Психология        16.06.2022   

Прикладные науки изучают. Фундаментальные и прикладные науки

Предпосылки для возникновения науки появляются в странах Древнего востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики.

Это достояние восточных цивилизаций было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции, где начиная с 4 века до Нашей Эры появляются мыслители, занимающиеся наукой профессионально.

Наука в России начала развиваться с появлением Российской академии наук, которая была основана в Санкт-Петербурге Петром 1 в 1724 году.

Одним из наиболее распространенных является деление научных исследований в зависимости от поставленной цели на фундаментальные, прикладные и разработки .

Фундаментальные исследования направлены на получение новых знаний, которые являются часто единственным результатом исследований.

Целью прикладных исследований являются знания, которые необходимы для решения практических задач.

Разработки представляют собой научную деятельность по созданию новой техники, новых технологий, моделей, методик и т. п. с целью непосредственного использования на практике.

Состояние российской науки в настоящее время является не самым благополучным. И это вполне объяснимо, учитывая сложный переход России от социалистической к капиталистической модели развития. Который к тому же сопровождался распадом СССР. В таблицах 2, 3, и 4 приведены некоторые характеристики науки в России в последние годы в сравнении с другими странами и с 1990 годом.


Таблица 2

Исследования и разработки в России и странах ОЭСР

№ пп Страна Внутренние затраты на исследования и разработки, % к валовому внутреннему продукту Коэффициент изобретательской активности (национальных патентных заявок на 10 тысяч населения) Персонал, занятый исследованиями и разработками, на 10 тысяч занятых в экономике
1. Австралия 1,64 4,2
2. Австрия 2,24 2,4
3. Бельгия 1,90
4. Великобритания 1,88 3,3
5. Германия 2,49 5,8
6. Дания 2,48 3,0
7. Ирландия 1,20
8. Италия 1,11
9. Канада 1,99 1,3
10. Корея 2,85 10,9
11. Нидерланды 1,78 1,6
12. Новая Зеландия 1,14 3,2
13. Норвегия 1,61 3,0
14. Россия 1,16 1,1
15. США 2,68 4,9
16. Финляндия 3,51 4,9
17. Франция 2,16 2,2
18. Швейцария 2,94 3,1
19. Швеция 3,95 4,6
20. Япония 3,13 28,3

Примечание: данные по США и Великобритании приведены за 2005 год.


Таблица 3

Организации, выполняющие исследования и разработки

2005
Всего
Научно-исследовательские организации
Конструкторские бюро
Проектные и проектно-изыскательские организации
Опытные заводы
Высшие учебные заведения
Промышленные предприятия
Прочие

Таблица 4

Персонал, занятый исследованиями и разработками

Как видно из приведенных данных в настоящее время Россия существенно отстает от многих других стран по показателю «Внутренние затраты на исследования и разработки, % к валовому внутреннему продукту». Продолжается уменьшение количества организаций, выполняющих исследования и разработки, а также численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Необходимы серьезные усилия государства, чтобы восстановить некогда мощный потенциал отечественной науки.

Основными организационными формами, представляющими российскую науку, являются академическая , отраслевая и вузовская наука.

Академическую науку представляют институты, лаборатории и другие учреждения Российской Академии наук.

Отраслевую науку образуют институты, конструкторские и технологические бюро, а также другие научно-производственные учреждения различных форм собственности.

Вузовскую науку составляют, главным образом, исследования преподавателей, аспирантов и студентов по заказам учреждений, организаций, органов государственного управления и др.

Влияние развития науки, техники и технологии

На жизнь людей

В результате проведения научных исследований и разработок появляются открытия, изобретения, новые товары и услуги, многие из которых оказывают огромное влияние на жизнь людей. В конце ХХ века проводилось множество опросов на самые разные темы, в том числе и о том, какие изобретения оказали на жизнь людей наибольшее влияние. Обобщенные результаты таких опросов представлены в таблице 5.

Таблица 5

Важнейшие изобретения ХХ века (результаты опросов)

Для стимулирования усилий ученых всего мира образовано множество фондов и премий по самым разным направлениям научных исследований. Но самой престижным признанием научных достижений выдающихся ученых мира бесспорно является Нобелевская премия .

