежда?

(Ответы детей)


Игра «Раскрась слово» (Слайд 7)


VII. Работа над темой урока.

1.Слово учителя. (Слайд 8)

«Существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета, то есть признак существительного. Мы с вами уже знаем, что эти две части речи тесно связаны между собой. Прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Сегодня на уроке мы будем упражняться согласовывать имена прилагательные с именами существительными». Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным, поэтому имеет те же грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связанно. Называется эта особенность согласование.


2. Работа с учебником. (Слайд 9)

Страница 108 упражнение 282 (у доски и в тетрадях)

Прочитай неполные предложения. Вставь нужные по смыслу имена прилагательные. Спиши. Определи их род.

1. Река ….., а ручей …. . 2. Камень …., а вата … 3.Сметана …, а чай …. .

4. Сажа …, а снег …. 5. Зимой день …., а ночь ….. 6. Нитка …., а канат …. .

7. Ворона ….., а воробей …...

3. Игра с мячом (Слайд 10)

(превращение формы единственного числа в форму множественного числа, и наоборот). Дети образуют формы единственного и множественного числа.


Сильный мороз - … Родные просторы - …

Выносливый парень - … Любимые страны - …

Храбрый волк - … Надежная подруга - …

Пушистый снег - … Снежные зимы - …

Огромный сугроб - … Красивые дома - …

Морозный день - … Зимние узоры - …

4. Физминутка «Грамматический чай». (Слайд 11)

Ребята, как вы уже, наверное, заметили, наш урок украшает зимняя тема. И чтобы нам немного согреться, давайте на нашей физминутке попьем чай. Но чай будет не простой – грамматический.

С кем же мы сегодня будем пить грамматический чай? Давайте познакомимся. Поднимите руку те гости, которые…

Считают русский язык своим любимым школьным предметом

Имеют дома словари русского языка

Знают, сколько букв в русском алфавите

Могут без запинки и правильно произнести все буквы русского алфавита

Умеют разгадывать ребусы

Могут произнести слово «звонит» с правильным ударением

Никогда не произносят слово «блин» в качестве ругательного

(Дети и гости пьют чай)


5. Задание «Склоняем ….. лимон» (Слайд 12)

Ребята, посмотрите, что у вас находится в чае? (Лимон)

Подберите прилагательные к слову лимон. (Кислый, вкусный, желтый, сочный и т.д.)

Давайте, просклоняем словосочетание кислый лимон по падежам и выделим окончания прилагательных.

И.п. лимон (какой?) кислый

Р.п. лимона (какого?) кислого

Д.п. лимону (какому?) кислому

В.п. лимон (какой?) кислый

Т.п. лимоном (каким?) кислым

П.п. о лимоне (каком?) кислом

6. Задание «Работаем быстро!!!» (Слайд 13)

А теперь внимание.

Новое испытание.

Вставьте окончания

В эти словосочетания.

В этих прилагательных «потерялось окончание». Вы должны вставить окончание и прочитать словосочетание в быстром темпе.


утренн ___ туман

после грибн ___ дождя

к русск ___ человеку

в космическ ___ корабле

долгожданн ___ телеграмму

красн ___ карандашом

от зимн____ мороза

с лучш…. приятелем

в ночн_____ небе

современн____ кино

новогодн____ песни

богат ____ урожай

модн ____ блузка

в больш____ сугробе

7. Задание «Исправь ошибки» (Слайд 14)

Мальчик Боря на доске написал такое:

Плывёт лодка по реке серое, большое,

А на лодке плывут весёлая друзья,

И везут они с собой забавная игра.

Что же это за игра?

Вам я не скажу.

В небе звёзды яркая светят и горят,

А друзья с вопросами к вам уже спешат.

Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,

Но ошибок не нашёл.

Он решил запутать вас.

Кто исправит весь рассказ?

Чего не знал Боря?

Как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

Это правило можно сформулировать в шутливой форме: не хочешь оставаться с носом, проверяй окончания вопросом.

Выпишем те словосочетания, в которых Боря допустил ошибки, укажите число, род, падеж.(1 человек у доски).

