Классика        02.07.2023   

Базовые положения неоклассической экономической теории. Неоклассическая школа

Введение

Термин "неоклассическая школа" в экономической науке с точки зрения преемственности своих предшественников по "классической школе".

Неоклассики переняли у классиков, главное — приверженность принципам экономического либерализма и стремление "держаться чистого знания" или, как еще говорят, "чистой теории" без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений. Поэтому, признавая, что маржиналисты "второй волны" в отличие от маржиналистов "первой волны", да и в отличие от классиков расширили предмет исследования (прибегнув для этого — к качественно новому методологическому инструментарию, как-то: системы, благодаря возможностям математики и замене каузального и классификационного анализа, подход исследования хозяйственного механизма; функциональная характеристика взаимосвязи и взаимообусловленности экономических показателей), надо признать и обратное: неоклассики в то же самое время сузили предмет своего исследования из-за намеренного изъятия из круга теоретико-методологических задач экономической науки как проблематики социальной, так и макроэкономической направленности.

Прежде всего, нужно обратить внимание на особенности методологии неоклассического анализа. Во всех предыдущих теориях в первую очередь выделялся источник ценности, абсолютный закон ее образования. Например, ценность выводилась из затрат труда или издержек производства, или из предельной полезности. Неоклассики переходят к функциональной теории, где нет места абсолютным категориям, все они рассматриваются как относительные. Экономические явления анализируются не по принципу движения от глубинных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения (принцип релятивизма).

1 Что такое неоклассическая школа? Чем она отличается от классической школы?

Создание неоклассического направления связано с работами английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924). Именно он со своими «Принципами Экономикса» (1890 г.) (в русском переводе «Принципы политической экономии») считается основателем англо-американской школы экономической науки, получившей значительное влияние и в других странах.

В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.

А. Маршалл предложил «компромиссную» теорию цены, переработав и соединив концепцию Рикардо и концепцию Бем-Баверка - трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат).

Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением.

Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.

Одна из особенностей неоклассической школы - широкое использование графиков, схем, экономических моделей. Это не только иллюстративный материал, но и инструмент теоретического анализа.

1.1 Принцип экономического равновесия, обоснованный А. Маршаллом

Принцип экономического равновесия является одним из определяющих положений неоклассической школы. Равновесие в экономике - это соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями. Через ценовой механизм равновесие устанавливается путем либо ограничения потребительского спроса, либо увеличения объема производства (и предложения).

Обосновывая принцип равновесности, А. Маршалл ввел в экономическую науку категорию «равновесной цены», которая представляет собой точку пересечения кривой спроса (предельной полезности) и кривой предложения (предельных издержек). Оба эти фактора - слагаемые цены; полезность и издержки одинаково значимы.

В подходе А. Маршалла учитываются как объективная (издержки производства), так и субъективная (полезность благ) сторона.

В коротком периоде равновесная цена образуется в точке пересечения кривой предложения и кривой спроса. По словам Маршалла, «принцип издержек производства и принцип "конечной полезности", без сомнения, являются составной частью одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц».

Равновесная цена

Маршалл также пишет: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

«Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой.

Такое равновесие является устойчивым, т.е. цена при некотором отклонении от него будет стремиться к возвращению в прежнее положение подобно тому, как маятник колеблется в ту и другую сторону от своей низшей точки».

Равновесная цена не есть раз и навсегда данная и неизменная цена. Она меняется, поскольку меняются ее составляющие: спрос - под влиянием убывающей или возрастающей предельной полезности торта; предложение - в результате возрастания или убывания предельных издержек. Изменения происходят под воздействием многих факторов: доходов, времени, перемен в экономической ситуации.

Равновесие по Маршаллу - это равновесие только рынка товаров. Оно достигается при наличии определенных условий, прежде всего - свободной конкуренции.

1.2 Концепция Дж. Б. Кларка. Распределение дохода между производственными факторами

Принцип предельных величин был распространен неоклассиками на сферу производства. Американский экономист Джон Бейтс Кларк (1847-1939) использовал этот принцип (наряду с другими) для решения проблемы распределения «общественного дохода».

Как определить долю каждого фактора в продукте?

Кларк рассматривает соотношение двух факторов - труда и капитала и делает следующие выводы:

1) с количественным увеличением одного фактора (при неизменности другого) его отдача постепенно уменьшается;

2) рыночная цена, а значит, и доля каждого фактора устанавливается в соответствии с предельным продуктом, который создается с помощью этого фактора.

Согласно концепции, выдвинутой Кларком, заработная плата наемных работников совпадает с размером продукта, который следует «приписать» (вменить) предельному труду. При найме рабочих предприниматель не будет превышать границу, за которой дополнительные работники не приносят ему дополнительного дохода. Продукт, создаваемый «предельными» работниками, и соответствует оплате их труда.

Иначе говоря, предельный продукт равен предельному доходу.

Весь фонд заработной платы представляет собой предельный продукт, умноженный на число работников. Продукт труда дополнительных работников устанавливает уровень оплаты всех занятых на данном предприятии.

Доход предпринимателя есть разница, которая образуется между величиной созданного продукта и той частью, которая представляет собой фонд заработной платы. Если заработная плата определяется предельной производительностью труда, то доход предпринимателя - предельной производительностью капитала (его последней, добавленной единицей). По теории Кларка, доход предпринимателя как владельца средств производства представляет собой процент на вложенный капитал. Прибыль же - результат предпринимательской функции владельца капитала. Она образуется в случае, когда предприниматель выступает в качестве новатора, внедряет усовершенствования, новые комбинации производства.

Особенность распределительной концепции Кларка состоит в том, что она опирается не на принцип «затрат», а на принцип результативности производственных факторов, их вклада в создание продукта.

«Цена» фактора, по Кларку, определяется стоимостью прироста продукции при использовании дополнительной единицы этого фактора.

Производительность факторов определяется в соответствии с принципом вменения. Каждой дополнительной единице фактора вменяется весь дополнительный («предельный») продукт без учета участия в этом процессе других факторов. Предельная производительность каждого фактора производства соответствует величине созданного им предельного продукта.

1.3 Теория благосостояния Сиджвика и Пигу

Важным течением в неоклассической науке была теория благосостояния. Значительный вклад в нее внесли Генри Сиджвик (1838-1900) и Артур Пигу (1877-1959).

В своем трактате "Принцип политической экономии" Сиджвик подверг критике понимание богатства у классиков, их доктрину "естественной свободы", согласно которой каждый индивид, преследуя собственную выгоду, одновременно служит выгоде всего общества. Доход общества слагается из доходов частных лиц. Сиджвик утверждает, что частная и общественные выгоды не совпадают; что свободная конкуренция обеспечивают эффективное производство богатства, но не дает справедливого распределения его. Система "естественной свободы" порождает конфликты между частными и общественными интересами. Более того, конфликт возникает также внутри общественного интереса: между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений. Сиджвику в первую очередь обязана своим формированием доктрина о смешанной экономике.