Альфред Нобель, в честь которого названа престижная премия, родился 21 октября 1883 года и умер 10 декабря 1896 года. Именно в этот день, день смерти А. Нобеля, торжественно вручаются Нобелевские премии. За год до своей смерти А. Нобель написал завещание, согласно которому большая часть его огромного состояния предназначалась для награждения выдающихся ученых и писателей мира, а также людей, которые внесли особый вклад в дело укрепления дружбы между народами, способствовали смягчению напряженности. Основное богатство принесло А. Нобелю производство изобретенного им динамита, патент на который он получил 7 мая 1867 г. Всего же ему принадлежит 350 патентов на самые различные изобретения.

В таблице 6 приведены сведения о распределении нобелевских премий за полученные выдающиеся научные результаты по странам. Бесспорным лидером, естественно являются США. Эта богатая страна создает наилучшие условия для научной работы и притягивает к себе самых талантливых ученых со всего света, в том числе и из России.

Таблица 6

Распределение Нобелевских премий за выдающиеся заслуги в области науки по ведущим странам, 2005 год

У Росси на сегодняшний день 18 Нобелевских премий, из них 13 – за достижения в области науки (см. нижеприведенный список).

Нобелевские лауреаты России

1. 1904 г. И.П. Павлов медицина и физиология

2. 1908 г., И.И. Мечников, медицина и физиология

3. 1956 г., Н.Н. Семенов, химия

4. 1958 г., Б.Л. Пастернак, литература

5. П.А. Черенков, физика

6. И.М. Франк, физика

7. И.Е. Тамм, физика

8. 1962 г., Л.Д. Ландау, физика

9. 1964 г., Н.Г. Басов, физика

10. А.М. Прохоров, физика

11. 1965 г., М.А. Шолохов, литература

12. 1970 г., А.И. Солженицын, литература

13. 1975 г., Л.В. Канторович, экономика

14. А.Д. Сахаров, мира

15. 1978 г., П.Л. Капица, физика

16. 1990 г., М.С. Горбачев, мира

17. 2000 г., Ж. Алферов, физика

18. 2003 г., В. Гинзбург, физика

Наука играет огромную и все усиливающуюся роль в развитии стран и человеческой цивилизации. Поэтому развитие науки, подготовка научных кадров должно быть одной из приоритетных задач российского государства.

Контрольные вопросы к главе 1

1. Какова роль исследований в научной и практической деятельности человека?

2. Какие признаки отличают научное знание?

3. Каковы основные функции и стадии процесса исследования?

4. В чем заключается логический аппарат исследования систем управления?

5. От чего зависит достоверность научных фактов?

6. Как используются в процессе исследований методы получения информации: наблюдение, измерение?

7. Как используются в процессе исследований методы обработки полученной информации: классификация, описание?

8. Как используются сравнения, анализ и синтез в исследованиях систем управления?

9. В чем заключаются особенности использования индукции и дедукции при обобщении фактов и осуществлении выводов и заключений?

10. Какие модели используются при исследовании социально-экономических систем и процессов и каковы основные этапы построения модели?

11. Каковы признаки научных гипотез и какова их взаимосвязь с научными теориями?

12. Когда в истории развития цивилизаций возникла наука, каковы причины ее появления?

13. Каковы организационные формы науки и виды научных исследований?

14. Какова история появления нобелевских премий как формы международного признания выдающихся открытий?

15. Каково влияние развития науки, техники и технологий на жизнь людей?


Глава 2. ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Что собой представляют фундаментальные и прикладные науки? Ответ на этот вопрос можно найти, рассмотрев структуру современного научного знания. Оно разнообразно, многосложно и охватывает тысячи различных дисциплин, каждая из которых являет собой отдельную науку.

Наука и её понимание в современном мире

Вся история человечества - свидетельство постоянного поиска. Этот непрекращающийся процесс подталкивал человека к разработке различных форм и способов познания мира, одним из которых является наука. Именно она, выступая составляющей культуры, позволяет человеку «познакомиться» с окружающим его миром, познать законы развития и способы существования.

Обретая научное знание, человек открывает для себя бесконечные возможности, позволяющие ему преобразовывать окружающую его реальность.

Определение науки как особенной сферы человеческой деятельности приводит к пониманию её основной задачи. Суть последней состоит в систематизации существующих и так называемом производстве новых знаний о реальности, окружающей человека, о различных сторонах этой действительности. Такое понятие науки позволяет представить её как некую систему, включающую множество элементов, связанных общей методологией или мировоззрением. В качестве составляющих здесь выступают различные научные дисциплины: социально-гуманитарные, технические, естественные и другие. Сегодня их больше десяти тысяч.

