Детские книги        25.05.2022   

Почему александр смог покорить персидскую державу. Почему александр македонский разрушил персеполь

За 200 лет до начала кампаний Александра Великого Персия считалась самой непобедимой страной в мире. Она успешно завоевывала страны поочередно, разрушала города и имела сотни тысяч пленных, количество которых увеличивалось после каждого сражения. Именно поэтому у большинства историков возникает логичный вопрос, почему Александр Македонский смог покорить персидскую державу. Существует много ответов на данный вопрос, среди которых откровенно мистические, логичные и полностью обоснованные историческими документами.

Персия могущественная и слабая

Если начинать рассматривать причины, почему Александр Македонский смог покорить персидскую державу, то сразу следует акцентировать внимание на времени – прошло 200 лет со времен могущественной страны с огромной армией. Во время этой войны управлял не Ксеркс, а Дарий III, солдаты имели мало опыта, а основная цель правительства заключалась в двух действиях:

    сбор налогов с подчиненных земель;

    отбивание нападок более мелких соседей.

К сильным сторонам относилась многочисленная армия, большое количество укрепленных замков и огромнейшие запасы золота, которые были вывезены со всех концов света. Царь Дарий III был очень гордым полководцем, а его войско состояло из хорошо вооруженной пехоты и тяжелой конницы, что вселяло ужас в большинство противников. К тому же особое место занимали греческие наемники.

Проведение кампаний

Именно видимость сильной армии и стала первой причиной, по которой персы проигрывали все ключевые битвы поочередно. Среди наиболее значимых ошибок полководцев некогда могущественной империи можно выделить:

    Граник. Войско было сгруппировано лишь на одном участке берега, благодаря чему конница еще неопытного Александра без проблем окружила и уничтожила обороняющихся. Греческие наемники даже не были подпущены к месту боевых действий, после чего их тоже убили.

    Скала Согдианы. Обороняющиеся в горной крепости не ожидали, что отряд военных без оружия полезет на скалы, из-за чего за день до этого потешались над осаждающими вместо подготовки всех возможных вариантов. Утром их ждала неожиданность в виде толпы смотрящих сверху военных, после чего сдача прошла без боя.

    Гавгамелы. Дарий III всю ночь продержал свое войско в полном обмундировании, потому что боялся нападения со стороны македонян, а последние в это время высыпались. В итоге встреча с соотношением 20 к 1 закончилась победой небольшой выспавшейся армии.

Рассматривая все описанные выше факторы, уже не остается сомнений, почему Александр Македонский смог покорить персидскую державу. Подобное завершение кампаний было логичным и естественным для молодого и талантливого полководца, тогда как время старой империи и ее актуальность уже давно были исчерпаны.

Большинство историков сходятся на том, что причинами победы послужили сразу несколько критериев: гениальность полководца и использование военного дела, как науки, а также неподготовленность и расслабленность армий персидской империи.

Урок истории в 5 классе

Цели: ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского; продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Информация для учителя

Исходя из требований программы на уроках истории дети должны учиться давать характеристику и оценку деятельности участников исторических событий. Поэтому на этом уроке целесообразно познакомить учащихся со специальной памяткой, которая поможет им в этом. Тем более что материал урока (деятельность Александра Македонского) позволяет сделать это.

Памятка для оценки государственного деятеля

  1. Интересы какого класса выражал? В чем состояли цели и стремления этого класса?
  2. Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили для решения поставленных целей?
  3. Какие средства использовал для достижения цели? Оцените их.
  4. Какие результаты имела его деятельность? Оцените их.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 37.

КАРТОЧКА № 37

Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Почему Греция потеряла независимость?

Для этого вспомни:

— Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?

— Почему греки жили недружно и воевали между собой?