Главное сочинение А. Пигу - "Экономическая теория благосостояния" (первое издание - 1920 г.). В центре его теории - понятие национального дивиденда (национального дохода). Пигу поставил задачу - выяснить соотношение экономических интересов общества и индивида в аспекте проблем распределения, используя понятие "предельный чистый продукт".

Ключевым понятием концепции Пигу является дивергенция (разрыв) между частными выгодами и издержками, выступающими как результат экономических решений отдельных людей, с одной стороны, и общественной выгодой и затратами, выпадающими на долю каждого, - с другой. Он считал, что нерыночные связи глубоко проникают в индустриальную экономику и представляют собой большой практический интерес. Средством воздействия на них должна быть система государственных налогов и субсидий.

Обратим внимание также на эффект Пигу. Классики считали, что при наличии гибкой заработной платы и подвижных цен процентная ставка будет приводить в равновесие сбережения и инвестиции, а также спрос и предложение денег при полной занятости. А как обстоит дело в условиях безработицы? Неоклассическая концепция равновесия в условиях безработицы названа эффектом Пигу. Этот эффект показывает влияние активов на потребление и зависит от той части денежной массы, которая отражает чистую задолженность правительства. Поэтому эффект Пигу основывается на "внешних деньгах" (золото, бумажные деньги, государственные облигации) в отличие от "внутренних денег" (чековые депозиты), применительно к которым снижающиеся цены и зарплата не порождают чистого агрегатного эффекта. Следовательно, когда цены и зарплата снижаются, отношение предложения "внешнего" ликвидного богатства к национальному доходу возрастает до тех пор, пока стремление к сбережениям не начнет насыщаться, что в свою очередь стимулирует потребление.

Сравнительная таблица различий двух направлений в развитии экономической мысли IXX в начале ХХ веков

Классическая экономическая теория

Маржинализм

Основная идея

Базировались лишь характеристикой сущности экономического явления (категории), выраженной в средней либо суммарной величине.

маржинализм базируется действительно на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях.

Теория стоимости

по классической концепции в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда (по другой трактовке - издержками производства).

По концепции маржиналистов формирование цены (через теорию предельной полезности) увязывается с потреблением продукта, то есть учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта.

Количественная теория денег.

Ведь классики в противовес примитивному инфляционизму своих предшественников - меркантилистов еще со времен Д.Юма, то есть боле ста лет, «доказывали» степень ненейтральности денег ходя бы в краткосрочном периоде, они не допускали возможность позитивного воздействия ползучей инфляции на производство и занятость. Согласно их интерпретации количественной теории денег речь идет о «простой ясной теореме пропорциональности».

маржинальная революция» дала «новые доказательства» для постепенного отхода от ортодоксальной версии количественной теории денег Рекардо-Миля. В результате «пришло время» неформального признания главных функций денег: средство обращения; мера стоимости или единицы счета; средство сбережения, накопления или средства сохранения стоимости.

Методология

классики подразделяли экономические явления тенденциозно, считая, в частности сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость - исходной категорией всего экономического анализа

маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, то есть материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

Заключение

В данной контрольной работе была раскрыта тема «Общая характеристика неоклассической школы». Рассмотрены Теория благосостояния Сиджвика и Пигу Концепция Дж. Б. Кларка. Принцип экономического равновесия, обоснованный А. Маршаллом. Даны ответы на следующие вопросы: Что такое неоклассическая школа? Чем она отличается от классической школы? Дали сравнение двух направлений в развитии экономической мысли IXX в начале XX веков.

Список литературы

  1. Блауг С.А. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело ЛТД, 1994.
  2. Бартенев С.А. История экономических учений: в вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 1998.
  3. Кларк Д.Б. Распределение богатства. - М.: Экономика, 1992.
  4. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита - Пресс, 1996.
  5. Маршалл А. Принципы экономической науки. Кн. I-III - М.: Прогресс, 1993.
  6. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968.
  7. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1997.
  8. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: Экономика, 1996.

С идеями маржинализма .

Главный труд А. Маршалла - шестикнижие «Принципы экономикс » - издан в 1890 г. и впоследствии постоянно им дополнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях.

С точки зрения преемственности идей «классиков », А. Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций «чистой» экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции ». Но придя через новые маржинальные принципы к идее равновесия экономики, он характеризовал ее лишь как «частную» ситуацию », т.е. на уровне фирмы, отрасли (микроэкономики). Подобный подход стал определяющим как для созданной им кембриджской школы, так и для большинства неоклассиков конца XIX - первой трети XX в.

Термин «экономикс » Маршалл ввел в первой же главе своей книги «Политическая экономия », или экономическая наука (Economics ), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния.

Маршалл признает, что в современной ему экономике «распределение национального дивиденда плохое ». Но если допустить «равное распределение национального дохода , - пишет он, - ...доходы народных масс - хотя они, конечно, значительно возрастут разово вследствие устранения всех неравенств - и близко не поднимутся даже временно к уровню, предсказываемому социалистическими ожиданиями золотого века .
Неравномерность богатства... серьезный дефект в нашем экономическом устройстве. Любое уменьшение его, достигнутое средствами, которые не подрывают мотивов свободной инициативы,.. было бы, по-видимому, явным общественным достижением ».

Центральное место в исследованиях Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке, характеризуемом им как единый организм равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов. Рыночную цену он рассматривает как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.

Генри Седжвик (1838-1900) в своем трактате «Принцип политической экономии » утверждал, что частная и общественная выгоды не совпадают, что свободная конкуренция обеспечивает эффективное производство богатства, но не дает справедливого распределения его. Система «естественной свободы » порождает конфликты между частными и общественными интересами. Конфликт возникает и внутри общественного интереса: между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений.

Артур Пигу (1877-1959). Главный труд «Экономическая теория благосостояния ». В центре его теории - понятие национального дивиденда (дохода). Он считал национальный дивиденд показателем не только эффективности общественного производства, но и меры общественного благосостояния. Пигу поставил задачу - выяснить соотношение экономических интересов общества и индивида в аспекте проблем распределения, используя понятие «предельный чистый продукт ».

Ключевым понятием концепции Пигу является дивергенция (разрыв) между частными выгодами и издержками и общественной выгодой и затратами. Пример - фабрика с дымящей трубой. Фабрика использует воздух (общественное благо) и возлагает на других внешние издержки. Средством воздействия Пигу считал систему налогов и субсидий.

Достижение максимума национального дивиденда возможно через действие 2-х дополняющих друг друга сил - частного интереса и вмешательства государства, выражающего интересы общества.

