Личностный рост        25.05.2022   

Ребенок с сдвг в школе советы. Как обучать ребёнка с сдвг: школа или онлайн-образование

Прошло чуть больше месяца с начала учебного года, и во многих классах учителя столкнулись с похожими проблемами: дети, обычно мальчики, не слушают на уроках, делают, что вздумается, и с трудом контролируют себя. Сегодня таких детей принято называть гиперактивными. Могут ли такой диагноз поставить в школе? Как родителям наладить школьную жизнь ребенка?

«Мой сын в этом году пошел в школу. Он с рождения был очень подвижным и нервным мальчиком, а в школе его проблемы обострились: учительница жалуется, что он громко разговаривает на уроках, вертится и мешает всему классу. Да, он сложный ребенок. Школьный психолог говорит, что у него синдром гиперактивности. Что это такое?»

Полностью этот диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ. Дети с этим синдромом не только очень подвижные, болтливые и суетливые; у них есть проблемы с концентрацией внимания, с сосредоточенностью. В среднем в мире детей с СДВГ около трех процентов, следовательно, в классе, состоящем из тридцати учеников, вполне может оказаться такой ребенок.

Когда проявляются симптомы СДВГ? Считается, что это происходит до семилетнего возраста, хотя иногда они могут впервые проявиться и лет в десять-одиннадцать. Чаще всего к врачу обращаются родители первоклассников: «Все сидят спокойно, а мой не может!». Впрочем, некоторые уточняют: «А вообще-то с ним было очень трудно с самого рождения».

Заостренный темперамент

Вообще внимательность и активность — это свойства темперамента, и в этом смысле все люди делятся на тех, кто может долго быть сосредоточенным, может выполнять кропотливую работу, и тех, кто такую работу терпеть не может. Диагноз СДВГ означает, что эти свойства темперамента крайне заострены, так, что человек не может вписаться в нормальную жизнь, не в силах выполнять те задачи, которые ставят перед ним окружающие и он сам, и это очень мешает полноценным отношениям с родителями и друзьями.

Сейчас нередко любого импульсивного, очень подвижного малыша, не задумываясь, называют гиперактивным. Однако диагноз СДВГ может поставить только врач. На глазок определить, есть ли у ребенка СДВГ или он просто истерику закатывает, невозможно. Для постановки диагноза требуется внимательно оценить жизнь и развитие ребенка, проследить, как и в каких ситуациях проявляются его проблемы внимательности и активности.

Уровень активности можно определять по специальным шкалам, которые заполняют родители, и врач сравнивает, насколько показатели конкретного ребенка отличаются от стандартных. Эти шкалы основаны на серьезных исследованиях, проводившихся в США и Европе. Нормы в них, правда, американские и европейские. В своей работе я опираюсь на них, хотя и с осторожностью.

Не расстройство личности

Первое, что нужно знать родителям: СДВГ — не психическое заболевание, а расстройство развития. Просто у ребенка изначально нарушена функция самоконтроля. Чаще всего он не заболевает этим — он уже рождается таким. Часто родители спрашивают у меня: «Это мы где-то недоглядели, чего-то вовремя не сделали?». Нет. Родители здесь не виноваты. Если бы мы могли заглянуть к такому ребенку в мозг, то увидели бы, что те области, которые отвечают за самоконтроль, за управление поведением, у него работают иначе, чем у других.

Парадокс в том, что эти дети выглядят абсолютно нормальными. Вот он просит прощения и обещает исправиться, однако раз за разом свои обещания нарушает — и его начинают считать испорченным... Я спрашиваю у одного мальчика: «Что ты на уроках-то разговариваешь?». А он отвечает: «Да я забываю, что нельзя». Дети с СДВГ забывают правила и ведут себя, поддавшись импульсу. Родители, которые знают об этом, легче прощают такого ребенка, не навешивают на него всевозможные ярлыки и, надеюсь, не винят себя понапрасну.

Причин у СДВГ может быть несколько. Например, наследственность. Исследования говорят о том, что примерно у половины детей с этим диагнозом хотя бы у одного из родителей СДВГ тоже есть. Также известно, что у детей с низким весом или низкими оценками по шкале Апгар сразу после рождения чаще развивается СДВГ.

- СДВГ у школьников

С поступлением ребенка в школу требования к нему существенно возрастают. Он должен вписаться в коллектив класса, а это требует подчинения определенным условиям. Если ребенку в отношениях с одним-двумя партнерами еще как-то удается следовать простым правилам, то в большой группе детей, например во время коллективной игры, данная задача оказывается ему не по силам.

Он пытается по-своему изменить правила, и если другие его не поддерживают, то возникает ссора. Уже очень скоро товарищи отказываются следовать требованиям своего гиперактивного сверстника, тем более что сами они принимают действующие условия. Беда в том, что этому ребенку попытки соблюдать правила не удаются. В отчаянии он начинает плакать, за что товарищи его высмеивают.

Аффективная лабильность и неустойчивость к фрустрации сохранились у школьника со времени раннего детства: он плачет по пустякам, моментально приходит в ярость, его настроение внезапно меняется, изливаясь в потоке непристойных, провокационных, агрессивных слов. Ребенком овладевает хроническое недовольство на фоне ощущения себя несчастным. Это фоновое настроение скрывается за наигранной беззаботностью. Проявляемая им агрессивность обостряет положение ребенка в социальной среде.

Из-за недостаточной внимательности мимика и жестикуляция сверстников остаются для него вне поля зрения или превратно истолковываются. Это влечет за собой ошибочные реакции, часто сопровождаемые ругательствами или рукоприкладством. Такое поведение, естественно, лишь усугубляет социальную изоляцию.

Чувство страха у такого ребенка часто отсутствует. Из рассказа мамы: «Будучи трехлетним, не умея плавать, он прыгнул в самую глубину; в 4 года он спрыгнул с четырехметровой вышки. Езда на велосипеде неоднократно приводила к несчастным случаям, так как он воображал себя гонщиком. Однажды он разбил себе голову, потому что, представив себя каскадером, хотел проехать сквозь стенку - головой вперед!

Импульсивность обострена настолько, что школьник поднимает руку еще до того, как учитель договорил, задавая свой вопрос. При том детям свойственно стремление дать любой ответ, пусть даже неправильный. Если учитель их не вызывает, то они просто выкрикивают ответ. Удержать на чем-то внимание, сосредоточиться им чрезвычайно трудно. Если в дошкольном возрасте им не удавалось построить до конца ни одну фигуру из конструктора, то и сейчас просается на половине любой рисунок или поделка. Они очень предприимчивы: готовы начать все - но ничего не заканчивают. Кругом лежат десятки начатых моделей судов, самолетов и т.д., но ни одна из них так и не плавает и не летает.

То же самое относится и к выполнению домашних заданий. Поскольку внимание рассеянно, ребенку все время приходит в голову что-нибудь новое: он то почешет себе ногу, то должен поднять упавшую на пол линейку, то надо положить на другое место ластик, поточить карандаш, выглянуть в окно («ласточка пролетела»), распрямить загнутую страницу в книжке или загнуть другую, посмотреть, какое задание было вчера, и покормить хомячка. В результате домашнее задание не продвигается или выполняется из рук вон плохо, отнимая массу времени. Похожая ситуация и в школе: не будучи способным концентрироваться на одном, ребенок предпринимает все время что-нибудь новое. Поэтому он не схватывает самые важные вещи на уроке, воспринимает материал лишь частично. Почерк и ведение тетрадей просто ужасны, а выполнение домашних заданий для школьника и его родителей - это многочасовая пытка.

