Экономика        24.12.2023   

Отчаяние и бессилие: есть ли выход? Отчаяние — советы святых отцов против отчаяния.

Отчаяние - это такое ужасное состояние, когда кажется, что все варианты исчерпаны и ситуация безвыходная, а мне все равно, что будет дальше, потому что все пропало.

С одной стороны хочу проживать это чувство, ведь оно предшествует выходу из сложной ситуации, а с другой не хочу, потому что это неприятно.

Не могу его в себе заглушить, а если появляется какая-то надежда, упираюсь в мысли, что все потеряно и выхода нет.

Я буду учиться проживать отчаяние, начну повторять себе: не все потеряно, успокойся, ведь выход есть. Теперь я понимаю, что отчаяние - это недостаток веры.

Я думаю, что отчаяние - это хороший повод убежать от решения проблем.

Наверное, всё же я не хочу проживать это чувство, так как оно тянет за собой другие чувства, такие как обида, ощущение ущербности и, конечно же, жалость к себе.

В эти моменты я забываю, что есть ВС и чувствую себя безумно одинокой. Обычно мое отчаяние связано с ответственностью или рутиной, или моим эгоцентризмом, когда я не хочу видеть изменения в своей жизни, или же просто начинаю всё обесценивать.

Иногда хочу проживать отчаяние, ведь после него обычно у меня происходит очень сильный прорыв вперед, не могу сказать, что адекватно, но все же в такие моменты я легко могу распрощаться с тем, что мне давно мешало, начиная с отношений и заканчивая работой. Бывает, задаюсь вопросом - почему так происходит, может так проявляется моя болезнь - и сам себе отвечаю, что мне свойственно отчаиваться по любому поводу, это привычные для меня программы, легче отчаяться и купаться в жалости, чем что-то делать, и благо хоть, что я это понимаю.

Отчаяние для меня - это когда я чувствую себя беспомощной, слабой и загнанной в угол. Когда наступает паника, я чувствую безысходность.

Это чувство очень страшно для меня, оно даже может привести меня к суициду. Когда два с половиной года назад я передознулась и, придя в себя, увидела рядом с собой мертвого мужа, то, наверное, большего отчаяния в жизни, чем тогда, я не испытывала. Помню, тогда решила, что мне тоже жить незачем, ведь я несла ответственность за его смерть, потому что он не был наркоманом и в тот день просто попросил попробовать, чтобы, как он сказал, знать, с чем борется. Муж пригрозил, что не выделит мне денег, если не дам ему попробовать. Я его отговаривала, но ломка взяла свое - сделала ему каплю, остальное себе. И мы оба передознулись - вот только я жива, а он нет.

И по сей день это отчаяние меня не покидает, до сих пор не могу простить себе. Я не хочу проживать это чувство - очень оно тяжелое. Вымаливаю прощение у Господа на коленях и в каждой исповеди я говорю об этом. Облегчение приходит, но очень медленно; знаю, что все равно не смогу это забыть. Мне помогает Он - мой Бог. Я чувствую, что он видит мое отчаяние, и, когда я обращаюсь к нему, мне становится легче.

Обновляю страницу в контакте и вижу, что ко мне в друзья кто-то стучится, смотрю и чувствую, как руки моментально холодеют, сбивается ком в горле, мурашки волнами бегут от затылка по спине и, затрагивая всю спину, сходятся на груди. Это она - любовница мужа - интересуется здоровьем моих детей, сообщает, что родила им сестренку. У меня все падает, слезы льются, я не знаю, куда себя деть. Как хочется думать, что это сон или мои галлюцинации, ведь этого не может быть. Изнутри рвется крик: Господи, я пять лет живу по правилам - зачем ты мне даешь эти испытания?

В голове мысли только об одном: он уйдет к ней, теперь он меня точно бросит, ведь она молода, красива, а он мечтал о дочке, сам говорил, что ко мне, как к женщине, больше ничего не испытывает. Где-то в глубине исстрадавшегося сердца рождается желание: хоть бы она умерла со своим новорожденным. И опять этот вопрос: Господи, за что?!

Я считала, что за мужчину всегда можно бороться, сколько бы женщин у него не было, но, если появляется ребенок, то маленькая частичка его сердца все равно будет теперь принадлежать ему. Я не могу смириться, просто не могу.

Вспоминаю, как она говорила, что сделала аборт, а теперь, наверное, будет просить денег. Все - это развод.

Отчаяние перерастает в ядовитую злость, жажда мести рождает разные мысли: теперь муж не дождется, чтобы я заплатила его потерпевшим, пусть лучше сядет - не мой, значит ничей, в лагере смерть и встретит, а дочке его свечку за упокой поставлю. Я пью успокоительные и рыдаю до тех пор, пока вдруг не сяду и не подумаю: и зачем я слезы лью?

Все больше и больше людей задаются вопросом, как не впасть в отчаяние. Поиск ответа ни к чему не приводит, ведь ответ на него лежит глубоко в подсознательном. И своими силами, то есть сосредоточением на себе и своей проблеме, отчаяние не победить. Бороться с отчаянием в одиночку намного сложнее, тем более если нет четкого понимания причин отчаяния или уныния.

Кажется, что выхода нет. Кругом одно отчаяние, и ты на грани. Остается лишь затаить дыхание и обреченно шагнуть вниз, в вакуум, в полное отчаяние. И остаться там, может быть, навсегда…

Психология отчаяния

Состояние отчаяния - очень тяжелое чувство, с ним нелегко жить. В современном мире с его бешеным темпом множество людей находятся на грани отчаяния. Они спрашивают себя или профессионалов психологии - как не впасть в отчаяние, продолжать жить, бороться, искать решение проблем?

Чтобы разобраться в причинах, откуда появляется отчаяние у человека, и найти ответ на вопрос, как не впасть в отчаяние, будучи на грани, сначала надо определить, а что же такое отчаяние.

1. Отчаяние - это прежде всего эмоциональное состояние. Также это может быть глубокая эмоция горького разочарования в жизни и всего с нею связанного. Например, человек неоднократно прилагал усилия и не добился результата.

2. Отчаяние имеет в своей основе глубокий дискомфорт и сильнейшее неудовлетворение какой-либо жизненной ситуацией или всем миром в общем.

3. Отчаяние подразумевает под собой отсутствие мотивационного фактора: состояние апатии, неспособность преодолевать жизненные трудности и незнание, как это делать.

Таким образом, отчаяние как эмоция - результат ощущения недовольства жизнью от ее непонимания, оно глубоко связано со всеми функциями жизнедеятельности человека. При длительном воздействии может привести к депрессии.

Человек впадает в состояние сильнейшего отчаяния или находится в состоянии тоски, глубокого уныния - как результата неудовлетворенности жизнью. При отчаянии у человека появляется нужда в безотлагательной психологической помощи.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно определяет, откуда возникает отчаяние у человека. Кроме того, объясняет, какие люди склонны пребывать в состоянии отчаяния длительно, а кто может испытывать ежеминутное отчаяние из-за любых событий. А самое главное, дает ответ на вопрос, как не впасть в отчаяние или как его побороть.