8. Задание «Образуй прилагательное». (Слайд 15)

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

Записать названия магазинов по видам товаров, которые в них продаются. Выделить окончания, обозначить род.

(Книги, хлеб, продукты, овощи, мебель, посуда)


VIII. Обобщение (Слайд 16)

Итак, ребята, над чем работали сегодня на уроке?

В чем согласуются имена прилагательные с именами существительными?

(В роде, числе и падеже)

Выставление оценок.

IX. Рефлексия (Слайд 17)

В конце занятия давайте немного пошутим, ответим на мои вопросы.

Это верно или нет?

Что как сажа чёрный снег?

Сахар горький, уголь белый?

Ну а трус, как заяц смелый?

Урок сегодня был удачный?

Не прошёл для вас он зря?

Вы все очень постарались?

Вам понравилось, друзья?

X. Домашнее задание (Слайд 18)

Страница 109 упражнение 284

Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «Какой, какая, какое, какие?»

Предварительная работа:

Усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
- усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
- усвоены понятия «единственное и множественное число».
- проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

Оборудование:

Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы, цветные карандаши, мяч.

Программное содержание:

Продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов - чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?
- продолжать развивать умение подбирать местоимения - мой, моя, мое, мои к существительным;
- развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
- закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;
- развивать словарный запас детей;
- формировать навыки общения и правильного поведения.

Методы и приемы:

Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
  3. Работа с картинками.
  4. Определение темы занятия.
  5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки».
  6. Игра «Четвертый лишний».
  7. Физкультминутка.
  8. Игра «Угадай-ка».
  9. Работа с карточками.
  10. Игра «Светофор».
  11. Физкультминутка.
  12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»
  13. Антонимы.
  14. Упражнения на релаксацию.
  15. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?

2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.

Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»
Как пыхтит тесто?
Пых- пых- пых…
Как паровоз выпускает пар?
Чух - чух - чух…
Как шипит гусь?
Шшшшшшшшшш……
Как мы смеемся?
Ха- ха- ха……
Как накачиваем насос?
Ссссссссссссссссс….
Как дуем на одуванчик?
Фффффффффф…..



Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку, которую я записала на доске.

Речевая гимнастика:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж…

Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.

3. Работа с картинками:

Ребята, у меня на доске висят картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про
какие предметы можно сказать мой?- плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак.
Моя?- машина, куртка, рубашка, ручка, книга. Моё?- ружье, кольцо, перо, ведро,
пианино, пальто.
Какого рода первая группа предметов? Мужского. Вторая? Женского. Третья? Среднего.

4. Определение темы занятия:

Сегодня мы с вами продолжим работать с мужским, женским и средним родом
существительных и прилагательных. Будем составлять словосочетания и работать в
группах.
Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки»:

У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.
Инструкция: закрась все слова женского рода - красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым.

6. Игра «Четвертый лишний»:

Инструкция : назови 4-й лишний, объясни - почему?

1. Сорока, волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она жен.рода.
2. Корова, лиса, собака, тигр .
3. Капуста , баклажан, помидор, картофель.
4. Яблоко , абрикос, персик, апельсин.
5. Смородина, облепиха, вишня, крыжовник .
6. Кабачок , репа, свекла, редиска.
7. Лимон, персик, апельсин, груша .
8. Репа , чеснок, салат, огурец.
9. Дыня , виноград, лимон, арбуз.
10. Курица , снегирь, гусь, воробей.
11. Дятел , синица, ласточка, сорока.
12. Конь , собака, корова, свинья.
13. Лиса , заяц, волк, медведь.

7. Физкультминутка:

«Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

8. Игра «Угадай-ка»:

Пока вы отдыхали, к нам пришли сказочные герои. Мы должны их угадать.
Ответьте, про кого мы можем так сказать:
- крошечная, заботливая, добрая - Дюймовочка.
- глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
- длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.
- красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
- серый, голодный, злой- Серый Волк.
- рыжая, хитрая, коварная - Лиса.
- толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
- зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
- лопоухий, неуклюжий, коричневый - Чебурашка.
- дикий, отважный, ловкий - Маугли.

9. Работа с карточками по вариантам:

1 вариант: Тигренок

Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.

