Личностный рост        03.02.2024   

Слова паразиты в детской речи. Проект "Влияние на нашу жизнь слов-паразитов"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 г. НИЖНИЙ ЛОМОВ

Исследовательский проект

учеников 5-6 классов моей школы

ученицы 6 «В» класса

Паутова Марина ,

Петрушина Елизавета

Научный руководитель :

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 г. Нижний Ломов

Немова Светлана Николаевна

г. Нижний Ломов, 2014

Оглавление

    Введение …………………………………………...………………… стр. 3

    Основное содержание исследования

Глава 2. Исследование речи учащихся 5 -6 классов МБОУ СОШ №2

г. Нижний Ломов

2.2. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов………стр.17

    Заключение. Выводы. Перспективы ………...……………… стр.26

    Список использованной литературы …………………....….. стр.27

    Приложение 1. Анкеты для соцопроса...………………………... стр.28

    ВВЕДЕНИЕ

Мы нынче как бы все глупеем
Все стали как бы забывать,
Что как бы даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было как бы в дело,
Пусть даже как бы наугад.
А то ведь как бы неумело
И чаще как бы невпопад.

Ю.Важдаев

Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Одной из важнейших проблем современного общества является низкая культура речи . Н а уроках в школе нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя правила употребления лексики русского языка. Но речь наша зачастую маловыразительна, засорена. А в общении со сверстниками мы сознательно используем другой язык, свободный от норм. Почему это происходит? От чего зависит? Мы решили заняться исследованием лингвистических явлений, влияющих на культуру речи.

Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова.

Какие сорные слова встречаются в речи учащихся нашей школы и о чём они могут рассказать? Как бороться с активным употреблением нашими сверстниками таких словечек? Как беречь чистоту своей речи? Как сделать речь выразительной, образной? В своём проекте мы попытались ответить на эти вопросы.

Объект исследования : речь учащихся 5-6 классов МБОУ СОШ № 2 г Нижний Ломов Пензенской области.

    выяснить, насколько речь наших одноклассников соответствует нормам литературного языка;

    определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи;

Методы исследования: изучение литературы по теме, наблюдение, сравнение, обобщение, устный опрос, анкетирование, анализ результатов анкетирования.

В ходе работы над этой темой мы обращались к специальной литературе, посвящённой культуре речи, к Интернет-материалам; наблюдали за речью учащихся 5-6 классов нашей школы; проводили анкетирование, анализировали полученные результаты.

Структура проекта определилась логикой исследования и достижения поставленной цели.

Данная работа может иметь практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и может помочь обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

II . ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

возникновения и классификация

Вы... это самое... того...

Когда вы говорите,

То значит, это... как его...

Ну, в общем, не тяните...

Вот, между прочим, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

А. Шибаев

Слово – это важнейшая нормативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения (высказывания). Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений этих слов. Для правильного осмысления высказывания необходимо не только знание значений всех слов (и грамматики), но и знание речевой ситуации. Согласно правилам языка, в высказывании не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Появление таких слов есть нарушение правил языка.

Слова-сорняки имеют место в спонтанной, слабо контролируемой устной речи. "...Автоматизм приводит к засорению устной речи пустыми модальными частицами", – писал В.В. Виноградов. Особенно часто слова-сорняки наблюдаются у малограмотных людей, пользующихся нелитературным просторечием. Это люди низкого образовательного и культурного уровня.

Академик Л.В. Щерба называл подобные словечки "упаковочным материалом" – люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.

Примеры таких слов проиллюстрированы веселым стихотворением Эммы Мошковской:

Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак

Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

Большинством лингвистов, в том числе Скворцовым Л.И. , считается, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок . Однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

От употребления слов-сорняков нужно избавляться, строго контролируя свою речь и речь окружающих. О человеке их употребляющем, хочется заметить: «Сказал так много, но ничего не сказал».

Так какие же слова имеют "склонность" к тому, чтобы становиться сорняками? Какие части речи? Какие группы слов?

Наблюдения над речью школьников, взрослых носителей языка, журналистов, публицистов, персонажей художественных произведений показывают, что словами-сорняками становятся далеко не все слова. В "роли" слов-сорняков выступают слова с ослабленным лексическим значением : частицы, вводные конструкции, некоторые местоимения.

Таблица 1

Группа

Частицы

ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вводные единицы

конечно, наверное, вероятно, кажется, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, так сказать, стало быть, понимаешь, собственно говоря, слушай

Местоимения, местоименные наречия

это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

блин, черт

Когда ж мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех».