Неоклассическая концепция равновесия в условиях безработицы названа эффектом Пигу. Этот эффект показывает влияние активов на потребление и зависит от той части денежной массы, которая отражает чистую задолженность правительства. Поэтому эффект Пигу основывается на «внешних деньгах » (золото, бумажные деньги, государственные облигации) в отличие от «внутренних денег » (чековые депозиты), применительно к которым снижающиеся цены и зарплата не порождают чистого агрегатного эффекта. Следовательно, когда цены и зарплата снижаются, отношение предложения «внешнего » ликвидного богатства к национальному доходу возрастает до тех пор, пока стремление к сбережениям не начнет насыщаться, что в свою очередь стимулирует потребление.

Также Пигу внес коррективу в методологию исследования денег И. Фишера , предложив учитывать мотивы хозяйствующих субъектов на макроуровне, обусловливающие их «склонность к ликвидности » - стремление откладывать часть денег в запас в виде банковских вкладом и ценных бумаг.

Вклад Дж. Б. Кларка в неоклассической экономической теории

Джон Бейтс Кларк (1847-1938) - основатель американской школы маржинализма, внесший заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX в.

Наиболее значимы его труды «Философия богатства » (1886) и «Распределение богатства » (1899), в которых ему удалось углубиться в наиболее популярные в ту пору маржинальные идеи и обозначить неординарные положения:

  • новизна методологии в рамках выдвинутого учения о трех естественных разделах (отделах) экономической науки. Первый охватывает универсальные явления богатства. Второй включает социально-экономическую статику и говорит о том, что происходит далее с богатством. Третий отдел включает социально-экономическую динамику и говорит о том, что происходит с богатством и благосостоянием общества при том условии, если общество меняет форму и способы деятельности;
  • обоснованный на микроэкономическом анализе закон предельной производительности факторов производства.

«Распределение общественного дохода » регулируется общественным законом, который «при совершенно свободной конкуренции » может обеспечить каждому фактору производства создаваемую им сумму богатства.

«Богатство » - это количественно ограниченные источники материального человеческого благосостояния.

«Каждый фактор производства » имеет в общественном продукте ту долю богатства, которую именно он производит.

Разложение всего дохода общества на различные виды дохода (заработная плата, процент и прибыль) непосредственно и целиком является «предметом экономической науки ». Названные виды дохода получаются соответственно «за выполнение работы », «за предоставление капитала » и «за координирование заработной платы и процента ».

При определении доходов «со здравым смыслом » ни один из «классов людей », занятых в производстве, не будет «иметь претензий друг к другу ».

В экономическом смысле производство продукта не закончено до тех пор, пока представители торговли не довели его до покупателя и продажа состоялась, что являет собой «завершающий акт общественного производства ».

Воображаемому статическому общественному производству присущ неизменный характер операций, связанных с постоянным выпуском одних и тех же видов благ при прежних технологических процессах, видах орудий и материалов, не позволяющих ни увеличивать, ни уменьшать величину доставляемого производством богатства. В состоянии социально-статического производства земля возделывается одними и теми же орудиями и получается один и тот же вид урожая, а на фабриках работают с теми же машинами и материалами, т.е. ничего не меняется в способе производства богатства или, другими словами, производительный организм сохраняет свою форму неизменной.

Итак, в состоянии статики можно констатировать движение как бы в замкнутой системе, что предопределяет равновесность и стабильность экономики.

Общие виды изменений, которые образуют динамические условия, дестабилизирующие экономику:

  1. увеличение населения;
  2. рост капитала;
  3. улучшение методов производства;
  4. изменение форм промышленных предприятий;
  5. выживание более производительных предприятий вместо устраняемых менее производительных.

Кларк излагает предположение о том, что люди еще до окончания XX в. будут знать о последствиях, к которым приводят факторы динамического состояния общества, и произойдет это благодаря «чистой теории экономической динамики », позволяющей провести качественный анализ явлений изменчивости и перенести теорию в новую плоскость, расширив во много раз предмет политической экономии.

Кларк оперирует такими категориями, как «предельный рабочий », «предельный характер работы », «предельная полезность », «конечная полезность », «предельная производительность », и другими. Он всецело принимает и принцип приоритетности микроэкономического анализа, утверждая, в частности, что «жизнь Робинзона была введена в экономическое исследование вовсе не потому, что она важна сама по себе, а потому, что принципы, управляющие хозяйством изолированного индивидуума, продолжают руководить и экономикой современного государства ».

Главная заслуга Кларка состоит в разработке концепции распределения доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства, которую в экономической литературе называют законом предельной производительности Кларка.

По мнению ученого, этот закон имеет место в условиях свободной (совершенной) конкуренции, когда мобильность всех хозяйствующих субъектов способствует достижению параметров равновесия экономики.

Кларк решил сосредоточиться на принципе убывающей предельной производительности однородных, т.е. обладающих одинаковой эффективностью, факторов производства. Это означает, что при неизменной капиталовооруженности предельная производительность труда начнет снижаться с каждым вновь привлеченным работником и, наоборот, при неизменной численности работающих предельная производительность труда может быть выше только благодаря возросшей капиталовооруженности.

Построив разработку своей теории предельной производительности на микроуровне и в основном на примере свободно функционирующего конкурентного предприятия Кларк утверждает о существовании некой «зоны безразличия » или «предельной сферы », которая в сфере работы каждого предприятия считается контролируемой.

В принципе из «закона » предельной производительности Кларка возможен удручающий вывод о том, что цена фактора производства обусловлена ее относительной дефицитностью. Это, в частности, наводит на мысль, что «справедливая заработная плата » всегда соответствует предельной производительности труда, а последняя может быть относительно ниже другого более производительного фактора, т.е. капитала.

Суть «закона » Кларка сводится к следующему: фактор производства - труд или капитал - может приращиваться до тех пор, пока стоимость продукта, производимого этим фактором, не сравняется с его же ценой (например, численность работающих на предприятии возможно увеличивать лишь до определенного предела, т.е. пока данный фактор не вступил в «зону безразличия »).

Действие этого «закона » в практике хозяйствования предполагает, что стимул увеличивать фактор производства исчерпывает себя, когда цена этого фактора начинает превышать возможные доходы предпринимателя.

Т. А. Фролова. - История экономических учений: конспект лекций. - Таганрог: ТРТУ, 2004

В последней трети XIX в. с развитием внутренних экономических и социальных противоречий капитализма начинается стадия, характеризующаяся возникновением монополий и активным вмешательством государства в развитие экономики, ее огосударствлением. Эта стадия неоднозначно трактовалась представителями различных направлений и школ экономической теории. В марксистской политической экономии ее назвали империализмом (Ленин), в трудах западных ученых самыми распространенными стали названия «корпоративный» и «народный», «индустриальное общество», «общество потребления».