Откуда у человека появляется состояние отчаяния

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что любой человек имеет индивидуальные врожденные свойства, которые определяют роль этого человека в обществе и способ получения удовольствия от жизни.

Таким образом, человек, рожденный и устремленный к материальному и социальному успеху, может испытать отчаяние в случае потери своего имущества или социального статуса. Таких людей системно-векторная психология определяет как обладателей кожного вектора. Они направлены на покорение вершин, и если случается какая-то неурядица, в большинстве случаев это будет мотивацией преодолеть проблему и найти выход из нее любым путем.

Люди с кожным вектором обладают очень быстрой реакцией и гибкостью ума, что делает их адаптивными в любых жизненных ситуациях. Если же отчаяние наступает, вряд ли человек с кожным вектором будет долго пребывать в этом состоянии. Скорее всего, постарается как можно быстрее решить проблему. «Возникло отчаяние - что делать? Понятно - искать выход!»

Другая категория людей, которые могут испытать отчаяние, - это люди с анальным вектором. Сами по себе достаточно стабильные - хранители традиций, дружбы и уважения - им не нравятся перемены. Их можно привести в отчаяние, если постоянно перебивать, дергать, не давать спокойно закончить дело. Также они очень ценят свою семью и все, что с ней связано, поэтому потеря семьи может привести их в отчаяние.

Когда отчаяние больше, чем человек

Кроме этого, системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает еще два типа отчаяния, которые могут быть непреодолимы и привести к плачевным последствиям.

Первый тип отчаяния возникает на основе потери или разрыва эмоциональной связи с близким человеком, животным или даже неодушевленным предметом. Это зависит от уровня развития свойств. Так ощущают мир люди со зрительным вектором. По своей природе самые чувственные, эмоциональные и чуткие. Они способны любить «до безумия» и даже пожертвовать жизнью ради любви.

Когда человек со зрительным вектором теряет объект своей любви, он может впасть в состояние глубокого уныния и тоски. Чтобы привлечь к себе внимание, может даже попробовать инсценировать самоубийство, не имея намерения завершить это действие.

Для людей со зрительным вектором очень важно переживание разнообразных и ярких эмоций. Они, как никто другой, способны прочувствовать и передать любую эмоцию во всей ее красе и интенсивности. Люди со зрительным вектором обычно не задаются вопросом, как не впасть в отчаяние, как таковым. Они впадают в отчаяние только при разрыве своих эмоциональных связей и невозможности их восстановления.

Когда такой человек теряет любимого, приходит в отчаяние и считает, что больше нет смысла жить без него или без нее - обычно наступает длительный период уныния и тоски, слез и утешений, после которого можно попытаться снова привести свои эмоции в порядок, создав новую эмоциональную связь с другим человеком. При этом боль потери может остаться навсегда, притупившись и потеряв свою первоначальную остроту.

Самый сложный случай отчаяния - это отчаяние в звуковом векторе. Здесь, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, отчаяние граничит с безысходностью. Уныние, темнота, незнание, куда идти, не хочется жить. И глубокая депрессия. Это постоянное состояние на грани - «сейчас сорвусь». Нет сил больше бороться с чувством отчаяния, искать выход из ситуации. «Как надоел этот суетный мир и бессмысленное проживание в нем!». Вот это состояние истинного отчаяния.

Настоящее, сокрушительное, неподъемное отчаяние и чувство полной неудовлетворенности жизнью, что бы ты ни делал, - это отчаяние в звуковом векторе. Некоторые ищут облегчения в алкоголе, наркотиках. Не помогает. Или помогает, но только лишь на короткое время. Потом пустота одиночества и чувство отчаяния возвращаются с еще большей зудящей силой.

По сути, только люди со звуковым вектором по-настоящему задумываются о смысле отчаяния - о том, как не впасть в это состояние и как из него выйти.

Отчаяние: что делать, если возникла проблема

Мы рассмотрели четыре типа отчаяния или похожих на эту эмоцию состояний, с точки зрения системно-векторная психология Юрия Бурлана:

Отчаяние в кожном векторе - от больших финансовых потерь или лишения социального статуса;

Отчаяние в анальном векторе - от потери семьи как главнейшей ценности и жизненного приоритета;

Отчаяние в зрительном векторе - от потери глубокой эмоциональной связи;

Отчаяние в звуковом векторе - от непонимания себя и неумения реализовать свои врожденные желания и свойства.

В случае первых трех векторов беспокойство - как не впасть в отчаяние - не является их внутренним вопросом, ни жизненным приоритетом, так как чувство отчаяния для них - следствие внешних факторов, которые они не контролируют.

Что же касается людей со звуковым вектором - глядя со стороны, непонятно, почему они испытывают чувство отчаяния и безысходности «на пустом месте», то есть без явных на то причин. Итак, главное - как преодолеть или не впасть в отчаяние - что делать?

Дело в том, что природа наделила людей со звуковым вектором большим абстрактным интеллектом и огромной способностью концентрации мысли. То есть способностью создавать мыслеформы, мыслить. В силу этих заданных свойств им присуще находиться в раздумьях и получать от этого большое наслаждение.

Но бывает, по разным причинам, человек со звуковым вектором не использует весь объем своей психики или не может сконцентрироваться в данный момент своей жизни, а потому не может найти и сформулировать мысль.

И тогда на этом месте возникает фрустрация, то есть отсутствие наполнения желания и в результате - наслаждения жизнью. Человек в таком состоянии теряет способность концентрироваться на окружающем его мире, его начинают раздражать люди и шум извне. Тогда человек со звуковым вектором уходит глубоко в себя, в свои мысли, где он ищет и не находит ответ на тревожащие его вопросы.

И опять стена, выхода нет. Опять жизнь не имеет смысла. Отчаяние и разочарования - одно за другим. Бессмысленный поиск себя. Опять весь мир против, и он никем не понят.

Поэтому люди со звуковым вектором в состоянии отчаяния или близко к нему задаются вопросом о смысле своего существования. Ищут ответ, как не впасть в отчаяние или как бороться с отчаянием и его причиной, и не находят. Тогда отчаяние в звуковом векторе подкатывает незаметно, и наступает тишина…

Как не впасть в отчаяние

Уныние, попытка найти ответы в себе - все это обратная сторона медали безграничных возможностей звукового ума. Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, любой человек способен ощутить радость в жизни и реализовать свой потенциал, а также преодолеть отчаяние, если знать и понимать собственную психику.

Итак, мы уже увидели, что только люди со звуковым вектором по-настоящему и как бы беспричинно впадают в отчаяние. Теперь посмотрим, как бороться с отчаянием, зная причины его возникновения.

Только реализация врожденных свойств может сделать любого человека счастливым. По сути, чувство отчаяния в любом векторе может быть спровоцировано негативными событиями, которые лишают человека его ценностей. Знание и понимание, какие это ценности и что послужило причиной тех или иных событий, может помочь человеку с любым вектором выйти из состояния отчаяния. Потому что понимание своих жизненных приоритетов и приоритетов других людей, их психики и желаний, которое дает системно-векторная психология, помогает бороться с чувством отчаяния.

