Экономика        28.09.2022   

Как избежать конфликтных ситуаций презентация. Презентация на тему "как избежать конфликта"

Технологическая карта открытого классного часа.

Класс - 7.

Классный руководитель – Можаева Татьяна Геннадьевна.

Тема классного часа – «Что такое конфликты. Как их избежать?»

Классный час посвящён способам эффективного общения. Конфликты в школе….

Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения.

Актуальность темы обусловлена тем, что многие дети в 13-14-летнем возрасте не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание классного часа.

Цели:

    уточнить понятие обучающихся о конфликте;

    расширить представление детей об основных типах и причинах конфликтов;

    познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуации;

    продолжить формирование таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям;

    развивать навыки анализа собственного поведение в ситуациях выбора, разрешения внутри личностных противоречий;

    побуждать к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

Задачи:

к концу классного часа обучающиеся должны

    знать, что такое конфликт, причины и типы конфликтов;

    уметь выбирать конструктивные способы выхода из предложенных конфликтных ситуаций.

Форма проведения: час общения.

ТСО: презентация, карточки с ситуациями, листочки-облака, словари,мультфильм «Конфликт».

Ход занятия:

    Актуализация знаний и постановка задач.

Приём «Удивляй!» (направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует умение анализировать.)

Здравствуйте, всем! Наш рабочий день мы сегодня начнём с часа общения. По-моему, все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, знать правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте похлопаем в ладоши, сыграем в ладушки, но необычные, а с заданием. (слайд 1) Представьте, что две ладони -это два человека, которые усердно выясняют отношения. Хлопните так, чтобы ваш хлопок иллюстрировал лёгкие разногласия между партнёрами. Теперь пусть ваш хлопок проиллюстрирует более острые разногласия. Теперь хлопните, показав враждебные отношения. Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (слайд 2)

Конфликт – тема нашего разговора. (слайд 3) Важна ли для вас эта тема? Почему? Высказывания обучающихся.

Давайте попробуем определить задачи нашего общения. (слайд 4)

    Основная часть.

1 группа. Приём «Ассоциативный ряд».

Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

2 группа. Ситуативный практикум.

У вас на столах лежат листочки в виде облаков. На облаке напишите один конфликт, в котором вы участвовали. (Ребята пишут слова,…. К доске прикрепляю солнце. Написав слова, сдают листочки-облака)

У нас сейчас солнечно, ясно. Но вот набежали облака.

Что сейчас произойдет? (пришла гроза: молния, гром..)

А что чувствуют конфликтующие люди, расскажет 1 группа –ассоциации.

Какой характер носят все эти слова?

Ассоциации, как видите, носят негативный характер взаимоотношений, вызывают отрицательные эмоции, поэтому очень важно решить поставленные нами задачи.

Итак, тема определена, задачи поставлены. Каков следующий шаг? Изучить теоретический материал.

Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает специальная наука - конфликтология. (слайд 5) Предлагаю поработать в группах. Вспомним правила работы в группе.

(слайд 6)

ваше видение конфликта.

Карточка.

Литература:

Психология:

Корпоративная культура:

Итак, конфликт – это противоборство, противоречие из-за отсутствия согласия, которое ведёт к преобразованию отношений. (слайд 7)

2 группа.

Карточка.

ЧТО

А вот окружающим людям все хотели бы добавить: - доброты, человечности - 50 % - честности, порядочности - 30 % - взаимопонимания, сочувствия - 22 % - терпимости - 16 % - щедрости - 12 %. Выясните, нет ли противоречия в желаниях людей. Если есть, то в чём оно заключается? (слайд 8,9)

Для учителей:

Проведите психологический опыт.

Заполните таблицу:

Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

Какие качества характера вы хотите видеть в других

Обсуждение.

Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. (слайд 10)

3 группа. Расскажите о типах конфликтов.

1)Внутриличностный конфликт
2)Конфликт междуличностью и группой
межличностный конфликт.
4)Межгрупповой конфликт

Самым распространенным типом является межличностный конфликт. (слайд 11)

Чем вредны конфликты? Высказывания обучающихся.

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. (слайд 12)

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

(слайд 13)

Обработка результатов теста (слайд 14)

Как же можно разрешать конфликтные ситуации?

Для этого проинсценируем ситуации.

Приём «Театрализация». С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. (слайд 15) Их характеристики занесены в таблицу (показываю на экран) (приложение 15, слайд 10). Опираясь на данные таблицы, проинсценируйте одну и ту же ситуацию с разными стратегиями поведения. (Работа в парах).