2 вариант: Синица

Синица - небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

3 вариант: Цветы цветут

Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.

Карточки раздаются по вариантам и самостоятельно выполняются детьми..

10. Игра «Светофор»:

Инструкция: разделите предметы на группы - по цветам:
Вопросы: какой, какая, какое, какие?

Зеленая елка, зеленая капуста, зеленый крокодил, зеленый комбинезон, зеленый лист, зеленые огурцы.
Желтый верблюжонок, желтый банан, желтая груша, желтый карандаш, желтый колобок, желтый крыжовник, желтый лимон, желтый одуванчик, желтое полотенце, желтая репа, желтое солнце, желтый утенок, желтый цыпленок.
Красные вишни, красный арбуз, красные гвоздики, красный клубок, красное кресло, красная машина, красный перец, красное платье, красные помидоры, красный пылесос, красная рябина, красный сарафан, красный трамвай.

11. Физкультминутка:

«Вновь у нас физкультминутка»

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать. Считать
И совсем не уставать.
(рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо- влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
(садятся за парты)

12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»

Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе:

Мяч - резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая, машина- быстрая, мама- добрая, лев- грозный и т.д.

13. Антонимы:

Инструкция: скажи наоборот. Подбор антонимов, работа с карточками:

Большой - маленький
Толстый - тонкий
Голодный - сытый
Тупой - острый
Твердый - мягкий
Широкий - узкий
Короткий - длинный
Веселый - грустный
Легкий - тяжелый
Чистый - грязный
Добрый - злой

14. Упражнения на релаксацию:

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и расслабимся?

Комплекс упражнений:
«Роняем руки» - поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Можно подсказать детям образ - руки висят, как веревочки.
«Трясем кистями» - руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
«Стряхиваем воду с пальцев» - руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
«Поднимаем и опускаем плечи» - как можно выше поднимают плечи. Затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).

15. Подведение итогов:

Что вам понравилось на занятии?
Молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено, спасибо, все свободны.

Задание 7.

Закончите предложения, добавив недостающие слова. Перескажите текст, как запомнили.

(Если учащимся трудно выполнить задание самостоятельно, логопед может использовать картинки. Читая предложения, логопед должен выделять незаконченность предложения соответствующей интонацией. При ответе учащихся следить за правильным согласованием глагола с существительным.)

а) Набежало... . Скрылось... . Подул... . Помялась... . Потемнел. . . . Полил. . . . Загремел. . . . Сверкнула. . .

Слова для справок: облако, солнце, ветер, пыль, лес, дождь, гром, молния.

б) Облако... Солнце... Ветер... Пыль... Лес... Дождь...Гром... Молния...

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

Конспект занятия

Тема . Согласование имени прилагательного с именем существительным.

Цель . Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед выясняет у учащихся, какое сегодня число, день недели, месяц.

II. Образование имен прилагательных. Составление словосочеаний.

Логопед задает вопросы ученикам, не требуя развернутого ответа:

Какая сегодня погода? (Хорошая.)

Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.)

Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)

Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

А когда нет ветра? (Безветренный.)

Логопед. Уточним, какой сегодня день. (День теплый, соленный, безветренный.) Как мы скажем про погоду, у нее те же призаки? (Погода теплая, солнечная, безветренная.)

  • Совершенствование практических навыков согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
  • Совершенствование умения образовывать относительные прилагательные.
  • Активизация и качественное обогащение словарного запаса.
  • Развитие устойчивости внимания, способности к переключению, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, наглядно-образного мышления, мимических мышц лица.
  • Воспитание мотивации к учению, нравственных качеств, определяющих отношение к людям, городу, себе.
  • Оборудование: Наглядно-демонстрационный материал к заданию № 6,8,9; раздаточный материал к заданию № 7,9, 11; карточки к заданиям № 3, 9; схема-опора к заданию № 8.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    (Горит свеча)

    Станем дружно мы в кружок
    Начинается урок
    Свечку зажигаем
    И дружно задуваем.

    (Логопед читает стихотворение вслух, дети повторяют только "губами", без голоса, четко артикулируя.)

    Говорим всегда красиво,
    Смело и неторопливо.
    Ясно, четко говорим,
    Думаем и не спешим.