Подходы к классификации наук

Многообразие и сложность всей системы науки детерминирует рассмотрение её особенностей с двух сторон, таких, как:

  • практическая применимость;
  • предметная общность.

В первом случае все множество научных дисциплин можно условно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные науки. Если последние имеют непосредственное отношение к практике и направлены на решение каких-либо конкретных задач, то первые, выступая своеобразной основой, являются ориентирами в формировании общего представления о мире.

Во втором, обращаясь к содержательной стороне, характеризующей дисциплины исходя из трёх предметных сфер (человек, общество и природа), выделяют три:

  • естественные, или, как ещё говорят, естествознание, которое изучает различные стороны природы, это физика, химия, биология, математика, астрономия и т. д.;
  • общественные или социальные, изучающие различные стороны общественной жизни (социология, политология и т. д.);
  • гуманитарные - здесь в качестве объекта выступает человек и все, что с ним связано: его культура, язык, интересы, права и т. д.

Суть отличий между науками

Рассмотрим то, что лежит в основе разделения на прикладные науки и фундаментальные.

Первые можно представить в качестве некоторой системы знаний, имеющих вполне определённую практическую направленность. Они направлены на решение каких-либо конкретных задач: повышение урожайности культур, снижение заболеваемости и т. д.
Иными словами, прикладными науками являются те, результаты исследований которых преследуют чёткую и, как правило, практическую цель.

Фундаментальные науки, являясь более абстрактными, служат более высоким целям. Собственно, их название говорит само за себя. Система этих знаний формирует фундамент всего здания науки, даёт представление о научной картине мира. Именно здесь создаются понятия, законы, принципы, теории и концепции, составляющие основу прикладных наук.

Проблема амбивалентности науки

Прикладные науки, выступая решением конкретных задач, зачастую не лишены некоторой двойственности своих конечных результатов. С одной стороны, новые знания являются стимулом к дальнейшему прогрессу, они существенно расширяют возможности человека. С другой — они же создают новые, подчас трудноразрешимые проблемы, оказывая отрицательное влияние на человека и окружающий мир.

Служа чьим-то частным интересам, получению сверхприбылей, прикладные науки в руках человека нарушают созданную Творцом гармонию: негативно влияют на здоровье, угнетают или стимулируют естественные процессы, заменяют природные элементы синтетическими и т. д.

Эта часть науки вызывает весьма противоречивое отношение к себе, поскольку такое служение потребностям человека в ущерб природе несёт в себе значительную угрозу существованию планеты в целом.

Соотношение прикладного и фундаментального в науке

Возможность чёткого разделения наук на вышеуказанные группы оспаривается некоторыми исследователями. Они обосновывают свои возражения тем, что любая сфера научного знания, начиная свой путь с целей, весьма далёких от практики, в конечном счёте может трансформироваться в преимущественно прикладную область.

Развитие любой отрасли науки проходит в два этапа. Суть первого заключается в аккумуляции знаний до определённого уровня. Преодоление его и переход на следующий маркируются возможностью осуществлять на основе полученных сведений какой-либо вид практической деятельности. Второй этап состоит в дальнейшем развитии полученных знаний и применение их в какой-либо конкретной отрасли.

Принятая многими точка зрения, относящая результаты фундаментальной науки к новым знаниям, а прикладной - к их практическому применению, является не совсем верной. Проблема в том, что здесь происходит подмена результата и цели. Ведь часто новые знания возможны благодаря прикладным исследованиям, а открытие неизвестных доселе технологий может явиться итогом фундаментальных.

Принципиальными различиями этих составляющих науки являются свойства полученных результатов. В случае прикладного исследования они прогнозируемы и ожидаемы, а в фундаментальном - непредсказуемы и могут «опрокинуть» уже устоявшиеся теории, что рождает гораздо более ценное знание.

Соотношение гуманитарных и социальных наук

Эта предметная сфера научного знания уделяет внимание проблемам человека, изучая его в качестве объекта с самых различных сторон. Однако единства по поводу того, какие науки относить к гуманитарным, пока нет. Причиной этих разногласий можно считать социальные дисциплины, которые также имеют отношение к человеку, но только уже с позиций рассмотрения его в социуме. По мнению ряда наук, человек без общества не может сформироваться в полном смысле этого слова. Примером тому служат дети, оказавшиеся и выросшие в стае животных. Пропустив важный этап своей социализации, они так и не смогли стать полноценными людьми.

