Личностный рост        23.07.2023   

Троицкий александро-невский монастырь. Троицкий александро-невский монастырь Троицкий александро невский монастырь

(Россия, Московская область, Клинский район, Акатово)

Как добраться? С трассы [М9]поворот на кольцо [А108]в сторону Клина и пос. Новопетровский. Около населённого пункта Высокое поворот на «Дом отдыха Егорьевское» (Акатово и Поджигородово). Проезд общественным транспортом: от Клина автобусом на Нудоль до ост. Высокое — 28 км, далее пешком — 2 км.

Был образован в 1899 г. на основе женской общины, учреждённой на средства Ф.О. Захарова десятилетием ранее. Развитой монастырский комплекс конца XIX — начала XX вв. состоял из двух церквей и многочисленных келий. До наших дней дошли только каменные сооружения — собор, два жилых корпуса и передняя линия ограды с башнями, Святыми воротами и примыкающими к стене службами. Архитектура гражданских зданий снаружи малоинтересна и утилитарна. Композиционным и художественным центром ансамбля является собор Александра Невского, своей типологией, декоративной насыщенностью и системой убранства имитирующий образы XVII в.

Описание Троицкого Александро-Невского монастыря в Акатово

Собор возводился в 1902—1904 гг. по проекту И.П. Машкова. Здание имеет в принципе симметричную объёмно-пространственную композицию с двусветным храмом в центре. Бесстолпный четверик венчался двумя ярусами кокошников и компактным декоративным пятиглавием. Характер завершений храма повторялся на одноглавых приделах.
Вход в церковь находился вопреки традициям в южном торце западного придела и был отмечен высоким крыльцом на фигурных столбах с шатровым завершением.
После того, как в 1930 — м г. монастырь был приспособлен под пионерский лагерь архитектурный ансамбль в целом, и в наибольшей степени собор — претерпел кардинальные изменения. Храм был обезглавлен, окна растёсаны, в центре трёхчастной апсиды был устроен главный вход. И, пожалуй, самое шокирующее, — это заключение алтарной части в стеклянный «саркофаг». Большие витражи, охватившие церковь до венчающего карниза, были призваны скрыть культовую направленность здания. Здесь расположилась столовая для юных ленинцев.
Мы были в первый раз в монастыре осенью 2003 года. С тех пор многое изменилось, обитель вновь функционирует. Сюда вернулись верующие, храм восстановлен...





В галерее снимки Ольги Ткаченко и Натальи Бондаревой

План Троицкого Александро-Невского монастыря

Статья В.С. Юдина «Акатово»

В глухой стороне Клинского уезда, в живописных окрестностях реки Нудоль, клинским купцом Федором Захаровым в 1890 году была основана женская обитель. Затем в 1898 году она была преобразована в монастырь.
Еще сравнительно недавно Нудоль была рекой- труженицей. Запруженная плотинами, она вращала мельничные колеса, молола зерно, отбеливала холстину крестьянам. В ее водах в обилии водились рыба, раки. Берега утопали в травостое, а в лесных заводях водилась птица.
Монастырское строение возникло вдали от проезжих дорог в тиши леса. В его составе — два храма: один деревянный во имя Троицы, другой — каменный — во имя Александра Невского. Рядом выстроены две гостиницы для богомольцев, странноприимный дом. Монастырь в Акатове невелик. Но он чрезвычайно интересен своеобразием, художественно-архитектурным направлением, в котором завершается развитие и своеобразие русской архитектуры XVII века. Архитектурный комплекс монастыря и составляющие его отдельные здания до наших дней сохранились в несколько измененном виде.

Общая планировка монастырского подворья состоит как бы из двух частей — южной, парадной, и северной, на которой расположены хозяйственные постройки. Самую высокую точку монастырской площади занимает собор Александра Невского, вокруг которого группируются другие сооружения. Это здание выстроено из кирпича в эклектических формах, стилизирующих древнерусские мотивы.
Невдалеке от въездных ворот к востоку от Собора расположен жилой двухэтажный корпус постройки конца XIX века. Главным фасадом он обращен к Александро-Невскому собору. Здание кирпичное, не оштукатуренное. Во внешнем его оформлении использованы мотивы древнерусской и классической архитектуры. К юго-западу от Собора расположен второй жилой двухэтажный кирпичный корпус.
Кирпичные прясла ограды с воротами и угловыми башнями расположены со стороны восточного подъезда к обители.