Своё новое имя экономическая наука получила в вышедшей в 1890 г книге выдающегося английского экономиста, основоположника неоклассического направления, главы «кембриджской школы» Альфреда Маршалла (1842-1924). Называлась она «Принципы экономической науки» (Principles of economics). Автор книги считал, что экономические исследования должны следовать практике житейской логики, быть научным обобщением рационального мышления и поведения рыночных агентов. Поэтому под «экономикс» стали понимать науку, исследующую поведение людей в процессе производства, распределения и потребления редких благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, а также способы наиболее эффективного использования этих ресурсов.

Объект исследования неоклассической экономической теории -- поведение Homo economicus -- «человека экономического», который в качестве продавца рабочей силы, потребителя или предпринимателя пытается максимизировать свой доход, свести к минимуму затраты (или усилия). Эта теория возникла в 70-е гг. XIX в. Ее основатели -- известные экономисты, представители австрийской школы К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, а также У. Джевонс, Л. Вальрас и др.

Основной категорией анализа сторонники неоклассической экономической теории считают предельную полезность, противопоставляя ее теории трудовой стоимости. Стоимость товара они определяют полезностью последнего, наименее необходимого предмета потребления, то есть предельной полезностью. Общие принципы концепции предельной полезности были развиты С. Викселем и Дж. Б. Кларком. Двумя ее направлениями являются маржинализм и монетаризм.

Дальнейшее развитие неоклассическая теория получила в трудах английских экономистов А. Маршалла и А. Пигу. А. Маршалл, в частности, дал определение «эластичности спроса» и «цены равновесия», развил теорию цены, согласно которой стоимость определяется затратами различных факторов, прежде всего, земли, труда и капитала. Представителями австрийской школы выдвинуты положения о том, что с целью изучения закономерностей формирования спроса потребителей и цен на приобретаемые ими товары и услуги необходимо соизмерить и оценить различные полезные блага -- пищу, одежду, воду, товары длительного пользования и др. По мнению А. Маршалла, цена, по которой покупатель приобретает товар или услугу, определяется степенью их полезности, а цена, которую назначает продавец -- издержками производства. В процессе покупки товара происходит взаимный компромисс между покупателем и продавцом, в котором проявляется механизм действия закона спроса и предложения.

Представители неоклассической школы выступают за нормативный характер экономической науки, то есть за нацеленность ее на разработку экономической политики, конкретных практических мер и рекомендаций.

В центре внимания представителей неоклассического направления находился анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. Как показал А.Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободной конкуренции, и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия.

Созданные неоклассиками инструменты анализа и сегодня составляют «золотой фонд» мировой экономической науки. Это - эластичность спроса, предельный анализ, различие между коротким и длительным периодами при учете временных воздействий на хозяйственную деятельность, анализ внутренней и внешней производственной экономии в теории фирмы, взаимозависимость рынков и др.

Идеализация механизма свободной конкуренции («невидимая рука» рынка способна направлять развитие экономики по наиболее эффективному пути), недооценка роли государства (оно должно быть лишь «ночным сторожем»), характерные для неоклассиков, определяли развитие экономической теории на протяжении ряда десятилетий, вплоть до конца 20-х годов нынешнего века. Экономическая теория этого периода сначала именовалась «теорией цены», затем «теорией фирмы», и, наконец, получила широко используемое сегодня название «микроэкономика».

Уже на рубеже двух веков микроэкономический анализ подвергается острой критике со стороны некоторых ученых, однако, в конечном итоге оппозиционные выступления, как это часто случается, только способствовали развитию и укреплению авторитета неоклассического направления. В этот период науке стали известны имена таких выдающихся ученых-неоклассиков, как Артур Пигу (1877-1959), Карл Менгер (1840-1921), Евгений Бём-Баверк (1851-1914), Фридрих Визер (1851-1926), Леон Вальрас (1834-1910), Вильфредо Парето (1848-1923) и др. Именно в их трудах были окончательно сформулированы основные принципы маржинализма (от marginal - предельный - англ.), или теории предельной полезности, знаменовавшей поистине революционный прорыв в представлении о ценности, цене, пропорциях обмена, издержках, спросе и предложении и др. Маржиналисты в основу экономического анализа положили субъективные оценочные суждения вовлеченных в хозяйственные отношения субъектов.

Опираясь на «закон рынков» Ж.-Б. Сэя, согласно которому предложение продукта всегда создает спрос на него самого («товары обмениваются на товары»), неоклассики обосновывали саморегулирующийся характер рыночной экономики, способность механизма свободной конкуренции восстанавливать нарушенное равновесие и обеспечивать тем самым динамичное, бескризисное развитие.

Особое место в экономической науке занимают такие последователи принципа «laissez faire», как австро-американский экономист Август Фридрих фон Хайек (1899-1992) и австрийский экономист Людвиг фон Мизес (1891-1973). На протяжении всей своей творческой жизни эти ученые стояли на позициях непримиримых противников государственного вмешательства в экономику, предупреждали об опасности чрезмерной зарегулированнсти хозяйства, которая незаметно для ее последователей ведет к тоталитаризму.

Неоклассическая школа - это направление, сформированное в экономической сфере, появилось оно в девяностых годах. Развиваться течение начало при втором этапе маржиналистской революции, а связано это с творческим началом кембриджской и американской школ. Именно они отказались рассматривать глобальные проблемы рынка в экономическом плане, а решили выявлять закономерности оптимального хозяйствования. Так начала развиваться неоклассическая школа.

Идейность теории

Развитие данное течение получило благодаря продвигаемым методологиям. Основные идеи неоклассической школы:

  • Экономический либерализм, «чистая теория».
  • Маржинальные принципы равновесия на микроэкономическом уровне и при условии полноценной конкуренции.

Экономические явления начали анализировать, давать им оценку и делалось это со стороны субъектов хозяйственной деятельности, что задействовали в работе численные методы исследования и применяли математический аппарат.

Какой объект исследования экономической науки?

Объекта исследования было два:

  • «Чистая экономика». Основная суть заключена в том, что потребуется отвлечься от национальных, исторических форм, от типов собственности. Все представители неоклассической школы, как и классической, хотели сохранить чистую экономическую теорию. Они предлагали всем исследователям не руководствоваться неэкономическими оценками, так как это совершенно неоправданно.
  • Сфера обмена. Производство отходит на второй план, а вот решающим звеном общественного воспроизводства считается распределение, обмен.

Если говорить точнее, то неоклассики, применяя на практике соединили воедино область производства, распределения, обмена в две равноправные сферы целостного системного анализа.

Какой предмет исследования данного течения?

Неоклассическая экономическая школа выбрала предметом исследования следующее:

  • Субъективную мотивацию всей деятельности в области экономики, что пытается возвести на максимум выгоду и понизить траты.
  • Оптимальное поведение субъектов хозяйственной деятельности в среде, где ресурсы ограничены, для лучшего удовлетворения потребностей человека.
  • Проблему установления закономерностей рационального хозяйствования и при свободной конкуренции, обоснование законов, что положены в формирование ценовой политики, заработной платы, дохода и его распределение в обществе.