Выходом из сложившейся ситуации стало объединённое название: социально-гуманитарное знание. Оно характеризует человека не только как индивидуального субъекта, но и как участника социальных отношений.

Социально-гуманитарное знание в прикладном аспекте

Количество научных дисциплин, формирующих эту предметную сферу, значительно: история, социология, политология, психология, философия, экономика, филология, теология, археология, культурология, юриспруденция и т. д. Все это гуманитарные науки. Прикладные аспекты многих из них появлялись по мере развития. Наиболее ярко проявились в подобном качестве такие дисциплины, как социология, психология, политические и юридические науки. Они являлись фундаментальными и стали основой для практических. В социально-гуманитарной сфере к прикладным наукам относятся: прикладная психология, политические технологии, юридическая психология, криминалистика, социальная инженерия, психология управления и т. д.

Юридические науки и их роль в развитии прикладного знания

Эта отрасль научного знания также содержит фундаментальные и прикладные науки. Здесь раздел между ними прослеживается просто. Есть фундаментальная дисциплина - теория государства и права. Она содержит главные понятия, категории, методологию, принципы и является основой для развития всей юриспруденции в целом.

На основе теории государства и права развиваются все остальные дисциплины, и в том числе прикладные юридические науки. Их появление основано на использовании так называемых неюридических знаний из различных сфер: статистики, медицины, социологии, психологии и т. д. Такое сочетание открыло в своё время новые возможности человеку в обеспечении законности.

Перечень юридических дисциплин, которые формируют прикладные науки, достаточно большой. Он включает криминологию, криминалистику, юридическую психологию, судебную медицину, судебную статистику, правовую информатику, судебную психологию и другие. Как видим, здесь к прикладным наукам относятся не только сугубо юридические дисциплины, а преимущественно те, которые не относятся к юриспруденции.

Задачи прикладной науки

Говоря об этой сфере научного знания, следует отметить, что она, как и фундаментальная, призвана служить человеку и решать его проблемы. Собственно, этим и занимаются прикладные науки. В широком аспекте их задачи должны формироваться как социальный заказ общества, позволяющий решить насущные проблемы. Однако на практике, учитывая конкретный характер прикладных задач, все видится иначе.

Как уже отмечалось, развитие прикладных наук может быть построено на основе фундаментальных. Существующая тесная, почти генетическая связь между ними не позволяет проводить здесь чёткую границу. И поэтому задачи прикладных наук обусловлены совершенствованием фундаментальных исследований, которые состоят в следующем:

  • возможности открытия неизвестных фактов;
  • систематизации полученных теоретических знаний;
  • формулировке новых законов и открытий;
  • формировании теорий на основе введения в науку новых понятий, концепций и представлений.

В свою очередь, прикладные науки используют полученные знания для следующих целей:

  • разработки и внедрения новых технологий;
  • проектирования различных устройств и приспособлений;
  • исследование влияния химических, физических и других процессов на вещества и предметы.

Список будет продолжаться до тех пор, пока существуют человек и наука как особая форма познания реальности. Но главной задачей прикладной науки видится её служение человечеству и его потребностям.

Прикладные задачи гуманитарной науки

Эти дисциплины концентрируются вокруг человека и общества. Они здесь выполняют свои специфические задачи, обусловленные их предметом.

Развитие прикладных наук возможно как с приоритетом практической составляющей, так и с теоретической. Первое направление широко распространено и охватывает различные отрасли научного знания, о которых уже было сказано.

Относительно второго направления следует отметить, что прикладные теоретические науки строятся на совершенно иных основаниях. Здесь в качестве фундамента выступают:

  • гипотезы;
  • закономерности;
  • абстракции;
  • обобщения и т. д.

Сложность такого вида знания состоит в том, что предполагается наличие особого вида конструктов - абстрактных объектов, которые связываются воедино теоретическими законами и направлены на исследование сущности явлений и процессов. Как правило, к таким способам познания реальности прибегают философия, экономика, социология, политическая и юридическая науки. Кроме теоретических оснований они могут использовать и эмпирические данные, а также аппарат математических дисциплин.