— Что давала тактика Филиппа ссорить противников?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

В середине IV в. до н. э. во главе Македонского царства встал умный и энергичный царь Филипп. Он создал мощную и сильную армию, которая состояла из конницы и пехоты. У каждого пехотинца было шестимет-ровое копье. В бою первые шесть рядов клали копья на плечи впередис-тояших. Последние ряды фаланги поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга «ощетинивалась» и была неприступной. Армия Филиппа имела осадные башни. С такой сильной армией Филипп смог покорить Элладу, так как греческие полисы воевали между собой. Каждому из них хотелось быть во главе Эллады. Кроме того, Филипп мог подкупать и ссорить между собой противников. Таким образом, в результате перечисленных причин Македония смогла покорить Грецию.

2. Работа с классом. Решение задач.

Задача 1. Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это? (Полис - это городская республика. В Македонском царстве не было городского самоуправления, были только царские крепости и столица Пелла.)

Задача 2. Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это? (Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хотели объединяться. Филипп в отличие от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй!»)

3. Устный ответ ученика по карточке № 37 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава персов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

IV. Изучение новой темы

План

1) Победы войска Александра Македонского.

2) Гибель Персидского царства.

На доске: тема урока, новые слова: р. Граник, г. Исс, Парменион, с. Гавгамелы .

1. Работа по исторической карте (с. 194 Вигасина или с. 206 Михайловского).

— Вспомните, как располагаются на карте части света.

— Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? (Коричневым.)

— Каким цветом обозначено Персидское царство? (Зеленым.)

— В какие известные нам государства совершил свои походы Александр Македонский? (В Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.)

— В какой части света находится большинство этих государств? (На востоке.)

— Какие важнейшие города были основаны Александром Македонским на завоеванных территориях? (Это были города с названием Александрия, в честь Александра Македонского, их было основано более 20 (в некоторых источниках цифра более 30. Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000. С. 138.).)

— Какой пролив отделяет Европу от Азии? (Дарданеллы.)

2. Рассказ учителя.

Задание детям: из рассказа учителя уяснить и записать причины падения Персидской державы.

Весной 334 г. до н. э. сотни кораблей перевозили пехоту и конницу македонского царя Александра через узкий пролив на берег Малой Азии. Отсюда начинал Александр поход в сердце огромной Персидской державы.

Немного войска имел молодой царь. Всего 30 000 отборной и закаленной в битвах пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораблей. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей.

Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря. Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей персов.

Персидская армия была огромна. Лучшую ее часть составляла царская гвардия и отряды наемников разных национальностей. Сатрапы грабили и разоряли местное население. Армия, состоявшая из

людей покоренных народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персидская знать непрерывно боролась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нерешительный человек и бездарный полководец.

Узнав о переправе Александра через Гелеспонт, сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было около 20 000 всадников и 20 000 греческих наемников. Один из военачальников, грек Мем-нон, опытный полководец, советовал избежать сражения, отступая, опустошать страну, чтобы Александр не мог найти нигде пристанища. Но его не послушали. Персы заняли позицию на правом берегу маленькой горной реки Граник.

Здесь произошло ожесточенное сражение. Закипел горячий рукопашный бой. Победа Александра была полная. Пало владычество персов в Малой Азии.

В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую колесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми прикреплялось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако он не растерялся: выхватив меч, он одним ударом разбил узел пополам. Но до завоевания Азии было еще далеко.

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

4. Беседа по прочитанному.

— Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря.)

— Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Они применили тараны и метательные машины. Разрушили стены и захватили город.)

— Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний.)

— Какие новые черты характера появились в Александре Македонском? (Он был упоен победами, согласился с тем, что его жрецы объявили богом.)

— Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Александрию, на о. Фарос.)

— Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья? (Сражение у селения Гавгамелы.)

V. Закрепление изученного материала

1. Беседа по вопросам.

— Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Ответы:

а) Армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций.

б) Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче покорить.

в) Покоренные и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.

г) Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

2. Оценка личности Александра Македонского (используйте памятку).