Однопролетные святые ворота в линии ограды ориентированы на главный Александро-Невский собор. Башни ограды восьмигранные, раз¬делены деревянными перекрытиями, завершающимися деревянными обитыми железом шатрами. Южная башня — трехъярусная, северная — четырехъярусная. Верхний вытянутый и почти не декорированный ярус, вероятно, не был запроектирован и появился в процессе строительства. Вторые ярусы башен, равные по ширине нижним, завершены декоративными машикулями, образованными выпусками кирпичей. Третьи ярусы меньше по ширине, имеют полуциркульные проемы. Верхние ярусы завершены кирпичами с зубчиками. Входы в башни располагаются со стороны монастырской территории. К башням примыкают металлические лестницы для входа на верхние ярусы. Вероятно, они заменили деревянные. К северу от Царских ворот, по- видимому использовавшихся в качестве служебных, примыкают к стене монастыря три одноэтажных, кирпичных корпуса.
Долгое время в зданиях Акатовского монастыря находился пионерский лагерь «Факел» Московского машиностроительного завода «Союз».

Литература:
Юдин В.С. Край наш Клинский, Клин, 1999, с. 193-1957

Схема проезда

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!

56.109025 , 36.586447


16.09.2018 прихожане нашего храма совершили паломническую поездку в с. Акатово Клинского района в Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь. Обитель построена в 19 веке бывшими крепостными крестьянами в благодарность Александру II Освободителю за отмену крепостного права. После революции 1917г. в монастыре располагались сначала санаторий НКВД, потом пионерлагерь, далее он пребывал в мерзости запустения. В 1938 году на Бутовском полигоне были расстреляны несколько сестер этой обители, три из них -Анастасия, Александра и Екатерина-позже были причислены к лику Святых Новомучеников Российских.

По милости Божией в 2000г. по указу Патриарха Алексия II здесь было учреждено Патриаршее подворье. Роспись храма осуществляли сами сестры под руководством уже почившего настоятеля храма иеромонаха Петра (А.Н. Афанасьева). Обитель восстановили за 10 лет, в храм вернулись некоторые старинные иконы. Одна из них-чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница». Заслуживает внимания и икона Божией Матери «Призри на смирение» с интересной историей: когда иконописица закончила икону и её установили в храме, неожиданно потекли краски. После реставрации случилось то же самое. Тогда настоятель велел больше не трогать образ и в таком виде она и находится по сей день. Здесь также хранятся частицы мощей св. Пантелеймона, св. Сергия Радонежского, св. Александра Невского и многих других прославленных святых.

В храме имеется три придела, освященные в честь св. блгв. вел. кн. Александра Невского (небесного покровителя Александра II), вмч. и целителя Пантелеймона и св. Николая архп. Мир Ликийских.

В монастыре проживают около 30 сестер под началом игуменьи Антонии, рукоположенной в сан Патриархом Кириллом.

При монастыре находится православная гимназия для девочек,где они и обучаются и проживают.

Каждое воскресенье в 18.00 в храме служится водосвятный молебен с миропомазанием иконе Божией Матери «Скоропослушница».


Радостное и знаменательное событие для Клина православного - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал на клинской земле. 6 декабря, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, он совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном женском монастырь в селе Акатово.