Матери рассказывают, что после домашних заданий они бывают совершенно измотаны и находятся в полном отчаянии. Успеваемость в школе становится все хуже, на голову ребенка постоянно сыплются предупреждения и выговоры. Самооценка его от этого становится все ниже. Не все дети, относящиеся к этой группе, действительно демонстрируют гиперактивное поведение.

Бывает и совсем наоборот: дети ведут себя спокойно и производят впечатление, скорее, апатичных. Хотя они и не обращают на себя внимания своей гиперактивностью, но у них есть все остальные симптомы: нарушения концентрации внимания, асоциальное поведение, они грубы и вспыльчивы, внешне производят впечатление неспособных, плохо успевающих, социально изолированных и часто депрессивных. Эта другая форма чаще встречается у девочек, но ее реже относят к формам отклонений, нуждающихся в лечении.

Накопление трудностей дома и в школе создает постоянные поводы для возникновения споров о воспитании. Часто разлад между матерью и отцом настолько серьезен, что они склонны считать его собственно причиной отклоняющегося поведения ребенка. Споры между родителями не утихают, даже когда ребенка нет дома, когда, например, он уехал на каникулы. Это говорит о том, что эти дети - настоящий динамит, взрываюший семьи! У очень многих детей с нарушениями внимания дополнительно отмечаются частичные затруднения в обучении. Можно назвать наиболее распространенные: на первом месте стоят трудности в овладении чтением и письмом; у девочек, кроме того, чаще - нарушение овладения счетом. Эти затруднения сильно сказываются на общей успеваемости в школе и мешают в дальнейшем. Отмечаются долгие колебания в определении ведущей руки, наблюдаются нарушения речи и нервные тики, у этих детей можно наблюдать проявления клоунизма в поведении.

Характерны постоянные проблемы с успеваемостью. Некоторый детей направляют в коррекционные классы. Хотя уровень их интеллекта вполне позволяет находиться в обычной начальной школе, их успеваемость все время ниже ожидаемой. Перевод из начальной школы в следующей класс проблематичен: несмотря на приемлемые оценки, посещение школы следующего уровня не представляется возможным, так как отношение детей к учебе и их поведение не отвечают существующим требованиям. Кроме того, многие учителя отказываются работать с этими детьми!

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

- как помочь непоседе?

Семилетний мальчик не может усидеть на месте, чем доводит до безумия учителей и родителей. Его непоседливость мешает закончить домашнее задание или выполнить поручение родителей. Это типичный случай синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), при котором понижается уровень концентрации внимания и патологически повышается отвлекаемость. С начала девяностых количество случаев СДВГ резко возросло. Узнайте об основных симптомах СДВГ у детей и попытайтесь понять это расстройство.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется гиперактивным поведением и неспособностью сконцентрировать внимание. Многие дети испытывают сложности с концентрацией внимания, но у некоторых это нарушение сопровождается повышенной активностью. Дети с СДВГ не могут усидеть на месте, они беспокойны и вертлявы, часто перебивают других, постоянно бегают и прыгают.

По статистике, около 3-5% детей школьного возраста страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Приблизительно у 10%-50% синдром сохраняется и во взрослой жизни. К подростковому возрасту двигательная гиперактивность обычно уходит, но неспособность к обучению, недостаток внимания, неспособность сосредоточиться у большинства детей сохраняются. Точные причины развития СДВГ неизвестны, хотя по одной из теорий, в его основе лежит дисбаланс химических передатчиков - нейротрансмиттеров - в мозге ребенка, из-за чего он е может контролировать свое поведение. Нередко СДВГ имеет генетическое происхождение. Мальчики в три раза сильнее подвержены риску формирования СДВГ, чем девочки. Основные симптомы СДВГ:

  • Постоянное беспокойство и неусидчивость
  • Излишняя шумливость (ребенок слишком громко разговаривает или играет)
  • Неспособность выслушать других (ребенок постоянно перебивает)
  • Неспособность выполнять указания и следовать инструкциям
  • Дефицит внимания и забывчивость
  • Неорганизованность и невнимание к деталям
  • Неконтролируемое передвижение по комнате
  • Быстрая потеря интереса к заданиям и играм
  • Неспособность закончить начатое дело, например, домашнее задание

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности очень важна для формирования правильного понимания этого расстройства. В диагностике СДВГ должны принимать участие учителя, родители и врачи. Часто для диагностики СДВГ необходимо не только полное медицинское обследование, но и профессиональная оценка познавательных способностей и IQ ребенка, а также анализ его успеваемости в школе.

Также проводится оценка речевых и языковых способностей. СДВГ часто сопровождается другими поведенческими или эмоциональными расстройствами. Дети с СДВГ испытывают сложности трудности в коллективе сверстников. Их легко узнать по поведению - они егозят, бегают, прыгают во время занятий. Дефицит внимания и высокий уровень гиперактивности мешают ребенку нормально общаться с окружающими.

Лечение и коррекция СДВГ

Ребенок, страдающий СДВГ, обычно проходит обучение вместе со сверстниками, но учителю следует уделить внимание его потребностям, например, дать больше времени на выполнение задания, посадить ребенка в той части комнаты, где он будет меньше отвлекаться.

Ребенок с СДВГ также нуждается в поддержке взрослых и их помощи в контролировании поведения и уровня внимания. Для обучения такого ребенка нужно использовать современные поддерживающие методы обучения, помогающие сконцентрировать внимание и усвоить учебный материал. Лечение СДВГ включает поведенческую и лекарственную терапию. В лечении должна участвовать не только семья, но и школа.

Родители и учителя должны научиться корректировать поведение ребенка, направлять его энергию и поощрять успехи ребенка. Это подразумевает развитие навыков решения проблем, навыков открытого и эффективного общения, управления гневом и решения конфликтов. Лекарственное лечение СДВГ ограничивается приемом стимулирующих препаратов группы амфетаминов, например, риталина и декседрина.

Эти препараты понижают уровень гиперактивности у детей и помогают сконцентрировать внимание. Также наблюдается улучшение поведения (уменьшение агрессии, забывчивости). Однако эти лекарства имеют ряд побочных эффектов, в частности, вызывают бессонницу, потерю аппетита, потерю веса, подавленность, депрессию и сонливость.

СДВГ - это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность. На слове полиморфный хочется сделать особое ударение, поскольку в действительности нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр возможных проявлений.

Это психиатрическое расстройство - его причиной, вопреки распространенным мифам, являются особенности строения и функционирования головного мозга, а не плохое воспитание, аллергия и т.п. Настоящая причина состоит либо в генетических факторах (в преобладающей части случаев), либо в перинатальном поражении центральной нервной системы. Именно поэтому СДВГ - это нарушение развития, а не просто «невинные» особенности темперамента ребенка, и его проявления присутствуют с раннего детства, они «встроены» в темперамент ребенка, а не приобретаются со временем и не носят временный характер. В этом СДВГ отличается от «эпизодических» психиатрических расстройств, например, таких как депрессии, посттравматическое стрессовое расстройство и других. О расстройстве мы говорим потому, что такие черты, как гиперактивность, импульсивность и нарушения внимания выражены несоответственно возрасту ребенка, и эти черты приводят к серьезным нарушениям функционирования ребенка в основных сферах жизни.