Отличия классической и неоклассической школы

Формирование неоклассического направления в экономике стало возможным благодаря работам английского экономиста по имени Именно этот человек разработал «Принципы экономиста» в 1890 году и считается законным основателем англо-американской школы экономической науки, что получила еще хорошее влияние в иных странах.

Классики основное свое внимание уделяли теории ценообразования, а неоклассическая школа в центр исследования воздвигла законы формирования ценовой политики, анализ спроса рынка и предложений. Именно А. Маршалл предложил сформировать «компромиссное» направление касательно ценообразования, переработав полностью концепцию Рикардо и связав ее с направлением Бем-Баверка. Таким образом сформировалась двухфакторная базирующаяся на анализе связей спроса и предложения.

Неоклассическая школа никогда не отрицала необходимость в государственном регулировании, а это как раз одно из основных отличий от классиков, однако именно неоклассики считают, что влияние всегда должно быть ограниченным. Государство формирует условия для ведения хозяйственной деятельности, а рыночный процесс, построенный на конкуренции, способен гарантировать сбалансированный рост, равновесие между запросами и предложением.

Также стоит сказать, что основным отличием неоклассической экономической школы является применение на практике графиков, таблиц, определенных моделей. У них это не только иллюстративный материал, но и основной инструмент для теоретического анализа.

Что можно сказать об экономистах-неоклассиках?

Представляют они неоднородную среду. Отличаются они сферой интересов, изучают различные проблемы и пути их решения. Еще отличаются экономисты применяемыми методиками, подходами к анализу всей деятельности. Это также является и отличием от классиков, у которых больше однородные взгляды, выводы, которые разделяют фактически все представители этого направления.

Детальней о принципе от А. Маршалла

В неоклассической школе экономики имеется самый главный принцип равновесия, который определяет всю концепцию данного направления. Что же означает равновесие в экономике? Это соответствие, существующее между спросом и предложением, между потребностями и ресурсами. Благодаря ценовому механизму устанавливаются ограничения потребительского спроса или же увеличиваются объемы производства. Именно А. Маршалл ввел понятие «равновесной стоимости» в экономику, что представлена точкой пересечения кривой спроса и предложения. Эти факторы являются главными слагаемыми цены, а полезность и издержки играют равноценную роль. А. Маршалл в своем подходе берет во внимание объективную и субъективную стороны. В кратком периоде равновесная стоимость формируется в точке пересечения спроса и предложения. Маршалл утверждал, что принцип издержек производства и «конечной полезности» является ключевой составляющей всеобщего закона спроса и предложения, каждый из которых можно сравнить с лезвием ножниц.

Экономист писал, что можно бесконечно спорить с основанием того, что цена регулируется издержками производственного процесса, как и о том, что именно разрезает кусочек бумаги - верхнее лезвие ножниц или все же нижнее. В тот момент, когда спрос и предложение находятся в равновесии, то число товаров, что изготовляется за определенную единицу времени, можно считать равновесным, а стоимость их продажи - равновесной ценой. Такой баланс именуется устойчивым, а стоимость при малейшем колебании станет стремиться вернуться в прежнее свое положение, напоминая при этом маятник, что колеблется из стороны в сторону, стараясь вернуться в исходное положение.

Равновесная цена имеет свойство меняться, она не всегда неизменная или данная. Все из-за того, что меняются ее составляющие: спрос либо растет, либо падает, как, впрочем, и само предложение. Неоклассическая школа экономики утверждает, что все изменения в цене происходят из-за следующих факторов: дохода, времени, перемен в экономической сфере.

Равновесие по версии Маршалла - это равновесие, наблюдающееся только на рынке товаров. Достигается такое состояние только в рамках и никак иначе. Неоклассическая школа экономической теории представлена не только А. Маршаллом, но есть и другие представители, о которых стоит непременно упомянуть.

Концепция Дж. Б. Кларка

Американский экономист по имени Джон Бейтс Кларк использовал принцип предельных величин для разрешения проблем распределения «общественной прибыли». Как же он пожелал распределить часть каждого фактора в продукте? Он взял за основу соотношение пары факторов: труда и капитала, а после сделал следующие выводы:

  1. При численном понижении одного фактора отдача станет сразу же уменьшаться даже при неизменном состоянии иного фактора.
  2. Рыночная стоимость и доля каждого фактора устанавливаются в полном соответствии с предельным продуктом.

Кларк выдвинул концепцию, в которой утверждается, что заработная плата работников совпадает с размерами продукции, которую требуется «приписать» предельному труду. При найме предприниматель не должен превышать определенные граничные показатели, за которыми сотрудники не станут приносить ему дополнительную прибыль. Товары, создаваемые «предельными» сотрудниками, и будут соответствовать оплате вкладываемого труда. Другими словами, предельный продукт приравнивается предельной прибыли. Весь фонд заработной платы представлен в виде предельного продукта, что умножается на количество принятых на работу сотрудников. Уровень оплаты устанавливается благодаря производимой продукции дополнительными работниками. Прибыль бизнесмена состоит из разницы, что формируется между величиной изготовленного продукта и той долей, что составляет фонд зарплаты. Кларк выдвинул теорию, согласно которой доход владельца производственного дела представлен в виде процента на вложенный капитал. Прибыль является результатом предпринимательства и упорного труда, образуется лишь тогда, когда владелец является новаторов, постоянно внедряет новые совершенствования, комбинации для улучшения производственного процесса.

Неоклассическое направление школы по Кларку строится не на принципе трат, а на базе результативности производственных факторов, их вклада при изготовлении товаров. Цена формируется только стоимостью прироста товаров при применении в работе дополнительных единиц ценового фактора. Производительность факторов устанавливается принципом вменения. Любой вспомогательной единице фактора вменяется предельный продукт, без учета иных факторов.

Теории благосостояния по Синджвику и Пигу

Важные принципы неоклассической школы продвигали при помощи теории благосостояния. Большой вклад в развитие течения внесли еще Генри Сиджвик и Артур Пигу. Сиджвик написал свой трактат «Принцип политической экономии», где раскритиковал понимание богатства у представителей классического направления, их доктрину «естественной свободы», в которой сказано, что любой индивид для собственной выгоды работает на благо всего общества. Сиджвик говорит, что частная и общественная выгоды частенько не совпадают совершенно, а свободная конкуренция гарантирует продуктивное производство богатства, однако не может дать верного и справедливого деления. Сама система «естественной свободы» дает возможность разразиться конфликтным ситуациям между частными и общественными интересами, кроме того, конфликт возникает даже внутри общественного интереса, а значит, и между выгодой текущего и будущего поколений.