Б.Заходер

Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание и негативно сказывается на имидже говорящего. Любое слово и фраза теряют смысл, если ее повторить раз 30-40. А между тем слова ни в чем не виноваты, просто они вдруг полюбились людям, повторяющим их к месту и не к месту. Кстати, по тому, какой словесный сор преобладает в речи человека, можно многое узнать о нем самом.

Как слова характеризуют человека

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, тех, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.

«Сами понимаете» – это классический пример «маленького» человека, робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко, но пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Практически» очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями.

«Вообще-то» – словечко людей, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

Употребление слов-сорняков в художественной литературе

Например, в рассказе И.С.Тургенева "Муму" дворецкий Гаврила говорит: " Всё же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен ... Ну, посмотри на себя, ну, посмотри… ну, на кого ты похож?.. Ну, ну, ну кричал Гаврила со двора, смотри у меня, смотри! "

Другим примером может быть речь деда из повести М. Горького "Детство": "То-то вот... Эх, вы-и... Ага-а!"; "Что-о, дура?! Ага-а! То-то вот... Эх, вы-и!"

А автор повести «Таня Гроттер» Дмитрий Емец вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: "Ох, мамочка моя, бабуся!" Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно и позволяет понять характер персонажа. Баб-Ягун это комический герой повести, неунывающий, умеющий превратить серьёзное и страшное в весёлое.

Во-первых, они дают время говорящему обдумать продолжение своей фразы. При построении фразы человек делает паузы, заполняя их бессмысленными словами. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество сорняков увеличивается.

  • Во-вторых, они являются сигналом слушающему, что диалог продолжается и скоро будет получен ответ.

По мнению британских экспертов , по время публичных выступлений очень даже неплохо вставлять звуки вроде "м-м-м" или "э-э-э". Именно подобные, немного косноязычные речи, запоминаются слушателям лучше.

И всё же, чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм. Данное качество речи неразрывно связано с её правильностью. Cамым заметным для слушателей в устной речи является несоблюдение её чистоты. Интересно то, что «засоренность» речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает эти требования.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов

Хорошо, что с чужим языком ты знаком,

Но не будь во вражде со своим

языком!

С. Маршак

ПЕРВАЯ ГРУППА

ВТОРАЯ ГРУППА

Это гиперкоммуникабельные люди, которые из-за желания найти общий язык с собеседником начинают копировать его движения, мимику и, конечно же, манеру речи. К этой же категории относятся те, кто употребляет «модные» словечки. Они просто копируют манеру речи тех, кто, по их мнению, достоин уважения.

ТРЕТЬЯ ГРУППА

Это люди, редко прислушивающиеся к своей речи.

Одна группа слов употребляется пятиклассниками и шестиклассниками для эмоциональной окраски речи, например, « блин» или «чёрт».

Другие слова служат для замещения пауз: « ну», «вот», «это самое». Такие слова-сорняки учащиеся употребляют и во время ответа на уроке. Многие наши одноклассники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть « э-э-э», «а-а-а» или « м-м-м ».

Часто также в школе звучат слова, которые служат для ускорения речи: « короче», «так сказать» и слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: « типа», «типа того», «как бы», «вроде того» .

На одном из уроков литературы в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащиеся делали над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у» , пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль.

А что знают сами ученики о таких словах и об особенностях их употребления?

2.2. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов

Свобода почему-то лишила нас возможности говорить на человекообразном своем языке.

Н.С. Михалков

Мы решили провести социологический опрос среди учащихся 5-6 классов МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов для исследования их речи. Нами были составлены и предложены две анкеты .

Всего в анкетировании принимали участие 157 школьников:

5 «А» класс- 24 ученика;

5 «Б» класс- 22 учащихся;

5 «К» класс- 28 учащихся;

6 «А» класс- 23 ученика;

6 «Б» класс- 22 учащихся;

6 «В» класс- 21 ученик;

6 «К» класс- 17 учащихся.







В этом анкетировании приняли участие 79 мальчиков 68 девочек.





Анкетирование учащихся 5-6 классов с целью

по гендерному признаку

Анализ полученных результатов


Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык.

Народная мудрость

Словесный мусор – бич современного общества в целом. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе.

