Экономика        04.09.2022   

День каспийской флотилии. Состояние флотов каспийских стран Краснознамённая каспийская флотилия

Скорость хода Луня достигала 500 км в час, а дальность хода до 2000 км. Максимальная взлетная масса составила 380 тонн. Помогали полету 8 газотурбинных двигателей НК-87. Вооружен экраноплан шестью советскими противокорабельными ракетами Москит. На момент создания одной из самых современных разработок. Москиты двигаются со сверхзвуковой скоростью (2,5 тыс км в час) на расстоянии, затрудняющем их обнаружение и захват противоракетными установками (5-7 метров над поверхностью моря).
Основным способом применения стал удар использование оружия без входа в зону противодействия противника.

Кроме того, Экраноплан Лунь является судном по определению и сравнивать его следует в первую очередь с судами, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми судами, производимыми в мире, экраноплан Лунь имеет десятикратное превосходство в скорости

В последнее время о развитии строительства экранопланов вспоминают все чаще и чаще. В марте 2014 года ученые Дальневосточного федерального университета заявили о начале разработки первого экспериментального образца пассажирского экраноплана. Ранее о намерении возобновить строительство такого вида судов на динамической воздушной подушке объявляла Пограничная служба ФСБ России. Министерство обороны страны так же озвучивало свой интерес к экранопланам, однако в государственную программу вооружений до 2020 года финансирование их разработки пока не было включено.

Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами после 2020 года, сообщил РИА Новости в среду высокопоставленный представитель командования ВМФ РФ.

В настоящий момент единственный образец экраноплана "Лунь" списан и законсервирован на Каспийском море.

"Тема экранопланов восстанавливается в ударном исполнении, то есть как "Лунь" носитель крылатых ракет. Строительство должно начаться после 2020 года в Нижнем Новгороде", сказал собеседник агентства.

По его словам, Минобороны выдало тактико-техническое задание, в настоящее время идут опытно-конструкторские работы.

Как сообщал РИА Новости в мае этого года глава концерна "Моринформсистема Агат" Георгий Анцев, ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева разрабатывает проект экраноплана океанской зоны со взлетной массой примерно 500 тонн.

По его словам, сейчас "идет этап перезагрузки советского периода, научно-исследовательские разработки, моделирование, макетирование".

Ранее на одной из специализированных выставок в РФ уже был представлен проект экраноплана прибрежной зоны со взлетной массой 60 тонн.

На международном военно-техническом форуме "Армия-2015" ЦКБ Алексеева представила гражданскую модель экраноплана.

"Мы совместно с ЦКБ Алексеева вписываем экранопланы в систему управления флотом будущего, проводим исследовательские работы в этот области. Пока что мы проводим работы в основном в гражданской области, но выполнили также несколько научно-исследовательских работ в интересах Минобороны. В ближайшую пятилетку, я надеюсь, мы начнем заниматься этим плотнее", заявил Анцев.

Ранее начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан первого ранга Владимир Тряпичников заявил, что в программу кораблестроения до 2050 года включен пункт "развитие экранопланов".
----------
обещанного осталось три года ждать!


Каспийская флотилия ВМФ России: состав и дислокация


Оперативное объединение Каспийская флотилия ВМФ России базируется в Астрахани, а в составе имеет надводные корабли, поисково-спасательные суда, авиацию, части береговых войск, а также специального, технического и тылового обеспечения. Главными задачами её являются следующие: обеспечить национальные и государственные интересы РФ в данном регионе, противодействовать терроризму.

История

Краснознамённая Каспийская флотилия ВМФ России - почти старейшее оперативное объединение военно-морского флота нашей страны, образованное в ноябре 1722 года императором Петром Первым.

Одновременно был построен военный порт в Астрахани, чтобы защитить север и запад побережья Каспия.

Образована 15 ноября 1722 г. по указу императора Петра I, одновременно с основанием в Астрахани военного порта, для защиты северного и части западного побережий Каспия.


Каспийская флотилия ВМФ России участвовала практически во всех походах, которые предпринимала страна в данном регионе: Персидский поход 1722 года, предпринятый императором, сопровождался уже 80 крупными кораблями.

С 1867 года главная база переместилась в Баку . Таким образом охранялись рыбные и торговые промыслы, были представлены флотилией промышленные интересы России в Иране.

Заслуги были велики: Каспийская флотилия ВМФ России завоевала право на Георгиевскую ленту, которую носили моряки на бескозырках.

В 1918 году флотилия стала Военным флотом Астраханского края, затем была реорганизована в 1931-м. В Великую Отечественную Каспийская флотилия ВМФ России воевала под Мариуполем, Керчью, Севастополем и многих других фронтах, моряки сопровождали в транспортах военные грузы и нефть по Каспию. За огромные заслуги в войне с фашистскими захватчиками многие сотни матросов и офицеров были удостоены медалей и орденов, а среди них - восемь Героев Советского Союза. Сама Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала Краснознамённой.

Базирование и состав


Когда государство СССР перестало существовать, а республики преобразовались в суверенные страны, в 1992 году силы, средства и корабли флотилии тоже были разделены. Семьдесят процентов всех средств перебазировались обратно в Астрахань, где находится главный штаб, а кроме того, в Каспийск и Махачкалу, остальные тридцать процентов отошли Азербайджану - жилой фонд, береговая инфраструктура и корабли. В 2010 году Каспийская флотилия уже находится в составе Южного военного округа. Она составляет едва ли не главную компоненту, поскольку в составе её находятся части морской пехоты, береговых войск ракетной артиллерии и много чего ещё, помимо основного состава - нескольких дивизионов и бригад кораблей.

Сергей Михайлович Пинчук (род. 26 июля 1971 года , Севастополь , СССР) - российский военачальник, командующий Каспийской флотилией с 20 сентября 2016 года. Командир Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота (2011—2014), контр-адмирал (2014).

Сегодня Каспийская флотилия насчитывает около сорока кораблей и разнообразных судов, два сторожевых корабля - "Дагестан" и "Татарстан", три малых ракетных - "Углич", "Град Свияжск" и "Великий Устюг", четыре малых корабля артиллерии - "Махачкала", "Волгодонск" и "Астрахань". А также имеются здесь ракетные и артиллерийские катера, два базовых тральщика и пять рейдовых, шесть десантных катеров и многое, многое другое.

Каспийская флотилия — одно из старейших оперативных объединений Военно-морского флота (ВМФ) РФ. Главная база — Астрахань , места базирования и дислокации — Махачкала и Каспийск в Дагестане, села Никольское и Трудфронт в Астраханской области.


Флагман сторожевой ракетный корабль "Татарстан" (проект 11661К, тип "Гепард").

ТТХ СКР пр.11661 “ Татарстан “

Водоизмещение стандартное 1500 тонн, полное 1930 тонн.

Длина 102,2 метра, ширина 13,76 метра, осадка 3,7 метра.

Скорость полного хода 28 узлов.

Дальность плавания 3800 миль на 14 узлах, 950 миль на 27 узлах. Автономность плавания 15 суток.

Силовая установка: 1 x 38000 л.с. ДГТА М-44 (2 x 15000 л.с. ГТУ, 1 x 8000 л.с. дизель 86Б), 2 ВФШ.

Вооружение:

Навигационное вооружение:

НРЛС МР-212 «Вайгач».

Радиолокационное вооружение: РЛК 34К1 «Монолит» или «Минерал-М»;

РЛС МР-352 «Позитив(-М1)»;

МПЗ-301 «База» (ЗРК); СУО МР-123 «Вымпел».

Радиоэлектронное вооружение:

2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16 или 4 × ПУ комплекса РЭП ПК-10 система РЭБ ТК-25(Э);

БИУС «Сигма» («Сигма-Э»);

ГАС «Зарница» или ГАК МГК-335.

Артиллерия:

1 × 76 мм АУ АК-176М;

2 × 14,5 мм МТПУ.

Зенитная артиллерия: 2 × 30 мм АУ АК-630М.

Ракетное вооружение:

2 × 4 ПУ ПКРК «Уран»;

1 × ЗРК «Оса-МА-2»;

2 × ПЗРК «Игла-М».

В настоящее время в состав флотилии входят более 50 кораблей и судов, в том числе:

  • 2 сторожевых корабля проекта 11661К ("Татарстан" и "Дагестан"),

  • 3 малых ракетных корабля проекта 21631 ("Град Свияжск", "Углич", "Великий Устюг"),

ТТХ МРК пр. 21631 “ Град Свияжск “

Водоизмещение 949 тонн.

Длина 74,1 метра, ширина 11,0 метров, высота 6,57 метра, осадка 2,6 метра.