Этот пункт нуждается в дополнительных объяснениях, поскольку такие черты, как двигательная активность, невнимательность, импульсивность являются нормальными (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте). У детей с так называемым «активным» темпераментом эти черты выражены сильнее. Однако если они в целом не создают для детей и их окружения больших проблем - ни в семье, ни в школе, ни в среде ровесников и не приводят к нарушениям поведения, учебы, социального развития, то об СДВГ речь не идет. СДВГ - крайнее проявление спектра «активного» темперамента, при котором гиперактивность, импульсивность и нарушения внимания выражены настолько сильно, что значительно затрудняют обучение, социальную адаптацию и в целом психологическое развитие ребенка. Это специфическая характеристика СДВГ, поскольку, в отличие от многих других расстройств, сопровождающихся аномальными проявлениями (например, галлюцинации при шизофрении), СДВГ является скорее спектральным расстройством, чрезмерным проявлением особенностей, характерных и для нормального поведения. Это создает определенные трудности в диагностике, особенно при легких формах СДВГ, ведь граница между нормой и патологией очень условна... В этом СДВГ можно сравнить с другими спектральными медицинскими расстройствами, в частности, ожирением - границы между нормальным весом, избыточным весом, и ожирением как болезнью довольно условны; впрочем, реальность ожирения как болезни невозможно недооценить или отвергнуть.

Дефицит внимания и гиперактивность представляют собой сборную группу состояний, включающую несколько синдромов: синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности и разнообразные сочетания обоих. В «Международной классификации психических и поведенческих расстройств» (МКБ-10) эта группа состояний включена в рубрику «Поведенческие и эмоциональные расстройства с началом, характерным для детского и подросткового возраста» (F90-F98). Большинство вариантов этих состояний в МКБ-10 отнесены к группе «Гиперкинетические расстройства» и соответствуют шифру F90.

Согласно МКБ-iO, гиперкинетическое расстройство (F90) диагностируется, если в различных ситуациях, в течение минимум шести месяцев, с началом не позднее семилетнего возраста, при отсутствии расстройств развития или аффективных эпизодов и тревожных расстройств отмечается не менее шести симптомов невнимательности, трех симптомов гиперактивности и хотя бы один симптом импульсивности.

Симптомы невнимательности:
в часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
часто не удается поддерживать внимание на заданиях или в игровой деятельности;
часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
часто нарушена организация заданий и деятельности;
часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, таких как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
часто легко отвлекается на внешние стимулы;
часто забывчив в ходе повседневной деятельности.
Симптомы гиперактивности:
часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это неуместно (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.
Симптомы импульсивности:
часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.
В классификации «Американской психиатрической ассоциации» (DSM-IV), изданной в 1994 г., и текстуально переработанной в 2000 г., различаются три варианта состояний дефицита внимания или гиперактивности:
314.01-дефицит внимания / гиперактивное расстройство, со-четанный тип;
314.00 -дефицит внимания / гиперактивное расстройство, с преобладанием дефицита внимания;
314.00 - дефицит внимания / гиперактивное расстройство с преобладанием гиперактивности и импульсивности.
Термин «гиперактивность», использующийся в DSM-IV, более точный, чем «гиперкинетическое расстройство», так как последний провоцирует ошибочную ассоциацию с гиперкинезами. Подобная омонимия создает определенные неудобства в диагностике. Более прогрессивна и стратегия разделения синдромов с преобладанием дефицита внимания и синдромов с преобладанием гиперактивности и импульсивности.
Условием постановки диагноза СДВГ становится наличие специфических симптомов, выступающих критериями включения для этой диагностической рубрики. Эти симптомы должны выражаться в разных ситуациях (школа, семья, игровая / трудовая деятельность) и должны наблюдаться в течение длительного времени (не менее шести месяцев). Они обычно вариабельны и по-разному проявляются в разных социальных ситуациях. Например, в ситуациях монотонной, однообразной, малопривлекательной деятельности они выражены сильнее. При частой смене видов деятельности, эффективном, привлекательном для ребенка подкреплении, во время увлекательной игры эти симптомы минимальны. Кроме того,при диагностике этих симптомов необходимо учитывать возрастные особенности поведения. Симптомы могут считаться признаками патологии в том случае, если они выходят за пределы допустимых в этом возрасте затруднений. Признаки дезадаптации должны проявляться в двух и более социальных сферах (например, и дома, и в школе). Если ребенок дезадаптирован только в домашней обстановке или только в школе, этого недостаточно для постановки диагноза СДВГ. Кроме того, эти симптомы не должны быть следствием аутизма, тревожных расстройств или умственной отсталости.
В МКБ-10 симптомы дефицита внимания и гиперактивности сгруппированы в три синдрома: «невнимательность», «гиперактивность» и «импульсивность». В свою очередь, в DSM-IV рассматриваются три подтипа расстройства дефицита внимания и гиперактивности (ADHD):
A) с преобладанием дефицита внимания (далее - СДВГ ДВ);
B) с преобладанием гиперактивности и импульсивности (далее-СДВГ ГИ);
C) комбинированный подтип.
СДВГ с преобладанием дефицита внимания (СДВГ ДВ). Для установления диагноза этого синдрома необходимо наличие, по меньшей мере, шести симптомов из приведенного списка, которые сохраняются в течение шести месяцев и более в такой степени выраженности, которая свидетельствует о дезадаптации и не согласуется с уровнем развития ребенка.
1. Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, работе, других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает, когда к нему обращаются.
4. Ребенок часто не способен следовать инструкциям или доводить до конца выполнение школьных заданий, повседневных дел, обязанностей на рабочем месте (не из-за реакций оппозиции или непонимания инструкции).
5. Часто испытывает трудности в организации выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Часто избегает, не любит заданий, требующих постоянных умственных усилий (школьных заданий, домашних заданий).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Часто отвлекается на посторонние вещи.
9. Часто бывает забывчив в повседневных делах.
СДВГ с преобладанием гипераптивиости и импульсивности (СДВГ ГИ).
Не менее трех симптомов из перечисленных сохраняются шесть месяцев и долее в такой степени выраженности, которая свидетельствует о дезадаптации и не согласуется с уровнем развития ребенка.
1. Часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на месте.
2. Часто вскакивает с места в классе или в других ситуациях, требующих усидчивости.
3. Часто бесцельно бегает по комнате, пытается куда-то залезть в ситуациях, когда это неуместно.
4. Часто неадекватно шумен в играх, не может спокойно проводить досуг.
5. Часто находится в постоянном движении, ведет себя так, как будто у него внутри мотор.
6. Часто бывает болтливым.
7. Часто выпаливает ответ, не дослушав вопрос до конца.
8. Часто не способен дожидаться своей очереди в играх.
9. Часто прерывает других или вмешивается в разговор или игры других.
Если у ребенка обнаружены шесть и более симптомов из списка СДВГ ДВ, но меньше шести из списка СДВГ ГИ, то диагностируется первый подтип, т. е. СДВГ с преобладанием дефицита внимания. Если у ребенка выявлено обратное соотношение, т. е. шесть и более симптомов из списка СДВГ ГИ, но меньше шести симптомов из списка СДВГ ДВ, то диагностируется второй подтип - СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности. Если по обоим спискам число найденных симптомов превышает шесть, этот случай рассматривается как смешанное состояние, включающее дефицит внимания и гиперактивность.
Говоря о диагностике СДВГ, необходимо отметить, что хотя в практической работе с детьми специалистам часто приходится встречаться с гиперактивностью и нарушениями внимания, обусловленными именно СДВГ, эти симптомы могут быть признаками и ряда других состояний.
СДВГ важно разграничивать с широким кругом состояний, сходных с ним лишь по внешним проявлениям, но существенно отличающихся от СДВГ как по своим причинам, внутренним механизмам, а следовательно, и методам коррекции. По данным Н. Н. Заваденко (2005), к их числу относятся:
индивидуальные особенности личности и темперамента;
тревожные расстройства;
специфические расстройства развития школьных навыков:
дислексия, дисграфия, дискалькулия;
последствия перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации;
астенический синдром при соматических заболеваниях;
эндокринные заболевания;
сенсоневральная тугоухость;
эпилепсия;
умственная отсталость;
наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита-Мажениса,
ломкой Х-хромосомы и другие;
патохарактерологическое развитие личности, аффективные расстройства, аутизм, шизофрения.
СДВГ редко встречается изолированно - при этом синдроме коморбидность - скорее правило, нежели исключение (Hinshow, La-hey, Hart 1993). Так, частота встречаемости депрессий у детей с СДВГ находится на высоком уровне - приблизительно в 30% случаев. Помимо депрессивных состояний в исследованиях СДВГ обнаруживается коморбидность с другими психопатологическими нарушениями: биполярным расстройством, обсессивно-компульсив-ным синдромом, тревожными и невротическими расстройствами (American Academy of Pediatrics... 2000). Также СДВГ сочетается с оппозиционно-вызывающим расстройством и асоциальными расстройствами поведения (Barkley 2003). Около 20-30% школьников с СДВГ помимо характерных симптомов обнаруживают специфические расстройства школьных навыков (Seidman 2001).
В связи с вышесказанным следует отметить, что при диагностике СДВГ важно опираться на клинические наблюдения, подтвержденные патопсихологическими данными, анамнестическими сведениями, а также результатами опроса родителей и педагогов о поведении ребенка.