Но главное условие успеха – воспитание любви к русскому языку. Язык народа – никогда не увядающий цветок. Оценивая любовь народа к родному языку, можно увидеть не только культуру человека, но и его гражданскую позицию. И любовь к Родине, Отчизне невозможно представить без родного языка. Ведь только через любовь к родному языку, к своему народу, его национальным традициям берет начало любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре другого народа, рядом с которым живёшь и учишься.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ

Берегите наш язык, наш прекрасный

русский язык, этот клад, это достояние,

переданное нам нашими предшественниками.

И.С.Тургенев

При помощи наблюдения и анкетирования проанализированы наиболее употребляемые учащимися 5-6 классов МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов слова-паразиты. К бесспорным лидерам среди них можно отнести слово «блин».

Введение

Объект исследования - речь учащихся и учителей ООШ№9

Методы исследования:

    наблюдения за речью учащихся на уроках и неформальной обстановке;

    наблюдение за речью учителей;

    устный опрос учащихся данной школы.

База исследования - речь учащихся и учителей ФМБОУ ООШ№9.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материала по данной теме. Практическая направленность: предложенные материалы можно использовать при подготовке к урокам русского языка, литературы, истории, обществознания, а также при проведении внеклассных мероприятий по предмету.

Литературный язык предполагает соблюдение языковых норм. Но наша речь должна быть ещё и чистой: соблюдать не только языковые нормы, но этические, нравственные.

Иногда человек хочет протянуть время, не может ответить на заданный вопрос, он произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие, выигрывая для себя время.

Группа

э-э-э, мэ-э-э,

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется

______________________________________________________________

    Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3,Т.,2005. С.47

1. Редукция - Девиз этой стратегии можно сформулировать как «Не получается — ну и ладно!» . Говорящий не может подобрать слова для того чтобы выразить свою мысль, поэтому снижает объём предаваемой информации.

Структурная редукция: а) переход на более высокий уровень обобщения (генерализация ), упрощение (сокращение) текста.Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение).

Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.

Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления. Появлются ненужные в данном случае жесты.

2. Апелляция - Девиз: «Ну, попробуй сам догадаться!» . Если говорящий считает, что содержание выделенного фрагмента должно быть знакомо собеседнику, он может попытаться отказаться от поиска под предлогом, что «и так понятно».

3. Перифраз - Девиз: «Попробуем с другой стороны» . В случае непонимания со стороны собеседника говорящему следует отказаться от формулировки, изложить мысль иначе.

4. Пауза - Девиз: «Я не манкирую, просто задумался» . Говорящий может объявить о необходимости подумать.

1. Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово «как бы». 2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «как бы».

Если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем

излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;

Делать паузы, чтобы собраться с мыслями;

Вывод по главе I

1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4. Мода на некоторые слова.

«-Что же мы будем, однако , делать?... Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!... Ну что , ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?... Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!... Ты смотри, однако , каналья не утопи нас!...».

«Одним словом , о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминания об еде, и это еще более раздражало аппетит… Наконец , развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»… Долго ли, коротко ли, однако, генералы соскучились… Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!...».

В анкетировании принимали участие ученики 5-9 классов(108человек) ООШ№9

II.3. Как избавиться от вредной привычки?

Вывод по главе II

Заключение

Список литературы

1.Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 1947. С. 744.

3.Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// 4.«Вестник», выпуск 3(47). - Т.,2005.

5.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., 1987.

7.Литературная газета. 2003. № 17. С. 5.

8.Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие. - Новосибирск, 1994. С. 14, 17.

9.Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, № 43 (584) от 27.10.2004

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

    http://www.philology.ru

    http://www.planetashkol.ru/articles/22711/

Приложение 1

Вопросы анкеты.

Приложение 2

Ответы учеников (108 обучающихся)

Приложение 3

Ответы учеников (108 обучающихся)

Приложение 4

Приложение 5

Приложени6

«Средняя общеобразовательная школа № 65»

Исследовательский проект по русскому языку

МБОУ «СОШ № 65».

Выполнила:

Лисиенкова О.Е.,

учитель русского языка

и литературы

Кемерово, 2015

І. Введение__________________________________________________3 – 4

ІІ. Основная часть____________________________________________5 – 7

1.Теоретическое содержание исследования

    Определение термина

    Причины возникновения

5)Как слова характеризуют человека?