    II. Основная часть.

    1. Отгадайте загадку.

    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю,
    Белю поля, дома
    Зовут меня... (Зима)

    2. Один из признаков зимы - это снег. Какого цвета снег? (Белый)

    Послушайте, как писатели и поэты пишут о снеге. Я буду читать, а вы выражением лица покажите нравится вам такой снег или нет?

    • снег белый и чистый
    • снег серый и тусклый
    • снег золотистый и голубой
    • снег голубой и синий
    • снег желтый и грязный
    • снег палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой

    Почему вы удивились при слове палевый?

    Можно так сказать о снеге?

    Какая часть речи помогла так красиво сказать о снеге? (Имя прилагательное)

    3. Но сначала мы повторим (работа по карточкам: ребёнок читает вопрос, у кого подходит ответ, отвечает и читает свой вопрос):

    Ответ: Именами прилагательными.

    Вопрос: Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? называется: :

    Ответ: Именем существительным.

    Вопрос: Слова противоположные по значению, называются

    Ответ: Антонимы.

    Вопрос: Общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение, называется:

    Ответ: Корнем.

    Вопрос: Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется:

    Ответ: Приставка.

    Вопрос: Существительное, прилагательное, глагол - это:

    Ответ: Части речи

    Вопрос: Части речи, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются:

    4. Но описывая предметы мы можем говорить не только о цвете, но и о форме, вкусе, размере, материале из которого сделан предмет, какой предмет на ощупь. (по ходу выставляются карточки-помощники)

    5. Я сейчас буду называть слова, вы должны определить лишнее.

    Задание: все слова повторить шепотом, а лишнее слово произнести громко.

    • собака, ромашка, сладкий, дерево;
    • линейка, круглый, облако, трава;
    • зима, сугроб, шуба, пушистый;
    • огромный, медведь, лиса, дом;
    • книга, деревянный, носки, дуб.

    (По ходу задания дети отвечают на вопрос, что обозначает данный признак? (вкус, форму и т.д.)

    6. Какое последнее слово я сказала? (Дуб) Что это?

    Возьмите силуэты деревьев подберите лист к своему дереву. Какой это лист, какая ветка?

    лист дуба - дубовый, а ветка:

    лист клена - кленовый, :

    лист березы - березовый, :

    лист осины - осиновый, :

    лист рябины - рябиновый, :

    лист яблони - яблоневый, :

    Какой лист и ветка лишние? Почему? (яблоня - фруктовое дерево)

    В какое время года появляются листья?

    Весенним ясным утром
    В начале сентября,
    Сели мы за парты
    И думаю не зря.

    Все ли верно в этом стихотворении? Почему?

    Сейчас мы и проверим зря мы сидим за партами или нет?

    Прежде чем вы начнете работать по карточкам, ответьте мне на вопросы: "Что такое хрусталь? Брезент?... (работа над малознакомыми словами).

    8. Попробуйте теперь сами подобрать имя прилагательное и определить окончание. (Провести "дорожку-верёвочку" от картинки к вопросу и к окончанию)

    Физминутка.

    Горка высокая поднять руки вверх, потянуться

    Река глубокая присесть

    Звезда далекая подняться, руки вверх

    И одинокая. движения рук вправо-влево

    9. Отгадайте загадки. Выбирите отгадку-силуэт.

    Подчеркните слова которые помогли вам отгадать загадки?

    Назовите корень в выделенных словах?

    Острозубый - чем это слово особенное? (Два корня)

    Какая отгадка лишняя? Почему? (Солнце)

    В какое время года солнце греет сильнее?

    Какое время года наступает после лета?

    Пальчиковая разминка.

    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний,
    Безымянный, и последний
    Сам мизинчик-малышок
    Постучался о порог.

    10. Как говорят про осень? А еще можно сказать золотая осень. Что ещё может быть золотым?

    В тетради:

    На доске:

    Какие слова в первом столбике?

    Объяснение каждого словосочетания.

    11. А еще осенью часто идут дожди. Прочитайте тексты, впишите окончания. Какие изменения произошли после дождя? С помощью каких слов это передается? Что это за слова?

    Перед дождём.