При определении места теории организации в системе современного знания следует обратить внимание, что развитие любой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация - это поиск своей ниши (своего объекта исследования) для проведения углубленных исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния того или иного фактора на ситуацию в целом.

Большинство исследователей и практиков устойчиво придерживаются достаточно определенных представлений о месте теории организации. Эти представления основываются на уже выделенном теоретическом значении применения знаний организации как инструмента выяснения, оформления и представления сущности, состава и содержания каждой науки, процесса ее выделения, становления и развития. Определение теории организации в качестве базовой области знаний обуславливает необходимость установления ее логических связей, приоритетов и последовательностей взаимодействия с другими дисциплинами.

Кибернетика - это наука, изучающая общие закономерности строения сложных систем управления и протекания в них процессов управления. А так как любые процессы управления связаны с принятием решений на основе получаемой информации, то кибернетику часто определяют еще и как науку об общих законах получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах.

Общая теория систем изучает законы и принципы, относящиеся к системам в целом. Она ориентирована на раскрытие целостности объекта как системы, на выявление многообразия типов связей в ней и сведение их в единую теоретическую картину. Ее основоположник Л. фон Берталанфи определил ее как метатеорию - теорию, подводящую базу под все науки. В связи с этим, одной из наиболее веских причин создания общей теории систем послужила проблема связи между различными научными дисциплинами. Понятия и гипотезы, разработанные в одной научной области, редко применялись в других областях, где они могли бы, вероятно, привести к значительным достижениям. В рамках общей теории систем создавались предпосылки унификации научного знания, появилась возможность перекинуть мосты между отдельными науками, избежать дублирования теоретической работы.

По М. Месаровичу , общая теория систем обладает следующими основными свойствами.

Она построена вокруг понятия системы.

В качестве теории абстрактных моделей она охватывает все специализированные теории, посвященные более конкретным классам моделей, например теорию линейных систем, теорию марковских (случайных) систем и т. д. Можно считать, что эти теории изучают модели частного вида.

Эта теория объединяет также теории различных аспектов поведения систем: теорию связи, теорию управления, теорию адаптации и т. п. .

Теория управления - наука,изучающая различные аспекты управленческого характера: функции, организацию и структуры управления, принятие и реализацию решений, стимулирование и мотивацию, подготовку и компетентность руководителей и др.

Синергетика - наукао выявлении общих закономерностей процессов самоорганизации в открытых системах, приводящих к возникновению в них новых структур. Она изучает общие закономерности самоорганизации, саморегулирования, становления устойчивых структур в открытых системах. Синергетика показывает, каким образом происходит процесс самоорганизации - образование упорядоченных структур в неупорядоченных, стохастических системах. И обратных процессов - перехода динамических систем в стохастический режим.

В последнее время широкое распространение получает дисциплина «теория организаций» , объектом исследования которой выступают социальные организации (предприятия), а предметом - закономерности их функционирования. В связи с этим, теория организаций - лишь часть общей теории организации. Она позволяет детально исследовать сущность социальной организации как субъекта общества, упорядочить ее деятельность опираясь на знания законов, закономерностей, принципов, рассматриваемых в рамках теории организации.

Помимо данных наук, теория организации тесно связана с такими научными направлениями, как структурный анализ, теория катастроф, теория управления, а также с такими прикладными дисциплинами, как менеджмент, социология организаций, психология, организационное поведение, информатика и др. Эти науки подвергают дальнейшему исследованию и развитию основные концептуальные идеи теории организации в конкретных областях.

Кроме того, теория организации связана с естественными науками (биологией, химией, физикой, математикой), которые для нее являются источниками идей, образов и организационного опыта.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Раскройте ключевые моменты «Тектологии» А. Богданова и его вклад в развитие организационной науки.

2. В чем проявляется всеобщее значение организации?

Приведите примеры для всех значений и понятия «организация».

В чем заключается всеобщность организационных процессов?

Для чего необходимо определение объекта и предмета исследования для любой науки?

Раскройте содержание объекта теории организации.

Что представляет собой организационный опыт и каково его место в теории организации?

Приведите примеры использования различных методов теории организации.

Перечислите научные теории, близкие по содержанию к объекту исследования теории организации.

Как соотносятся между собой теория организации и прикладные теории организационной и управленческой направленности?

Раскройте связь теории организации с естественными и общественными науками: биологией, физикой, химией, математикой, социологией, экономической теорией.