VI. Подведение итогов урока

Во время походов Александра столкнулись две цивилизации, которые имели очень отличные друг от друга основания. Империя Александра в значительной мере способствовала их синтезу.

Домашнее задание: прочитать § 42 Вигасина или § 36 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 52 (с. 37); для любознательных: как могли 40 000 македонцев разгромить 200 000 персов при Гавгамеле?

Дополнительный материал

Смерть Александра Македонского

В 324 г. до н. э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорадки, не осуществив всех своих планов. Гроб с телом Александра увез в свою часть владений правитель Египта Птолемей Лаг, который сделал Александра богом — покровителем своего рода. Мать Александра Македонского, Олимпиада, узнав, что ее сын долгое время лежит без погребения, горевала и говорила: «Дитя, ты стремился к доле небожителей, ныне тебе отказано даже в том, что получают все люди на земле, — в могиле». Тело Александра Птолемей отправил в бочке с медом в Александрию, там и похоронил. Его неожиданная и загадочная смерть на тридцать третьем году жизни застала всех врасплох. Говорят, что когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему».

Долгая память осталась в веках от Александра Македонского. И причина этого — не его держава, которая распалась сразу после смерти царя. Не был он и основателем новой династии: два его сына — Александр и Геракл — еще юными погибли в кровавых распрях. Вызывали восторг и зависть его молодость и та легкость, с которой он завоевал полмира. Сколько будущих великих полководцев повторяли слова Александра: «20 лет — и ничего для бессмертия!»

Цезарь с восхищением думал об удивительной судьбе Александра Великого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. Сколько легенд ходило по миру и сколько восточных правителей выводили свой род от Искандера Двурогого (так на Востоке называли Александра).

И пусть спартиаты, которых царь принуждал почитать себя как Олимпийца, насмешливо заявляли: «Представим Александру, если ему так хочется, называть себя богом», — он все-таки стал им. Стал кумиром юных умов, воплощением удачи, волнующей легендой и удивительной болью для современников и потомков.

Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000. С. 138-139.

1)Назовите две страны, в которых возникли первые в мире государства. Какие реки текут в этих странах? 2) Почему созданное в Двуречье письмо называют

клинописью? Какими особенностями оно обладало? 3) Как выглядели книги в Древнем Двуречье? 4) Где возник древнейший алфавит? Почему в нём знаков гораздо меньше, чем в клинописи и письме древних египтян? 5) Как называется и где была создана первая часть Библии? Какие из десяти заповедей, данных Моисею согласно библейскому рассказу, вам кажутсянаиболее важными? 6) В какой стране впервые стали чеканить монету? Какие приемущества давало использование монт в торговле? 7) Какие древние страны входили в состав Персидской державы при Дарии Первом?

В глуби веков Любовь Федоровна Воронкова Александр вышел из шатра. На нем был двойной полотняный панцирь, взятый из добычи при