Рекомендации родителямНу вот и настал момент, когда перед вами и вашим ребенком уже больше не стоит выбор «идти или не идти?». Школа - это не детский садик, идти в нее придется, и именно с нее начинается настоящее приобщение ребенка к «взрослой» жизни, жизни со своими обязанностями, необходимостью делать то, что не нравится, жертвуя тем, что нравится и ну очень хочется сделать.
Если ваш ребенок хотя бы год ходил в детский сад, то многое не будет для него в новинку, если же нет, то тогда процесс адаптации к школе может занять чуть дольше времени.

Что можно и нужно учесть, отправляя малыша в первый класс, каким образом можно снизить стресс, возникающий при столкновении с новым, необычным, не всегда приятным и не всегда комфортным миром школы.

Прежде чем начать думать о том, что необходимо учесть при выборе школы для гиперактивного ребенка, хотелось бы обратить внимание родителей на то, что школа ни в коем случае родителей не заменяет и не снимает с них обязанности продолжать заниматься развитием и воспитанием своего ребенка. В школе ребенок может только проявить то, что вы в него уже заложили и продолжали закладывать. Все основы хорошего тона, воспитанности, терпимости к людям, все качества, необходимые для успешной учебы и просто для жизни: терпение, аккуратность, трудолюбие, расположенность к людям, умение думать не только о себе, но и том, кто рядом, и т. д. воспитываются и приобретаются не в школе, а только и исключительно в семье.

Воспитывается же и приобретается все это не путем постоянного использования различных способов «воспитательного воздействия», но только путем наблюдения ребенка за вами, путем, как это ни прискорбно, вашего личного примера. Отчасти вы заметили это, когда ребенок учился говорить, - он повторял абсолютно все ваши словечки и высказывания, даже те, которые вы не хотели бы, чтобы он повторял. То же самое касается и поступков, и выбора линии поведения в жизни.

Как нам кажется, при выборе школы для дошкольника должны быть учтены два основных момента:

  1. до школы должно быть удобно добираться;
  2. учитель начальных классов должен быть добрым и любить детей (по возможности).

И - на этом все. Школа может быть любой - самой простой муниципальной, находящейся во дворе дома, где вы живете, главное, она должна соответствовать данным требованиям.

Если школа находится в другом конце города, то необходимость раннего подъема, непременная нервотрепка, связанная с пробками, опасением опоздать, вашей связанностью - что делать три-четыре урока, до дома только доберешься, уже нужно ехать обратно, одного ребенка не отпустишь никак, - все это будет служить дополнительным источником нервозности и создавать дополнительный стресс. Это не полезно для любого ребенка, а для гиперактивного - тем более.
Учитель начальных классов должен любить детей - это обязательное условие.

В начальной школе интерес ребенка к познанию окружающего мира еще очень высок, но, с другой стороны, в этот период ребенок особенно раним и чувствителен к негативным воздействиям со стороны окружающих. Он учится познавать мир, определять, как, когда и на что нужно реагировать. Поведенческие стереотипы, складывающиеся в начальной школе, крайне сильны. Если на данном этапе отбить у ребёнка охоту к учёбе, то восстановить будет практически невозможно - потребуется ждать, пока у вашего ребенка возникнет осошинная необходимость в получении знаний, то есть фактически его изрослоети.

Главным «убийцей» детского интереса к учебе является страх. Если по каким-то причинам посещение школы и пребывание в ней ассоциируется у него со страхом и вы вовремя не заметите и не решите данной проблемы, то не исключено, что на долгие годы школа станет самым нелюбимым местом в мире.

Что касается обучения в различных гимназиях, дополнительных занятий (имеются в виду учебные занятия - языки, математика и т. д., а не развивающие - танцы, рисование, гимнастика и т. п.), то хочется, чтобы вы просто знали - физиологичной нагрузкой для ученика начальных классов является нагрузка в три-четыре урока в день. Причем в первом классе длительность урока должна быть не более тридцати минут, постепенно увеличиваясь до сорока минут.

Кроме того, гиперактивный ребенок по определению не способен концентрировать на чем-то свое внимание дольше десяти-пятнадцати минут подряд. Нагрузка, превышающая данные нормы, является нефизиологичной и создает предпосылки для возможного возникновения трудностей не только психологического характера (вызванных стрессом на фоне постоянных перегрузок), но и характера физического (как известно, именно стресс и постоянные перегрузки являются причиной многих болезней).

Итак, основные требования к школе мы вам привели, все остальное вы можете решить сами, когда сядете «семейным советом» и определите, чего вы ждете от школы для своего малыша. Решая данный вопрос, не забудьте поинтересоваться и мнением самого ребенка, возможно, его отношение к данной теме весьма вас удивит.

Теперь немного о том, что же можно и нужно сделать для того, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в школе максимально комфортно.

Ваши действия должны быть направлены по трем основным направлениям:

  1. психологическая подготовка и выработка социальных навыков, необходимых для нормальной адаптации в школьном коллективе;
  2. физическая подготовка: школа - это и большая физическая нагрузка, прежде всего, если ваш ребенок здоров, физически крепок, то ему гораздо легче будет перейти в новую ипостась;
  3. формирование необходимых учебных навыков. Попробуем чуть более подробно разобраться в том, что мы можем сделать для своего ребенка в каждом из этих направлений.
Психологическая подготовка и выработка необходимых социальных навыков

Школа - это уже совсем другой уровень познания ребенком окружающего мира. Это полная смена способа познания окружающего мира. Если в дошкольном возрасте основным средством познания мира была игра, то в школе ребенок должен осваивать новый вид деятельности - учебную.

Конечно, при посещении занятий для подготовишек, в детском садике, дома с мамой ребенок уже сталкивался с учебной деятельностью - у него были и занятия письмом, и устным счетом, и чтением.

Но все-таки это не была его основная деятельность. Он занимался всем этим как бы «факультативно» во время, остающееся свободным от игры.