Что же касается звукового вектора, этим людям, чтобы не впасть в отчаяние, необходимо понимание самих себя, своей психики, а также психики других людей. Для них это одно из базовых желаний - разобраться и понять сущность человека, узнать первопричину всего. Именно люди со звуковым вектором придумали науки, философию, литературу, поэзию, музыку. Это все результат поиска их ума, размышлений над вопросом «Кто я? Зачем я живу?».

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Часто читают

Руки опустились. Мысли пребывают в состоянии невозможности принимать решения. Эмоциональный ступор и, только четкое ощущение того, что ситуацию не получится решить никакими способами, сковывает тело.

Очередная выкуренная сигарета не дает выхода и ответ на вопрос – как быть дальше? Спиртное давно закончилось, но и оно не решало никаких поставленных задач, а только приглушало сознание, затуманивало разум, искажало восприятие реальности.

Состояние отчаяния, словно тень, словно второе тело преследовало меня повсюду. Окружающие люди шарахались, пугались моего приближения, будто я прокаженный, будто от меня можно заразиться неизлечимой болезнью под названием безысходность, уныние, отчаяние. Только лучшие друзья, прожившие подобное состояние, могли находиться рядом со мной, будто обладали противоядием, эмуннитетом от этой болезни.

Поддержка друзей, словно глоток воздуха для меня, утопающего. Их поддержка не решало мою ситуацию кординально, но давало надежду и возможность добраться до берега, ухватиться за кустик или маленькое деревце. Было только одно НО, это руки, которые не подчинялись моим желаниям, да каким там желаниям, если их не было. Отчаяние, одно лишь отчаяние.

Чтобы как-то уцелеть, не позволить сознанию полностью развалиться, я искал причины случившегося, и, безусловно, находил их. Не удивительно то, что я находил причины случившегося вне себя, вне своей ответственности. Так проще. Так безопаснее для меня, а это сейчас мне необходимей всего.

Печальная сторона поиска причин и виновных состояла в том, что она не решала моей проблемы. Ситуация продолжала быть не решенной. Это чем-то похоже на то, как если промокнуть под дождем, и винить в этом погоду, вместо того, чтобы предусмотреть возможность случая дождя и взять зонт, а в следующий день, переложив всю надежду на волю случая погоды, вновь промокнуть под дождем, и снова винить в этом погоду. Да, виноват дождь в том, что я промок, но от осознания этого, я сухим не стану.

«Спасение утопающего, дело рук самого утопающего». Я никогда не мог проникнуться в смысл и значение этого выражения, но интуитивно чувствовал, что зерно правды в этом есть. Значит, спасти себя могу только я сам? Но как, как, если виноват не я, а обстоятельства?

Словно бабочка пролетела мимо моих глаз. Словно глоток воздуха, который оказался решающим между жизнью и смертью, промелькнула мысль, что отчаяние, это состояние моего ума, порой, не имеющего ничего общего с реальностью. Почему-то в моей голове возник вопрос – а другие животные, кроме человека, испытывают отчаяние, или это только свойство человеческой натуры?

Если я испытываю уныние и отчаяние, то кто принимает решение переживать эти чувства? Я?! Но…. Воздух стал словно густым, время будто остановилось и появилось ощущение, будто я выпил залпом сто пятьдесят граммов водки на пустой желудок. Подобное состояние наступало тогда, когда происходило действительно что-то важное в моей жизни.

Я заметил, совсем случайно, что если надолго задержать в легких воздух, то через несколько десяток секунд, возникает непреодолимое желание сделать глоток воздуха. Инстинкт самосохранения дает о себе знать, несмотря даже на ощущение безысходности.

Несмотря на отчаяние, рука рефлекторно отдергивалась от горячей кружки. Несмотря на отчаяние, пусть не так сильно, но возникало ощущение голода и потребность утолить его. Тело продолжало жить, тело словно взывало к жизни, в то время как сознание делало попытки свести все к утопии.

Я сам принял на себя ответственность переживать эти чувстви, как бы сильно не пытался это отрицать. Я сам создал ту ситуацию, в которой нахожусь, и это тоже не имело никакого смысла для меня отрицать. Раз это так, значит я единственный, кто способен изменить ситуацию к лучшему, и никакие надежды на время и случай не помогут мне в этом.

Я осознал, что стал рабом привычек. Я прочувствовал всем телом, что отклонив восприятие хотя бы на один градус от привычного, я попадал в странное, неведомое состояние. Именно это чувство возникало каждый раз, когда реальность не совпадала с моими привычками, ожиданиями, не побоюсь этого слова – слайдами. И вместо того, чтобы искать выход, пробовать варианты и возможности, которых раньше не пробовал, я опускал руки и впадал в уныние, словно это решало ситуацию.

Человек привыкает ко всему. Я, как и многие другие люди, привык к одиночеству, боли, дискомфорту и бедности. Другие люди, в чем я точно уверен, ВЫБРАЛИ привычку жить в достатке, комфорте, отличном здоровье, приятном общении…. Именно – ВЫБРАЛИ.

Привычное, скудное мышление, опять предприняло попытки спихнуть ответственность за свою жизнь на ситуации, найти причины и сказать виноватым голосом – «но у меня совсем не так, у меня так получилось…».

Я засучил рукава, налил в тазик теплой воды и насыпал в него моющего средства. Подмел лестничную площадку, потом еще одну, и еще одну. Вымыл тщательно то, что так же тщательно подмел. Не желая больше прислушиваться к мыслительному бреду, навел идеальный порядок в своей квартире. Только половину дня ушло на то, чтоб вынести хлам, не нужные вещи, треснутую посуду, забытые мною давно подарки…

Три дня ушло на то, чтоб привести дом в порядок, отчего, стало значительно легче на душе. – Что ж, пора навести порядок и в своей голове, — подумал я, но не стал наливать в тазик воды, а просто достал блокнот и карандаш, начал записывать все то, что приходило в голову как это можно сделать.

Подходило все, я рассматривал любые варианты, но первое, с чего я начал записи в блокноте, это были записи моих успехов. Всего пять успехов в день, ни больше, и не меньше. С этого, пожалуй, весьма наивного действия, и начались мои кардинальные перемены в жизни.

P.S. Рекомендую! Справа, я выложил превосходное видео с Бодо Шефером, просмотр которого прекрасно помогает при отчаянии и унынии, стимулирует к действию и настраивает на позитив и успех. Статья написана 26.11.2011 года.

В жизни любого человека присутствуют такие эмоции, как грусть, тоска или печаль. Не испытывают их только прожженные циники, которые хладнокровно реагируют на какие-либо проявления, направленные против морали. Отчаяние неведомо таким субъектам, однако чувствительных людей в обществе гораздо больше.