Иссе. На поясе висел легкий меч. На плечи был накинут алый плащ старинной работы, дар родосцев, – Александр надевал его, только идя в сражение. Как всегда перед боем, царь произнес речь. И когда увидел, что войско готово к бою, что оно с нетерпением ждет его команды, Александр сел на коня, взмахнул рукой, и войско, ждавшее этого мгновения, ринулось в атаку. Поскакала конница. Фаланга, сотрясая землю, бегом двинулась на персов. Македоняне навалились на них всей массой, внезапно. Это была буря, стихия, неудержимый шквал. Первые ряды персидского фронта сразу сломались, цепь его разорвалась. Александр мгновенно построил свой конный отряд этеров клином и сам во главе этого клина с яростным криком врезался в гущу персидского войска. Александр рвался к Дарию. Дарий двинул было на македонян слонов. Слоны, задрав хоботы, с ревом побежали вперед, растаптывая и сбивая всех, кто попадался им под ноги. Сверху, с башенок, прикрепленных у них на спинах, персидские воины сыпали стрелы и дротики. Но легковооруженная македонская пехота скоро остановила эту атаку. Раненые слоны с ревом бежали, не слушаясь своих хозяев. Тогда на македонян покатилось множество серпоносных колесниц, высокие колеса угрожающе засверкали длинными острыми ножами. Готовые к этому, македоняне били копьями лошадей, которые, не помня себя от боли, мчались, не повинуясь колесничим. Колесничие, пораженные в лицо македонскими стрелами, выпускали вожжи из рук и валились с колесниц. Где не удавалось задержать взбесившихся коней, македонские ряды расступались, и колесницы мчались дальше, в тыл. Там македонские конюхи хватали коней под уздцы и уводили к себе вместе с колесницами. Но когда эти колесницы успевали врезаться в гущу войска, оставалось много раненых и искалеченных людей. В неистовой битве победа клонилась то в одну сторону, то в другую. Были мгновения, когда македоняне падали духом, видя перед собой огромную массу персидских войск, и готовы были дрогнуть и сломать ряды. Но Александр, сменивший в битве несколько коней, поспевал всюду: он ободрял своих воинов и криком, и укором, и своим примером, своей неустрашимостью. Пошла рукопашная сеча, бились мечами и копьями. Бактрийским отрядам удалось прорвать македонский фронт. Но, очутившись у македонян в тылу, они сразу бросились грабить их богатый обоз, забыв о сражении. Тем временем Александр, увидев, что там, где стояли бактрийцы, персидское войско поредело, прорвал эти ослабевшие ряды. Он чуть не попал в окружение, но верные агрианские всадники ударили на персов, окруживших царя. Тут оба строя смешались – и персидский, и македонский. Теперь два царя стояли в битве друг против друга: Дарий на колеснице, Александр на коне, оба окруженные своими отборными отрядами. Персы отчаянно защищали своего царя, но Александр пробивался к нему упорно, упрямо, безудержно. Он уже видел лицо Дария, видел, как оно исказилось от ужаса… Опять повторяется Исс, опять валятся вокруг него персидские воины, и кони в его царской колеснице начинают вздыматься на дыбы… Александр все ближе к Дарию. А за спиной Александра напирает его страшная фаланга… Конец! Конец! Нервы Дария не выдержали – он выхватил акинак, чтобы покончить с собой. Но надежда спастись остановила его руку. Он отбросил кинжал и опять, как при Иссе, первым повернул колесницу и погнал коней. Побежал царь – побежало и войско; никто из военачальников не подхватил командования. Войско распалось на отряды, на племена, которые были бессильны перед накрепко сплоченной армией Александра.

В каком сражении Александр Македонский окончательно разгромил Персидское царство?

Какой город Александр Македонский сделал своей столицей после завоевания Азии?

1) Назовите две страны, в которых возникли первые в мире государства. Какие реки текут в этих странах?

2) Почему созданное в Двуречье письмо называют клинописью? Какими особенностями оно обладало?
3) Как выглядели книги в Древнем Двуречье?
4) Где возник древнейший алфавит? Почему в нём знаков гораздо меньше, чем в клинописи и письме древних египтян?
5) Как называется и где была создана первая часть Библии? Какие из десяти заповедей, данных Моисею согласно библейскому рассказу, вам кажутсянаиболее важными?
6) В какой стране впервые стали чеканить монету? Какие приемущества давало использование монт в торговле? 7) Какие древние страны входили в состав Персидской державы при Дарии Первом?

История 5 Александр Македонский Сражение, в котором Александр Македонский окончательно разгромил Персидское царство. Какой город Александр

Македонский сделал своей столицей после завоевания Азии?