Скорость хода 25 узлов.

Дальность плавания до 1500 миль.

Автономность 10 суток.

Экипаж от 29 до 36 человек.

Движитель: Водомётный движитель.

Вооружение:

Артиллерия: 1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал»,

3х1 7,62-мм пулемётная установка.

Зенитная артиллерия:

2х6 30-мм ЗАК Дуэт (АК 630-М2).

Ракетное вооружение:

1х8 Калибр или 1х8 Оникс,

2х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».

  • 4 малых артиллерийских корабля проектов 21630 ("Астрахань", "Волгодонск", "Махачкала") и 12411 (МАК-160),

ТТХ МАК шифр «Буян» пр. 21630 “ Астрахань “

Водоизмещение полное 520 тонн.

Длина 61,8 метра, ширина 9,6 метра, высота борта 6,57 метра, осадка 2,0 метра.

Скорость полного хода 26 узлов.

Дальность плавания 1500 миль.

Автономность плавания 10 суток.

Экипаж от 29 до 36 человек.

Силовая установка: 2х8000 л.с., дизели М507Д, 2 водомета.

Вооружение:

Навигационное вооружение:

1 х РЛС МР-231 БИУС Сигма.

Радиолокационное вооружение: 1 х РЛС «Позитив»,

1 х РЛС МР-123 «Вымпел» для АУ и ЗАК.

Радиоэлектронное вооружение:

2 х 10 ПУ ПК-10 «Смелый».

Артиллерийское вооружение:

1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал»,

2х1 14,5-мм пулемётная установка,

1х40 122-мм РСЗО А-215 «Град-М».

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм ЗАК АК-306.

Зенитное ракетное вооружение: 1х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».

Может нести мины на верхней палубе.

  • 1 ракетный катер (в ремонте с 2008 г.),
  • 5 артиллерийских катеров,

ТТХ АКА пр. 1204

Водоизмещение, т:

Стандартное 73,4 - полное 77,4

Главные размеры, м:

Длина наибольшая (по КВЛ) 27,7 (26,8)

Ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 4,3 (3,78)

Осадка средняя 0,85

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 14 (1)

Автономность по запасам провизии, сут 7

Главная энергетическая установка:

Тип дизельная

Количество х тип ДД, 2 х М-50Ф (2 200)

Количество х тип (суммарная мощность, л. с.) движителей 2 х ВФШ

Количество х тип (мощность, кВт) источников тока ЭЭС 2 х ДГ (по 25)

Скорость хода, уз 23

Дальность плавания ходом 10 уз, мили 320

Вооружение:

Наименование БМ-14-17

Количество ПУ х направляющих 1 х 17-140-мм

Боекомплект 34 НУРС М-14-ОФ

Артиллерийские комплексы: - количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 1-76-мм (в башне от танка ПТ-76)

Количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 2-14,5-мм (2М-6),

1 х 2-25-мм (2М-ЗМ)

Количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 1-7,62-мм (ПКТ)

Количество гранатометов х стволов (тип гранатометов) 4 х 1-30-мм («Пламя» БП-30)

Зенитный ракетный комплекс:

Наименование «Стрела-2М»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1 х 2 (ПЗРК)

Боекомплект 8 ЗР

Радиоэлектронное:

Навигационная РЛС «Донец-2»


  • 5 рейдовых тральщиков,

  • 6 десантных катеров,

ТТХ ДК пр. 21820 “ Атаман Платов “

Водоизмещение, т:

стандартное:

Размеры, м:

Скорость полного хода, уз:

Дальность плавания:

Автономность, сут:

Силовая установка:

2х10000 л.с., дизели М507А-2-010М3, 2 ВФШ в насадках

Вооружение:

2х1 14,5 мм МТПУ-1

Десантовместимость:

3 основных танка Т-72 или 5 БТР-80 и 50 чел или 1 единица БТТ и 90 чел или 140 т груза

Экипаж, чел:

ТТХ катера проекта 11770 «Серна»:

Водоизмещение пустого катера 53,8 тонны,

полного без груза 61,0 тонна,

полного с грузом 99,7 тонн.

Длина 25,6 метра, ширина 5,8 метра.

Осадка без груза: 0,42 метра в носу, 1,48 метра в корме; осадка с грузом: 1,16 метра в носу и 1,52 метра в корме.

Максимальная скорость хода 30 узлов.

Дальность плавания 600 миль при 29 узлах.

Экипаж 5 человек.

Силовая установка: 2 дизеля М503А по 4000 л.с.

Вместимость:

1 основной танк Т-80, или 2 БМП, или 92 человек десанта, или до 45 тонн груза (в трёхбальный шторм не более 29 тонн).

* Малое гидрографическое судно "Анатолий Гужвин",


В составе флотилии — несколько бригад и дивизионов кораблей, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и др.

Каспийская флотилия, по данным Министерства обороны России, только в 2015 году участвовала в более сорока учениях разной направленности, в том числе и по борьбе с терроризмом. Флагманом служит ракетный сторожевой корабль "Татарстан" под командованием контр-адмирала Игоря Владимировича Осипова.

Суда и корабли, части и подразделения специального назначения - честь и слава, которую бережёт и преумножает Каспийская флотилия ВМФ России. Состав её разнообразен и насколько возможно полон: сюда входит даже гидрографическое судно службы ВМФ.

Использование

Надводная составляющая ВМФ защищает морские коммуникации, перевозит и прикрывает десанты, устанавливает минные заграждения и борется с минной опасностью, обеспечивает выход и развёртывание подводных сил, а также и возвращение их на территорию базы. Подводные же наносят неожиданные удары по континентальным и морским целям, а также и разведывательным. Вооружение Каспийская флотилия ВМФ РФ имеет самое современное: баллистические и крылатые ракеты. Морская авиация предназначается для противостояния группировкам надводных кораблей, для ракетных и бомбовых ударов по объектам на берегу, для отражения атак противокорабельных ракет и вражеских самолётов, для указания цели кораблям при обнаружении подводных лодок противника.

Таким образом, обороняются все побережья Каспия: военно-морские базы, порты, пункты базирования и береговые объекты, а также ведутся боевые действия всем составом воздушно-морских десантов. Каспийская флотилия ВМФ России, состав которой предполагает качественную защиту наших рубежей, не только стоит на страже, но и сдерживает все военные силы остального мира, умиротворяет угрозы недоброжелателей по отношению к нашей стране, защищая её суверенитет даже за пределами сухопутных территорий - во внутренних и территориальных водах, а также свободное передвижение судов в открытых морях и океанах.

Ради мира

Создаются и поддерживаются условия, обеспечивающие безопасность море хозяйственной деятельности Российской Федерации, именно поэтому в Мировом океане присутствуют и военно-морские силы России. Демонстрируется флаг, корабли и суда ВМФ наносят визиты в отдалённые точки планеты, преследуя интересы РФ, а также осуществляется с участием ВМФ большая миротворческая и гуманитарная работа мирового военного сообщества.

Так, в 2015 году, хотя Каспийская флотилия ВМФ России не базируется на пункте за пределами Каспия, были нанесены двадцать шесть ударов из УКСК крылатыми ракетами по объектам базирования террористов в Сирии, которые успешно поразили одиннадцать целей. Дальность в полторы тысячи километров вполне доступна кораблям флотилии: "Углич", "Великий Устюг", "Град Свияжск" и "Дагестан" отлично справились с поставленной задачей.

Оснащение

Все корабли, охраняющие наши границы на Каспии, разработаны и произведены на верфях страны: на Зеленодольском и Приморском заводах, судостроительных заводах Азовска, Астрахани, Феодосии, Петрозаводска, а также ССЗ "Волга", "Залив", "Имени 61 коммунара", но особенная гордость - ракетные катера и тральщики с берегов Невы, которые получила Каспийская флотилия ВМФ России. Адрес: Санкт-Петербург, Средне-Невский судостроительный завод. Ракетные катера оснащены тактическими крылатыми ракетами "Калибр", который производится в Екатеринбурге. На этой же основе разработаны комплексы подводного, надводного, воздушного и наземного базирования, а также экспортные варианты. Именно этим вооружением пользуются Россия, Индия и Китай.

Данные об экспортном варианте официально разглашались, поэтому можно сказать о предельной дальности такой ракеты. Она составляет от двухсот семидесяти до трёхсот километров. Однако ещё в 2012 году состоялась встреча Сергея Аклеминского, вице-адмирала, который в то время командовал Каспийской флотилией, с президентом Дагестана, где прозвучали другие цифры. С. Аклеминский уверенно заявил, что в своём тактическом варианте кралатая ракета комплекса ЗМ14 ("Калибр") легко поражает цели, находящиеся на расстоянии более чем две с половиной тысячи километров. Двадцать шесть точных залпов в цель на территории Сирии и затем ещё восемнадцать настолько же успешных говорят о том, что вице-адмирал никого не вводил в заблуждение. Корабли и суда, откуда был нанесён удар, - это Каспийская флотилия ВМФ России, адрес её не менялся, Каспий она не покидала.