Стратегии

Характеристики

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поведение

Характеристика

людей

Люди, неуверенные в себе

Символ

Воробей-

Страус

Ястреб

Голубь

Результативность стратегии

Вика долго и обстоятельно делает домашние работы. Наташа к урокам не готовится. Наташа просит Вику дать списать. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо учиться.

Разрешите их конфликт, используя разные стратегии поведения.

Вывод. Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

Сотрудничество – это деятельность, основанная на решении проблем по принципу: «Не против тебя, а мы вместе против проблем». (слайд 16)

Компромисс- соглашение, достигнутое путём взаимных уступок.

Просмотр мультфильма «Конфликт». Проанализируйте ситуацию, используя сведения, полученные на сегодняшнем занятии.

Этап рефлексии. Составление памятки ученикам (приложение 17)

«Формула успешного решения конфликтов»

1. Доброжелательность.

2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

3. Тактичность.

4. Разговор по существу.

5. Поиск компромисса

6. Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения

7. Соблюдение чужого персонального пространства

8. Правильный выбор роли

9. Умение слушать и слышать друг друга

10. Справедливость.

Пожелания (слайд 17)

Правила предупреждения конфликтов:

Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,

Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать» на его место.

Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Разработанные практическими психологами «Заповеди поведения в конфликтной ситуации» (приложение 15, слайд 12) очень легко запомнить при помощи ключевого слова КОНФЛИКТ . В этом слове количество букв соответствует количеству заповедей:

К – критику по возможности устранить!

Она нежелательна, ибо выступает в роли психологического топора или зеркала, в котором человек выглядит уродом. В случае неизбежности критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.

О – ответственность на 100 % брать на себя!

Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».

Н - непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!

Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.

Ф – фон конфликта не расширять!

Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т.д.) – это расстрел самого себя!

Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!).

По выражению Б. Рассела, «джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.

И – интересы искать общие!

Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.

К – конструктивное решение искать сообща!

Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».

Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!

В заключение предлагаю вам 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения. Это правила Карнеги (памятка раздается ученикам.)

1 . Единственный способ одержать верх в споре- это уклониться от него.

2 . Проявляйте уважение к мнению собеседника.

3 . Никогда не говорить человеку, что он не прав; если вы правы, признайте это.

4 . С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5 .Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».

6 . Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7 . Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

8 . Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9 . Относитесь сочувственно мыслям и желанием других.

10 . Взывайте к более благородным мотивам.

11 . Драматизируйте свои идеи.

12 . Бросайте вызов, задевайте за живое.

Классный руководитель. Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (записаны на доске) : « Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным» .

(слайд 18)

Если бы наше общество жило по закону “око за око”,
весь мир был бы незрячим. (слайд 19)

Дополнительно: работа в группах.

Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

    Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.

1 группа. Конструирование определения. Дайте определение слова «конфликт». Понятие «конфликт» можно встретить в разных сферах деятельности человека. Рассмотрите, как говорится о конфликте с точки зрения литературы, психологии, корпоративной культуры, пользуясь словарями.

Составьте из трёх определений своё, отражающее ваше видение конфликта.

    Карточка.

Литература:

Конфликт - противоборство, противоречие между изображенными в произведении силами: характерами, характерами и обстоятельствами, различными сторонами характера.

Психология:

Конфли́кт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами

Корпоративная культура:

Конфликт несет преобразование всех отношений в коллективе.

2 группа. Изучите исследования учёных и сделайте вывод: в чём причина конфликтов?

Карточка.

Ученые тоже провели подобный психологический опыт, который позволил выявить, ЧТО люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.

Люди хотели развить в себе качества: - уверенности, решительности - 46 % , выдержки, уравновешенности - 30 % - целеустремленности, силы воли - 30 % - терпимости - 12 % - доброжелательности - 10 %

А вот окружающим людям все хотели бы добавить: - доброты, человечности - 50 % - честности, порядочности - 30 % - взаимопонимания, сочувствия - 22 % - терпимости - 16 % - щедрости - 12 %. Выясните, нет ли противоречия в желаниях людей. Если есть, то в чём оно заключается?

Для учителей:

Проведите психологический опыт.

Заполните таблицу:

Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

Какие качества характера вы хотите видеть в других

3 группа. Расскажите о типах конфликтов.