Причины отчаяния могут крыться в следующих жизненных ситуациях и особенностях человеческого характера:

  • Неразделенная любовь . Ей, как известно, все возрасты покорны. Даже бунтующие холостяки не смогут отрицать того факта, что были хоть раз в жизни серьезно увлечены другим человеком. Самыми счастливыми людьми являются самовлюбленные нарциссы, потому что их обожание самих себя всегда будет вознаграждено. В кинофильме «Большая перемена» прозвучала песня «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает», которая сразу же стала любима народом. Даже самого сильного человека способна сломить неразделенная любовь. Дополнительные страдания отчаявшемуся могут принести счастливые глаза объекта страсти, которые направлены совершенно в другом направлении.
  • Предательство любимого человека . Если не брать во внимание убежденных свингеров, то измена может стать ощутимым ударом для одного из партнеров. Однако не только физическая измена с другим человеком способна ввести жертву предательства в отчаяние. Иногда неосторожным или намеренным словом реально принести больше бед, чем фактическим поступком. Рассказанная посторонним тайна или отсутствие поддержки в трудную минуту со стороны любимого способны ввести человека в состояние глубокого разочарования, которое близко по своей природе с отчаянием.
  • Крах надежд . Иногда мы планируем невыполнимое, потому что считаем себя генераторами гениальных идей и прирожденными лидерами. Любить себя не возбраняется, но и чувство меры должно всегда присутствовать при анализе своих дальнейших действий. Итог в таком случае всегда печальный: разбитые надежды и погружение в мир тягостного отчаяния.
  • Потеря значимого человека . Смерть близких - это всегда тяжелое испытание для психики. Выдержать подобное способен далеко не каждый, потому что автоматически включается механизм отчаяния. В такое же состояние может ввести разлука с дорогим человеком без перспективы на дальнейшую встречу.
  • Закоренелый эгоизм . Не стоит путать это понятие с гедонизмом, когда человек превыше всего ставит жизненные удовольствия. Заботясь прежде всего о себе, люди такого типа с готовностью затем могут помочь и другим. Подобные живчики излучают столько энергии, что всегда окружены большим количеством друзей. Эгоисты, которые с утра до ночи жалеют, холят и лелеют исключительно себя, очень часто становятся мрачными и желчными одиночками. Человеческая натура устроена так, что мы хотим не только отдавать, но и получать взамен. Тот, кто любит только бескорыстно делиться всем, либо личность блаженная, либо альтруист на самом пике развития самоотречения. В конечном результате эгоист приходит в полную растерянность от того, что он остается в совершенном одиночестве. Итог - погружение в отчаяние, которое может перерасти в стойкую депрессию.
  • Вялость души . У людей с четкой жизненной позицией периоды отчаяния не затягиваются, потому что срабатывает инстинкт самосохранения. Аморфный человек с готовностью отдает себя на растерзание судьбы и обстоятельств. Главным его самооправданием является уверенность в том, что рок все равно настигнет всегда и везде. Подобному фаталисту легче погрузиться в водоворот отчаяния, чем бороться за свою жизнь.
  • Тяжелая и неизлечимая болезнь . Эта напасть может настигнуть как самого человека, так и его близких. В данном случае людей охватывает отчаяние, природа которого понятна любому. Говорить здесь много не приходится, потому что подобная жизненная ситуация бывает не по плечу даже самым сильным духом.

Важно! Психологи настаивают обратиться во всех перечисленных случаях к специалисту. Человек в отчаянии - это прямая предпосылка к суициду или психическому расстройству.

Разновидности отчаяния у человека


Как ни странно это звучит, но уныние и отчаяние бывают разных видов. К наиболее ярким проявлениям этого душевного потрясения можно отнести следующие типы:
  1. Отчаяние-вызов . О таких людях Стефан Цвейг сказал, что «великое отчаяние всегда порождает великую силу». В помощи психологов подобные индивидуумы не нуждаются, так как описываемое душевное состояние у них - явление временное.
  2. Отчаяние-слабость . Ипохондрики с ленивой душой очень любят пребывать в состоянии хронической депрессии. Им как воздух нужно пострадать и найти у себя сотню несуществующих заболеваний. Слабохарактерность в этом случае приводит их жизнь в сплошное погружение в отчаяние. Помощь психотерапевта при данной проблеме нужна только в том случае, если человек втайне не получает удовольствия от самоистязания.
  3. Отчаяние как сложившаяся система . Знаменитый писатель Альбер Камю в свое время утверждал, что «привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние». Есть люди-программы, которые входят в определенное состояние и не принимают никаких попыток по изменению сложившейся ситуации.
  4. Полное отчаяние . Данная разновидность душевного упадка сил является наиболее опасной. Сопровождается она тяжелой депрессией и нежеланием жить. Большое количество суицидов связано именно с причиной полного отчаяния. В данном случае человека надо в буквальном смысле слова спасать всеми возможными способами.

Способы борьбы с отчаянием в жизни

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с отчаянием можно и нужно бороться. Уважающий себя человек никогда не позволит обстоятельствам контролировать его жизнь. Состояние отчаяния - это патология, от которой надо избавляться во избежание трагического финала.


Лекари человеческих душ разработали целую систему борьбы с коварным недугом, который разрушает сущность индивидуума. Ведь жизнь - это то, за что стоит сражаться до конца.

Среди самых распространенных способов, как избавиться от отчаяния, психологи выделяют следующие методы устранения проблемы:

  • Позитивный настрой . Мы сами творим свою судьбу, поэтому винить других в происшедшем - занятие неблагодарное. Необходимо активизировать у себя так называемый «центр счастья», который поможет избежать затянувшейся депрессии. Можно стать на короткий промежуток времени эгоистом, чтобы восстановиться после нанесенной психике травмы. Отчаяние - вещь коварная, которая запускает механизм саморазрушения. Следовательно, в борьбе с ним необходимо уделить себе как можно больше внимания, чтобы в дальнейшем вернуться к близким и родным совершенно другим человеком.
  • Активизация «цепочки позитива» . В этом случае сразу вспоминается мультипликационный фильм «Просто так», который по своей смысловой нагрузке не имеет ограничений в плане возрастной категории. Мальчик с чистой душой и просто хорошим настроением вывел из состояния депрессии и отчаяния нескольких персонажей анимационного ролика. Из описанного можно сделать вывод, что отличное средство борьбы против отчаяния - это не сладострастное рыдание в кругу себе подобных, а общение с жизнерадостными оптимистами.
  • Полный контакт с родными и близкими . Еще одним проверенным методом устранения из жизни состояния отчаяния считается рубцевание ран в кругу семьи. Если же предательство произошло именно с их стороны, то всегда можно найти утешение в беседе с проверенными друзьями. Очень редко человеку вообще не к кому обратиться за помощью. Возможно, просто в депрессивном состоянии он не замечает тех, кому по-настоящему дорог. Народная поговорка, что «муж любит жену здоровую, а брат - сестру богатую», неприемлема среди порядочных людей с четкими моральными принципами. В данном случае представится шанс проверить свое окружение, удалив в дальнейшем из него ненадежных лицемеров.
  • Поиск интересного хобби . Ничто так не помогает в угнетенном состоянии, как занятие увлекательным делом. Следует вспомнить то, что нравилось еще в период детства. Полоса отчаяния в жизни человека - прекрасная возможность наверстать когда-то упущенное. Если по сердцу была лепка, то можно попробовать себя в гончарстве. При желании рисовать картины, не имея при этом видимого таланта к живописи, не следует также лишать себя шанса реабилитации. Не зря же сегодня очень популярными стали раскраски-антидепрессанты и картины с нанесенным контуром будущего шедевра. Даже самосовершенствование в художественном свисте отнюдь не будет зазорным делом, когда речь идет спасении своей судьбы.
  • Трудотерапия . Очень многие люди после потери близкого человека с головой окунаются в работу, пытаясь загрузить себя по максимуму. Это часто срабатывает, потому что душа иногда еще больше болит именно в праздности. Крепостной Степан из знаменитого кинофильма «Формула любви» четко сформулировал состояние ипохондрии и отчаяния. Простой мужик с точностью вычислил проблему барина, которая крылась в бездействии и глупых сомнениях.
  • Отказ от вредных привычек или их ограничение . Только наивные люди или убежденные алкоголики считают, что хмель способен притупить периодически возникающую душевную боль. Единственное приобретение при таком образе жизни - это систематическое похмелье, которое вряд ли добавит красок в быт отчаявшегося. Тем, кто привык вместо полноценной пищи «заедать» горе сигаретой, тоже придется еще не раз испытать чувство отчаяния при возникших впоследствии заболеваниях.

Внимание! Если же все перечисленные методы борьбы с отчаянием не возымели успеха, то рекомендуется посещение психотерапевта. Следует только найти грамотного и проверенного специалиста, чтобы не попасть на сеанс к шарлатану.

Народные методы борьбы с отчаянием


Еще с давних веков народ пробовал разные методы искоренения душевных хворей. Психотерапевтов в то время не было, а грустить и печалиться при борьбе за выживание мог позволить себе далеко не каждый.

Народные советы, как бороться с отчаянием, выглядели следующим образом:

  1. Молитва . Церковь всегда была одним из самых популярных средств помощи для людей. При возникшей проблеме народ рекомендовал уединиться в укромном месте для вознесения молитвы Богу. Затем следовало зажечь лампадку или церковную свечу и встать перед необходимой для обряда иконой. Считалось, что лучше всего взывать к Иоанну Златоусту, Николаю Чудотворцу, Иисусу-Вседержителю и, конечно же, Божьей Матери. Следующим шагом для наших предков была молитва «Отче Наш» и покаяние о совершенных грехах. В заключении советовалось прочитать воззвание именно к тому Святому, перед чьей иконой проводился обряд.
  2. Заговор . Суеверие всегда было присуще человеку, поэтому часто народ прибегал к подобным вещам. В этом случае рекомендовалось взять кусок белой ткани или платок и идти с ним к той церкви, которая находилась рядом с кладбищем. Подав у святой обители милостыню страждущим, нужно было покормить принесенным с собой хлебом птиц. Затем следовало поставить свечи тем святым, на кого возлагалась надежда об избавлении от отчаяния. Завершающее действие наших предков при ритуале заговора - это прохождение кладбища строго по часовой стрелке и чтение соответствующего заклинания на выходе из него. Совершать подобное нужно было, находясь лицом к могилам, держа при этом белый платок в левой руке. Слова заговора выглядели примерно так: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Пришел к порогу царствия мертвых раб твой (называлось имя, данное при крещении). Не смерть с собой принес, а только черную печаль свою да мысли опостылевшие. Да пусть останется все это в сырой земле среди тех, кто уже не воротится. Пусть держат они помыслы мои недобрые да печаль постылую. Всему сказанному мной - замок железный, запоры стальные да навес каменный. Во веки веков. Аминь!». Последний штрих ритуала - оставление скомканного платка на кладбище, бросание девяти монет через плечо правой рукой с комментарием, что все уплачено.
  3. Народная медицина . Если отчаяние возникало у тяжело больных людей, то простой люд советовал читать молитву перед иконой «Всецарица», взывая при этом к Божьей Матери. Делать это нужно было регулярно, принимая между обрядами отвары и настои из лекарственных трав. Для каждого заболевания предполагалось свое целебное растение, но молитва в случае хвори предпочиталась именно эта. Для успокоения во время депрессии, к которой привело отчаяние, рекомендовалось пить настои из спорыша (1 ч. ложка на 2 стакана воды), мяты (в пропорции 1:1) и корней цикория (20 г. исходного сырья на стакан кипятка).
Как бороться с отчаянием - смотрите на видео:


Отчаяние - это тяжелая патология, которая незаметно может сделать из человека марионетку в руках судьбы. Сопротивляться данному чувству сложно, но вполне реально. Описанные советы укажут любому желающему возможные пути, как не впасть в отчаяние и дать достойный отпор преследующему року.

Вот реальная история одного нашего современника. Ему 35. Он достаточно успешный бизнесмен. У него есть красивая и скромная жена и маленькая дочка, есть большая квартира в Москве, дача, две машины, множество друзей… У него есть то, к чему стремятся и о чем мечтают весьма многие. Но ничто из этого его не радует. Он забыл, что такое радость. Каждый день его гнетет тоска, от которой он пытается скрыться в делах, но безуспешно. Он считает себя несчастным человеком, но не может сказать почему. Деньги есть. Здоровье, молодость – есть. А вот счастья нет.

Он пытается бороться, найти выход. Регулярно посещает психолога, несколько раз в год ездит на специальные семинары. После них на короткое время испытывает облегчение, но затем все возвращается на круги своя. Жене он говорит: «Пусть от этого мне не становится легче, но там меня хотя бы понимают». Друзьям и родным он говорит, что страдает от депрессии.

В его положении есть одно особенное обстоятельство, о котором мы поговорим чуть позже. А сейчас придется признать, что, к сожалению, это не единичный пример. Таких людей много. Конечно, не все из них находятся в столь внешне выгодном положении, поэтому они часто говорят: мне тоскливо, потому что не хватает денег, или нет своей квартиры, или работа не та, или жена сварливая, или муж пьяница, или машина сломалась, или здоровья нет и так далее и так далее. Им кажется, что вот если бы немножко что-то поменять и улучшить, тогда и тоска пройдет. Они много сил тратят на достижение того, чего, как им кажется, им как раз и не хватает, но едва удается достигнуть желаемого, как снова, после краткой радости, наваливается тоска. Можно перебирать квартиры, места работы, женщин, машины, друзей, увлечения, но ничто не в силах раз и навсегда утолить эту всепожирающую беспросветную скорбь. И чем более обеспечен человек, тем, как правило, сильнее она терзает его.