Как поделили Каспий

Берега Каспийского моря делят пять стран: Россия, Туркмения, Казахстан, Азербайджан и Иран. Раньше, во время СССР, стран, претендующих на самое крупное озеро мира было только две - Советский Союз и Иран. Изменение политической карты значительно усложнило ситуацию. Этот регион чрезвычайно важен для каждой из вышеперечисленных стран, это и биологические, и энергетические ресурсы, здесь большие запасы газа и нефти, а также девяносто процентов осетровых рыб мира. В данный момент Каспий между прибрежными странами не поделен, кроме экономических зон и территориальных вод. Это положение не удовлетворяет ни одну из сторон. Каждая хочет любыми правдами и неправдами заполучить как можно больше территории. Наши интересы на Каспийском море защищает Каспийская флотилия ВМФ России. Российская Федерация очень долго настаивала на том, чтобы Каспий был чем-то вроде кондоминимума, общим достоянием всех пяти государств, когда действия каждого согласовываются с остальными. Добиться понимания не удалось, и Москва изменила позицию, предлагая поделить морское дно по срединным линиям, продолжающим границы на суше, а толща моря будет общей. На такой раздел согласились Азербайджан и Казахстан. Однако Азербайджан хочет взять во владение не только дно, но и акваторию с воздушным пространством своего сектора. Ирану больше нравится делёж поровну - каждой стране двадцать процентов. Туркмения настаивает на сорока семи милях зон экономических интересов. Словом, согласия пока нет. Это объясняется тем, что на недавно открытые месторождения претендуют сразу несколько стран. Тем более что сложно провести границы по озеру, где уровень воды - величина непостоянная, а берега всё время меняют свои очертания.

Причины напряжённости

Все государства прикаспийского региона наращивают вооружение и увеличивают боевой состав своих военных флотов. Прирастают числом ударные ракетные корабли, ожидается появление подводных лодок. Развиваются как диверсионные, так и противодиверсионные части, а также ракетные средства на берегу, морская пехота и авиация. Об этом в один голос говорят эксперты в аналитическом центре по мировой торговле оружием. Наращивает вооружения и Каспийская флотилия ВМФ России: морская пехота, авиация, связь, вооружение - всё это получает пополнение и дополнения.

А что делать, если ответ соседей на вопрос "зачем?" Россия получает весьма невнятный, а количество и качество военно-морских сил при этом у них растёт безостановочно.

Угрозы с Каспия очень даже велики, как считают прикаспийские страны. Это контрабанда, наркотрафик, браконьерство и, конечно же, терроризм. Безусловно, каждый пункт этих объяснений достаточно актуален, тем более что современные контрабандисты, браконьеры и тем более террористы сейчас оснащены по последнему слову науки и техники. Но как можно использовать против браконьера ракетные корабли и подводные лодки с ядерными боеголовками на борту? Разумеется, такое вооружение предназначено для более серьёзного противника. Это может значить только одно: политические противоречия, которые создают во всём регионе такую высокую напряжённость, разрешатся нескоро.

Интенсивность повысилась

Летом 2016 года значительно увеличилось количество походов, в которых участвовали корабли Черноморского флота и Каспийская флотилия ВМФ России. Астрахань, являющаяся основным местом базирования флотилии, принимала участие в разработке планов учений и выполнения совместных учебно-боевых задач. Состав тактических группировок был различным, выполнялись артиллерийские и ракетные стрельбы с привлечением до двадцати судов и кораблей обеспечения.

Проведены конкурсы международных армейских игр "Морское дерби", "Глубина" и "Кубок моря". Пройдено более 197 тысяч морских миль, то есть свыше 336 000 километров. Время, проведённое в море экипажами, составило 2300 суток, то есть показатели прошлого года перекрыты почти в два раза.

Учения-2016

Только один июньский учебный сбор на Каспии длился две недели. Отряды боевых кораблей и приданные им суда обеспечения вернулись из морского похода по центральной и южной частям Каспийского моря. Пятнадцать суток выполняла поставленные задачи Каспийская флотилия ВМФ России. Махачкала и Астрахань приняли на своих базах корабли, прошедшие почти две тысячи миль (3600 километров морского пути) и выполнившие более пятидесяти разнообразных по направленности и тематике корабельных учений.

Улучшилось совместное маневрирование, взаимодействие отряда кораблей, отработано движение разными строями. Проведены артиллерийские стрельбы, учения по противоминной защите, противовоздушной обороне во взаимодействии с авиацией, по поиску и сопровождению морских и воздушных целей, наведению авиации с дальнейшим уничтожением цели. Отработаны заправка на ходу горюче-смазочными материалами, пополнение материальных запасов с помощью судов обеспечения. И это только один поход. А учения продолжались весь весенне-летний сезон.

Хорошая новость

Спасательным буксирным судном пополнилась Каспийская флотилия в июле 2016 года. СБ-738 прекрасно выдержало государственные испытания: энергетические установки работают надёжно, навигационное оборудование и остальные системы показали себя с наилучшей стороны. Успешно пройден весь комплекс наладки и контроля аварийного и спасательного комплекта, выполнены поисковые, обследовательские и водолазные работы на разных глубинах, проверены мореходные качества, управляемость, ходкость, остойчивость, инерция на всех ходовых режимах.

Судно приняло участие в корабельных учениях по его основному предназначению - тушение пожаров на берегу и на аварийных судах с оказанием помощи пострадавшим, в том числе и медицинской, и эвакуацией людей.

Все характеристики судна подтверждены и соответствуют техническим условиям. Каспийская флотилия включила в свой состав ещё одну судовую единицу к двум другим, выполненным по этому же проекту. Теперь один буксир будет снимать с мелей корабли на Чёрном море, а два - на Каспийском. А также тушить пожары, подавать электроэнергию, поддерживать на плаву аварийные корабли, выполнять водолазные работы, собирать разлившиеся нефтепродукты с поверхности воды, выполнять обследовательские и поисковые работы.

Ракета, казалось, бесшумно вылетевшая из вертикальной пусковой установки, взревела, закружила шлейфом выхлопных газов, словно красавица на светском балу платьем, и в считанные секунды растаяла в небе. Вскоре поступил короткий доклад: «Цель поражена!». Так, в сентябре прошлого года малый ракетный корабль (МРК) «Град Свияжск» — головной проекта 21631 «Буян-М» произвел свою первую стрельбу комплексом «Калибр-НК».

Малые ракетные корабли проекта 21631 — по сути дела, боевые единицы нового класса, которые при относительно небольшом водоизмещении в 949 т, длине 74,1 м и ширине 11 м несут мощное ударное вооружение — 8 ракет интегрированного комплекса «Калибр-НК» или «Оникс». Ими с высокой точностью можно поражать корабли и суда противника, а также военные базы, штабы, органы государственного управления, промышленные предприятия и береговую инфраструктуру противостоящей стороны, причём на значительных дальностях. То есть эти МРК — универсальные корабли, способные выполнять не только тактические и оперативные, но и стратегические задачи. У них небольшая осадка (2,6 м), поэтому они могут действовать не только в море, но и на судоходных реках. Для борьбы с надводными, береговыми и воздушными объектами предназначена 100-мм автоматическая универсальная артиллерийская установка А190-01 «Универсал». Для целей ПВО, в том числе для борьбы с подлетающими крылатыми ракетами, используется 30-мм двенадцатиствольная установка АК-630М2 «Дуэт» высокой огневой производительности, а также две установки «Гибка» с четырьмя направляющими каждая для ПЗРК «Игла» или «Игла-М». На МРК для уничтожения диверсантов и террористов размещены два 14,5- и три 7,62-мм пулемета. МРК проекта 21631 — высокоавтоматизированные корабли. Вот почему при насыщении большим количеством разнообразного оружия его обслуживает экипаж в 29-36 человек.

Малый ракетный корабль «Град Свияжск» стреляет ракетой комплекса «Калибр-НК»

9 декабря прошлого года государственная комиссия подписала акт о приёмке в состав ВМФ РФ МРК «Град Свияжск», а 19 декабря, то есть всего через десять дней, «Углича» — первого серийного корабля этого типа. В апреле эти МРК завершили полный цикл морских испытаний и в июне этого года будут официально включены в состав Каспийской флотилии (КФл) ВМФ РФ. До конца текущего года это объединение пополнится ещё одним «мини-стратегом» — МРК «Великий Устюг». На Зеленодольском заводе имени А.М. Горького для КФл строятся ещё три таких корабля.