1)Внутриличностный конфликт выражается в сомнениях человека, неудовлетворенности собой и своей жизнью.
2)Конфликт междуличностью и группой может возникнуть тогда, когда личность займет позицию, отличную от позиции группы: например, один из учеников, улучшить свои отметки, предложил провести дополнительные консультации. Коллектив класса расценил такое предложение как «чрезмерное» усердие перед учителем и возмутился.
3)Самым распространенным типом являетсямежличностный конфликт. Он проявляется как столкновение личностей с различными, взглядами, ценностями, чертами характера.
4)Межгрупповой конфликт . Класс может состоять из множества групп, между которыми могут возникать конфликты.

Самым распространенным типом являетсямежличностный конфликт. Он проявляется как столкновение личностей с различными, взглядами, ценностями, чертами характера.

Для учителей:

Проведите психологический опыт.

Заполните таблицу:

Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

Какие качества характера вы хотите видеть в других

Для учителей:

Проведите психологический опыт.

Заполните таблицу:

Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

Какие качества характера вы хотите видеть в других

Для учителей:

Проведите психологический опыт.

Заполните таблицу:

Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

Какие качества характера вы хотите видеть в других

Для учителей:

Проведите психологический опыт.

Заполните таблицу:

Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

Какие качества характера вы хотите видеть в других

Для учителей:

Проведите психологический опыт.

Заполните таблицу:

Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

Какие качества характера вы хотите видеть в других

Для учителей:

Проведите психологический опыт.

Заполните таблицу:

Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

Какие качества характера вы хотите видеть в других

Для учителей:

Проведите психологический опыт.

Заполните таблицу:

Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

Какие качества характера вы хотите видеть в других

Стратегии

Характеристики

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поведение

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Стремление добиться своего за счет другого

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Характеристика

людей

Люди, неуверенные в себе

Кроткие, слабые, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Символ

Воробей- боится потерять отношения, уступает молча.

Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта.

Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу

Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда.

Результативность стратегии

Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично.

Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен.

Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего.

Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды

    Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

    На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

    Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.

Часто- 3 балла

От случая к случаю- 2

Редко- 1

Ответы:

1.Угрожаю или дерусь.

2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9.Сдаюсь.

10. Меняю тему…

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста.

Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.

Тип «А»-1,6,11

тип «Б»- 2,7,12

тип «В»- 3,8,13

тип «Г»- 4,9,14

тип «Д»- 5,10,15

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А»- это «жесткий»тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.

«В»- «компромиссный»стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Слайд 2

Игра «Башня»

  • Задача: из предложенного материала построить башню.
  • Главное условие: башня должна быть устойчивой.
  • Время на всю игру: 10 мин. Сначала группа обсуждает, как строить башню, а затем молча строит. 1-3 минуты – защита проекта.
  • Слайд 3

    Возникновение конфликта

  • Слайд 4

    Составляющие конфликтной ситуации:

    • участники конфликта (оппоненты);
    • предмет конфликта.
  • Слайд 5

    Типы конфликта

    • внутриличностный;
    • межличностный;
    • между группой и личностью;
    • межгрупповой конфликт.
  • Слайд 6

    Тест «Конфликтный ли вы человек?»

    • Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1 балл.
  • Слайд 7

    1. Угрожаю или дерусь.
    2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.
    3. Ищу компромиссы.
    4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
    5. Избегаю противника.
    6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  • Слайд 8

    7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
    8. Иду на компромисс.
    9. Сдаюсь.
    10. Меняю тему.
    11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.

    Слайд 9

    12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
    13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.
    14. Предлагаю мир.
    15. Пытаюсь обратить все в шутку.

    Слайд 10

    Обработка результатов теста:

    • Суммируйте ответы по группам:

    «А»: под номерами 1, 6, 11.
    «Б»: под номерами 2, 7, 12.
    «В»: под номерами 3, 8, 13.
    «Г»: под номерами 4, 9, 14.
    «Д»: под номерами 5, 10, 15.

  • Слайд 11

    Интерпретация:

    • «А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.
  • Слайд 12

    • «Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.
  • Слайд 13

    • «В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.
  • Слайд 14

    • «Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встаёт на точку зрения противника, отказываясь от своей.
  • Слайд 15

    • «Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.
  • Слайд 16

    Эвристическая игра

    • «Искусство разрешения конфликта».Цель игры: развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта
  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Педагог-психолог Байчорова М.Б. Как избежать конфликта?