Психологи определяют такое состояние как депрессию. Они описывают ее как психическое расстройство, как правило возникающее после негативных событий в жизни человека, но часто развивающееся и без какой-либо видимой причины. В настоящее время именно депрессия – наиболее распространенное психическое заболевание.

Основные симптомы депрессии: подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств; потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; утомляемость, «упадок сил».

Дополнительные симптомы: пессимизм, бесполезности, тревоги и страха, неспособность концентрироваться и принимать решения, мысли о смерти и самоубийстве; нестабильный аппетит, нарушенный сон – бессонница или пересыпание.

Для того чтобы был поставлен диагноз «депрессия», достаточно наличие двух основных и двух дополнительных симптомов.

Если человек нашел у себя эти симптомы – что ему делать? Многие идут к психологам. И что же получают? Во-первых, самокопательные разговоры, а во-вторых, таблетки-антидепрессанты, коих великое множество. Психологи говорят, что депрессия в большинстве случаев успешно лечится. Но при этом признают, что это самое распространенное психическое заболевание. Здесь видно противоречие: ведь если болезнь успешно лечится, то почему она не исчезает, а число больных со временем даже увеличивается? Вот, например, с оспой успешно покончено, и уже давно нет людей, которые бы ею заболели. А с депрессией картина прямо противоположная. Почему?

Не потому ли, что лечатся лишь проявления болезни, а ее подлинные основы по-прежнему сохраняются в душах людей, как корни сорняков, которые вновь и вновь выпускают вредоносные поросли?

Психология – наука молодая. Официальное оформление она получила всего 130 лет назад, когда в 1879 году В. Вундтоткрыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Православие же насчитывает 2000 лет. И оно имеет свой взгляд на то явление, которое психология называет «депрессией». И с этим взглядом было бы не лишне ознакомиться тем, кого действительно интересует возможность успешного избавления от депрессии.

В Православии для обозначения этого состояния души используется слово «уныние». Это болезненное состояние, при котором в душу проникает тоскливое настроение, становящееся со временем постоянным, приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, всеми вообще людьми и даже Богом. Различаются два основных рода уныния: уныние при полной подавленности духа, без чувства какого-либо озлобления, и уныние с примесью чувства злобы, раздражительности.

Вот как говорят об унынии древние святые отцы Церкви.

«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив» (преподобный Иоанн Лествичник).

«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение» (святитель Иоанн Златоуст).

Такое состояние встречается и у верующих людей, а среди неверующих оно распространено еще больше. О них старец Паисий Святогорец говорил: «Человек, который не верит в Бога и в будущую жизнь, подвергает свою бессмертную душу вечному осуждению и живет без утешения в этой жизни. Ничто не может его утешить. Он боится потерять жизнь, мучается, идет к психиатрам, которые дают ему таблетки и советуют поразвлечься. Он принимает таблетки, дуреет, а потом ходит туда-сюда, чтобы посмотреть достопримечательности и забыть боль».

А вот как об этом писал святой Иннокентий Херсонский: «Страдают ли унынием грешники, не радящие о спасении души своей? Да, и чаще всех, хотя, по-видимому, жизнь их состоит большею частью из забав и утех. Даже по всей справедливости можно сказать, что внутреннее недовольство и тайная тоска есть постоянная доля грешников. Ибо совесть, сколько бы ни заглушали ее, как червь точит сердце. Невольное, глубокое предчувствие будущего суда и воздаяния также тревожит душу грешную и огорчает для нее безумные утехи чувственности. Самый закоренелый грешник по временам чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность неверующих к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя.

Что сказать неверующим об их унынии? Оно благо для них; ибо служит призыванием и побуждением к покаянию. И пусть не думают, чтобы нашлось для них какое-либо средство к освобождению от сего духа уныния, доколе не обратятся на путь правды и не исправят себя и своих нравов. Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки».

Кто-то может возразить: неужто всякое печальное состояние есть уныние? Нет, не всякое. Грусть и скорбь, если они не вкоренились в человека, болезнью не являются. Они неизбежны на многотрудном земном пути, как предупреждал Господь: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33).

Преподобный Иоанн Кассиан учит, что «только в одном случае надо считать печаль полезной для нас, когда она возникает от покаяния в грехах, или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. О ней святой апостол говорит: “Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть” (2 Кор. 7: 10). Но эта печаль, производящая покаяние к спасению, бывает послушна, приветлива, смиренна, кротка, приятна, терпелива, как происходящая от любви к Богу, и некоторым образом весела, ободряя надеждою своего совершенства. А бесовская печаль бывает очень сурова, нетерпелива, жестока, соединена с бесплодной грустью и мучительным отчаянием. Ослабляя подвергшегося ей, она отвлекает от усердия и спасительной скорби, как безрассудная… Итак, кроме указанной выше благой печали, которая происходит от спасительного покаяния, или от ревности к совершенству, или от желания будущих благ, всякая печаль, как мирская и причиняющая смерть, должна быть отвергаема, изгоняема из наших сердец».

Первое следствие уныния

Как справедливо замечает святитель Тихон Задонский, с практической точки зрения эта «печаль мирская бесполезна, ибо не может возвратить или дать человеку ничего из того, о чем скорбит».

Но с духовной стороны она несет и великий вред. «Избегай уныния, ибо оно истребляет все плоды подвижничества», – так сказал об этом преподобный Исаия Отшельник.

Преподобный Исаия писал для монахов, то есть для тех, кто уже знает основные принципы духовной жизни, в частности то, что терпеливое перенесение скорбей и самоограничение ради Бога приносит богатый плод в виде очищения сердца от греховной грязи.

Каким же образом уныние может лишить человека этого плода?

Можно взять сравнение из мира спорта. Любой спортсмен вынужден терпеть тяжелые труды во время тренировок. А в борцовских видах спорта еще приходится испытывать и настоящие удары. А вне тренировок спортсмен серьезно ограничивает себя в пище.

Итак, он не может есть то, что хочет, не может пойти туда, куда хочет, и должен заниматься тем, что доводит его до изнеможения и причиняет реальную боль. Однако при всем этом если спортсмен не теряет цели, ради которой он все это переносит, то его упорство вознаграждается: тело становится крепче и выносливее, терпение закаляет его и делает сильнее, искуснее, и в результате он достигает поставленной цели.

Это происходит с телом, но то же самое происходит и с душой, когда она терпит выпадающие страдания или ограничения ради Бога.

Спортсмен, который потерял цель, перестал верить в то, что сможет добиться результата, впадает в уныние, тренировки для него становятся бессмысленной пыткой, и даже если заставить его их продолжать, чемпионом он уже не станет, а значит, потеряет плод от всех своих трудов, которые вольно или невольно претерпел.

Можно предположить, что подобное происходит и с душой человека, впавшего в уныние, и это будет справедливо, так как уныние это есть следствие потери веры, маловерия. Но это лишь одна сторона дела.

Другая заключается в том, что уныние часто вызывает и сопровождается ропотом. Ропот проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других, а в конечном итоге – на Бога, себя же считает безвинно страдающим и все время жалуется, и ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях, – а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в грехе ропота и озлобляется.