Потребность в укреплении Каспийской флотилии стала очевидной, когда ясно обозначилась угроза радикального исламского фундаментализма государствам региона. Сегодня никто не может предсказать, как будет развиваться ситуация в регионе после ухода из Афганистана войск НАТО, которые не смогли справиться с талибами. Кроме того, в последнее время стали все более заметными попытки закрепиться на берегах Каспия держав, весьма далёких от этого региона. Так, Соединённые Штаты стремятся создать свою базу в казахстанском порту Актау. Во время визита в Ашхабад министр ВМС США Рей Мэйбус зондировал почву относительно возможности обустроить американских военнослужащих где-нибудь на каспийском берегу Туркменистана. «Букет» угроз безопасности Прикаспийского региона, к сожалению, обширен. И не учитывать этого обстоятельства нельзя.

Каспийская флотилия — передовой форпост России на западном фланге Центрально-Азиатского региона. Именно поэтому её усилению в последние годы уделяется большое внимание. Здесь надо заметить, что МРК «Град Свияжск» — не первый корабль, оснащённый универсальным корабельным стрельбовым комплексом (УКСК) ЗК14, предназначенным для пуска ракет «Калибр-НК» и «Оникс». Осваивал эту новую технику в ВМФ РФ ракетный корабль 2-го ранга (его ещё квалифицируют как «сторожевой корабль») Каспийской флотилии «Дагестан» проекта 1161 К. В сентябре 2012 г. в ходе стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2012» он нанёс удар по важной цели условного противника. С первого выстрела ракетой «Калибр-НК» был обращён в прах малоразмерный укреплённый объект (примерно 10×10 м), находившийся далеко от берега моря.

Как заявляет командующий Каспийской флотилией вице-адмирал Сергей Алекминский, к 2016 году КФл будет иметь солидную ракетно-артиллерийскую группировку. Её основу составят РК «Дагестан» и шесть МРК проекта 21631. Ещё ранее на вооружение флотилии поступили малые артиллерийские корабли (МАК) проекта 21630 «Буян» (три единицы), которые послужили прототипами для МРК «Буян-М». Флагман флотилии — сторожевой корабль «Татарстан» — тоже относится к ракетно-артиллерийским кораблям. Он вооружён ПКР «Уран» с дальностью поражения надводных целей до 130 км (ракеты «Уран» (Х-35) входят также в состав берегового ракетного дивизиона комплекса «Бал». Он призван с «тверди земной» подкреплять действия кораблей Каспийской флотилии и защищать от вторжения с моря). Здесь нельзя не обратить внимания на то, что все вышеназванные корабли КФл спроектированы Зеленодольским ПКБ. Они не только хорошо соответствуют условиям театра, но и имеют модульную конструкцию, позволяющую менять конфигурацию вооружения на базе единых платформ.


Малый артиллерийский корабль «Махачкала» проекта 21630

Ввиду не ослабевающих террористических угроз потребовались специализированные корабли для нейтрализации вылазок морских бандитов. В прошлом году флотилию пополнил первый противодиверсионный катер (ПрДКа) проекта 21980 «Грачонок» разработки КБ «Вымпел». При водоизмещении около 140 т и 23-узловой скорости полного хода он имеет разнообразные средства для обнаружения и уничтожения подводных диверсантов и террористов. С помощью гидроакустических станций «Кальмар» и «Анапа» осуществляется контроль подводной среды. Оптико-электронный комплекс наблюдения МТК-201 позволяет при плохих погодных условиях, днем и ночью отслеживать обстановку на поверхности моря. Для поражения подводных пловцов и средств их транспортировки используются десятиствольный 55-мм противодиверсионный гранатомёт ДП-65А и двуствольный 45-мм гранатомёт ДП-64. Этот арсенал дополняют 14,5-мм пулемёт и ПЗРК «Игла». Сейчас на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького ведётся строительство второго ПрДКа для Каспийской флотилии, который пополнит её в этом году.

Обновляются и десантные силы КФл. Помимо хорошо известных десантных катеров на воздушной каверне проекта 11770 «Серна» от промышленности поступают ДКА проекта 21280 «Дюгонь». Сейчас их выпуск освоен Ярославским судостроительным заводом. Первый из них -«Денис Давыдов» — уже передан Министерству обороны РФ, второй — «Лейтенант Римский-Корсаков» — спущен на воду в апреле этого года, а третий — «Мичман Лермонтов» — сойдёт на воду в этом месяце. Эти ДКА полным водоизмещением около 280 т, длиной 45 м, шириной 8,6 м и максимальной скоростью хода до 35 узлов транспортируют к месту высадки три основных боевых танка или пять бронетранспортёров с десантом. Головной катер этого типа, построенный на нижегородском заводе «Волга», — «Атаман Платов» с 2010 г. несёт службу на Каспии.

Крупные изменения заметны во вспомогательных силах КФл. В их состав в последние годы вошли три рейдовых буксира проекта 705Б. Сейчас на Каспии проходит испытания головное аварийно-спасательное судно СБ-45 проекта 22870 разработки КБ «Вымпел». Оно предназначено для поисковых и аварийно-спасательных работ флотилии. Его стандартное водоизмещение 1200 т, длина — 57 м, ширина — 14 м, осадка — 3,2 м, максимальная скорость хода — 14 узлов. Судно получит самые современные средства спасения на море и водолазных работ на глубинах до 60 метров. Рейдовые буксиры и спасательное судно построены Астраханским судоремонтным заводом, то есть имеют «местное происхождение». А с Балтики пришёл построенный в 2010 г. в Гороховце транспорт вооружения ВТР-79 проекта 20360 «Дубняк». Он служит «патронташем» для «мини-стратегов» типа «Буян-М», снабжая их ракетами комплекса «Ка-либр-НК» и «Оникс». В этом году флотилия должна получить от завода «Нижегородский теплоход» три рейдовых катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040.


Уделяется большое внимание развитию инфраструктуры флотилии. Модернизируются пункты базирования в Астрахани и Махачкале. Начались работы по укреплению берегов и углублению портовых акваторий, а также подходных каналов. Возводятся современные стационарные причальные фронты с подведением всех необходимых коммуникаций для обеспечения кораблей электричеством и водой. В Каспийске построен комплекс с тренажёрными залами и бассейном для проведения специальных подводных тренировок личного состава.

В акваториях пунктов базирования флотилии размещены стационарные гидроакустические станции автоматизированного обнаружения подводных объектов с определением их координат. С помощью этих ГАС с высокой точностью можно засечь и классифицировать подводные цели, рассчитывать маршруты их движения. Недавно введена в строй загоризонтная радиолокационная станция «Подсолнух». Эта РЛС обнаруживает надводные и воздушные цели на расстоянии до 450 км.

Активно осуществляется боевая подготовка флотилии. Одни учения сменяют другие. Так, в конце апреля этого года была объявлена внезапная проверка боевой готовности минно-тральных сил КФл. Гвардейский дивизион тральщиков был поднят по тревоге. Корабли вышли из пункта базирования — затона Золотой в Астрахани — и приступили к проведению зачётного тактического учения. В нем задействовали десять тральщиков, катеров и судов обеспечения. Каспийские минёры провели контрольно-разведывательный поиск и ликвидацию «минных заграждений» контактными и неконтактными тралами. Затем группа тральщиков провела суда через «минное заграждение». Моряки выполнили артиллерийские стрельбы по плавающим минам. Действия тральной группы под командованием капитана 1-го ранга Кирилла Тараненко получили высокую оценку. Одновременно в другом районе Каспия в рамках итоговой проверки корабельных сил проходило учение со стрельбами группировки ракетно-артиллерийских кораблей.

Сегодня КФл ВМФ РФ — крупнейшее военно-морское объединение государств «каспийской пятерки». В состав флотилии входят 31 боевая единица: два сторожевых корабля, два малых ракетных корабля, четыре малых артиллерийских корабля, пять ракетных катеров, пять артиллерийских катеров, один противодиверсионный катер, два базовых тральщика, пять рейдовых тральщиков, семь десантных катеров. Однако надо заметить, что из пяти ракетных катеров четыре нуждаются в замене, поскольку находятся на пределе срока службы. Им на смену могли бы прийти малые ракетные корабли проекта 21632 «Торнадо» или ракетные катера проекта 20970 «Катран». Это позволило бы усилить боевую устойчивость таких ценных единиц, как «мини-стратеги» типа «Буян-М». Необходима замена и каспийским тральшикам, которые тоже немолоды.