Слух о том, что в Акатово приедет Патриарх, быстро распространился по приходам, и потому с самого раннего утра 6 декабря многие устремились в обитель. Правда, попасть туда оказалось не так просто: дорогу перекрыли сотрудники ДПС, пропуская только машины со спецпропусками. Тем, у кого их не было, пришлось оставить личные машины у пансионата "Чайковский" и добираться до монастыря маршруткой, которая в этот день курсировала между пансионатом и обителью. Перед входом на территорию монастыря - досмотр сотрудниками полиции, но я, бы сказала, очень деликатный, если это слово вообще здесь уместно. И видеокамеру, и фотоаппарат нам оставили, узнав, что на видеосъемку получено благословение настоятельницы. Из наших попутчиков, кстати, никто не возмущался предпринятыми мерами безопасности, понимая, что статус ожидаемого гостя того требует.

Ранним утром на фоне еще темного сумеречного неба белый храм с изящной колокольней выглядел как-то по-домашнему уютно. Не было никакой суеты ни снаружи, ни внутри. Горели свечи, пели сестры обители, шел чин великого освящения храма. Восстановление храма и реставрационные работы завершились. Храм, в котором три придела: центральный престол освящен в честь святого князя Александра Невского, северный придел - в честь святителя Николая Чудотворца, южный придел - в честь святого великомученика Пантелеимона, встречал гостей во всей красе. Те, кто оказались здесь впервые, любовались иконостасами, росписями, паникадилом. Тот, кто был свидетелем запустения, когда-то царившем на этом святом месте, удивлялся: "Если бы кто-нибудь мне сказал, что здесь будет такая красота, я бы не поверила, - говорит Татьяна. - Я видела, какая разруха здесь была, когда закрыли пионерский лагерь, который здесь находился". А настоятельница матушка Антония вспоминала первую зиму в Акатово: маленькая община, десять сестер; трескучие морозы, никакого отопления; спали в одежде, укрывшись матрасами, но молитву не оставляли. И Господь помог. Сейчас в монастыре несут послушание около 30 насельниц.

История монастыря началась в 1889 году с женской общины, устроенной купцом крестьянского происхождения Фёдором Осиповичем Захаровым в его имении в память об отмене крепостного права и во имя святого покровителя царя Александра I, святого благоверного князя Александра Невского. В 1890 г. община была официально зарегистрирована Святейшим Синодом, а в 1899 преобразована в Свято-Троицкий Александро-Невский женский монастырь. В 1910-х гг. в монастыре насчитывалось 150 сестёр и 10 монахинь. После революции монастырь сначала был преобразован в сельскохозяйственную коммуну, а позже закрыт и разорен. Некоторые монахини были арестованы и расстреляны. В советские годы на территории монастыря находился санаторий НКВД, а потом пионерский лагерь. В 2000 году по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монастырь стал подворьем Заиконоспасского монастыря. Началось его восстановление. В обитель была возвращена святыня - икона Божией Матери "Скоропослушница". 29 мая 2013 года Священный Синод постановил преобразовать подворье в ставропигиальный монастырь.

Позже, в своем первосвятительском слове, Патриарх скажет: "Может быть, по молитвам сестер, может быть, по молитвам монахинь, которых когда-то разогнали с этого места, а последнюю настоятельницу обители предали казни, насколько я помню, ее звали Олимпиада. Может быть, по молитвам тех, может быть, по молитвам нынешних, но Господь дал возможность процвести этому месту. Как слово, сказанное еще в Ветхом Завете: Процвела еси бесплодная языческая немощная церковь. Вот так процвело и это место бесплодное и немощное, разрушенное и поруганное. И разве тогда, когда разгоняли монахинь первой обители, они могли представить, что когда-то здесь снова будет монастырская жизнь, и будет слава Божия пребывать на этом месте?"

Большинство приехавших в этот день на службу мечтали увидеть Патриарха как говорится вживую, помолится вместе с ним, получить благословение. А потому его появления ждали с нетерпением и встретили с радостью. Лица сразу как-то просветлели. Патриаршее богослужение отличается особой торжественностью и красотой.

Но мне больше всего понравилось, что московские гости, отвечающие за организацию, постарались, чтобы всем было максимально удобно: многочисленным представителям прессы подсказали лучшие позиции для фото- и видеосъемок, а детям отвели лучшие места, где им никто не мешал с интересом наблюдать за происходящим.