Когда ребенок идет в школу, то ситуация меняется с точностью до наоборот. Теперь основной его «работой» становится учеба, а играть он может во время, остающееся свободным от учебы. Это очень сложно и трудно для ребенка. Ребенок консервативен по своей природе и крайне неодобрительно относится к любым глобальным переменам в своей жизни - инстинктивно он воспринимает их как угрозу своему знакомому и привычному миру. Особенно это касается ребенка гиперактивного - привычный и однообразный распорядок дня, скрупулезное следование действий друг за другом в течение всего дня - единственное спасение для его еще не совсем сформировавшейся и склонной к перевозбуждению психики.

Поэтому со школой нужно поступать так же, как вы поступали ранее с детским садом - начинать привыкать заранее и постепенно. Для гиперактивного ребенка крайне важно посещать подготовительные курсы - они помогут сделать переход от игры к учебе более плавным, постепенным.

Очень важно, особенно если вы не посещали детский садик, самой заниматься с ребенком и понемногу переходить к тому, чтобы ваши занятия напоминали уроки по своей структурной организации - было четкое начало и завершение урока, вырабатывались и закреплялись правила, свойственные школе, - не прерываться и не уходить без разрешения, учиться контролировать свое поведение, учиться сидеть смирно и не мешать соседу - в роли соседа можно использовать старших брата или сестру или просто друзей вашего ребенка.

Еще одной психологической проблемой, с которой сталкивается ребенок при поступлении в школу, является высокий уровень самостоятельности. Здесь уже нет ни родителей, ни даже воспитательницы с нянечкой, которые постоянно помогали ему справляться с простыми и повседневными делами - обслуживать самого себя, содержать в порядке рабочее место за своей партой, ходить в столовую и т. п. К этому ребенка тоже нужно заранее и постепенно приучать. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

Приучайте ребенка к жизни в коллективе, особенно если он не ходил в садик. Ему будет очень сложно привыкать одновременно к новому виду деятельности - к урокам и к необходимости проводить много времени и вместе что-то делать в большом коллективе. Развивайте у него одновременно и способность к продуктивному сотрудничеству, и способность постоять за себя, отстаивать свое мнение и отвоевывать свое место под солнцем.

Ну и, наконец, главное, что может обеспечить нормальную психологическую адаптацию ребенка к школе, - это тесный эмоциональный и психологический контакт с вами. Ребенок должен доверять вам, у него должно быть желание и развитая вами привычка постоянно рассказывать о том, что он сегодня делал, видел, думал, привычка откровенно говорить о тех проблемах, с которыми он сталкивался в течение дня. Между вами и ребенком должно быть доверие.

Вам следует интересоваться тем, что происходило с ним, не делая при ребенке акцента на том, что вы считаете проблемой, а он, возможно, пока еще не знает, как к этому относиться, но делая все возможное для того, чтобы проблему разрешить.

Главное - никогда не паниковать и, даже паникуя, не показывать своей паники ребенку. Ну да, он подрался и пришел домой с синяками, но ведь это неизбежно, драться нужно тоже учиться, поэтому лучше для вас, чтобы вы просто в такой ситуации разобрались, в чем причина, подсказали возможные пути мирного разрешения подобных ситуаций на будущее и научили ребенка правильно драться (правда лучше, если это сделает папа, мама по определению не способна научить правильно драться) на тот случай, если все-таки ситуация будет не разрешима мирным путем.

Физическая подготовка

Учеба - это не только эмоциональный стресс для ребенка, но и работа, требующая достаточно большой затраты физических сил. Как ни странно, но для того, чтобы сидеть на месте и делать уроки или слушать учителя, ребенку нужно гораздо больше физических сил, чем для того, чтобы целый день носиться по полям и весям.

Поэтому вы должны заблаговременно позаботиться о том, чтобы ваш ребенок был в хорошей физической форме и был способен выдержать физическое напряжение спокойного сидения в течение трех уроков и затем еще во время выполнения домашнего задания.

Кроме того, регулярные физические нагрузки - это еще и замечательное дисциплинирующее, развивающее упорство и способность к повторению одних и тех же действий средство. Регулярные физические нагрузки - это и лучшее «укрепляющее организм вещество», действующее не хуже самых современных витаминов.

Регулярные физические нагрузки нужны мамам и папам постоянно, не только во время подготовки их ребенка к школе, но подготовку ребенка к школе можно использовать в качестве средства, стимулирующего папу лишний раз сделать с ребенком зарядку, а маму - лишний раз пройтись с ребенком пешком до магазина или до ближайшего парка. В любом случае регулярные физические нагрузки могут оказаться отличным средством для "создания более спокойной атмосферы в семье".

Формирование необходимых учебных навыков

Если бы нас с вами сейчас заставили поступать в первый класс, то не исключено, что мы просто-напросто не сдали бы столь модный сейчас для дошколят экзамен или не прошли бы не менее модное собеседование. Требования, предъявляемые к уровню знаний первоклашек, столь высоки, что иногда задаешься вопросом - а для чего они идут в школу, если они уже и так знают все, что может реально пригодиться им в жизни?

Тем не менее все-таки нам придется соответствовать требованиям современной школы, и, даже если до этого вы считали, что не стоит омрачать ребенку детство лишними занятиями и ограничениями двигательной активности, все же непосредственно перед поступлением в школу придется всей семье вновь основательно засесть за учебник и пройти «школьную программу», необходимую для поступления в школу.

Требования, предъявляемые разными школами, настолько различны - в какой-то школе достаточно просто знать алфавит, иметь начальные навыки письма, уметь читать несложные тексты, а в какой-то необходимо владеть чуть ли не всеми арифметическими действиями, читать вслух с хорошей техникой чтения, быстро и без ошибок, уметь пересказывать тексты, писать небольшие сочинения и тому подобное. Поэтому в данном случае следует поступить точно так же, как вы когда-то поступили с детским садом, - когда вы определитесь со школой, необходимо пойти и узнать у учителей начальных классов либо у администрации школы, что должен знать ребенок, приходящий к ним в первый класс.

Кроме этого, опытные учителя начальных классов советуют родителям действовать в двух направлениях - развивать мелкую моторику руки и прививать навыки и интерес к чтению.
Развитие мелкой моторики руки необходимо для формирования навыков графики, то есть умения правильно писать буквы.

У детей дошкольного возраста мышцы кисти еще недостаточно развиты, поэтому зачастую плохой почерк и неправильно, неаккуратно написанные буквы связаны не с тем, что ребенок не хочет хорошо выполнить письменное задание, а с тем, что он просто не может - мышцы кисти, отвечающие за точность движений, недостаточно развиты.

Учителя начальных классов (Е.Л. Максимова) советуют выполнять такие простые и часто интересные для детей упражнения, как штриховка и обведение. Для развития мышц, отвечающих за мелкую моторику, вы можете приучать ребенка не просто раскрашивать картинки в раскрасках, но штриховать их ровными, желательно с одинаковым интервалом, штрихами.

Вы можете сами придумывать картинки, использовать трафареты, кстати, обводить трафареты - это тоже хорошее упражнение для развития мелкой моторики рук. Данные упражнения легко превратить в игру, однако, выполняемые регулярно, они помогут вам избежать в дальнейшем проблем с каллиграфией. Очень важно «поставить» руку ребенка, развить ее, подготовить к такой сложной работе, как письмо.

Что же касается навыков выражения мысли, то, как правило, от дошкольника при поступлении в школу требуют, чтобы он умел внимательно слушать чтение книги или рассказ взрослого, понимал то, что ему читают или рассказывают, умел правильно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Как правило, в современной школе также требуют, чтобы ребенок умел читать как минимум по слогам.