Приведите конкретные примеры использования основных методов теории организации. Заполните таблицу

Имеет большую важность или нет? Зачем они необходимы? Что нам дали прикладные науки? Примеры, а также ответы на эти вопросы можно будет найти в рамках статьи.

О науке

Процесс изобретательства часто рассматривают на примере дороги с На ней есть три участка. Первый принадлежит Иными словами, теории, которая занимается обоснованием всех наблюдаемых процессов, а также расчётами, где ещё и при каких условиях можно что-то обнаружить. Затем идёт участок прикладной науки. Она разрабатывает технологию, по которой что-то будет осуществляться. Она решает вопросы, как можно получить что-то желанное, оперируя имеющимися знаниями. Причем сделать это максимально эффективно. И третий участок - это практическое применение разработки там, где это нужно и необходимо. Правда, здесь необходимо учитывать, что выделенные средства осваиваются быстро и в большом объеме. А вот возвращаются они понемногу и медленно.

Особенности

Прикладные науки - это такая сфера деятельности, где результат является предсказуемым и ожидаемым. Когда ученые приступают к решению практических задач, они используют имеющиеся знания (ничего нового, как правило, им узнавать не нужно и не приходится). Если же намеченного результата не удалось достичь, то часто говорят о том, что исполнитель имеет низкую квалификацию или что он приложил недостаточно усилий. Но не отбрасывается версия и о том, что подход был адекватным. Просто не хватило базовых знаний. В таком случае прикладная задача переквалифицируется в фундаментальную проблему. Но не стоит заблуждаться и думать, что эти науки существуют в чистом виде. Когда их разделяют вот так, то необходимо понимать, что под этим подразумевают просто разные пропорции работы различных научных методов.

О результате

Прикладные науки - это сфера деятельности, которая направлена на то, чтобы добиться реализации практической цели. В современном мире под ними понимают бизнес-проект, даже если конечный результат - это решение какой-то социальной задачи. В роли заказчика и инвестора выступает та организация, которая хочет достичь определённой цели. Если говорить о государстве, то его интересуют следующие аспекты: оборона, общедоступная медицина, освоение космоса, инфраструктурные проекты и так далее. Бизнес же финансирует исследования только в том случае, если есть понимание, что он получит и каким образом из этого можно будет извлечь прибыль на практике. В случае нехватки специалистов ему на помощь приходит университет прикладных наук (или даже несколько таких организаций). Их задача заключается в том, чтобы предоставить или на заказ подготовить специалистов, которые смогут решать целый ряд практических задач в определённой сфере.

Пример

Мы уже достаточно внимания уделили теории, которая рассказывает, чем же являются прикладные науки. Примеры помогут нам разобраться в них ещё лучше. Давайте рассмотрим атомные проекты. Когда ставится задача создать ядерное оружие, то она решается как бизнес-проект. Так, подбираются кадры (не только научные, но и управленческие). Затем определяются сроки, объем финансирования, выстраивается цепочка задач, которая приводит к необходимому результату. Создаются необходимые институты (у нас в качестве примера можно привести им. Курчатова). В промышленности организуются новые предприятия, которые занимаются сырьем, материалами, оборудованием и конечными изделиями. Чтобы руководить и координировать всю массу людей и процессы, создают управляющие органы. Таким образом создаётся комплексный проект.

Рабочие особенности

Когда создаются новые проекты, которыми занимаются прикладные науки, это не ведёт к привлечению новых задач академических институтов. Да, из них вербуются ученые, но только те, кто готов работать в новых правилах, когда отсутствует свобода научного творчества, а подчас существуют и значительные ограничения и для каждой отдельной личности. Те, кто к такому не готов, остаются в сфере фундаментальной науки. Но кто согласен применять знания на практике, обычно вознаграждается значительными материальными благами. Также это сопровождается максимальным благоприятствованием со стороны государства.

Сегодняшний день

На данный момент, увы, всё ещё не сформировалось такое положение дел, что фундаментальная и прикладная науки являются последовательными стадиями в одном процессе. На данный момент они являются разными сферами человеческой деятельности.