    Задачи классного часа 1 2 3 Уточнить понятие о конфликте Расширить представление об основных типах и причинах конфликтов Познакомиться с различными способами выхода из конфликтных ситуации

    Прежде чем сказать – посчитай до десяти, Прежде чем обидеть – посчитай до ста, Прежде чем ударить – посчитай до тысячи. Старинная народная мудрость

    Индивидуальная работа 1 2 Подберите слова-ассоциации к слову «конфликт » На облаке-листке напишите один конфликт, участником которого вы были Ассоциативный ряд Ситуативный практикум

    Психологический тест Социологический опрос Развить в себе Text Видеть в других решительности - 46 % , выдержки- 30 % силы воли - 30 % терпимости - 12 %, доброжела тельности - 10 % доброты - 50 % честности - 30 % сочувствия - 22 % терпимости - 16 % щедрости - 12 %

    О пределения слова «конфликт » Конфликт (по толковому словарю) – трудно- разрешимое противоречие, связанное с противо-борством и эмоциональными переживаниями. Конфликт (в литературе) - противоречие между характерами, характерами и обстоятельствами, разными сторонами характера. Конфликт (в психологии) – отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Конфликт (в корпоративной этике) – это противоречие из-за отсутствия согласия, которое ведёт к преобразованию отношений

    С толкновение личностей с различными, взглядами, ценностями, чертами характера Л ичные сомнения человека, неудовлетворенность собой и своей жизнью М ножество групп, между которыми могут возникать конфликты Типы конфликтов Внутри л ичност ный Меж личност ный Меж групповой

    Нарастание конфликта Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности Агрессия Проти в одей ствие Несо гласие Разрыв Недово льство Уни жение

    Вред конфликтов Страдает достоинство человека На 1 мин конфликта 20 мин последующих переживаний Страдает физическое здоровье Портится настроение, все валится из рук

    Мини-тест Тебя обозвали. Твоя реакция? а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова) б) Отблагодарю тем же (обзову) в) Пожалуюсь старшим www.themegallery.com

    П ути разрешения конфликта Жесткое Нейтральное Мягкое Деструктивный угроза, насилие, грубость, уни - жение, переход на личности, разрыв отношений Игнорирование уход от решения проблемы Конструктивный юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон

    Способы решения конфликта приспособления Стратегия избегания Стратегия с оперничества Стратегия со трудничества Стратегия

    Результаты конфликта Победа – поражение Победа – победа Одна сторона удовлетворена, но другая нет Поражение – поражение Обе стороны не удовлетворены результатом О бе стороны приходят к согласию

    Управление конфликтом Правила B E C D A Не прерывайте. Слушайте Не делайте предположений Не переходите на личности и не оскорбляйте Предлагайте множество решений конфликта Закончите на позитивной ноте


    Каждый имеет право отказаться что-либо делать; каждый имеет право быть выслушанным: пока один говорит, все его слушают; каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике при этом. Плохих мнений не существует; каждый имеет право во время игры выйти и вернуться; если я говорю, то говорю только за себя. Я избегаю слов типа «он думает, что», «мы думаем», «я хотел бы сказать за него»; не говорят о том, кто сейчас отсутствует.




    Попробуйте установить причину конфликта. Конфликт – это не повод оскорблять или стараться задеть другого. В конфликте держитесь существа разногласий, не пытайтесь сразу выявить все проблемы. Ищите компромисс. Избегайте детского упрямства, откровенного эгоизма – это приведет к большим разногласиям. Проявите мужество признать ошибку, если Вы ее допустили.


    Конкуренция – «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Компромисс – «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть». Сотрудничество – «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть». Избегание – «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него» Приспособление – «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».


    1. Вступая в дискуссию, постарайтесь начать с комплиментов. 2. Соблюдайте чужое персональное пространство. 3. Для конструктивного спора главное – спокойствие. 4. Выбирая роль, Вы определяете направление и исход разговора. 5. Помните: только дураки не меняют своего мнения.




    Снижающие напряжениеПовышающие напряжение 1. Предоставление партнеру возможности выговориться Перебивание партнера 2. Вербализация эмоционального состояния (своего, партнера) Игнорирование эмоционального состояния (своего, партнера) 3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений и т.д.) Подчеркивание различий между собой и партнером. 4. Проявление интереса к проблемам партнера Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.


    5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах Принижение партнера, негативная оценка личности партнера. 6. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации. Поиск виноватого и обвинение партнера. 7. Обращение к фактамПереход на личности. 8. Спокойный, уверенный темп речи. Резкое убыстрение темпа речи. 9. В случае Вашей неправоты немедленное ее признание Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее. 10. Поддержание оптимальной дистанции, установление контакта с глазами оппонента. Избегание пространственной близости.