Пигу написал «Экономическую теорию благосостояния», где в центре поставил понятие национального дивиденда. Главной задачей он установил определить соотношение экономических интересов общества и самого индивида в аспекте проблем распределения, применяя на практике понятие «предельного чистого продукта». Основное понятие в концепции Пигу - это дивергенция между частными выгодами, издержками от экономических решений людей, а также общественной выгодой и тратами, что выпадают на долю каждого человека. Экономист полагал, что не рыночные связи проникают очень глубоко в индустриальную экономику, представляют практический интерес, а вот средством воздействия на них должна выступать система субсидий и государственных налогов.

Эффект Пигу вызвал небывалый интерес. Классики полагали, что гибкая заработная плата и подвижность цен - это две ключевые составляющие для равновесия инвестиций и сбережений, а также для спроса и предложения средств при полной занятости. Но вот о безработице никто не подумал. Теория неоклассической школы в условиях безработицы была названа эффектом Пигу. Он демонстрирует воздействие активов на потребление, зависит от денежной массы, что отражается в чистой задолженности правительства. Эффект Пигу базируется на «внешних деньгах», а не на «внутренних». При снижении цен и зарплат отношение «внешнего» ликвидного богатства к национальной прибыли растет до того момента, пока стремление к сбережению не станет насыщаться и не простимулирует потребление.

Представители неоклассической школы не ограничивались только несколькими экономистами того времени.

Кейнсианство

В 30-х годах наблюдался глубокий спад в экономике США, потому многие экономисты пытались наладить ситуацию в стране и вернуть ей былое могущество. Джон Мейнард Кейнс создал свою интересную теорию, в которой он также опровергал все взгляды классиков на отведенную роль государству. Вот так появилось кейнсианство неоклассической школы, в котором рассматривалось состояние экономики в период депрессии. Кейнс считал, что государство обязано вмешиваться в экономическую жизнь из-за отсутствия необходимых механизмов для ведения свободной рыночной деятельности, которые стали бы прорывом и выходом из депрессии. Экономист полагал, что государство обязано повлиять на рынок для увеличения спроса, ведь причина кризиса крылась в перепроизводстве товаров. Ученый предлагал применять на практике несколько инструментов - гибкую кредитно-денежную политику и стабильную денежно-финансовую политику. Это помогло бы перешагнуть через неэластичность зарплаты путем изменения числа денежных единиц в обращении (если увеличить денежную массу, то зарплаты уменьшатся, а это простимулирует инвестиционный спрос и рост занятости). Еще Кейнс порекомендовал увеличить налоговые ставки, чтобы так профинансировать нерентабельные предприятия. Он полагал, что это понизит безработицу, уберет социальную нестабильность.

Такая модель несколько ослабила циклические колебания в экономической сфере на протяжении пары десятилетий, но у нее были собственные недостатки, что проявились позже.

Монетаризм

Неоклассическая школа монетаризма пришла на смену кейнсианству, это было одно из направлений неолиберализма. Главным проводником этого направления стал Милтон Фридмен. Он утверждал, что неосмотрительное вмешательство государства в экономическую жизнь приведет к формированию инфляции, нарушению показателя «нормальной» безработицы. Экономист всячески порицал и критиковал тоталитаризм и ограничение прав человека. Он долгое время изучал экономические отношения Америки и пришел к выводу, что деньги - это двигатель прогресса, потому его учение и носит название «монетаризм».

Потом он предложил собственные мысли для долгосрочной перспективы развития страны. Во главу угла ставятся денежно-кредитные методики стабилизации экономической жизни, гарантии занятости. Они полагают, что именно финансы - это главный инструмент, формирующий движение и развитие экономических отношений. Государственное регулирование обязано быть сведено к минимальному и ограничиться обычным контролем денежной сферы. Изменение денежного предложения должно напрямую соответствовать движению ценовой политики и национального продукта.

Современные реалии

А что еще можно сказать о неоклассической школе? Основные ее представители перечислены, но вот интересно - применяется ли данное течение на практике сейчас? Экономисты пересмотрели учения различных школ и неоклассиков в том числе и разработали современную экономику предложения. Что это такое? Это новая концепция макроэкономического урегулирования экономики при помощи стимуляции инвестиций, сдерживания инфляции и увеличения производства. Основными инструментами стимулирования стали пересмотр системы налогов, понижение трат из бюджета государства на социальные нужды. Главные представители этого течения - А. Лаффер и М. Фелдстайн. Именно эти американские экономисты полагают, что политика, нацеленная на стимуляцию предложения, будет двигателем всего, в том числе и преодоления стагфляции. Сейчас рекомендациями этих двоих ученых пользуются многие страны, в том числе США, Великобритания.

Что по итогу?

Неоклассическое течение было необходимостью в те времена, ведь все понимали, что теории классиков не работали, потому кардинальные изменения в экономической жизни требовались многим странам. Да, неоклассическое учение оказалось несовершенным и в некоторых своих периодах совершенно бездейственным, однако именно такие колебания помогли прийти к формированию сегодняшних экономических отношений, которые во многих странах весьма успешны и развиваются очень быстро.

Неоклассическая экономическая теория

    Неоклассическое направление экономической мысли

Экономическая неоклассическая теория(neoclassical economics) – преобладающее в XX в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики. Синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» часто считают «экономический либерализм ».

§1. Сущность неоклассицизма

В конце XIX в. в экономической теории обозначилось неоклассическое направление. Такое название оно получило в связи с тем, что представители, входивших в него школ, ориентировались на исходные принципы классической буржуазной политической экономии - свободу предпринимательства и ценообразования, автоматизм рыночного саморегулирования и т. д. Неоклассики ставили задачи исследовать данные принципы в новых условиях и стремились к разработке моделей, имеющих практическое значение для функционирования капиталистических фирм в системе рыночного механизма.

Возникновение неоклассического направления связано с разработками представителей кембриджской школы А. Маршалла, Ф. Эджуорт, А. Пигу, А. Кларка, которые поставили задачу создания политически и идеологически нейтральной, «чистой» экономической теории, что нашло отражение и в изменении самого названия науки с «политически экономии» на «экономикс ».

Неоклассическая теория не рассматривала сущность таких экономи­ческих категорий, как собственность и стоимость, а сосредоточилась на внешних проявлениях рыночного хозяйства и постепенно приобрела черты прикладной науки.

Особенностью неоклассической теории явилась ее микроэкономическая направленность на изучение механизма движе­ния отдельных товаров, функционирования отдельных хозяйственных единиц и рынков. Анализ осуществляется по следующему алгоритму: из совокупности взаимодействующих элементов рыночного механиз­ма выбирается один как изменяющийся, и исследуется его влияние на другие элементы, считающиеся неизменными, и так по каждому эле менту. Неоклассический анализ рассматривает взаимовлияние элемента рынка преимущественно не в качественном, а в количественном ас­пекте.