Конечно, серьёзным подспорьем КФл является Береговая охрана Пограничной службы ФСБ на Каспии. В её составе насчитывается 12 сторожевых кораблей разных рангов, восемь сторожевых катеров и два патрульных судна. В большинстве своём — это современные единицы. В их числе — новейший пограничный сторожевой корабль «Бриллиант» проекта 22460 «Охотник». Его полное водоизмещение — 630 т, длина — 62,5 м, максимальная скорость хода — более 24 узлов. ПСКР вооружён 30-мм шестиствольной артиллерийской установкой АК-306 и оснашён разнообразными средствами обнаружения. В корме имеется площадка для приёма лёгкого вертолёта или беспилотного летательного аппарата.


ВМС Ирана и морские подразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) — традиционно вторые по своим возможностям в иерархии на Каспии, хотя по количеству единиц даже превосходят КФл. В основном в их составе — небольшие скоростные катера. Некоторые из них вооружены ракетами малой дальности на базе ПТУР. До недавних пор главной ударной силой ВМС Ирана на Каспии считались три ракетных катера типа Sina (иранская версия французских РКА типа Combattante II), каждый из которых вооружён четырьмя противокорабельными ракетами С-802 китайского производства с дальностью стрельбы до 120 км. Но вот в прошлом году на верфи в Бен-дер-Энзели был спущен на воду корвет («эсминец» — по иранской классификации) Damavand типа Jamaran. Его водоизмещение — около 1500 т, длина — 95 м. Он вооружён четырьмя противокорабельными ракетами Noor (иранская версия китайских ПКР С-802), ЗРК неизвестной модели, одной 76-мм, одной 40-мм и двумя 20-мм автоматическими артиллерийскими установками, четырьмя ПЗРК, двумя трехтрубными 324-мм противолодочными торпедными аппаратами и вертолётом. Два дизельных двигателя мощностью по 10000 л.с. позволяют развивать максимальный 30-узловый ход. Экипаж состоит из 140 человек.

Появление на Каспии иранского «эсминца» свидетельствует о стремлении Тегерана играть не последнюю роль на этом театре. Как заявил на открытии первой национальной конференции по морским технологиям главнокомандующий ВМС Исламской Республики адмирал Хабиболла Сайяри, Иран собирается расширять своё присутствие на Каспии. В свою очередь, командующий 4-й военно-морской зоной иранской армии адмирал Хордада Хакими сказал, что «Исламская Республика Иран планирует построить новые фрегаты для Каспийского моря».

И не только фрегаты. По данным авторитетной исследовательской группы IHS Jane’s, в Бендер-Энзели ведётся строительство подводной лодки — второй типа Fateh («Завоеватель»). В отличие от своего прототипа, который собирался в Бостану на берегу Персидского залива, каспийская субмарина имеет большую длину (48 м против 40 м у головной). Основные характеристики подлодки не раскрываются, но иранские СМИ сообщают, что на «Завоевателе-2» используются новейшие технологии снижения гидроакустической заметности и управления стрельбой.


После приобретения у России в 2011 г. двух ракетных катеров проекта 12418 «Молния», каждый из которых вооружён 16 КРК «Уран-Э», для ВМС и двух патрульных катеров проекта 12200 «Соболь» для Береговой охраны Туркменистан сразу передвинулся в табеле о рангах «каспийской пятёрки» с последнего на третье место. В известной степени по ударной мощи он даже оспаривает второе место у Ирана.

В октябре 2010 г. Туркменистан подписал с турецкой верфью Dearsan Shipyard контракт стоимостью 55 млн. евро на постройку для БОХР двух сторожевиков проекта NTPB водоизмещением 400 т каждый. За прототип взяты турецкие малые патрульно-противолодочные корабли типа Tuzla. Собирались корпуса туркменских пограничных кораблей на судостроительно-судоремонтном заводе в Туркменбаши (бывшем Красноводске) из деталей, поставленных из Турции. Головной сторожевик, получивший название Arkadag («Покровитель» — один из официальных титулов президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова) был спущен на воду в начале 2012 года. Сегодня БОХР Туркменистана располагает четырьмя такими кораблями. Их длина — 55,75 м. Они вооружены спаренной 40-мм башенной автоматической артиллерийской установкой Oto Melara Twin Compact и двумя 25-мм дистанционно управляемыми автоматами Aselsan STOP. ПСКР типа Arkadag оснащены обзорной РЛС Thales Variant 2D. У той же турецкой фирмы заказаны десять малых 15-метровых патрульных катеров типа АМВ («Барс-12»), большая часть из которых уже поставлена.

В прошлом году компания Dearsan Shipyard подписала контракт на поставку Туркменистану комплектующих ещё для восьми катеров типа NTPB, но не для нужд Береговой охраны, а для ВМС. В варианте для флота эти корабли будут нести значительно более мощное вооружение. Помимо 40-мм спарки ОТО Melara и двух 25-мм автоматов они получат две спаренные пусковые установки противокорабельных ракет пока не названной модели, две дистанционно управляемых установки с ПЗРК, два 12,7-мм пулемёта и одну шестиствольную реактивную бомбомётную установку. После реализации этой программы ВМС Туркменистана станут одними из сильнейших на Каспии.


ВМС и Береговая охрана Казахстана сейчас имеют довольно многочисленный состав, но вот говорить о каком-либо качественном их усилении не приходится. В известной степени это объясняется тем, что в случае возникновения какой-нибудь угрозы на море Астана всегда может положиться на помощь одного из ближайших своих союзников — России.

За последние два года ВМС Казахстана пополнились двумя ракетно-артиллерийскими кораблями проекта 250 «Барс-МО», построенными Уральским заводом «Зенит» (третий спущен на воду в этом месяце). Они созданы на базе пограничных сторожевых кораблей проекта 300 «Барс», которые, в свою очередь, являются казахстанским вариантом проекта 22180 разработки петербургского Северного ПКБ. Их водоизмещение -около 250 т, длина — 41,75 м, ширина — 7,8 м, осадка — 2,5 м, максимальная скорость — 30 узлов, а дальность плавания экономическим ходом -1200 миль. Головной корабль — «Казахстан» — вооружён двумя спаренными 23-мм артиллерийскими установками, предназначенными для самообороны, и 12-ствольной РСЗО «Град». Вооружение второго «Барса-МО», получившего название «Орал», отличается от головного. Он несёт ракетный комплекс «Барьер-ВК» с противотанковыми управляемыми ракетами ЖК-2В с лазерным наведением, турельную зенитную пусковую установку «Арбалет-К» с ПЗРК «Игла». Обе эти системы поставлены киевским конструкторским бюро «Луч». Перед надстройкой расположена 30-мм шестиствольная артиллерийская установка АК-306.

Как видно из приведённых характеристик, к «ракетным» эти корабли можно отнести лишь с натяжкой. «Казахстан» — это малый корабль огневой поддержки десанта, а «Орал» — типичный квазиракетный катер, поскольку ПТУР способны поражать небольшие суда лишь на малых дистанциях. Но, несомненно, строительство первых казахстанских боевых кораблей на национальной верфи — значительный шаг в освоении военно-морских технологий.

Полезным приобретением ВМС Казахстана, безусловно, станет рейдовый тральщик (РТЩ) проекта 10750Э разработки ЦМКБ «Алмаз», который сейчас строится на Средне-Нев-ском судостроительном заводе. При водоизмещении порядка 140 т, длине 31,45 м, ширине 6,5 м и скорости хода 11 узлов, которую обеспечивают два дизеля MAN мощностью по 279 кВт, этот небольшой корабль с экипажем из 14 человек несёт разнообразное противоминное вооружение. Это — новейшая гидроакустическая станция миноискания Sea Bat с дальностью действия до 500 м, автономный подводный аппарат Alister 9 для первичного поиска миноподобных объектов, телеуправляемые необитаемые подводные аппараты K-Ster Inspector для классификации обнаруженных объектов и K-Ster Mine Killer для уничтожения мин. РТЩ может применять и традиционные противоминные средства -контактные и неконтактные тралы. Все это сложное снаряжение управляется автоматизированной системой противоминных действий «Диез-10750Э».

Корабль также несёт 30-мм артиллерийскую установку АК-306,12,7-мм пулемёт «Корд» и ПЗРК «Игла». В случае необходимости он может использоваться в качестве противодиверсионного катера. Тральщик проекта 10750Э самым лучшим образом подходит для действий в мелководных акваториях северного и северо-восточного Каспия. Он полностью отвечает требованиям, предъявляемым к кораблям данного класса. Не вредно было бы подумать о приобретении таких РТЩ для ВМФ РФ. И не только для Каспия.