    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу» Приходилось ли вам заваривать кашу?

    2 слайд

    Описание слайда:

    Тема классного часа «Конфликты. Как их преодолеть?» Конфликты - это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс? Ч.Ликсон.

    3 слайд

    Описание слайда:

    4 слайд

    Описание слайда:

    Тест на определение конфликтности ПППП. Избегают конфликтов, но все же идут на них. В конфликтах последовательны, стремятся довести их до разрешения. Тщательно соотносят цель со средствами. Не сторонники разрешения конфликтов любой ценой. Сначала обдумывают действия, потом принимают решения. Проявляют недостаток гибкости. ПППЛ. Стремятся избегать конфликтов. Предпочитают разрешить их любыми способами. Нередко могут отказаться от прежней позиции. Могут быстро принимать решения. Достаточно гибки, но не всегда последовательны. Очень находчивы в погашении конфликта. ППЛП. Не любят конфликтовать, но не избегают конфликтов. Входят в них охотно. Ведут себя свободно, находчиво. Прибегают к юмору, находят нестандартные пути разрешения конфликтных ситуаций. Не всегда доводят задуманное до конца.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Тест на определение конфликтности ППЛЛ. Избегают конфликтов. Но если сталкиваются с ними, то ведут себя твердо. Решения принимают после серьезного обдумывания или совета с посредниками и близкими. Обидчивы, в определенной мере злопамятны. Никогда не выступают инициаторами столкновений. Готовы идти на уступки. Внешняя мягкость сочетается с внутренней твердостью. ПЛПЛ. Очень заметное неприятие конфликтов. Постоянное стремление выйти из него. Попытки загладить, стушевать конфликт. Выход из конфликта могут осуществлять за счет отказа от собственных требований. Решения принимают, поддаваясь эмоциональным, а не рациональным состояниям. Для них лучше не входить в конфликт, чем выходить из него. Выходят чаще всего с потерями собственных интересов, не находят способы оправдать свои действия. Стремятся принимать решения после обсуждения ситуации с кем-либо из опытных доверенных друзей или родственников.

    6 слайд

    Описание слайда:

    ПЛПП. Готовы идти на конфликт. Отчетливо понимают свои интересы, находят наиболее рациональные пути их защиты. Хорошо подсчитывают свои возможности. В разрешении конфликта не всегда считаются со средствами. Не отказываются от компромиссов. Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают при условии доминирования своих интересов. В конфликте чувствуют себя уверенно, комфортно. Иногда могут сами спровоцировать конфликт, но не столько потому, что не могут без него обходиться, сколько в целях самоутверждения. ПЛЛП. Не любят конфликтов. Легкий характер. Склонны преувеличивать свои и недооценивать чужие возможности. Быстро и хорошо ориентируются в ситуации. Много друзей. Эмоционально реагируют на события, но принимают достаточно обдуманные решения. Стремятся доводить их до конца, но не исключают компромиссов, возможно и за счет отказа от некоторых требований. Не всегда цель соизмеряют со средствами достижения. Находят неожиданные решения. Действуют гибко, но последовательно. К советам прислушиваются.

    7 слайд

    Описание слайда:

    ПЛЛЛ Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают собственные возможности, но в случае неудачи не отступают. Не склонны к компромиссам. Действуют в конфликте обдуманно, последовательно Конфликт прекращают только при условии выполнения своих требований. Не всегда средства соизмеряют с целями. Излюбленный прием – «психологическая атака». Действуют по собственной инициативе, не очень любят советоваться, прислушиваться к чужим советам. ЛППП. Конфликтов избегают, чувствуют себя в конфликтных ситуациях неуверенно. Проявляют большую гибкость в их разрешении. Достижение целей соотносят с реальными средствами. Склонны к компромиссам, готовы отказаться от защиты части своих интересов. Решение принимают скорее эмоционально, чем после серьезного обдумывания. Склонны выслушивать советы, но не всегда им следуют. Имеется тенденция преувеличивать собственные возможности.

    8 слайд

    Описание слайда:

    ЛППЛ. Избегают конфликтов. Но в тех случаях, когда считают свои интересы затронутыми, идут на конфликт без особых колебаний. Позицию держать твердо, не очень склонны к компромиссам, К помощи посредников могут обращаться, но решение принимают самостоятельно. Вопросы самоутверждения – на втором плане. На первом плане – интересы дела. ЛПЛП. Считают конфликты неизбежными, смело идут на их решение. В конфликтах твердо добиваются поставленных задач. При достижении целей не считаются со средствами. Иногда большое значение придают несущественным, второстепенным сторонам конфликта. Не склонны к компромиссам, если они не решают всех поставленных задач. Могут создавать видимость уступок, но внутренняя позиция остается неизменной. Преобладает рациональная сторона. Скрытны, не склонны обращаться за советами, хотя помощь со стороны не исключают.