Там же стояли и высокие гости: руководитель Администрации губернатора Московской области М. А. Чекунова, глава администрации Клинского муниципального района А. Н. Постригань, глава сельского поселения Нудольское Клинского района Н. В.Антонов, начальник Управления культуры Клинского района Е. Б. Уманская. Вообще, такого количества гостей в монастыре, наверно, не было никогда. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Дмитровский Феофилакт, епископ Солнечногорский Сергий, наместник Заиконоспасского ставропигиального монастыря архимандрит Петр (Афанасьев), священники Троице-Сергиевой лавры. За Литургией также молились настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского Акатова монастыря монахиня Антония (Минина), насельницы и прихожане обители. От некоторых клинских храмов приехали целые делегации.

Настоятель Успенского храма в Демьяново протоиерей Олег Денисюк участвовал в богослужении. Почти в полном составе были и прихожане храма в честь Архангела Михаила с. Поджигородово во главе со своим настоятелем священником Владимиром Калуцким. На вопрос, какое впечатление произвело на него патриаршее богослужение, он ответил: "Впечатление как когда-то у наших послов в Византии: мы не знаем, где были - на небе или на земле…"

Кстати, для матушки Антонии этот день стал значимым вдвойне: она была возведена в сан игумении и получила из рук Патриарха игуменский жезл.

Безусловно, одним из ярких моментов богослужения стала проповедь Патриарха. В этот раз она была посвящена святому благоверному князю Александру Невскому. Мы знаем, что личность этого святого очень близка Патриарху: еще будучи митрополитом, он представлял этого героя на проекте "Имя России" и считает, что его жизнь - пример того, как надо служить Богу.

В дар монастырю Патриарх вручил Казанскую икону Божией Матери,

а сестры подарили Первоиерарху икону святого Александра Невского со словами: "Ваше Святейшество, мы желаем Вам много сил духовных на Вашем очень трудном пути, который Господь Вам дал. Мы внимательно смотрим, следим, где Вы служите - то там, то здесь, во всех уголках страны: сегодня на севере, завтра на юге. Удивляемся, сопереживаем и молимся. Сестры сами писали икону Александра Невского, и они говорили, что молились ему, чтобы святой благоверный князь был молитвенником нашего Святейшего Патриарха. Многая Вам лета!"

Всем, кто участвовал в богослужении, на память об этом событии были подарены небольшие иконки Александра Невского.

Но на этом визит не закончился. После трапезы Святейшему Патриарху Кириллу показали будущие школьные классы, где скоро начнут учиться дети, и фотографии, запечатлевшие состояние разрухи, в котором это здание было передано обители. Сейчас ремонт почти закончен, осталось укомплектовать классы мебелью. Школа рассчитана на 160 человек. "Сегодня возвращение школе воспитательной функции - это государственная задача. Церковные школы должны дать пример, как это можно делать", - отметил Предстоятель Русской Церкви, и рассказал об опыте Смоленской епархии в сфере образования. Патриарха сопровождали игумения Антония (Минина), руководитель Администрации губернатора Московской области М.А.Чекунова и глава администрации Клинского района А.Н.Постригань, который пообещал выделить автобус, чтобы возить детей в школу.

***

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святого благоверного князя Александра Невского в Троицком Александро-Невском ставропигиальном монастыре в Акатово