К сожалению, ничего нового о ВМС Азербайджана на Каспии сказать нельзя. Несмотря на неоднократные заявления Баку о планах создания совместно с турецкими фирмами предприятий по строительству судов для гражданского флота, а также кораблей и катеров для нужд ВМС, в практическую плоскость эти намерения пока не перешли. Имеющиеся корабли ветшают, а новые не появляются.

Кратко подведём итог. Три государства «каспийской пятерки» — Россия, Иран и Туркменистан -активно занимаются военно-морским строительством. Казахстан хотя и вяло, но формирует ВМС и береговую охрану преимущественно на базе отечественной промышленности. В Азербайджане налицо стагнация военно-морских сил, хотя финансовые ресурсы этой страны позволяют создать достаточно эффективные ВМС, способные делать погоду в южных акваториях Каспия.

Обратим вниманию на такую тенденцию, как строительство в Иране крупных ударных надводных кораблей и подводных лодок. Кроме сборки в Бендер-Энзели субмарины типа Fateh ранее сообщалось, что из Персидского моря на Каспий автотранспортом были переброшены несколько сверхмалых подлодок типа Ghadir водоизмещением 123 т.

Доводилось не раз слышать утверждения военно-морских специалистов, будто Каспийское море слишком мелкое для эксплуатации подводных лодок. Действительно, средние глубины северной части этого самого большого в мире озера едва превышают 4 метра. Однако средняя глубина Каспия составляет 208 м, а максимальная — в Южно-Каспийской впадине — 1025 метров. Для сравнения: средние глубины Балтики — всего 51 м при максимальной глубине в Ландсортской котловине 470 метров. Однако никто никогда не оспаривал возможность использования в мелководной Балтике подводных лодок.

Появление подводных лодок существенно меняет ситуацию в Каспийском бассейне, поскольку ВМС государств региона не располагают необходимыми противолодочными силами и средствами. Сегодня существует настоятельная необходимость иметь корабли ПЛО на этом театре. Для стандартизации и сокращения затрат за прототип можно взять «Буян-М». Тем паче, что Зеленодольское ПКБ уже демонстрировало на Международном военно-морском салоне прошлого года в Санкт-Петербурге проект «Сарсар» на базе МРК проекта 21631. Этот корабль водоизмещением около 900 т оснащается подкильной ГАС, несёт противолодочный комплекс «Пакет-НК» или два 533-мм двухтрубных торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами, а также артиллерийское и зенитное вооружение.


Командующий КФл вице-адмирал Сергей Алекминский не исключает, что в обозримом будущем у флотилии появятся сверхмалые и малые подводные лодки. Выбор здесь у России богатый. Конструкторы СПМБМ «Малахит» разработали целую линейку проектов МПЛ водоизмещением от 130 до 1000 т. Например, водоизмещением 370 т, глубиной погружения до 200 м и скоростью подводного хода 12 узлов имеет дальность плавания 2000 миль. Субмарина оснащена двумя 533-мм и четырьмя 400-мм торпедными аппаратами. Может также нести четыре мины. Её экипаж состоит из четырёх человек. Дополнительно лодка транспортирует шесть бойцов спецназа. А вот МПЛ проекта П-750 водоизмещением 960 т и максимальной 17-уз-ловой скоростью вооружается 4-8 крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛ» для поражения морских и береговых целей, четырьмя 533-мм и восемью 400-мм торпедами, 12-24 минами и ПЗРК «Игла». Ее дальность плавания — 3000 миль, а глубина погружения — до 300 метров. Такие подлодки будут способны контролировать не только поверхность Каспийского моря и его глубины, но и окружающие берега.

КАСПИЙСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ: фор-ми-ро-ва-ние российского ВМФ, соз-дан-ное по ука-зу императора Пет-ра I в 1722 году и пред-на-зна-чав-шее-ся для дей-ст-вий на Кас-пий-ском море; фор-ми-ро-ва-ние советского ВМФ, соз-дан-ное 27.06.1931 года.

1) Фор-ми-ро-ва-ние российского ВМФ, соз-дан-ное по ука-зу императора Пет-ра I в 1722 году и пред-на-зна-чав-шее-ся для дей-ст-вий на Кас-пий-ском море и в дель-те реки Вол-га.

Соз-да-нию фло-ти-лии пред-ше-ст-во-ва-ла дли-тель-ная борь-ба за ов-ла-де-ние Кас-пий-ским по-бе-режь-ем, окон-ча-тель-но за-вер-шив-шая-ся в 1556 году, по-сле при-сое-ди-не-ния Ас-т-ра-хан-ско-го хан-ст-ва к Русскому государству. Пер-вая по-пыт-ка соз-да-ния по-сто-ян-но-го фор-ми-ро-ва-ния сил во-енного фло-та на Кас-пий-ском море бы-ла пред-при-ня-та в 1669 году, ко-гда по-стро-ен-ные по ука-зу ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча ко-рабль «Орёл», ях-та, бот и 2 шня-вы при-бы-ли в Ас-т-ра-хань. Од-на-ко в 1670 году они бы-ли за-хва-че-ны от-ря-да-ми С.Т. Ра-зи-на. По окон-ча-нии Се-вер-ной вой-ны 1700-1721 годов зи-мой 1721/22 года, в го-ро-дах Ниж-ний Нов-го-род, Тверь, Уг-лич, Яро-славль ве-лась по-строй-ка су-дов для Каспийской военной флотилии. В ию-ле 1722 года фло-ти-лия (274 суд-на) с де-сан-том вы-шла в Пер-сид-ский по-ход 1722-1723 годов, ре-зуль-та-том ко-то-ро-го ста-ло за-вое-ва-ние го-ро-дов Дер-бент, Ба-ку с при-ле-гаю-щи-ми к ним об-лас-тя-ми. По-сле смер-ти Пет-ра I российские за-вое-ва-ния на Кас-пии бы-ли ут-ра-че-ны. В Ас-т-ра-ха-ни бы-ли ос-тав-ле-ны ог-ра-ниченные си-лы, ко-то-рые обес-пе-чи-ва-ли безо-пас-ность ком-мерческого су-до-ход-ст-ва на Кас-пий-ском мо-ре. Воз-ро-ж-де-ние Каспийской военной флотилии про-изош-ло в 1781 году, ко-гда по пред-пи-са-нию императрийцы Ека-те-ри-ны II в Ас-т-ра-хань при-был от-ряд во-енных ко-раб-лей. В конце XVIII - начале XIX веков фло-ти-лия при-ни-ма-ла ак-тив-ное уча-стие в вой-нах и по-хо-дах российских войск в при-кас-пий-ском ре-гио-не, вы-са-жи-ва-ла морские де-сан-ты, ог-нём ко-ра-бель-ной ар-тил-ле-рии ока-зы-ва-ла со-дей-ст-вие вой-скам в ов-ла-де-нии при-мор-ски-ми кре-по-стя-ми. В 1796 году дей-ст-вия ко-раб-лей Каспийской военной флотилии спо-соб-ст-во-ва-ли ов-ла-де-нию российской ар-ми-ей го-ро-да-ми Дер-бент и Ба-ку. По-сле русско-персидской вой-ны 1804-1813 годов (смотрите Рус-ско-пер-сид-ские вой-ны) Российская им-пе-рия при-об-ре-ла мо-но-поль-ное пра-во на со-дер-жа-ние в Кас-пий-ском море во-енного фло-та. С 1867 года главной ба-зой Каспийского военного флота стал Ба-ку. По ме-ре ста-би-ли-за-ции об-ста-нов-ки в ре-гио-не со-став фло-ти-лии по-сте-пен-но со-кра-щал-ся, и к началу XX века она со-стоя-ла из 2 ка-но-нер-ских ло-док и не-сколь-ких воо-руженных па-ро-хо-дов. В но-ябре 1917 года лич-ный со-став Каспийской военной флотилии пе-ре-шёл на сто-ро-ну советской вла-сти, уча-ст-во-вал в бое-вых дей-ст-ви-ях про-тив турецких войск и от-ря-дов му-са-ва-ти-стов (азербайджанских на-цио-на-ли-стов), в бо-ях по ов-ла-де-нию го-ро-да-ми Пет-ровск-Порт (ны-не Ма-хач-ка-ла), Лен-ко-рань и Дер-бент. В ию-ле 1918 года часть ко-раб-лей Каспийской военной флотилии уш-ла в Ас-т-ра-хань, ос-таль-ные ос-та-лись в Ба-ку и бы-ли вклю-че-ны в со-став фло-та Азербайджанской Де-мо-кра-тической Рес-пуб-ли-ки. Для со-дей-ст-вия вой-скам РККА в апреле - ию-не 1918 года в Ас-т-ра-ха-ни сфор-ми-ро-ван Во-енный флот Ас-т-ра-хан-ско-го края, уси-лен-ный дос-тав-лен-ны-ми с Бал-ти-ки ми-но-нос-ца-ми и подводными лодками, ко-то-рый в ок-тябре был пе-ре-име-но-ван в Ас-т-ра-хан-ско-Кас-пий-скую во-енную фло-ти-лию. В ию-ле 1919 года, по-сле объ-еди-не-ния с Волж-ской во-ен-ной фло-ти-ли-ей, она по-лу-чи-ла название Волж-ско-Кас-пий-ской во-енная фло-ти-лии. В апреле 1919 года с по-мо-щью анг-ли-чан бы-ла соз-да-на Кас-пий-ская фло-ти-лия ВСЮР (смотрите Бе-лый флот), главная ба-за - в городе Пет-ровск-Порт. На-сту-п-ле-ние войск РККА на Северном Кав-ка-зе в апреле 1920 года вы-ну-ди-ло ко-раб-ли Кас-пий-ской фло-ти-лии ВСЮР пе-рей-ти в Ба-ку, а за-тем уй-ти в иранский порт Эн-зе-ли, ко-то-рый на-хо-дил-ся под кон-тро-лем английских войск. В мае 1920 года на ба-зе Волж-ско-Кас-пий-ской во-енной фло-ти-лии был сфор-ми-рован Кас-пий-ский во-енный флот РСФСР и Крас-ный флот Советского Азер-бай-джа-на, си-лы ко-то-рых уча-ст-во-ва-ли в Эн-зе-лий-ской опе-ра-ции 1920 года, в ре-зуль-та-те ко-то-рой ко-раб-ли и во-енное иму-ще-ст-во Каспийской военной флотилии бы-ли воз-вра-ще-ны РСФСР и Советскому Азер-бай-джа-ну. В ию-ле 1920 года Кас-пий-ский военный флот РСФСР и Крас-ный флот Советского Азер-бай-джа-на пре-об-ра-зо-ва-ны в Морские си-лы Кас-пий-ско-го мо-ря.