МБОУ «СОШ №65»________________________________________8-10

А) Анкетирование

4. Вывод__________________________________________________11

ІІІ. Заключение _________________________________________________11

Литература______________________________________________________14

Приложения_____________________________________________________15

Введение

«Ну вот, значит, так сказать, вот я пришёл, и сами понимаете, ну, э-э-э, м-м-м, вот, так сказать, я вот хочу вам сказать»

Объект исследования : речь учащихся МБОУ «СОШ № 65»

Задачи исследования :

Методы исследования : Метод теоретического исследования (синтез, анализ, сравнение и умозаключение)

Метод эмпирического исследования (изучение учебных литературоведческих материалов по теме исследовательской работы, наблюдение, сравнение, изучение, опросные методы: беседа, анкетирование, тестирование, метод изучения продуктов творческой деятельности (творческие работы учащихся – сочинения, изложения)

Проблемные вопросы:

    Основополагающий вопрос:

Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи

II . Основная часть

1.Теоретическое содержание исследовательского проекта

1).Определение термина

Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки»

2).Причины возникновения

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

    Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

    Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

    Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

    Мода на некоторые слова

буквально

как говорится

собственно говоря

видишь / видите (ли)

как сказать

в некотором роде

можешь/ете вообразить

так сказать

в общем (-то)

можешь/ете представить

вообще (-то)

на самом деле

типа того

в принципе

в самом деле

все такое

дело в том, что...

ёшкин кот

понимаешь

это самое / эт самое

знаешь / знаете (ли)

послушай

я имею ввиду

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

В анкетировании и устном опросе принимали участие 75 учащихся 5-7 классов МБОУ «СОШ № 65» (Приложение №1)

Из них самые распространенные «ну (65%), «вот» (55%), «короче» (47,5%).

употребляемые учащимися нашей школы

Короче – 47,5%

Ваще – 30%

Как бы – 27,5%

Типа – 25%

Это самое – 12,%

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, дело было так...

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность

Мы уже как бы читали эту книгу

Желание выделиться

Заменитель паузы

Типа, ты кто такой?

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов

Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений ...

Уверенность в своих словах

Так всё и было, факт.

Как его, ну как его, как это

Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить

Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это... вымерли .

Понимаешь, понимаешь ли

Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова

Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там...

Вообще, ваще!

Лёгкое возмущение

Итог речи

Идёшь в школу? - Ну ты, ваще!

Вообще, я сначала хотел…

    Читай хорошую литературу;

    Усиль самоконтроль за своей и чужой речью;

    Наказывай себя штрафом;

    Практикуй выступления перед аудиторией;

    Повышай самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.

    Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

4. Вывод

изучила лингвистическую литературу по теме исследования,

5) Составила презентацию

Данная исследовательский проект может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев

IV . Литература

2. Ильяш М. И. Основы культуры речи. Киев/М.И. Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.

4.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»/С.И. Ожегов. – М, 2004.

5. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие./Ю.В. Фоменко. - Новосибирск, 1994. - 189 с.

6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

    http://www.philology.ru

    http://www.planetashkol.ru/articles/22711/

Приложение 1

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?

Приложение 2

Приложение 3


Астанаева Марина и Балаева Ирина

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №6 имени Крылова И.В. г.Балашова Саратовской области

Проект на тему:

Выполнили:

ученицы 11 класса

МОУ СОШ №6

Имени Крылова И.В.

Астанаева Марина,

Балаева Ирина

г.Балашов,2012

Цель проекта:

Выяснить, насколько речь окружающих нас людей соответствует нормам литературного языка

Определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи

Ход исследования:

1)Изучить литературу по исследуемой проблеме;

2)Проанализировать собранный материал;

5)Предложить советы по исправлению речи.

В ходе работы над этой темой мы обращались к Интернет-материалам, к специальной литературе, посвящённой культуре речи; наблюдали за речью окружающих нас людей; проводили анкетирование среди учащихся школы, анализировали полученные результаты.

Методы исследования: изучение специальной литературы, анкетирование, наблюдение.

Основополагающий вопрос: Всегда ли мы говорим правильно?

Проблемный вопрос: Как сделать нашу речь лучше?

Ожидаемые результаты: Грамотная речь учащихся нашей школы.

«Как у тебя дела?»

Как слова характеризуют человека

Выводы

Литература

Нет магии сильней, чем магия слов.

А.Франс

Этим словам посвящено стихотворение Э.Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну и, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был ещё один чудак –

Это в общем значит так.

И его любимый зять

Звали зятя так сказать

А жену звали…ну…

А соседа звали… это…

А его родители –

Видишь ли и видите ли.