    9 слайд

    Описание слайда:

    ЛПЛЛ. Внутренне агрессивны. Постоянно ищут повод для конфликта. Руководствуются не всегда существенными моментами Конфликтность прикрывается внешней мягкостью. Последовательны в достижении целей. Линию поведения ведут искусно тщательно все просчитывают. Не склонны к компромиссам независимо от удовлетворения собственных интересов. Проявляют большую гибкость и изобретательность в решении конфликта с собственных позиций. Нередко интересы дела не могут отделить от внутренней психологической позиции. ЛЛПП. Избегают конфликтов. Предпочитают спорные вопросы решать мирным путем. Готовы отказаться от защиты собственных интересов, но последовательно защищают интересы других. Цель всегда стремятся сочетать с соответствующими средствами. Наиболее сильная их сторона – стремление предупредить конфликты или погасить в зародыше.

    10 слайд

    Описание слайда:

    ЛЛПЛ. Стремятся избежать конфликта, хотя не умеют предупреждать. Очень склонны к компромиссам. Уступают требованиям конфликтующих сторон, если противник оказывается сильным. Однако по отношению к более слабому проявляют неуступчивость. Не могут правильно рассчитать свои силы, склонны преувеличивать силы противника. Неспособны плести нить интриги. Охотно прислушиваются к советам других, следуют их рекомендациях. Имеют склонность скрывать наличие конфликтной ситуации, искренне веря в её отсутствие. Недостаточно принципиальны. ЛЛЛП. Конфликтов не избегают, хотя редко являются их инициаторами. Слабо продумывают линию поведения в решении конфликтов, больше руководствуются эмоциями. В конфликтах действуют смело, решительно, но допускают опрометчивые решения. Склонны к компромиссам. Четко продумывают возможные последствия конфликта, стремятся их предупредить. Нередко выступают инициаторами компромисса. Глубоко переживают нежелательные последствия конфликтов.

    11 слайд

    Описание слайда:

    ЛЛЛЛ. Конфликтов избегают. Отличаются большой способностью предупреждать их. Однако, принимая участие в конфликтах, умеют произвести впечатление на противника, используя прием демонстрации несуществующих возможностей. Умеют использовать слабости противной стороны. Хорошо просчитывают возможные последствия конфликта и умеют вовремя скорректировать свое поведение. Упрямы, скрытны.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Что же такое конфликт? Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона. Уильям Линкольн

    14 слайд

    Описание слайда:

    Для возникновения конфликта достаточно: Два человека Две точки зрения Предмет спора

    15 слайд

    Описание слайда:

    Конфликты могут быть: Внутри личности (связанные с противоречиями между «хочу», «могу» и «надо» в человеке) Между личностями Внутри группы Между группами Внутри организации

    16 слайд

    Описание слайда:

    Различают типы конфликтов: Конфликт целей – ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Как бы вы поступили? Ситуация 1. Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация. Ситуация 2. На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт. Ситуация 3. Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты. Ситуация 4. Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

    18 слайд

    Описание слайда:

    19 слайд

    Описание слайда:

    А – жесткий тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Вы хотите выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Б – демократичный стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые бы удовлетворили бы обе стороны.

    21 слайд

    Описание слайда:

    22 слайд

    Описание слайда:

    Г – мягкий стиль. Своего соперника Вы «уничтожите» добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

    23 слайд

    Описание слайда:

    Д – уходящий стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить до открытого столкновения.

    24 слайд

    Описание слайда:

    Что нужно делать, чтобы избежать конфликта? Приспо-собление Избегание Соперни-чество Сотрудни-чество (компро- мисс) Принесение в жертву собственных интересов ради интере-сов другого Уклонение от принятия решения Стремление добиться своего за счёт другого Поиск решения, устраивающего обе стороны Мирные, уступчивые люди Люди, неуверенные в себе Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

    25 слайд

    Описание слайда:

    В чем же вред конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, тогда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

    26 слайд

    Описание слайда:

    Золотое правило общения Всегда поступай с другими так, как ты бы хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

    27 слайд