    Холодн: ветер дует в лицо. Тяжёл: облака плывут над рекой. Доносятся сильн: раскаты грома. Улицы города сух: .

    После дождя.

    Тёпл: ветер дует в лицо. Лёгк: облака плывут над рекой. Доносятся слаб: раскаты грома. Улицы города мокр: .

    Какие улицы вы хотели бы видеть в нашем городе? Можете придумать свои слова или воспользоваться словами на доске.

    Солнечный, великолепный, безобразный, превосходный, отвратительный, замечательный, прекрасный, чистый, тихий, светлый, цветущий.

    12. В конце занятия давайте немного пошутим. Соберите стихотворение, разрезанное на строчки и ответьте на вопросы.

    Это верно или нет?
    Что как сажа чёрный снег?
    Сахар горький, уголь белый?
    Ну а трус, как заяц смелый?

    Латинские прилагательные согласуются с существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже. Такое сочетание называют согласованным определением. В медицинской и ветеринарной терминологии прилагательные записываются после существительного. Cогласованное определение на русский язык переводится согласованным определением. Например: musculus latus – широкая мышца; intestinum caecum – слепая кишка.

    При согласовании прилагательного с существительным нужно:

    1) записать существительное и прилагательное в словарной форме;

    2) выбрать прилагательное, соответствующее роду существительного;

    3) написать определяемое существительное и приписать выбранную родовую форму прилагательного, образовав термин в именительном падеже единственного числа.

    Примеры согласования прилагательных

    1-й группы в Nom . sing .

    термин существительное прилагательное

    cедалищный нерв nervus, i, m ischiadicus, a, um

    nervus ischiadicus

    скуловой гребень crista, a , f zygomaticus, a, um

    crista zygomatica

    правое предсердие atrium, i, n dexter, tra, trum

    atrium dextrum

    Если существительное и согласованное с ним прилагательное относятся к одному и тому склонению, они имеют одинаковые падежные окончания.

    NB ! Окончания существительного и прилагательного не всегда совпадают. Например: oculus sinister - левый глаз.

    Анатомический термин с согласованным определением

    В анатомической терминологии используется не только несогласованное, но и согласованное определение. Согласованное определение выражается прилагательным и отвечает на вопросы: какой, какая, какое?. При переводе терминов с согласованным определением необходимо соблюдать правильный порядок слов: в латинском языке прилагательное стоит после существительного, в русском языке – перед существительным, к которому оно относится. Например:

    Vertebra thoracica Грудной позвонок

    Сущ.Nom. Пр. Nom. Пр. Им. п. Сущ. Им.п.

    Наружная косая мышца. Musculus obliquus externus

    Пр.Им.п. Пр.Им.п. Сущ.Им.п Cущ.Nom. Пр.Nom. Пр.Nom.

    УПРАЖНЕНИЯ

    Упражнение 1 . Согласуйте прилагательные с существительными и просклоняйте.

    Fascia (latus, a, um), palatum (durus, a, um), musculus (rectus, a,um), lamina (palatinus, a, um), membrum (dexter, tra, trum), sulcus (cavernosus, a, um).

    Упражнение 2. Переведите с русского языка на латинский, запишите в Nom. и Gen. sing.

    Глубокая связка, длинное ребро, правый глаз, тазовая конечность, резцовая ямка, левый угол, срединная перегородка.

    Упражнение 3. Просклоняйте по-латыни и по-русски.

    Nodus lymphaticus – лимфатический узел, сosta vera – истинное ребро, intestinum caecum – слепая кишка.

    Контрольные задания

    1. Назовите вид определения.

    Fundus ventriculi, musculus obliquus, cavum cranii, septa ossea, intestinum rectum, fracturae vertebrarum, medulla rubra.

    2. Переведите письменно на латинский язык.

    Внутренняя и наружная артерия, истинные и ложные рёбра, блуждающие нервы, красное и жёлтое ядро, грудная и тазовая конечность, сложные переломы, глубокие поперечные связки, правый и левый желудочек.

    3. Просклоняйте, согласовав прилагательное с существительным.

    Фиброзная капсула, поперечная ободочная кишка, средний палец, барабанная перепонка, твердое нёбо, правая доля.