А ещё какой-то эээ

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Не имеются в виду слова и фразы искажающие литературную речь («типа», «вот», «понимаешь»), говорится о особой группе выражений, которые многие даже не замечают, но все же говорят их. Эти слова страшны тем, что ни деформируют своим присутствием не только диалект и мышление, но и бессознательные установки, они блокируют твои действия, заставляют сдаться.

«Ужас!», «Кошмар!», «Страх то какой!», «Я в шоке!», «Бедненькая!»,

«С ума сошел!», «Это меня бесит!», «Отпад!», «Лузер!»

Вспоминается Эллочка Щукина из «12 Стульев» Ильфа и Петрова с её незатейливым словарным запасом из 30 слов и довольно угнетающими высказываниями «мрак», «жуть» и др. К сожалению, в современном обществе такие «Эллочки» встречаются на каждом шагу.

«Фильтруйте» свои мысли и эмоциональные выражения, иначе «копец», «кошмар», «шок» и тому подобное будут вашими постоянными спутниками, только уже не в речевом обороте, а в материализованной реальности.

Если сразу избавиться от ненужных фраз не получается, замените их для начала нейтральными, например, вместо «я в шоке» используйте «ну надо же» или «вот это да».

«Как у тебя дела?»

Тоже самое мы бы хотели рассмотреть и с ответами на вопрос «Как у тебя дела?»

А как вы отвечаете на этот вопрос?

Здесь принцип тот же самый, если вы относитесь к людям, которые используют ответы:

«Нормально», «Ничего», «Пойдет», «Жить можно»

То и притягивают, а вернее сказать отталкивают позитивные события от себя, отталкивают от себя успех!

Так что на вопрос «Как у тебя дела?» всегда отвечайте:

«Отлично», «Лучше всех», «Классно», «Замечательно», «Превосходно»

И вы заметите, что настроение будет подниматься не только у вас от каждого ответа, но и у того кто спрашивает. Такими ответами вы будите притягивать все только позитивное и успешное!

Матерные слова имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь. Но все знали: детей бранить нельзя матом: они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться; на берегу реки или озера – водяной оскорбится. Человек шёл в поле, где мог выплеснуть из себя злость. Отсюда и выражение – поле брани.

На Руси до середины 19 века сквернословие являлось уголовно наказуемым. Позднее человека, ругающегося матом, подвергали публичной порке. К сожалению, в настоящее время никаких запретов на употребление матерных слов нет. Сквернословие вступило в настоящую войну с нормированным языком.

О том, что мат очень вреден для здоровья, пишут многие учёные. Они убеждены, что сквернословие способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, унижает и оскорбляет, приводит к раннему старению.

О вредном влиянии сквернословия можно судить по результатам, полученным в ходе опроса взрослых. На вопрос: «Изменяется ли ваше настроение после того, как вас нецензурно обругают?» все без исключения ответили утвердительно. Поэтому они считают, что нужно бороться со сквернословием и предлагают следующие меры борьбы:

  1. Вести разъяснительную работу среди детей и взрослых;
  2. Использовать метод самовнушения. Человек должен понять, что это некрасиво. Если человек сам не может справиться со своей проблемой, нужно обратиться к специалисту;
  3. Объяснять детям в семье, что сквернословие – это очень плохо.
  4. Проводить беседы на соответствующие темы.

Психологам давно известно, что произносимые нами слова влияют на качество нашей жизни, на наше здоровье и благополучие.

У каждого человека есть любимые выражения, фразы, которые повторяются день ото дня. Но мало кто задумывается о том, что произносит и тем более думает.

Такие фразы, как:

Я этого не могу себе позволить;

У меня нет таких денег;

Я столько не зарабатываю;

Успех для других;

Я неудачник;

Ну вот как всегда ничего не получилось;

Жизнь сложная и тяжелая штука;

На таких машинах ездят только воры и т.д. – однозначно, лишают нас денежного благополучия.

Все пошли куда – то, а я как всегда один;

Про меня опять забыли;

Как я одинок в этом мире;

Меня никто не понимает;

Людей много, а поговорить не с кем; и, конечно же, любимая фраза одиноких женщин: «еще не родился человек, который меня достоин!»

Подобные фразы сооружают преграду, в подсознании, от различных отношений, знакомств, общения. Посылается энергия во вселенную, говорящая, что вас устраивает положение великого одиночки.