2) Фор-ми-ро-ва-ние советского ВМФ, соз-дан-ное 27.06.1931 года из Морских сил Кас-пий-ско-го мо-ря.

К ию-ню 1941 года в её со-ста-ве на-хо-ди-лись 5 ка-но-нер-ских ло-док, 4 ка-те-ра, отдельная бе-ре-го-вая артиллерийская ба-та-рея, 12 са-мо-лё-тов, ра-дио-ро-та Войск на-блю-де-ния, опо-ве-ще-ния и свя-зи и ряд бе-ре-го-вых час-тей. С на-ча-ла Великой Отечественной вой-ны Каспийская военная флотилия обес-пе-чи-ва-ла эко-но-мические и во-ин-ские морские пе-ре-воз-ки. В августе 1941 года на её ко-раб-лях бы-ли пе-ре-бро-ше-ны в Иран советские вой-ска. В Мо-с-ков-ской бит-ве 1941-1942 годов уча-ст-во-ва-ла сфор-ми-ро-ван-ная из лич-но-го со-ста-ва фло-ти-лии 75-я отдельная морская стрелковая бри-га-да, став-шая впо-след-ст-вии 3-й гвардейской морской стрелковой бри-га-дой. В августе 1942 года Каспийская военная флотилия вклю-че-на в со-став дей-ст-вую-щих сил ВМФ. К это-му вре-ме-ни её бое-вой со-став был уве-ли-чен до 40 бое-вых ко-раб-лей и ка-те-ров, ко-то-рые со-про-во-ж-да-ли транс-пор-ты, осу-ще-ст-в-ля-ли бое-вое тра-ле-ние, вы-пол-ня-ли за-да-чи ПВО в зо-не сво-ей от-вет-ст-вен-но-сти и другое. Все-го за 1942-1943 годы бы-ло пе-ре-ве-зе-но 21 миллион тонн неф-те-про-дук-тов и около 3 миллионов тонн других гру-зов. К 1943 году в Каспийской военной флотилии на-счи-ты-ва-лось 175 ко-раб-лей. Осо-бен-но боль-шое зна-че-ние дея-тель-ность фло-ти-лии име-ла в пе-ри-од Ста-лин-град-ской бит-вы 1942-1943 годов и Бит-вы за Кав-каз 1942-1943 годов. За бое-вые за-слу-ги Каспийская военная флотилия в 1945 году бы-ла на-гра-ж-де-на ор-де-ном Крас-но-го Зна-ме-ни. По-сле рас-па-да СССР был про-из-ве-дён раз-дел ко-раб-лей, другой бое-вой тех-ни-ки, во-енного иму-ще-ст-ва и бе-ре-го-вой ин-фра-струк-ту-ры ме-ж-ду РФ и Азер-бай-джа-ном, а в мае 1992 года Каспийская военная флотилия бы-ла об-ра-зо-ва-на уже в со-ста-ве ВМФ РФ (главная ба-за - в городе Ас-т-ра-хань).

Ко-ман-дую-щие Каспийской военной флотилией (с 1931 года): Ф.С. Аве-рич-кин (1931-1932 годы), Г.И. Лев-чен-ко (1932-1933 годы), Г.П. Ки-ре-ев (1933 год), Д.П. Иса-ков (1933-1938 годы), А.Г. Го-лов-ко (1938-1939 годы), контр-адмирал Ф.С. Се-дель-ни-ков (1939-1944 годы), контр-адмирал Ф.В. Зо-зу-ля (1944-1946 годы), адмирал С.Г. Ку-че-ров (1946-1951 годы), контр-адмирал А.В. Кузь-мин (1951-1955 и 1956-1960 годы), контр-адмирал С.Е. Чур-син (1955 год), контр-адмирал Г.Г. Олей-ник (1955-1956 и 1960-1967 годы), контр-адмирал Г.К. Чер-но-бай (1967-1971 годы), контр-адмирал Я.М. Ку-дель-кин (1971-1973 годы), контр-адмирал Л.Д. Ряб-цев (1973-1977 годы), ви-це-адмирал Г.Г. Ка-сум-бе-ков (1977-1984 годы), контр-адмирал В.В. Тол-ка-чёв (1984-1987 годы), ви-це-адмирал В.Е. Ля-шен-ко (1987-1991 годы), контр-адмирал Б.М. Зи-мин (1991-1996 годы), ви-це-адмирал В.В. Ма-со-рин (1996-2001 годы), контр-адмирал Ю.В. Стар-цев (2002-2004 годы), контр-адмирал В.П. Крав-чук (с 2005 года).

Зарождение российского флота

Каспийское море использовалось славянскими племенами еще до появления первого государства на Руси. По нему купцы ходили под парусом в азиатские страны и обменивались товарами с коллегами из другой части света.

Но в скором времени богатые восточные земли привлекли внимание и военачальников, в результате чего начались походы на Каспий с целью захвата богатой добычи. Последний поход был совершен в 1174-ом году и завершился полным поражением славян. Их флот полностью уничтожили и в результате почти на три сотни лет отбили охоту плавать в этом направлении.

В следующий раз делегация купцов с Руси отправилась по Каспийскому морю лишь в 1466-ом году. Поездка оказалась удачной, и было получено разрешение на создание собственной флотилии. Но процесс застопорился из-за «смутного времени».

Пришедшие к власти представители династии Романовых предпринимали попытки укрепить свое положение на Каспии и строили для этого боевые корабли. Но окончательной победы добился Петр Великий, который в 1722-ом году разбил персов и издал указ о формировании в Астрахани военно-морской базы.

После смерти Петра держава на некоторое время утратила выход к Каспийскому морю, но новые завоевания позволили возвратить себе стратегически важный регион. Особенно возросла важность местности после открытия там месторождений нефти. Случилось это на рубеже XIX-XX веков, а штаб флотилии в 1867-ом году переехал в Баку.

Каспийская флотилия в составе ВМФ СССР

Через несколько десятилетий появились первые танкеры, и стартовала промышленная добыча углеводородов. Октябрьская революция внесла свои коррективы в развитие флотилии.

Каспийская флотилия СССР образовалась 3-го октября 1918-го года. Она вошла в состав РККА, а главной задачей стала защита границ державы от иностранных интервентов. Британский флот считался одним из сильнейших в мире, поэтому на Каспий перебросили часть судов с Балтики, чтобы укрепить позиции.