ответ:+1 подробно:+2 с картинкой:+3 отрывок из книги:+4 чудесный:+5

Как Александру Македонскому (356-323 гг. до н.э.) удалось за несколько лет совершить невозможное - создать величайшую империю античного мира? На этот вопрос существует множество ответов, и с течением времени гипотез, предположений и теорий становится все больше. Мюнхенское археологическое собрание посвятило личности древнего полководца выставку «Александр Великий - властитель мира», рассматривающую феномен Александра с биографической точки зрения. Выставка состоит из десяти частей и показывает жизненный путь правителя и полководца, начиная с юности при македонском дворе в Пеле и заканчивая мифологическим образом, сложившимся после смерти - образом вечно юного героя, великого вождя, которого многие склонны были обожествлять.

Для этой выставке в галерее в Розенхайме (Lokschuppen Rosenheim) были собраны 450 экспонатов из немецких и европейских собраний, которые дают представление об условиях, в которых оказывались Александр Македонский и его армия во время походов на восток. Каталог выставки, помимо описания экспонатов, дает краткий обзор точек зрения, существующих в современных научных кругах, из которых можно выделить десять причин того, почему Александр стал действительно Великим.

Происхождение

Александр был сыном македонского царя Филиппа II и дочери эпирского царя Олимпиады. Его отец, изначально взошедший на трон в качестве опекуна своего малолетнего племянника, был талантливым полководцем и осторожным политиком, которому удалось укрепить Македонию и сделать ее центром Эллады. Мать Александра, властолюбивая и деспотичная Олимпиада, оказала большое влияние на его детство. И по отцовской, и по материнской линии Александр был потомком Геракла и Персея, величайших героев древнегреческих мифов. Они и стали для него примером.

Воспитание

Несмотря на то, что, помимо Олимпиады, у Филиппа II были и другие жены, Александр получил воспитание, достойное наследника престола. Вместе со своими друзьями из аристократических семей он обучался у Аристотеля, который в то время не был столь известен, как впоследствии. Кроме того, Филипп II брал сына с собой в походы. В сражении при Херонее (338 г. до н.э.) против объединенной армии греческих городов-государств Александр командовал конницей, чья атака обеспечила македонцам победу.

Армия

Когда Филипп II в 336 году был убит, его войска находились в Малой Азии, чтобы дать отпор персидской армии. Более двух десятилетий военных походов Филиппа II сделали его войско внушительной силой: шесть полков тяжелой пехоты - 9000 воинов, вооруженных длинными копьями; 3000 гипаспистов, тоже с длинными копьями, но более маневренных; 6000 легковооруженных воинов; 1200 гетайров (тяжелая конница), гвардия и 600 разведчиков. Кроме того, в состав армии Филиппа II входили 7000 греческих гоплитов, множество наемников и несколько тысяч всадников.

Талант полководца

Александр был именно тем человеком, который смог правильно распорядиться этой армией. У огромной неповоротливой армии персов не было ни единого шанса против македонцев. Во время битвы при Гавгамелах Александр, обнаружив, что персы покрыли поле боя шипами против конницы, совершил тактический маневр, вынудивший вражескую армию разделиться, после чего македонская конница, избежав шипов, атаковала позиции персидского царя. Кроме того, Александр мог доверять своим полководцам и своей армии, которая пошла за ним на край света.

Прагматизм

Однако же властелином мира Александра Македонского сделала не армия, а, прежде всего, его политика. Его власть основывалась не на догмах, а на трезвом анализе имеющихся условий и на поиске практических решений. Именно руководствуясь практическими соображениями, Александр перенял многое из системы управления Персидской империи.

Прежде всего, Александр отказался от того, чтобы превратить Азию в провинцию македонско-греческой империи. Вместо этого он приближал к своему двору местную знать, которой обеспечивал места в армии и органах власти. В отличие от своих предшественников, Александр относился к жителям покоренных земель не как завоеватель, а как законный правитель их государства, уважающий их традиции.

Безжалостность

Бывал ли Александр великодушен только по расчету или нет, однако по отношению к тем, кто оказывал ему сопротивление, он был безжалостен. Когда вскоре после его восшествия на трон против него восстали Фивы и Афины, Александр не только уничтожил армии этих городов, но и стер Фивы с лица земли. Финикийский город Тир, который располагался на скалистом острове и считался неприступным, отказался покориться, однако после семи месяцев осады был взят, а затем уничтожен.