Вот примеры фраз, влияющих на здоровье:

Я простываю от любого сквозняка;

Ну как тут не заболеть;

С моей спиной (головой, ногами) этого не сделать. Даже если вы говорите про других что- то типа: «больной на голову», весь негатив вы перекладываете на себя.

Для женщин запрет на: я поправляюсь (в значении выздоравливаю), а то ненароком поправитесь на пару кило.

Вы когда-нибудь замечали, как старые люди любят перечислять свои болячки, а если вдруг перестанешь болеть, о чем тогда, о чем тогда говорить?

Вообще в своей речи, и тем более в мыслях, нужно избегать любых слов, имеющих негатив, двойной смысл: одиночество, обида, злость, бедность, нищета, болезнь, страх, тяжко, груз, камень на плечах и т.д.

Так что начинаем менять свою жизнь с инвентаризации слов и мыслей. Заменяем все слова на добрые, позитивные, счастливые. Одни только правильные слова способны сделать нашу жизнь светлей и радостней.

Упражнение положительной энергии. Кто-то вас разозлил, обидел, за место того, чтобы злиться и проклинать, скажите: «дай бог тебе здоровья».

Во–первых, вы не будете поддаваться негативным эмоциям, во – вторых, не пожелаете обидчику всяких бед, которые по законам энергии к вам и вернутся, и в – третьих, пожелав обидчику здоровья вы сами его и получите.

Если вы очень чего–то хотите, но не можете себе этого позволить, просто скажите: «ой, забыл снять деньги со счета в швейцарском банке. Завтра пойду сниму и обязательно куплю!»

И еще важное условие.

Не нужно перед словами, несущими негатив, ставить частичку «не». Например: не болейте, не грустите, не переживайте. Частичка «не» не «усваивается» нашим подсознанием, оно ее просто аннулирует и понимает буквально: болейте, грустите, переживайте.

Замечали, стоит сказать ребенку «не упади» как он тут же падает! Его подсознание воспринимает услышанное слова, как приказ. Лучше говорить: будь осторожен.

На первый взгляд все вышесказанное очень сложно исполнимо, нужно контролировать мысли и слова, прикладывать смекалку, чтобы их перефразировать.

Как слова характеризуют человека

«Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Так, словом «просто» отягощают свою речь люди, привыкшие на самом деле все в жизни… усложнять. И чем сложнее мотивация их замысловатых поступков, тем чаще в их речи будет проскакивать слово «просто». Этим они как будто приглашают собеседника понять их: ведь это так просто! Еще им злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не вмешивался не в свое дело, а он просто взял и обиделся».

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно. Чаще это подростки или люди, сохранившие и во взрослой жизни зависимость от тинейдержских стереотипов.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – виньетка в речи интеллектуала.

1. Как бы…

2. Блин, лузер, олень…

3. Типа, на самом деле, ИМХО…

4. Не вопрос, без проблем

5. Не, ну ваще…

6. То есть/Скажем…

7. Практически, фактически, ясно…

8. Зачет, отлично, прикольно, жесть, шикарно, отлично, перфектно, респектно…

9. Ниочем, вобщем (обязательно в одно слово)…

10. Оки, чмоки, поки…

Считаете ли вы, что эти слова…

11% 7%

Выводы, к которым мы пришли в ходе работы:

Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Закончить мы хотели бы словами Г.Остера:

В ответ на бранные слова

С улыбкой промолчи

И сделай вид, что вообще

Таких не знаешь слов.


«Такскать» (так сказать) «Это» «А именно» «Например» «Это самое» «В принципе» «Типа» «Вот» «Понимаешь» «Короче говоря» «В натуре» «Блин» «Вообщем-то»


К.Г.Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса.… Нет таких звуков, красок и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Объект исследования – дети подросткового возраста (28 человек) из средней общеобразовательной школы , художественные произведения («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина, « Третий в пятом ряду» А.Алексина, «Петька Краснов рассказывает» В.Шукшина), телеведущая (Екатерина Андреева), журналисты программы «Новости» и депутаты Госдумы РФ, участники репортажей программы «Новости».


Анкетирование



Девочки (18 человек).


Мальчики (11 человек).

Наблюдение. Сравнительный анализ.


Аудиоисследование


Выводы по II главе.


Заключение. Подводя итоги проделанной работы, прихожу к выводу, что общая и словесна я культура в нашей стране снижается, а эстетический вкус носителей языка портится под влиянием тех перемен, что происходят в обществе.