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка Антония! Дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодня действительно особый день. Может быть, по молитвам тех монахинь, которых когда-то изгнали из этого места, а последнюю настоятельницу предали казни - насколько я помню, ее звали Олимпиада, - может быть, по их молитвам, а может, по молитвам нынешних насельниц Господь дал возможность процвести этому месту. Разве тогда, когда разгоняли монахинь первой обители, они могли себе представить, что когда-то здесь снова будет монастырская жизнь и слава Божия будет пребывать на этом месте? Все совершается по воле Божией - и скорби, и страдания, потому что наши скорби, наши страдания и даже наша смерть - всё это ничто пред лицом Божиим. Это всё временные человеческие немощи, потому что пред лицом Божиим - вечность, которая объемлет миры, нам неизвестные, которая объемлет всё, где и есть полнота жизни. А потому наши жизненные трудности, которые иногда отнимают столько сил, требуют большого напряжения, сопровождаются внутренними переживаниями - всё это лишь мгновения пред лицом Божиим. Но даже и к этим трудностям Господь снисходит. Мы просим Его помочь нам в наших трудностях - бытовых или связанных с нашим здоровьем, нашей работой, нашими семейными отношениями, - и Бог даже к этим нашим человеческим немощам и слабостям снисходит, чтобы наполнить нас силой. Какова же любовь Божия, каково же Его всемогущество, что, объемля всю вселенную видимую и невидимую, познаваемую человеческим разумом и не познаваемую, Он имеет отношение к каждому человеку, к каждой душе и слышит те сигналы бедствия, которые посылает Ему наша душа через молитву!

Иногда эти сигналы такие слабые, что заглушаются многими обстоятельствами нашей жизни. Каждый знает, что даже в храме мы не можем надолго оставаться в молитвенном напряжении, потому что не хватает сил, а ум уходит в сторону, далеко за пределы храма. Перед мысленным взором возникают образы из нашей жизни, наша память воскрешает проблемы, которые перед нами стоят, и мы нередко уходим мыслью далеко от Бога. Но в какой-то момент Господь дает нам силы сосредоточиться, сконцентрироваться, и когда мы просим Его, Он слышит и этот слабый сигнал. Поэтому нет ничего удивительного, что на этом месте процвела Церковь, наполненная силой благодати Святого Духа, - потому что молились сестры и, может быть, многие другие, и так оно и произошло.

Я хотел бы выразить особую благодарность отцу Петру, который положил много сил для того, чтобы здесь было создано вначале Патриаршее подворье, чтобы собрались сестры, чтобы началась работа по воссозданию монастырской жизни. Думаю, что сегодня праздник и для отца Петра с братией, и для матушки Антонии с сестрами.

Ну, а день сегодня особенный: исполняется 750 лет со дня блаженной кончины святого благоверного князя Александра Невского, которому посвящен главный храм нашего Свято-Троицкого Александро-Невского женского ставропигиального монастыря в Акатово в Клинском районе. Замечательная юбилейная дата - сожалеть только приходится, что в масштабах страны и государства она не празднуется. А почему так происходит? А потому что утеряна историческая память. Многого не помним, не знаем, хотя, конечно, большинство людей знают Александра Невского и, более того, почитают его подвиг - великий ратный подвиг, великий дипломатический подвиг, но, самое главное, подвиг его жизни, потому что и военные, и дипломатические задачи ему нужно было решать через самоуничижение. Надо было идти к хану получать ярлык, получать поддержку для того, чтобы остановить агрессию с Запада. Надо было заручаться поддержкой новгородцев, которые вначале критически относились к князю Александру, для того чтобы иметь возможность противостоять силе, которая шла с Запада. И во всем - смирение и самоуничижение. Для того чтобы остановить еще более страшную, чем с Запада, агрессию с Востока, нужно было доказать хану, что он ему не враг. И когда хан посылает в Новгород сборщиков податей и новгородцы их убивают, Александр понимает, что страна Русская на грани гибели, потому что нет сил остановить новое нашествие Орды, и нужно сделать все для того, чтобы этого нашествия не было. И он наказывает жестоко тех, кто убил сборщиков податей. Кто он в глазах новгородцев? Жалкий предатель. Наверное, многие говорили: "Ради своей выгоды, чтобы удержаться на княжеском престоле, он предает Родину, предает свой народ". Тяжелейшие испытания выпали на долю святого Александра Невского!