Это есть тягчайший грех и величайшая глупость.

Суть ропота можно представить на простом примере. Вот человек подходит к розетке, читает над ней надпись: «Пальцы не совать – ударит током», потом сует в розетку пальцы – удар! – он отлетает к противоположенной стене и начинает вопить: «Ах, какой плохой Бог! Почему Он позволил, чтобы меня ударило током?! За что?! За что мне такое?! Ах, этот Бог во всем виноват!»

Человек, конечно, может начать с ругани в адрес электрика, розетки, того, кто открыл электричество и так далее, но закончит непременно обвинением Бога. В этом суть ропота. Это грех против Бога. И тот, кто ропщет на обстоятельства, подразумевает под этим, что виноват Тот, Кто эти обстоятельства послал, хотя мог бы сделать их другими. Поэтому среди ропщущих так много «обиженных на Бога», и наоборот, «обиженные на Бога» постоянно ропщут.

Но, спрашивается, тебя что, разве Бог заставлял пальцы совать в розетку?

В ропоте проявляется духовный и психологический инфантилизм: человек отказывается принимать ответственность за свои поступки, отказывается видеть, что происходящее с ним – естественное следствие его действий, его выбора, его прихоти. И вместо того чтобы признать очевидное, он начинает искать виноватого, а крайним, естественно, оказывается Самый Терпеливый.

И ведь как раз с этого греха и началось прозябание человечества. Как дело было? Сказал Господь: от любого древа ешь, только от этого не ешь. Всего одна заповедь, и какая простая. Но человек пошел и съел. Бог его спросил: «Адам, почему ты ел?» Святые отцы говорят, что если бы в этот момент наш прародитель сказал: «Я согрешил, Господи, прости, виноват, больше не повторится», то не было бы изгнания и вся история человечества оказалась бы иной. Но вместо этого Адам говорит: «А что я? Я ничего, это все жена, которую Ты мне дал…» Вот оно! Вот кто первым начал перекладывать ответственность за свои собственные поступки на Бога!

Адам и Ева были изгнаны из рая не за грех, а за нежелание каяться, которое проявилось в ропоте – на ближнего и на Бога.

В этом – великая опасность для души.

Как говорит святитель Феофан Затворник, «пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи». Так же и бедные, если от нищеты негодуют и ропщут, не получат прощения.

Ведь ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. Поэтому если человек, встретившись с трудностями, не ропщет, но славит Бога, то диавол лопается от злости и идет к другому – к тому, кто ропщет, чтобы причинить ему еще большие неприятности. Ведь чем сильнее человек ропщет, тем сильнее он себя разрушает.

О том, как именно сказываются эти разрушения, свидетельствует преподобный Иоанн Лествичник, составивший такой духовный портрет ропщущего: «Ропотник, когда дают ему приказание, противоречит, к делу негоден; в таком человеке нет даже и доброго расположения, потому что он ленив, и лень неразлучна с ропотом. Он изворотлив и многоизобретателен; и никто не превзойдет его в многословии; он всегда клевещет одному на другого. Ропотник в делах благотворительных угрюм, к приему странников не способен, в любви лицемерен».

Не лишним здесь будет привести один пример. Эта история случилась в начале 40-х годов XIX века в одной из южных губерний России.

Одна вдова, женщина из высшего сословия, с двумя молодыми дочерьми терпела большую нужду и горе, стала роптать сперва на людей, а потом и на Бога. В таком настроении она заболела и умерла. После смерти матери положение двух сирот стало еще тяжелее. Старшая из них также не удержалась от ропота и тоже заболела и умерла. Младшая сестра чрезмерно скорбела как о кончине матери и сестры, так и о своем крайне беспомощном положении. Наконец и она тяжело заболела. И эта девушка увидела в духовном видении исполненные неизреченной красоты и радости райские селения. Потом ей были показаны страшные места мучений, и здесь она увидела свою сестру и мать, а потом услышала голос: «Я посылал им скорби в земной их жизни для спасения их; если бы они все переносили с терпением, смирением и благодарением, то сподобились бы вечной отрады в виденных тобою блаженных селениях. Но ропотом своим они все испортили, за это теперь и мучаются. Если хочешь быть с ними, иди и ты и ропщи». После этого девушка пришла в себя и рассказала о видении присутствовавшим.

Здесь так же, как и в примере со спортсменом: кто видит впереди цель, верит, что она достижима, и надеется, что он лично сможет ее достигнуть, – тот может переносить тяготы, ограничения, труды и боль. У христианина же, терпящего все те скорби, которые неверующий или маловерный выставляет в качестве причин для уныния, цель более высокая и святая, чем у любого спортсмена.

Известно, сколь велики святые. Их подвиги признают и уважают даже многие неверующие. Есть разные чины святости, но среди них самый высокий – это мученики, то есть те, которые приняли смерть за исповедание Христа. Следующий после них чин – исповедники. Это те, кто пострадали за Христа, вынесли пытки, но сохранили верность Богу. Из исповедников многие были брошены в тюрьмы, как святой Феофан Исповедник; другим отрезали руку и язык, как святому Максиму Исповеднику, или вырвали глаз, как святому Пафнутию Исповеднику; третьих подвергали пыткам, как святого Феодора Начертанного… И все это они выдержали ради Христа. Великое дело!

Многие скажут, что им, обычным людям, это вряд ли по силам. Но в Православии действует один важный принцип, позволяющий каждому человеку стать святым и причисленным к исповедникам: если кто славословит и благодарит Бога в несчастье, тот несет подвиг исповедника. Вот как об этом говорит старец Паисий Святогорец:

«Давайте представим, что я родился калекой, без рук, без ног. Совершенно расслаблен и не могу шевелиться. Если я приму это с радостью и славословием, Бог сопричислит меня к исповедникам. Так мало надо сделать, чтобы Бог сопричислил меня к исповедникам! Когда я сам врежусь на своей машине в скалу и приму с радостью случившееся, Бог сопричислит меня к исповедникам. Ну, чего еще мне желать? Даже результат моей собственной невнимательности, если я с радостью принимаю его, Бог признает».

Но столь великой возможности и цели лишает себя человек, впавший в уныние; оно закрывает ему духовные глаза и повергает в ропот, который не может ничем человеку помочь, а вреда приносит немало.

Второе следствие уныния

Вот каково первое следствие уныния – ропот. И если что может быть хуже и опаснее, то это второе следствие, из-за которого преподобный Серафим Саровский говорил: «Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния».

«Уныние и непрестанные беспокойства могут сокрушить силу души и довести ее до крайнего изнеможения», – свидетельствует святитель Иоанн Златоуст.

Это крайнее изнеможение души называется отчаянием, и это – второе следствие уныния, если только человек вовремя не справится с этим грехом.