Полководец Парменион и его сын Филота были казнены. Своего друга Клита, спасшего ему жизнь во время битвы на реке Граник, Александр убил собственными руками, поскольку тот выступал против заимствования восточных обычаев. Некоторые считают возвращение македонской армии через пустыни Гедрозии, стоившее жизни 45 тысячам воинов, наказанием за бунт на берегах Гипаса.

Строительство городов

Александр основал более двадцати городов на территории от Египта до Индии, их заселили ветераны и местные жители. Эти города должны были стать не только опорными пунктами для армии, но и центрами греческой культуры. Александрия Египетская была известнейшим из них - одним из центров торговли и наук античного мира. Этот и другие города, основанные Александром, стали своеобразным связующим звеном между Востоком и Западом.

Развитие наук

Как и Наполеон через два тысячелетия после него, Александр держал при себе большой штат ученых. Таким образом, его поход стал ещё и масштабной экспедицией, целью которой было дойти до края света. Для того, чтобы проложить маршрут от Инда до Евфрата, строились целые флотилии. Ученые и философы исследовали и описывали Азию. Придворный летописец Каллисфен, внучатый племянник Аристотеля, позаботился о том, чтобы мир узнал об открытиях, сделанных во время похода. Однако в конечном итоге Каллисфен впал в немилость, поскольку сопротивлялся введению персидских обычаев при дворе (а именно - традиции падать перед правителем ниц), впоследствии был казнен за предполагаемое участие в заговоре.

Обожествление

После основания города в дельте Нила, Александр посетил оазис Сива в пустыне, где оракул бога Амона приветствовал его, назвав «сыном божества», что приличествовало ему, как новому правителю Египта. Этот факт лишь укрепил его убежденность следовать путем Геракла. Кроме того, как правитель огромной империи Александр автоматически причислялся к культовым фигурам. В основанных им городах ему также оказывались почести наравне с богами. Буквально сверхчеловеческое стремление объединить Европу и Азию, овладевшее им в последние месяцы жизни, позволяет предположить, что в конце концов он и сам воспринимал себя скорее как личность почти божественную, нежели как простого смертного.

Стремление

«Страстное желание» - писали античные авторы, когда пытались охарактеризовать мотив Александра Македонского. Фактически это было всепоглощающее стремление, которое заставляло его подражать героям античности, в особенности Ахиллу. Александр хотел доказать, что он - один из этих героев, но не в легендах, а в реальности. Он взял крепость на севере Ирана только потому, что о ней рассказывали, что Геракл потерпел неудачу при ее осаде. От Инда он хотел дойти до Ганга, чтобы достичь там границ освоенных людьми земель. Его войска были готовы захватить Аравийский полуостров, а вслед за ним и Карфаген, но смерть великого полководца помешала этим планам осуществиться. Однако «страстное желание» все же помогло Александру осуществить его мечту: никто другой не создал такой огромной империи.

Великий полководец античности Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.) вступил на престол 20‑летним юношей. Его отец Филипп II лишил греческие полисы независимости и подчинил их Македонии (см. Древняя Греция).

Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием Фрагмент мозаики из Помпеи. Ок. 100 г. до н. э.

Походы Александра Македонского. Карта.