Чтение книг, а не только просмотр мультфильмов, необходимо ребенку, так как именно во время чтения развивается способность ребенка к образному мышлению (мультик такой возможности не дает, он предлагает уже готовые зрительные образы), восприятию информации на слух, тренируется долговременная память, способность к анализу и творческой интерпретации услышанного.

Лучший способ привить любовь к чтению - это создать еще одну семейную традицию, традицию чтения сказок перед сном. Причем если перед дневным сном это придется делать маме, то чтение сказки папой перед ночным сном ребенка даст обоим замечательную возможность побыть немного вместе, установить тесный эмоциональный контакт. Чтение сказок папой формирует у ребенка уверенность в защите, добром отношении со стороны отца, учит его доверять папе, формирует отношения, которые потом будут длиться в течение всей жизни.

Чтение перед сном можно использовать днем в качестве дополнительного упражнения по развитию речи - занимаясь с ребенком, мама всегда может спросить у него, что ему вчера читал папа. Пересказывая услышанное, ребенок учится не только правильно строить предложения и передавать свою мысль, но и анализировать суть прочитанного. Кроме того, обсуждение ситуаций и поведения героев может быть использовано родителями в воспитательных целях.

Гиперактивный ребенок приносит множество проблем не только и не столько родителям, сколько учителям, классным наставникам, воспитателям - одним словом, тем взрослым, кому по долгу службы приходится организовывать работу детского коллектива.

Гиперактивный ребенок - это аккумулятор неуправляемой энергии, которая, распространяясь в детском коллективе в геометрической прогрессии, может, если не принять вовремя нужных и безоговорочных мер, в считаные секунды превратить в хаос любое занятие и любой урок.

Конечно, когда в классе или группе появляется гиперактивный ребенок, наиболее грамотным и эффективным выходом было бы собрать членов педагогического коллектива, работающих с данным классом или группой, и провести своего рода семинар-обучение о том, как следует работать с данным ребенком, каким образом нужно организовывать занятия в группе или классе, в котором присутствует ребенок СДВГ (синдром дефицита внимания/гиперактивности), как сделать так, чтобы данный ребенок не стал единственной заботой и проблемой всего педагогического коллектива в ущерб остальным детям. Конечно, данный семинар или совещание должен провести грамотный психолог.

Как правило, практически во всех современных учебных заведениях есть штатный психолог, который и мог бы провести подобную разъяснительную работу. Однако, к сожалению, реальность всегда довольно далека от идеала - не всегда есть возможность провести подобный семинар-совещание, не всегда вовремя можно вспомнить обо всех рекомендациях, данных школьным психологом, поэтому в данной книге мы приводим некоторые рекомендации по организации работы с гиперактивными детьми.

Работать в классе с гиперактивным ребенком может оказаться немножко проще, если попытаться соблюдать хотя бы некоторые из нижеприведенных правил.

Организация учебного занятия:

  • учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
  • во время учебного занятия предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом, небольшая гимнастика;
  • ребенку будет легче адаптироваться в школе и классе, если вы создадите список правил, которые ученики должны выполнять. Важно, чтобы правила в списке были сформулированы в позитивной форме - он должен содержать перечень того, что надо делать, а не то, чего делать не следует;
  • поощряйте работу в группах, периодически изменяя их состав, способствуйте взаимодействию между учениками. Взаимопомощь и ощущение общности в классе создаст более спокойную и терпеливую атмосферу со стороны детей, поможет им меньше обращать внимание на несдержанное поведение ребенка с СДВГ, не насмехаться над его неудачами, но, наоборот, помогать справиться с ситуацией;
  • всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания заданий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания;
  • во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски;
  • используйте как можно больше наглядных средств обучения. Использование дополнительных дидактических средств обучения будет полезно не только для гиперактивного ребенка, но и для всего класса, позволит сделать занятие более интересным.

Работа с ребенком:

  • работу с гиперактивным ребенком необходимо строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемое™ и слабой организации деятельности;
  • посадите ребенка впереди в центре класса. Так внимание ученика будет больше направлено на учителя, и ребенок сможет лучше видеть и слышать его;
  • нужно по возможности игнорировать вызывающие постумки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
  • предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
  • научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
  • гиперактивному ребенку необходимо на определенный отрезок времени давать только одно задание; если задание большое, то лучше разбить его на отдельные отрезки и предлагать ребенку следующий кусочек задания только после выполнения предыдущего, периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
  • не относитесь к ребенку как к другому и необычному. Следует давать ему те же задания, что и остальным ученикам: учебные, практические и общественные. Создайте атмосферу «равного среди равных». Объясните родителям, что надо обратить особое внимание на выполнение домашних заданий;
  • работа лицом к лицу с ребенком, насколько это возможно, поможет обеим сторонам: учителю - понять проблемы ребенка, ученику - почувствовать, что учителю важно, чтобы он преуспел;
  • если ребенок теряет внимание и начинает мешать, самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или задание;
  • помогайте детям находить в учебном материале ключевые слова и выделять их яркими фломастерами;
  • больше поощряйте ребенка. Негативные оценки создают атмосферу неудач и только усиливают проблемное поведение.

Рекомендации общего характера:

  • всегда закрывайте классную дверь. Чем меньше постороннего шума слышат дети с СДВГ, тем легче им сосредоточить свое внимание на учителе;
  • задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске;
  • повесьте в классе календарь и отмечайте в нем важные даты, сроки и цели. Побудите учеников вести свой календарь и отмечать в нем то же, что и в классном календаре;
  • связывайтесь с родителями для передачи позитивных оценок. Создайте вместе с родителями систему, которая поддержит ученика и послужит продвижению общих целей.

И самое главное, работа с ребенком, страдающим СДВГ, будет эффективна только в том случае, если она комплексна и в ней принимают участие не только школа и учителя, но к ней обязательно привлекаются родители, лечащий врач ребенка, школьный психолог либо психолог, наблюдающий ребенка. Естественно, лечащий врач или психолог, наблюдающий ребенка, не будут делиться с учителем конфиденциальной медицинской информацией, но учитель обязательно должен проинформировать родителей о необходимости получения консультации у соответствующих специалистов и поинтересоваться рекомендациями, данными ими в отношении организации распорядка дня и учебной нагрузки.

Успешная работа с ребенком с СДВГ невозможна без сотрудничества с родителями. Необходимо, чтобы кто-то разъяснил им причины возникновения гиперактивности и разработал индивидуальную программу помощи ребенку. Практика показывает, что родители, как правило, более склонны доверять врачу, нежели педагогам и психологам, поэтому в функции учителя входит деликатно и ненавязчиво объяснить родителям, что консультация со специалистом необходима, что в этом нет ничего страшного и это не означает, что их ребенок ущербен, это значит, что он просто немного другой. Не лучше и не хуже, чем остальные дети в классе, просто - другой, и родителям жизненно необходима информация о том, в чем именно он отличается от других детей и как предпочтительнее строить взаимоотношения с ребенком так, чтобы он мог максимально реализовать себя в этом мире.

Поэтому желательно, чтобы именно медицинский специалист объяснил им, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями. Ребенок ведет себя таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии.

Задачей школьного психолога является проведение совместно с учителем и родителями психологической коррекции эмоциональной сферы и поведения ребенка. Он может заниматься с ребенком как индивидуально, так и в группе гиперактивных детей по специально разработанной программе. Кроме того, психолог ведет разъяснительную работу с педагогами, совместно с ними разрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с каждым гиперактивным ребенком и составляет индивидуальную программу развития такого ребенка.