К концу 1918-го года состав флота насчитывал 1170 моряков. База вернулась в Астрахань, а все силы поделили на речной и морской флот, чтобы можно было эффективно проводить операции.

Важную роль сыграла Каспийская военная флотилия в годы Великой Отечественной войны. Корабли прикрывали поставки азербайджанской нефти на перерабатывающие заводы, где из нее делали топливо для боевых машин и других нужд фронта. А речной флот принимал непосредственное участие в боевых действиях.

Именно канонерки с Каспия прикрывали защитников Сталинграда огнем с Волги. За успешное проведение боевых операций 13 моряков были награждены высшим званием Герой Советского Союза. А 27-го августа 1945-го года флотилия первой из военно-морских сил удостоилась от государства ордена Красного знамени.

После войны в задачу флотилии входила стабилизация обстановки в регионе. Не забывали и о совершенствовании материально-технической базы. Удобное расположение внутри страны давало возможность спокойно испытывать новейшие образцы вооружения.

После распада СССР пришлось полностью выводить флот из Баку и перебазировать его в Махачкалу. Часть кораблей были отправлены в Астрахань к основным силам.

Как обстоят дела в Каспийской флотилии ВМФ в наши дни?

В текущее время Каспийская флотилия ВМФ России стоит на страже морской границы державы и постоянно совершенствуется. При помощи совместных учений с иностранными партнерами происходит обмен опытом, и вырабатываются основы коллективной безопасности в регионе.

Именно здесь впервые был спущен на воду и испытан новейший боевой корабль с технологией «стелс». Он может скрытно подходить к целям практически вплотную и выполнять поставленную задачу без лишнего шума. Случилось это в 2006-ом году и после успешных тестов начато массовое производство.

Корабли Каспийской флотилии на сегодняшний день оснащены самыми передовыми техническими средствами, которые позволяют эффективно вести борьбу с надводными, подводными, воздушными и сухопутными целями.

Высокоточная система наведения практически не оставляет врагам шансов укрыться. Так что по поводу безопасности морских рубежей можно не переживать.

Базы Каспийской флотилии располагаются в Астрахани, Махачкале, Каспийске, Никольском и Трудфронте. Главное управление, штаб, управление вспомогательного флота находятся в Астрахани. Гарнизон здесь составляет примерно 5 тысяч человек, куда входят не только моряки, но и обслуживающий персонал.

В Никольском расположена аварийно-спасательная служба. В Махачкале дислоцируется группа судов обеспечения, гидрографическая служба и специальный отдельный отряд для перехвата подводных диверсионных групп и спецсредств.

Еще одна группа судов обеспечения расположилась в поселке Трудфронт, а Каспийск приютил береговой ракетный дивизион морской пехоты, 412-ый отдельный батальон морской пехоты, отдельный радиотехнический центр.

На сегодняшний день флагманом Каспийской флотилии является ракетный корабль проекта 11661 “Татарстан” (№ 691). Тактико-тахнические характеристики РК “Татарстан”:

  • Водоизмещение - 1500 тонн;
  • Экипаж - 93 чел.;
  • Крейсерская скорость - 21 узел;
  • Автономность хода - 20 суток;
  • Максимальная дальность - до 4000 миль;
  • Осадка - 3.6 м.

Вооружение сторожевого корабля “Татарстан” включает в себя противокорабельные ракеты Х-35 (2х4 ПУ ПКР “Уран”), зенитные комплексы ОСА-МА (20 ракет 9М33), ПЗРК “Игла”, противолодочные торпедные аппараты (533 мм), артиллерийское (1х76 мм и 2х30 мм) и противодиверсионное вооружение, а также комплексы РЭБ и иное радиоэлектронное вооружение.

В состав Каспийской флотилии входят следующие боевые единицы:

  • сторожевые корабли ближней морской зоны - 2 единицы;
  • малые боевые корабли - 8 единиц;
  • боевые катера - 6 единиц;
  • десантные катера - 8 единиц;
  • тральщики - 7 единиц;
  • транспортное судно военного назначения - 2 единицы;
  • гидрографическое судно малого и среднего класса - 12 единиц;
  • судно контроля физических полей - 1 единица;
  • судно размагничивания - 1 единица;
  • водоналивной танкер - 1 единица;
  • буксирное судно - 12 единиц;
  • противопожарный катер - 4 единицы;
  • водолазное судно - 5 единиц;
  • пассажирский катер - 1 единица;
  • катер связи - 2 единицы;
  • плавучая мастерская - 1 единица;
  • самоходная сухогрузная баржа - 1 единица;
  • нефте-мусоросборщик - 2 единицы;
  • большой корабельный щит - 1 единица.

Столь обширный парк техники предназначен для выполнения таких задач:

  1. Борьба с терроризмом, морским пиратством и экстремизмом по религиозным или этническим соображениям.
  2. Борьба с браконьерами в прибрежной полосе и реках астраханского региона.
  3. Защита национальных интересов в регионе с нефтяными месторождениями и промышленной добычей углеводородов.
  4. Мониторинг и ликвидация ЧП в речном судоходстве.
  5. Охрана торговых путей во вверенном регионе.

При этом морская пехота Каспийской флотилии нередко используется в сводных подразделениях во время боевых операций. В частности черные береты принимали участие в обеих Чеченских кампаниях в самых горячих точках.

В наши дни пехотинцев привлекают для рейдов на боевиков в Республике Дагестан и прилегающих районах.

Боевые операции Каспийской флотилии РФ в Сирии

С 7-го октября 2015-го года Каспийская флотилия принимает участие в операции вооруженных сил РФ в Сирии. Руководство страны приняло решение, что необходимо не допустить распространения экстремизма и восстановить конституционную власть, так как ситуация угрожает коллективной безопасности всего ближневосточного региона.

Контингент специалистов имеет ограниченное число, но огневая поддержка оказывается достаточной эффективная, так что террористы несут существенные потери.

Ракетный удар Каспийской флотилии по ИГИЛ стал одним из самых успешных эпизодов гражданской войны в Сирии. Корабли выпустили 26 крылатых ракет средней дальности по заранее разведанным позициям террористов.

В результате точного попадания по целям были уничтожены заводы боевиков по сборке оружия и взрывчатки, склады с боеприпасами и горючим, лагеря подготовки новых экстремистов. Разведка подтвердила точное поражение всех целей.

Ракетные корабли Каспийской флотилии сработали четко и слаженно и 20-го ноября 2015-го года, когда было запущено 18 крылатых ракет по семи назначенным целям. Все они оказались поражены, а противник понес существенный урон в технике и живой силе. При этом из личного состава флотилии никто не подвергался риску, так как мишени находились в полутора тысячах километров от места запуска. Ракеты успешно прошли над территориями Ирана и Ирака, приземлившись в точно обозначенном месте.

Когда праздник у Каспийской флотилии?

День Каспийской флотилии отмечают 15-го ноября, начиная с подписания Петром Великим указа о создании гарнизона в Астрахани. В этот день всех моряков, офицеров, обслуживающий персонал и ветеранов поздравляют теплыми словами руководители страны.

Свои теплые слова передают и представители других воинских формирований. А от начальства особо отличившимся бойцам вручаются награды, грамоты и премии. Вспоминают и о боевых товарищах, павших при проведении различных операций.

Особенно пышно была отмечена 290-ая годовщина с момента основания флотилии. Произошло событие в 2012-ом году и все желающие могли посмотреть за достижениями соединения и пройденным боевым путем.

Не за горами и трехсотлетний юбилей, так что можно ожидать грандиозного действа, которое подготовят для зрителей моряки. За столь длительный период существования были выработаны собственные традиции, которые соблюдаются всеми поколениями и свято чтутся каждым служившим.

Флаги Каспийской флотилии еще долгое время будут наводить страх на врагов, и обеспечивать надежное прикрытие для Родины. Служить в морском флоте не только почетно, но и очень интересно, поскольку за время прохождения службы можно побывать в дальних странах и посмотреть много интересных мест.

Морская романтика привлекает только сильных телом и духом молодых людей, поскольку наедине со стихией в открытой воде можно надеяться только на самих себя и надежность своего судна. Поэтому стоит испытать себя на прочность и выбрать для срочной службы именно морфлот.

ПРОИЗВЕДЕМ ЛЮБУЮ АТРИБУТИКУ, ТАКТИЧЕСКИЕ АКСЕССУАРЫ, ОДЕЖДУ И МНОГОЕ ДРУГОЕ С СИМВОЛИКОЙ ПО ВАШЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ!

Связывайтесь по интересующим Вас вопросам с нашими менеджерами.