Кстати, в истории подобные испытания выдержали и другие. Это и царь-страстотерпец Николай II, и Святейший Патриарх Тихон, и особенно Святейший Патриарх Сергий, которого обвиняли в предательстве Церкви, но который делал все для того, чтобы Церковь сохранилась. Для него безразлично было, как о нем будут впоследствии вспоминать. Для него было главным сохранить Церковь от полного уничтожения, что и было сделано. И довел Святейший Патриарх Сергий корабль нашей Церкви до судьбоносного 1943 года, когда под тяжестью суровых обстоятельств войны, стремясь поднять патриотическое чувство, верховная власть страны приняла решение остановить гонения на Церковь. Что было бы с нами, если бы не этот подвиг святителя Сергия, Патриарха Московского и всея Руси? Наверное, ко временам свободы ничего бы не осталось от Русской Церкви, и на нашей земле сегодня процветали бы секты, еретические сообщества - кто бы только ни заполонил землю Русскую, не будь здесь на страже Русская Православная Церковь!

Мы неслучайно вспоминаем о тех, кто продолжил и кто повторил подвиг святого благоверного князя Александра, потому что подвиг его жизни открывает нам смысл того, что значит служить Богу. Служение Богу предполагает чистоту совести. Если человек живет по совести, по совести поступает, если молится Господу и призывает Его силу и Его помощь, то он, даже совершая дела непопулярные и непонятные для других, является на самом деле орудием Божиего промысла.

Вот таким был святой благоверный князь Александр Невский. И сразу после его смерти - такой ранней, такой странной (многие считают, что он был отравлен, когда в последний раз посетил Орду, потому что смерть наступила неожиданно) - народ прославил его имя. Все осознали великую роль благоверного князя не только в истории северо-запада страны нашей, но и в истории всей Святой Руси, и потому князь и был вскоре причислен к лику святых. Церковь же в лице тогдашнего митрополита всея Руси Кирилла, духовного наставника святого благоверного князя, всегда прозревала смысл его жертвенного подвижнического служения. Дивные слова святителя Кирилла в память о святом благоверном князе сохранили для нас летописи, и мы знаем, какова была признательность Церкви и всего народа святому благоверному князю за подвиг его жизни.

В сегодняшнем апостольском чтении (Гал. 5:22-6:2), посвященном его памяти, мы находим такие слова: "Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов" . Святой благоверный князь принял на себя тяготы других людей, принял в свое сердце тяготу всей Руси. Он поставил своей задачей освободить Русь от этой тяготы и выполнил ее настолько, насколько хватило ему жизни и сил. И потому в день 750-летия со дня его блаженной кончины мы прославляем его как великого Божиего угодника и молимся ему, чтобы он был нашим ходатаем и предстателем пред Богом за всю историческую Русь - а это значит за Россию, Украину, Беларусь и другие страны, которые связаны с нами великой силой Православия. Мы молимся ему также и о державе Российской, чтобы Господь защитил и оградил ее от врагов видимых и невидимых.

Сегодня особое торжество в Санкт-Петербурге - в Александро-Невской лавре, у его цельбоносных мощей, празднуется эта замечательная годовщина. И я обращаюсь сегодня и к петербуржцам, и ко всем тем, кто собрался в Петербурге, и ко всем тем, кто собрался здесь, в Акатово, в храме святого Александра Невского, с призывом помнить всегда великий подвиг благоверного князя и обращаться к нему с горячими молитвами, чтобы он был предстателем и молитвенником за землю нашу. Аминь.


Фото: Галина Акулова

Из истории святости: монастырский уклад на Руси. Часть 1

Отмечая юбилей Крещения Руси, мы обращаемся к тем особенным дарам духовной жизни, которые восприняли восточно-славянские народы в крещальной купели. Одним из таких небесных дарований стала подвижническая жизнь русских святых. В домонгольскую эпоху в чине святых были прославлены страстотерпцы, благоверные князья и княгини, священноиерархи, преподобные монахи. Именно их было наибольшее число среди древних русских святых. Поэтому сегодня мы расскажем об истории монашества на Руси.


Из истории святости: монастырский уклад на Руси. Часть 2
Автор: игумен Тихон (Полянский)
Обычно уже на стадии строительства монастырь огораживался стеной. Деревянная, а потом каменная ограда, отделявшая монастырь от мира, делала его похожим на особенный город или духовную крепость. Место, где располагался монастырь, выбиралось не случайно. В учет принимались соображения безопасности, поэтому традиционно монастырь строился на холме при устье ручья, впадающего в речку, либо в месте слияния двух рек, на островах или берегах озера.