Давайте рассмотрим прикладные экономические науки. На данный момент государствами для регуляции хозяйственной жизни страны используются монетаристские методы, самые «молодые» из которых датируются 30-ми годами прошлого столетия. Они заключаются в регулировании массы денег, процентной ставки по банковским кредитам и так далее. Но прошло уже немало времени, возникло много других концепций и методов, которые теоретически (а подчас и практически) концентрируют внимание на том, что внимание следует уделять таким вещам, как Хотя он имеет и более длительный срок отдачи, но одновременно является более эффективным, стабильным и надёжным.

Нечто подобное можно сказать и про прикладные Это они предложили целый ряд существенных усовершенствований (например, прямое народовластие посредством использования компьютера, возможность дистанционной подачи заявлений с использованием интернета и так далее). Конечно, во многом они действуют с другими секторами науки (например, информационными технологиями). Но вместе они позволяют создавать более совершенный механизм по государственному управлению и правовым взаимоотношениям.

Теория организации как самостоятельная дисциплина выделилась из социологии - науки, изучающей общественные структуры, их элементы, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах. В социологии общество рассматривается как объективно взаимосвязанная целостная система, представляющая собой комбинацию отдельных общественных элементов, в число которых входят и самые разнообразные организации. Методологические основы теории организации опираются на исследования в области социологии труда с учетом его характера и содержания. Особо важную роль играет теория мотивации и побуждение персонала к сознательному труду.

Социальная психология тоже внесла значительный вклад в теорию организации. Она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их нахождением в социальных группах, а также психологическими характеристиками самих этих групп. Современная социальная психология изучает закономерности и взаимодействия людей с учетом общественных и межличностных отношений, характеристики не только малых, но и больших социальных групп, проблемы личности, лидерства, принятия групповых решений, социально-психологические аспекты управления, коммуникаций. Все это является неотъемлемой частью теории организации.

Не менее значителен вклад кибернетики, науки об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Позже появилось самостоятельное направление кибернетики - экономическая кибернетика. Она объединяет целый комплекс различных дисциплин, позволяющих всесторонне изучать социально-экономические организационные системы. Это системный анализ, теория экономической информации, теория управляющих систем в экономике, теория экономико-математического моделирования, экономика и другие дисциплины.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижения ими своих целей принадлежит науке об управлении.

Вклад «антропологии» в теорию организации обусловлен тем, что именно эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культуры общества, т.е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами сознания и поведения.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу для их построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий. Исследования отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, метод экономического стимулирования имеют непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной деятельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юридической наукой, изучающей право, как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Большое влияние на формирование организационных процессов оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право, административное право, корпоративное право.

Также в теории организации широко используются методы, подходы и достижения многих классических научных дисциплин. Среди них:

  • - математика, обеспечивающая формализацию описания некоторых процессов и явлений, происходящих в организации, и дающая возможность представить их в виде систем уравнений, формул, графиков, таблиц, числовых зависимостей и количественных выражений;
  • - теория вероятностей, позволяющая оценить качественное состояние организационных систем и достоверность наступления или того иного события, определяющего поведение организаций в будущем;
  • - статистика, изучающая методы анализа массовых явлений и занимающаяся практической деятельностью по сбору, обработке, анализу и публикации данных, характеризующих количественные закономерности развития организаций в их неразрывной связи с качеством управленческой деятельности, что позволяет прогнозировать развитие организационных систем;
  • - логика -- наука о приемлемых способах рассуждения, умозаключения и методах проверки их истинности, в том числе формальная математическая логика, диалектическая логика и неформальная логика (интуитивная, мажоритарная), роль которой при принятии управленческих решений в условиях частичной неопределенности особенно велика;
  • - теория игр, позволяющая решать комбинаторные задачи и применять ситуационный подход для анализа и прогнозирования реакции системы управления организацией на различные возмущающие воздействия со стороны внешней и внутренней среды;
  • - теория графов, используемая в виде инструментария для построения дерева альтернатив и выбора наиболее оптимального варианта достижения цели, стоящей перед организацией;
  • - теория матриц, прикладные разделы которой находят широкое применение при исследовании системы управления и обобщении результатов анализа деятельности организации с целью повышения ее эффективности.

Также существует непосредственная связь теории организации с целым рядом смежных дисциплин, изучаемых в рамках специализации «Менеджмент организации». Это организационное поведение, управление персоналом, исследование систем управления, разработка управленческого решения, стратегический, банковский, финансовый, производственный и инновационный менеджмент, управление качеством, антикризисное управление, маркетинг, логистика и другие дисциплины данной специализации.

знание наука экономический