Вот как отзываются об этой стадии святые отцы:

«Отчаяние называется тягчайшим грехом из всех грехов на свете, ибо этот грех отвергает всемогущество Господа нашего Иисуса Христа, отвергает дарованное Им спасение – показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и , что вера и смирение были чужды ей» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы отчаянием ввергнуть их в геенну» (преподобный Ефрем Сирин). «Дух отчаяния приносит самые тяжелые мучения. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу» (преподобный Марк Подвижник).

«Не так губит грех, как отчаяние» (святитель Иоанн Златоуст). «Согрешить – дело человеческое, отчаяться же – сатанинское и губительное; и сам диавол отчаянием низвергнут в погибель, ибо не захотел покаяться» (Преподобный Нил Синайский).

«Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога, этот безопасный якорь, эту опору нашей жизни, этого руководителя на пути к Небу, это спасение погибающих душ… Лукавый предпринимает все, чтобы внушить нам помысел отчаяния. Ему уже не нужны будут усилия и труды для нашего поражения, когда сами падшие и лежащие не захотят противиться ему… и душа, однажды отчаявшись в своем спасении, уже не чувствует потом, как она стремится в пропасть»(святитель Иоанн Златоуст).

Отчаяние уже непосредственно ведет к гибели. Оно предшествует самоубийству, самому страшному греху, сразу отправляющему человека в ад – место, удаленное от Бога, где и света Божия нет, и радости нет, один мрак и вечное отчаяние. Самоубийство – единственный грех, который не может быть прощен, поскольку самоубийца не может уже раскаяться.

«Во время вольного страдания Господня двое отпали от Господа – Иуда и Петр: один продал, а другой троекратно отвергся. У обоих был равный грех, оба тяжко согрешили, но Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же не оба спаслись и не оба погибли? Кто-то скажет, что Петр спасся, покаявшись. Но святое Евангелие говорит, что и Иуда покаялся: “…раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную” (Мф. 27: 3–4); однако его покаяние не принято, а Петрово принято; Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же так? А потому, что Петр каялся с упованием и надеждой на милость Божию, Иуда же раскаялся с отчаянием. Ужасна эта пропасть! Без сомнения, нужно ее наполнить надеждой на милость Божию» (Святитель Димитрий Ростовский).

«Иуда-предатель, придя в отчаяние, “удавился” (Мф. 27: 5). Познал он силу греха, но не познал величия милосердия Божия. Так многие делают и ныне и следуют Иуде. Познают множество грехов своих, но не познают множества щедрот Божиих и так отчаиваются в своем спасении. Христианин! тяжкий и последний диавольский удар – отчаяние. Он прежде греха представляет Бога милостивым, а после греха – правосудным. Такова его хитрость» (святитель Тихон Задонский).

Так, искушая человека на грех, сатана внушает ему мысли: «Бог добрый, Он простит», а уже после греха старается ввергнуть в отчаяние, внушая уже совсем другие мысли: «Бог справедливый, и Он тебя покарает за то, что ты сделал». Диавол внушает человеку, что он уже никогда не сможет выбраться из ямы греха, не будет помилован Богом, не сможет получить прощения и исправиться.

Отчаяние – это смерть надежды. Если она наступает, то сохранить человека от самоубийства может только чудо.

Как проявляется уныние и его порождения

Уныние проявляется даже в мимике и поведении человека: выражением лица, которое так и называется – унылое, опущенными плечами, поникшей головой, отсутствием интереса к окружающему и своему состоянию. Может отмечаться постоянное снижение артериального давления. Также характерна вялость, инертность души. Хорошее настроение окружающих вызывает у унылого недоумение, раздражение и явный или скрытый протест.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать», а преподобный Нил Синайский свидетельствовал: «Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божии дела; ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не осталось сил душевных».

По словам преподобного Иоанна Кассиана, такое состояние человека «не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользою заниматься священным чтением, не допускает быть спокойным и кротким с братьями; ко всем обязанностям трудов или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием. Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека».

Далее святой отец перечисляет проявления этого греховного болезненного состояния: «От уныния рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, праздность, сонливость, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость… Кого ни начнет оно одолевать, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом сделает непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу».

Таковы проявления уныния. А отчаяние имеет и еще более тяжкие проявления. Человек отчаявшийся, то есть потерявший надежду, нередко предается наркомании, пьянству, блуду и многим другим явным грехам, полагая себя все равно уже погибшим. Крайнее же проявление отчаяния, как уже было сказано, – самоубийство.

Каждый год на земном шаре миллион человек кончает жизнь самоубийством. Страшно вдуматься в это число, которое превосходит численность населения многих стран.

В нашей стране самое большое число самоубийств было в 1995 году. По сравнению с этим показателем, к 2008 году оно снизилось в полтора раза, но все равно Россия остается в числе стран с самым высоким уровнем самоубийств.

Действительно, в бедных и неблагополучных странах самоубийств происходит больше, чем в богатых и экономически стабильных. Это неудивительно, поскольку в первых у людей больше поводов для уныния. Но все же от этой беды не свободны даже самые богатые страны и самые богатые люди. Потому что под внешним благополучием душа неверующего человека нередко даже острее чувствует тягостную пустоту и постоянную неудовлетворенность, как было в случае с тем преуспевающим бизнесменом, о котором мы вспомнили в начале статьи.

Но его от ужасной участи, которая ежегодно настигает миллион человек, может спасти то особенное обстоятельство, которое есть у него и которого лишены многие из тех несчастных, что доводят себя отчаянием до самоубийства.

Из чего произрастают уныние и его порождения

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, – яснейший признак гордыни.

Первый корень уныния – гордыня

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние – обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.

Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»

Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего – смирение и то, чтобы никого не судить».

Второй корень уныния – неудовлетворенность страстей

Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?

Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти, когда кто видит, что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек – из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.

Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».

По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, – уже именно для подпитки самого уныния.

Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби, что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре, нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».

Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

Другие корни уныния

Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много – и внешних и внутренних.

Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.

Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление – тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.

Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.

Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.

Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».

Как бороться с унынием и его порождениями

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31: 25)”».

Но как именно можно удалить от себя уныние?

Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».

Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.

Его жена – глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.

Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление – совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?

Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые – ангелы и злые – бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это – враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный – внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.

Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели – точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.

Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, – таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.

Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.

И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.

Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией – покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный Ефрем Сирин.

Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.

Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.

Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.

Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».

Молитва

Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.

Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.

Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи – даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», – означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, – это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает потому, что это является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении; единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния. «

В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.

Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.

Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.

«Слава Богу за все».

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.

Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.

Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто – доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит – они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование – залог, предвкушение радости вечной».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!

«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк. 15: 10) и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5: 32)», – учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».

Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», – советует преподобный Ефрем Сирин.

Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.

Если человек этого не делает – это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.

В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь. (Дмитрий Семеник )
Печаль светлая и черная или Грешно ли грустить? (Священник Андрей Лоргус )
Депрессия. Что делать с духом уныния? (Борис Херсонский, психолог )
Шизофрения - путь к высшей степени нестяжания (Брат )
Депрессия и телевизор (Дмитрий Семеник )
Любой диагноз в психиатрии – миф (Психиатр Александр Данилин )