Годы гонений на Клинской земле
Автор: Игумен Тихон (Полянский)
Сегодня становятся вновь известными имена и подвиги святых страдальцев. В лике новомучеников и исповедников прославлены пастыри, иноки и послушники, проходившие свое служение в обителях и храмах Клинского благочиния.
Подвиг мученичества и исповедничества, после девяти столетий истории Русской Церкви - случай скорее исключительный. Претерпеть мученичество и страдания, по масштабам не уступающие, если не превосходящие известные в римскую эпоху гонения на христиан, стало уделом большинства русских святых XX века. Сегодня наше общество только начинает осознавать величие Голгофы, на которую взошли те люди, которых П.Д. Корин назвал "Русью уходящей". Но эта Святая Русь не была "уходящей" в далекое прошлое, как того хотели ее гонители и палачи



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Троицкий Александро-Невский монастырь

    С. Акатово.

    Троицкий Александро-Невский монастырь открыт в 1899 г. на основе женской общины, учреждённой на средства купца Ф.С. Захарова (владельца спичечных заведений в Спас-Нудольской волости).

    В монастыре было два храма: деревянный временный во имя Святой Троицы (заложен 30 августе 1890 г. настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря архимандритом Сергием, разрушен в советское время) и каменный Святого благоверного князя Александра Невского. Он построен в 1902-1904 гг. по проекту архитектора Ивана Павловича Машкова (1867-1945), в 1886 г. окончившего и с 1894 по 1907 г. преподававшего в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

    С 1908 по 1918 г. он - товарищ председателя Московского архитектурного общества, с 1897 по 1933 г. директор архитектурного отдела Политехнического музея, с 1898 г. член Московского археологического общества.

    В 1913 г. участвовал в реставрации Успенского собора Московского Кремля , храма Василия Блаженного , Смоленского собора Новодевичьего монастыря .

    В советское время, после закрытия монастыря и организации в нём хозяйства НКВД, храм Благоверного князя Александра Невского лишился глав и яруса закомар, позднее алтарь обстроили верандой.

    5 октября 1910 г. умерла настоятельница Троицкого Александро-Невского женского монастыря игуменья Евтихия (Анна Васильевна Миловидова), дочь священника Костромской епархии, настоятельница с 1890 г., игуменья с 1899 г. Она устроила временную деревянную церковь Святой Троицы.

    В 1905 г. выстроен каменный Никольский храм с приделом Иверской иконы Божией Матери.

    К 1910 г. строительство Александро-Невского собора не было закончено. У монастыря была каменная ограда с двумя башнями (1893 г., сохранились), два каменных двухэтажных жилых корпуса, святые ворота, службы, три деревянных гостиницы и деревянные кельи для сестёр (разрушены), странноприимный дом и кирпичный завод.

    В 1910-х гг. в монастыре насчитывалось 150 сестёр и 10 монахинь.

    23 марта 1918 г. настоятельница Троице-Александро-Невского общежительного женского монастыря монахиня Олимпиада «во внимание её усиленных забот по благоустройству монастыря» возведена в игуменьи.

    В 1927 г. монастырь был закрыт. Часть монахинь переселилась в с. Мокруша Истринского района. Они продолжали хранить уставной образ жизни, пребывать в единомыслии, имея одно лишь желание-спасение души.

    В декабре 1937 г. с помощью лжесвидетелей были получены показания, на основании которых начальник районного отделения НКВД г. Истры выписал ордер на арест послушницы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря Екатерины Черкасовой (1892-1938). Она родилась в крестьянской семье в д. Кашино Волоколамского " уезда, окончила церковноприходскую школу, в 1915 г. поступила в монастырь. 20 января 1938 г. арестована и 5 февраля расстреляна. Другая послушница Анастасия Бобкова (1890-1938) поступила в монастырь в 1920 г. после смерти родителей и пробыла в монастыре до его закрытия.