Педагог, приняв к сведению рекомендации специалистов, осуществляет процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку. Только в случае подобного комплексного подхода происходит последовательное единодушное воспитание и обучение гиперактивного ребенка, что способствует реализации потенциала ребенка и снижению его эмоционального напряжения.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) нередко называют болезнью современных детей. И хотя он диагностируется у 6% детского населения в популяции независимо от региона, любой учитель начальных классов по личным ощущениям может вам сказать, что таких детей у него куда больше.

Как понять, что у ребенка СДВГ и как с этим жить, чем ему могут помочь родители, и о какой помощи стоит попросить школьного учителя, в начале учебного года корреспондент Sputik Светлана Лицкевич поговорила с врачом-психотерапевтом, кандидатом медицинских наук, доцентом Татьяной Емельянцевой.

Что такое СДВГ?

Такие дети знакомы всем - расторможенные, импульсивные, дезорганизованные, не способные подолгу сосредотачиваться на одном деле. Они могут прыгать на месте, махать руками как птицы, быстро забывают произошедшее и не могут рассказать, что происходило сегодня в школе. Их поведение несдержанное, порой вовсе неуместное, а тетрадки полны исправлений, иногда они и вовсе могут оставаться пустыми, предложения недописанными. Как правило, при достаточно высоком интеллекте, дети с СДВГ учатся значительно хуже своих возможностей, высидеть до конца урок - для них невыносимая пытка. Как помочь такому ребенку адаптироваться в школе, а школе - быть лояльной к ребенку?

Время работает на ребенка

Так получилось, что тему приложения сил в науке врачу-психотерапевту Татьяне Емельянцевой подсказала сама жизнь. Изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ей пришлось заняться, потому что у сына появились характерные признаки этого недуга. Она не скрывает этот факт, ровно, как и то, что все поправимо - просто такие дети требуют большого родительского труда. И чаще всего с возрастом перерастают большинство своих трудностей.

Чаще всего СДВГ становится проблемой, когда ребенок идет в школу. Когда выявляется его неспособность прилежно учиться - такие дети расторможенные, рассеянные, катастрофически неорганизованные. В детском саду это может проходить практически незамеченным, если повезло с педагогом.

Если такой ребенок попадает в поле зрения врача-психотерапевта до школы, чаще всего врачи просят отдавать ребенка с СДВГ в школу попозже?

Да, здесь время работает на ребенка. Его нервная система созревает, и чем позже он пойдет в школу, тем лучше будут результаты. Год для ребенка - это очень много. Пускай такой ребенок будет в своем классе переростком, но это пойдет на пользу и ему и учителю, который будет с ним работать.

Многих волнует вопрос - надо ли говорить учителю про СДВГ?

Безусловно, это надо сделать. Ведь учитель должен стать вашим союзником. И только вместе вы сможете выйти на хорошие результаты. Но, возможно, лучше это делать постепенно, по мере поступления симптомов, - многих учителей этот диагноз пугает. Большое счастье, если вам удастся найти педагога, знакомого с СДВГ, прежде успешно работавшего с такими детьми, или столкнувшегося с подобным в собственной семье.

К психотерапевту чаще всего обращаются когда ребенок идет в школу и всем становится очевидно его "неудобное поведение"

Не стоит сразу становится в позу - будто учитель вам что-то должен. Вам нужно учиться находить общий язык. Но в большинстве своем школа с этим знакома. Я, например, когда пыталась объяснить учительнице сына про то, что у нас «особенности», она мне невозмутимо сказала: «особенности есть у всех, это же дети».

Считается, что раньше такого диагноза не существовало, это особенность современных детей, которая проявляется у них все чаще. Это верно?

Нет, конечно. СДВГ - не новый диагноз. Он детально описан еще у Марка Твена . Том Сойер - типичный гиперактивный ребенок. Когда-то СДВГ называли гипердинамическим синдромом. Потому что эта непоседливость, непослушность были очевидны для окружающих. Это клинический феномен расстройства развития нервной системы. К ним, кстати, сейчас относят не только СДВГ, но и аутизм. И все чаще эти диагнозы могут сочетаться, особенно с синдромом Аспергера (одно из расстройств аутистического спектра). Существует, конечно, такая точка зрения, что детям с СДВГ повезло больше - у них менее выраженная слабость развития нервной системы, чем у детей с симптомами аутизма.

Чаще всего СДВГ - диагноз мальчишек. У девочек он встречается в 3-4 раза реже.

Когда родителям надо начинать беспокоится?

Обычно СДВГ начинают «искать» после 4 лет. Признаки могут быть самыми различными, иногда совсем нетипичными. Но некоторые характерные черты узнаваемы. У 30% процентов таких детей бывают проблемы с речевым развитием. Практически для всех характерно капризное протестное поведение. Они скандалят в супермаркетах не потому, что избалованы - они крайне нетерпеливы и не могут контролировать свои эмоции. У них рано, еще в дошкольном возрасте, начинают провялятся различные тики - признак слабости нервной системы. У многих обостренная сенсорная чувствительность. Некоторые могут впадать в истерику от звука пылесоса, «жмет - трет» - это тоже про них. Ко мне обратилась одна семья, в которой девочка приходила в первом классе из школы и раздевалась донага - ей все мешало. Они придирчивы к текстуре одежды, текстуре пищи. Пища с комочками для такого ребенка может стать 100% условиям, чтобы вообще не есть. У них могут долго сохраняться энурезы, энкопрезы (каломазание). Может неправильно формироваться акт дефекации - пока был в памперсах - проблем не было, а на горшок - не получается, протест. Зато почти сразу наложит в штаны, как только его оставят в покое. И иногда только по эти признакам обращаются к специалистам, других признаков проблемного поведения не заявляется. Если у ребенка есть подобные симптомы - это повод показать его врачу-психотерапевту.

Где родителям брать силы

Что делать, если такой диагноз выставили?

Не воспринимать это как конец света и готовиться к длительной работе. В Америке эти вопросы решаются просто - условием обучения ребенка с тяжелой формой СДВГ в приличной школе является назначение психостимуляторов. Высокая эффективность их доказана. Они повышают уровень дофамина, которых у детей с СДВГ не хватает.

У нас такой практики нет, просто нет возможности назначать психостимуляторы. Важно понимать, что это не антибиотик, который пропил и забыл, они не вылечивают, они помогают на время. Психостимуляторы надо пить годами. Химические нейромедиаторы включают мог, внимание - дают тот драйв, который помогает им довести начатое до конца. Уходит неудобное поведение. Дети начинают лучше учиться - потому что еще одна проблема таких детей - они учатся хуже свои возможностей. У них многое зависит от настроения, от работоспособности именно сегодня. Например, солнца сегодня больше - ребенок более адекватен, его мозги включаются лучше, он более собран. Но никто не думает о долгосрочной перспективе ребенка - что будет с ним дальше, сможет ли он без психостимуляторов, каким будет его поведение. По большому счету - это не решение проблемы, это ее откладывание.

Я занимаюсь СДВГ больше 10 лет, работаю и с детьми, и с родителями. За это время немало детей выросло - я удивлена тем, как со временем все меняется, как они выравниваются со сверстниками. Я, конечно, понимаю, что имею дело с мотивиров

анными родителями. Дети с СДВГ при нормальном внимании и заботе могут вырасти достаточно успешными. Да, - с маленькими нюансами. Зато из них получаются хорошие художники, архитекторы, врачи, режиссеры - они видят мир по-другому, видят образами, у них развито чувство сопереживания, они больше живут сердцем.