Таким образом, «экономикс » и «политическая экономия » в англо-американской литературе рассматриваются как синонимы. Некоторые ученые Запада под политической экономией понимают не экономическую теорию в целом, а экономическую политику как самостоятельную отрасль наук. 7

§2. Школы неоклассического направления экономической теории 8

Основными школами, которые представляют неоклассицизм, являются:

    Австрийская (К.Менгер, Ф.Визер, Э.Бем-Баверк);

    Лозаннская (Л.Вальрас);

    Американская (Дж.Б. Кларк);

    Кембриджская (А.Маршал).

§2.1. Австрийская школа политической экономии

Основателем австрийской школы является Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета. Он родился в дворянской семье и получил образование в Венском и Пражском университетах. В 1871 г., ещё до начала своей будущей университетской карьеры, К. Менгер издал произведение «Основания политической экономии». Второе издание названного фундаментального труда вышло в свет только в 1923 г., через два года после смерти автора. Вторая крупная работа К. Менгера – «Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности» (1883).

Одним из крупных представителей австрийской школы является Фридрих фон Визер (1851-1926), барон, получивший образование в университетах Германии и Австрии, ученик К. Менгера и его преемник на кафедре политической экономии в Венском университете. Основные работы Ф. Визера: «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности» (1884), «Естественная ценность»(1889), «Закон власти» (1926).

Наиболее ярким представителем австрийской школы стал Евгений Бём-Баверк (1851-1919), дворянин, профессор Венского университета, министр финансов Австрии, президент Австрийской академии наук, как и Ф. Визер, по жизненный член верхней палаты парламента. Основные произведения Бём-Баверка: «Права и отношения», рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах (1881), «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Естественная стоимость» (1889), «Капитал и прибыль» (1889), «Позитивная теория капитала» (1891).

В основе экономической концепции австрийской школы лежит теория предельной полезности. Само понятие «предельной полезности» трактуется как ключевое. Термин «предельная полезность» и ввел в научный оборот Ф. Визер.

До появления концепции австрийской школы полезность определялась как объективное свойство вещи, как потребительская стоимость товара, т.е. его способность удовлетворять те или иные человеческие потребности. Каждый из товаров обладает своей особой потребительной стоимостью, а обмен товаров есть обмен разнородными потребительными стоимостями, своеобразный обмен веществ в общественном организме. Поскольку товары как потребительные стоимости несоизмеримы, постольку основу пропорций обмена искали в затратах на их производство: либо в затратах труда, либо в издержках производства.

Австрийская школа дала противоположное толкование полезности: она определила полезность в субъективной форме, т.е. в связи с важностью для человека различных потребностей и настоятельностью, напряженностью каждой из них. Иначе говоря, субъективная полезность – это значимость данной вещи для удовлетворения потребностей данного человека.

§2.2. Лозаннская школа политической экономии

Основателем лозаннской школы неоклассического направления в политической экономии является Леон Вальрас (1834-1910). Вальрас проявляет глубокий интерес к проблемам экономической теории, которая становится делом всей его жизни. В 1870 г. он получает вновь открытую кафедру политической экономии на юридическом факультете Лозаннского университета (Швейцария). Уйдя в отставку в 1892 г., Вальрас не прекращает активной научной деятельности.

Основные работы Л. Вальраса: «Элементы чистой политической экономии, или теория общественного богатства» (вышла двумя частями в 1874 и 1877 г.г.); «Очерки социальной экономии. Теория распределения общественного богатства» (1896).

Признавая действенность объективных экономических законов в сфере производства, Вальрас считал, что законы сферы распределения устанавливаются сознательно человеческой волей с учетом требований справедливости. Этим обусловливаются задачи экономической теории и её структура. Последняя включает три раздела:

    позитивная теория рыночного хозяйства;

    нормативная теория распределения;

    прикладная теория, или теория политики.

Л. Вальрас считается основоположником теории общего экономического равновесия, получившей название замкнутой математической модели экономического равновесия (рис.3).

В самом общем виде эта модель может быть представлена в форме следующей схемы:

РЫНОК

Предприниматели

Владельцы производительных услуг

Продукты

Рис.3 «Рыночная модель по Вальрасу»

Состояние равновесия Л. Вальрас характеризует как такое, при котором эффективный спрос и предложение производительных услуг равны и при котором существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов, и, наконец, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.

§2.3. Американская школа политической экономии

Значительный вклад в формирование неоклассического направления в США внес Джон Бейтс Кларк (1847 – 1938).

Кларк родился в г. Провиденс и по окончании колледжа получал образование в двух европейских университетах: в Гейдельберге (Германия) и Цюрихе (Швейцария). Основным занятием Дж.Б. Кларка была преподавательская деятельность в американских колледжах и Колумбийском университете в качестве профессора экономики.

В своих экономических исследованиях он претендует на роль своеобразного научного арбитра в том великом споре, который не завершен и до настоящего времени. Кларк заявляет, что «право общества на существование в его настоящей форме и вероятность, что оно будет существовать в такой форме в будущем, оспаривается. Обвинение, тяготеющее над обществом, состоит в том, что оно эксплуатирует труд. Если бы это обвинение было доказано, то каждый честный человек должен был бы стать социалистом. Долгом каждого экономиста является проверка этого обвинения».

В области методологии Кларк отказывается от старого деления политической экономии на четыре части, изучающие производство, распределение, обмен и потребление. Он делит экономическую теорию на три естественных раздела:

    в первом изучаются универсальные экономические законы;

    во втором исследуется стационарное (статическое) состояние экономики;

    в третьем изучаются проблемы экономической динамики.

Кларк вносит новый элемент в понимание закона предельной полезности как основы ценообразования. По его мнению, каждое благо характеризуется наличием «связки полезностей ». Предельную ценность каждой составляющей оценивают отдельные группы покупателей, в результате чего формируется единая рыночная цена данного блага: она представляет собой сумму предельных оценок всех свойств «связки полезностей» со стороны соответствующих групп покупателей.

Законы специфической производительности факторов производства состоят в том, что каждый фактор обладает специфической производительностью и его владелец получает тот доход, который создан именно этим фактором. Таким образом, капитал производит процент, труд – заработную плату, предпринимательская деятельность – прибыль, земля и капитальные блага – ренту. Другими словами, каждый фактор производства имеет свою долю в продукте и, следовательно, в доходах.

Величина этой доли определяется на основе закона убывающей предельной производительности, или иначе – закона предельной производительности. В экономической литературе этому закону присвоено имя его автора: «закон предельной производительности Дж.Б. Кларка».

§2.4. Кембриджская (английская) школа политической экономии

Основателем английской (кембриджской) школы экономической теории является Альфред Маршалл (1842-1924). С этим именем, как уже отмечалось ранее, связано оформление неоклассического направления в экономической науке. Преподавание политической экономии он начал в 1868 г., некоторое время работал в университетах Бристольском и Оксфордском, но основная его деятельность связана с Кембриджем.