    Потом прислуживала в храме с. Шестаково Волоколамского района.

    В 1930 г. власти хотели закрыть храм. Было созвано церковное собрание, обсуждавшее незаконность закрытия, собрание хотели сорвать комсомольцы, верующие женщины стали их выгонять. Один из них упал. За «сопротивление представителям власти» были арестованы пять человек, из них три послушницы монастырей, среди них и Анастасия. Её приговорили к трём месяцам заключения в исправительно-трудовом лагере. Из заключения вернулась в ту же деревню, где жила. 2 марта 1938 г. снова была арестована, секретарь Шестаковского сельсовета показал, что Анастасия имеет связи с монахинями, они собираются вместе и, «по его мнению, проводят контрреволюционную антисоветскую деятельность». 5 апреля 1938 г. преподобномученица Анастасия расстреляна.

    В 1937 г. было сфабриковано дело священников и монахинь бывшего Акатовского монастыря. Сестёр О.П. и П.П. Сафоновых, А.П. Шишкову (монашеские имена их неизвестны) и ещё четырёх насельниц Троицкого Александро-Невского монастыря арестовали. Ольга Сафонова хоть и признала себя на следствии виновной в несуществующих контрреволюционных действиях и даже «созналась», что является руководителем «контрреволюционной группы церковников», всё же не побоялась сказать мучителям: «От Бога мы никогда не отказывались и не откажемся, что хотите с нами делайте».

    Сестры Сафоновы и Шишкова были расстреляны в Бутово 19 и 21 сентября 1937 г., остальные приговорены к 10 годам лагерей.

    В советское время в монастыре было устроено хозяйство НКВД, потом он был перестроен под пионерский лагерь и позднее вовсе заброшен.

    В черте Московской епархии

    Женская община была устроена выходцем из крестьян, небогатым купцом Фёдором Осиповичем Захаровым, в память об отмене крепостного права и во имя небесного покровителя Царя – освободителя . Землю для будущего монастыря он приобрёл у местного помещика Г. Глебова – Стрешнева в его имении в в Клинском уезде Московской губернии неподалёку от села Акатова, почему и монастырь зачастую называли Акатовским.

    Права общины, из–за крайней бедности, новая обитель получила от Св. Синода только в году, когда её первого устроителя уже не было в живых. Управлять общиной было поручено инокине московского Новоалексеевского монастыря Евтихии, известной своим благочестием и ко времени назначения уже сорок лет проведшей в молитвенных подвигах.

    На небольшие средства, которыми располагала община, быстро возвели деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Вскоре выстроили и крайне необходимый жилой корпус, ибо число сестёр достигло семидесяти. В году известный афонский инок Аристоклий передал в Троицкий храм благословение Афонского Пантелеимонова монастыря – иконы Божией Матери «Скоропослушница » и святого великомученика и целителя Пантелеимона , которые стали главными святынями Акатовской общины. В году община получила списки с чтимых икон Всемилостивого Спаса и Божией Матери «Боголюбская» .

    В году по указу патриарха Московского и всея Руси Алексия II при бывшем монастырском храме благоверного князя Александра Невского бывшего монастыря было учреждено патриаршее подворье . В последующие годы были проведены ремонтно-реставрационные работы, восстановлены храм и колокольня, монастырские строения, на подворье собрались насельницы жившие в соответствии с правилами монастырского общежития . 29 мая года Священный Синод постановил преобразовать подворье в ставропигиальный монастырь.

    Статистика

    Храмы

    Свято-Троицкий храм

    Небольшая деревянная одноглавая церковь в псевдорусском стиле, построен в , первый храм строящегося монастыря. Разобран в 1930-х.

    Собор Александра Невского

    Большой кирпичный пятикупольный собор, строившийся по проекту А.С. Каминского с . Предполагались приделы Богоматери Скоропослушница и Пантелеимона Целителя. Из-за нехватки средств так и не был достроен до революции. В сер.