Вы говорите, что родители должны быть готовы работать с ребенком. Все мы вроде как детей воспитываем, учим шаг за шагом и т.д. Для детей с СДВГ что-то должно быть по-другому?

Нужно быть готовыми бесконечно проходить все заново. Если у родителей нет этого настроя марафонца, результатов может не быть. Недавно у меня была семья, они живут в Америке, сюда приехали к бабушке. У мамы там второй брак, есть маленький ребенок. Она неспокойная, неровная, - вижу, что у нее нет сил на старшего ребенка, у которого СДВГ. Маме нужен конкретный ответ: как сделать так, чтобы ребенок слушался, чтобы учился хорошо, чтобы понимал, что маме тяжело. По итогу беседы пришлось сказать бабушке, что нет вариантов, кроме психостимуляторов там у них, в Америке. Просто потому, что я вижу, что у мамы нет сил помогать. Мальчик очень непростой, ему 10 лет и он уже понимает, что с ним что-то не так. Знает, что предстоит прием лекарства. Спрашивает: «правда, что я не смогу так радоваться, как раньше, например, когда мой друг забивает гол?». Мне пришлось ему объяснять, что это только на время, чтобы изменилось отношение к нему. Это, на мой взгляд, высвечивает проблему отношения самих детей к назначению психостимуляторов, как несвободу.

Татьяна Емеьянцева не скрывает, что вплотную заняться изучением СДВГ ей пришлось в том числе и по личным мотивам

Хотя бывает и другое - я провожу много лет групповые занятия для родителей. У меня был один папа, который ходил ко мне год от года. Слушал приблизительно одно и то же по несколько раз. Когда я спросила - зачем, он сказал: «я хожу сюда за тем, чтобы у меня появились силы и дальше помогать своему ребенку». На групповых занятиях не только знания - но и эмоциональная поддержка, когда есть чей-то более удачный опыт взаимодействия со школой, например.

Достучитесь до него - в буквальном смысле

Если вернуться к школе - чего можно ждать от учителя, на какую помощь рассчитывать?

Ребенку с СДВГ трудно адаптироваться в социуме, а его поведение часто бывает неуместным. Они неудобны, такие дети. Для родителей, для учителей. У них немало проблем с вербальной оперативной памятью. Так называемая внутренняя речь - умение проговаривать мысли «про себя» формируется у ребенка в норме к 7 годам, а у этих детей она может сильно запаздывать. Нередко бывает - задача решена, но объяснить последовательность действий он не может. Как компьютер без принтера. Но зато они отлично справляются с тестовыми заданиями, здесь они могут показывать хорошие результаты.

Одна из самых распространенных родительских и учительских жалоб: «он меня не слышит».

Для того чтобы он вас услышал, подойдите к нему, дотроньтесь, посмотрите ему в глаза - для них важен тактильный контакт, пускай он вслух проговорит вашу просьбу. Это способ усилить эффективность его памяти. А учитель, зная как тяжело такому ребенку высидеть целый урок, может отправить его сполоснуть тряпку для доски, или попросить раздать тетради, полить цветы. Их внимание необходимо переключать на двигательную активность, тогда он будет справляться. Если на контрольной такого ребенка посадить возле учительницы - он будет стараться куда больше. Учитель должен это учитывать. Но для этого родителям стоит сначала поговорить с ним об особенностях подхода к такому ученику. Своим пациентам я даю памятки для учителей, чтобы они знали, как успокоить, как переключить внимание гиперактивного ребенка. Информация доступна и в интернете. Не все ее ищут, к сожалению.

Важно понимать, что дети с СДВГ действительно устают больше других. При незрелости нервной системы и их подвижности они бегут впереди паровоза. Зачастую, когда устают, становятся просто неадекватными.

У нас с сыном была очень понимающая учительница, которая его отсаживала на диванчик, когда видела, что он укладывался на парту от того, что устал. Или разрешала сосать леденец, который включал внимание при выполнении контрольной работы.

Можно ли таким детям ходить в продленку?

Категорически не советую. В продленке его завод закончится. И начнется расторможенность, клоунское поведение. А дома все будет по-другому - он сменит обстановку, переключится, отдохнет и вскоре будет способен заняться выполнением домашних заданий.

Одна из теорий, объясняющих СДВГ - так называемая энергетическая, теория «слабой батарейки мозга». С двигателем машины все в порядке. Но бензина иногда не хватает. Для них важна эмоциональная подзарядка. Очень помогают «обнимашки-целовашки». Но многие родители силу тактильного контакта недооценивают.

Как их все-таки уговорить учиться?

Такого ребенка бесполезно ругать за плохие оценки - но если он получил хорошую, лучше поощрить его так, чтобы он запомнил это и захотел сделать еще раз. Наказание действует на них гораздо слабее, чем поощрение. Им быстро становится скучно, все надоедает. При дополнительной стимуляции эффективность всех людей повышается. И у этих детей - особенно. Они нуждаются в постоянном вознаграждении. Немедленно. Обещание - будешь хорошо учиться, через 2 месяца поедешь с классом на экскурсию - не для них. Их награда должна быть немедленной.

Люди на своей волне

Откуда берется такой диагноз и есть ли надежда, что со временем ребенок выровняется, перерастет его?

В 60-х годах прошлого века было объявлено, что СДВГ - черта характера, которая наследуется. Сейчас снова считается, что это расстройство развития мозга, обусловленное как наследственными факторами, так и внешними. В том числе и тем, как проходила беременность, роды, в каких условиях воспитывается ребенок. И если генетически ребенок был предрасположен к дефициту дофамина, но в родах случилась асфиксия - это может стать очевидной проблемой.

СДВГ встречается и у взрослых. И цифры называются разные - от 30 до 70% случаев детского диагноза СДВГ может переходить во взрослый возраст. Ко мне за консультациями все чаще обращаются молодые люди, которым уже за 30 лет - они предприимчивые, занимаются IT, вроде как все нормально. Но они понимают, что с ними что-то не так.

Какие жалобы бывают у взрослых?

Многие жалуются на проблемы внимания, работоспособности, выраженной астенизации, «депрессивности», не складываются отношения с близкими, с начальством. Одна молодая девушка выразила свою проблему так: «Я забыла все, чему меня учили…»

Так это специфика нашего образования - сдал и забыл… Это вам и без СДВГ сотни взрослых могут сказать.

Я не совсем об этом. Люди с СДВГ - на своей волне. Они легко переходят социальные границы, не всегда соблюдают социальные условности - могут напрямую сказать другим нелицеприятные вещи. Их нередко не любят окружающие, а они не могут понять почему. У них часто бывают перепады настроения, характерна амбивалентность, двойственность - когда они не могут понять, что им надо. Впрочем, они нередко бывают очень успешны. Есть сайт «великие с СДВГ», но приводить примеры я не буду - для врача это некорректно.

Из своего опыта могу сказать - детей с СДВГ за последние годы стало больше, как и детей с аутизмом. И это проблема не только здоровья женщины в перинатальном периоде. Это проблема общества, его информатизации. Просто проявляет эту проблему, прежде всего, ребенок.

Конечно, с такими детьми непросто - постоянно организовывать его досуг, смотреть, чтобы у него было хорошее настроение, разруливать проблемы, держать руку на пульсе.

Но вы в любом случае должны верить в своего ребенка. При этом понимая, что вы можете сделать только то, что можете сделать. Но не сделать этого просто нельзя.