Укрепить свою власть над греческими городами, беспрерывно восстававшими и стремившимися освободиться от македонской гегемонии, Александр смог к 334 г. до н. э. После тщательной подготовки (сюда вошло и создание хорошо вооруженного, боеспособного и преданного войска) начал поход против персов, империя которых к этому времени стала распадаться. Первоначальной его целью был захват Малой Азии. Разгромив персидские войска у речки Граник, Александр освободил греческие города, завоевал западную часть Малой Азии, покорил Сарды, столицу Лидийского царства, где находилась резиденция персидских сатрапов. Вторично Александр разбил персов в 333 г. в сражении при Иссе, причем в плен к победителям попали мать, жена и дочери царя Дария III. После этого планы Александра изменились, и он стал претендовать на завоевание всего Персидского царства. Бо́льшая часть городов Финикии и Палестины перешли на сторону Александра, только город Тир, расположенный на небольшом прибрежном острове, оказал сопротивление и после тяжелой шестимесячной осады был взят и разрушен до основания, а жители перебиты или проданы в рабство. После взятия Тира Египет добровольно перешел на сторону Александра. Находясь в Египте, Александр покровительствовал египетским жрецам и вельможам, уважительно относился к египетским богам. Благодарные египетские жрецы объявили Александра сыном своего верховного бога Амона. В одном из местечек на берегу Средиземного моря Александр основал новый город и назвал его в свою честь Александрией (332 г. до н. э.). Впоследствии этот город станет столицей Египетского царства.

Закончив дела в Египте и дав отдохнуть войску, Александр продолжил свой завоевательный поход против персидского царя. В 331 г. до н. э. состоялась решительная битва в северной Месопотамии, около деревни Гавгамелы, в которой Александр Македонский с большим трудом одолел сопротивление персов и одержал победу. Развивая свой успех, он быстро прошел Месопотамию и захватил ее главный город Вавилон. Затем армия Александра вторглась на территорию персов, разрушила города Сузы и Персеполь, одну из резиденций персидских царей, где хранились их несметные богатства.

После разрушения Персеполя войско Александра овладело столицей области Мидии Экбатаны, где находился персидский царь Дарий III, при приближении македонян бежавший на восток. После убийства Дария III Александр Македонский продолжал завоевание восточных провинций Персии, в частности Средней Азии. Здесь ему пришлось преодолеть упорное сопротивление свободолюбивых местных племен, особенно жителей Согдианы и Бактрии, во главе которых стоял талантливый организатор Спитамен. Около трех лет ушло у Александра на покорение Средней Азии и Бактрии. Стремясь здесь укрепиться, он привлекал на свою сторону местную знать, строил города греческого типа, называя их Александриями. Во время завоевания Средней Азии среди командного состава армии возникло недовольство политикой Александра. Гордая македонская знать не желала делить власть с персами в делах управления. К тому же восточные обычаи коленопреклонения, вводимые Александром при своем дворе, низводили ее до положения слуг царя. Против Александра возникают заговоры, однако они были раскрыты, а их участники казнены. Стабилизировав положение в Средней Азии, Александр предпринял походы в Северо-Западную Индию (современный Пенджаб), надеясь дойти до берега Мирового океана. Однако измученная в боях македонская армия взбунтовалась, и Александр был вынужден прекратить дальнейшее движение на Восток. В конце 325 г. до н. э. он вернулся в город Вавилон, ставший столицей его огромного государства, простиравшегося от Балканской Греции и Македонии до границ Индии.

После окончания военной кампании Александр стремится к укреплению своего огромного и разноязычного государства. Он пытается объединить завоевателей - греков и македонцев с местной знатью, проводя политику «слияния» и «примирения». С этой целью Александр поощряет браки своих командиров и воинов с местными девушками, привлекает местную аристократию к управлению, вводит среди македонцев обычаи персидского двора. Себя Александр объявляет сыном бога. Повсюду он основывает города греческого типа, население которых составляют как греки и македонцы, так и местные жители. Александр активизирует торговые отношения, перечеканивает в монеты золото и серебро, лежавшие мертвым грузом в подвалах персидских царей, заботится о безопасности торговых путей. Однако ему не удалось закончить работу по сплочению своей огромной державы. Летом 323 г. до н. э. великий завоеватель умер в возрасте 33 лет. После его смерти вспыхнули восстания и империя, созданная в результате завоевания, распалась на несколько крупных государств (см.