Маршалл является автором нескольких работ по проблемам капиталистической экономики: «Экономика промышленности» (1889), «Промышленность и торговля» (1919), «Деньги, кредит и торговля» (1923). Главное произведение Маршалла вышло в свет в 1890 г. Это сочинение в русском переводе имеет три разных названия: «Принципы политической экономии», «Принципы экономической науки», «Принципы экономикс», что объясняется трудностями перевода на русский язык английского термина «economics». Она стала базой экономического образования и играла эту роль вплоть до 40-х г.г. ХХ в.

Особенностью методологии экономического учения Маршалла является принцип синтеза различных теорий:

    издержек производства;

    предельной полезности;

    спроса и предложения, воздержания;

    предельной производительности.

Маршалл не признавал наличия в экономике общества причинно-следственных связей и указывал, что здесь имеют место только «связи взаимодействия», т.е. связи функциональные. Их изучение требует применения математических методов. Вместе с тем, он предупреждал, что математическое изложение экономических явлений может оказаться хорошей математикой, но плохой экономикой.

Маршалл выступает против деления труда на производительный и непроизводительный. Все виды труда признаются производительными, поскольку каждый из них имеет своим продуктом полезность. Человеческий труд создает не материальные предметы как таковые, он создает полезности. Поэтому различие между трудом производительным и непроизводительным является искусственным, надуманным.

Центральное место в работе Маршалла занимает проблема цены. Графическое изображение разработанной им концепции цены носит название «крест Маршалла» (рис.4). Этот известный в науке график, на осях которого откладываются значения цен и объемов производства, представляющий собой пересечение двух кривых: нисходящей – спроса и восходящей – предложения. В точке пересечения этих кривых формируется равновесная цена.

Таким образом, равновесная цена трактуется как результат взаимодействия цены спроса, определяемой полезностью товара, и цены предложения, определяемой издержками его производства. Следовательно, цена (стоимость) имеет два основания и противопоставление их друг другу несостоятельно. «Мы могли бы, - говорит Маршалл, - с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и в том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц». В этом образе «лезвий ножниц» зафиксирована сущность двухкритериальной концепции цены (стоимости).

P

S

Рис.4. «Крест Маршалла».Модель формирования равновесной цены P равн и равновесного объема продаж Q равн

Ученик Маршалла, один из наиболее крупных критиков неоклассицизма и основателей нового мощного направления в экономической теории ХХ века, Джон Мейнард Кейнс писал о своем учителе: «Маршалл был первым в истории великим экономистом в подлинном смысле этого слова, первым, кто свою жизнь посвятил созданию экономической науки в виде самостоятельного предмета, строящегося на собственных постулатах и отличающегося таким же высоким уровнем научной точности, как естественные или биологические науки. Маршалл был первым, кто занял по отношению к этому предмету профессиональную научную позицию, как к научной дисциплине, стоящей над текущими спорами и вне их, дисциплине, настолько же далекой от политики и политических воззрений, как физиология от представлений рядового врача».

Заключение

В начале XX в. неоклассическая школа представляла собой ведущее направление в западной экономической науке. Именно в начале XX столетия ускорился процесс перехода рыночного хозяйства в иной режим – несовершенной конкуренции или к состоянию монополистического капитализма. Этот процесс заставил ряд экономистов осознать необходимость модификации представлений неоклассической школы о характере хозяйственного процесса, корректировки господствовавших теоретических представлений о механизме функционирования и развития рынков, формирования издержек и цен, закономерностей взаимодействия спроса и предложения и т.д.

Возникновение неоклассического направления представляло, с одной стороны, реакцию на классическую школу, в том числе марксизм, с ее стремлением анализировать глобальные динамические процессы и закономерности развития капитализма. С другой стороны, оно отражало стремление экономистов того времени сформулировать закономерности оптимального режима хозяйствования отдельных предприятий (фирм) в условиях системы свободной конкуренции, определить принципы экономического равновесия этой системы. Обе задачи решались на путях кардинального пересмотра, как предмета, так и метода политической экономии, созданной классиками буржуазной экономической мысли.

Многие экономисты внесли свой вклад в создание и развитие неоклассической школы. Заслуга этих экономистов состоит и в том, что они попытались вписать в неоклассические рамки целый ряд реальных явлений, не получивших отражения в моделях рынка совершенной конкуренции. Благодаря им неоклассика нашла свое место в экономической теории.

С развитием экономической теории как науки менялись взгляды на ее предмет и практическую функцию.

Маржионалисты объявили предметом политической экономии поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп и людей, и т.д.), путей и средств достижения ими своих целей. Практическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов поведения субъектов в конкретно-экономической ситуации. Главный практический вывод – обоснование экономической политики фирмы. С этим направлением связано появление микроэкономики.

А.Маршалл, попытавшийся синтезировать основные положения классической политической экономии и маржинализма, определял предмет экономической теории или политической экономии как исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

Рассмотрев неоклассическое направление, можно сказать что все представили вложили большой вклад в экономические отношения нашего времени. Если задуматься, то все что происходит вокруг нас – это спрос и предложение, потребление и прибыль, которые постоянно крутятся вокруг нас, но мы никогда не могли предположить, что теории неоклассиков XIX и XX вв. будут применятся в наши дни. Каждый из них добивался доказать полезность своей теории или метода, чтобы в итоге потребитель был удовлетворен. Единственное, что меняется, это только развитие, разрабатываются более новые и современные концепции, но их смысл применения в экономических отношениях не меняется. На мой взгляд, это и является самым главным аспектом, что их теории будут применятся и будут актуальны через десятки лет.

И в российской экономической литературе появляются определения экономической теории в качестве науки о том, как использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить безграничные потребности людей с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Экономические теории развивались в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики. Все направления экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берут различные аспекты жизнедеятельности человека. Предмет этой науки чрезвычайно сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна жизнедеятельность человека, в том числе и экономическая, что не позволяет дать краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

Список литературы:

    ДавыденкоЛ.Н.«Экономическая теория», Минск, 2007;

    Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004;

    Маршалл А. «Принципы политической экономии», - М.: Прогресс, 1993;

    Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана. Экономическая теория/ под ред. Лобачевой Е.Н.,-М., Высшее образование, 2009;

    Неоклассическое направление экономической теории [Методические указания для студентов экономического факультета]/ «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина» Кафедра общей экономической теории, -Иваново, 2004;

    РИНХ. Экономическая теория для бакалавров [учебно-методическое пособие] / под ред. д-ра экон. наук проф. Кузнецова Н.Г., канд. экон. наук проф. Лубнева Ю.П., -Р-н/Д, 2010;

    Экономическая теория: [учебник для студентов ВУЗов, обучающимся по экономическим специальностям] / под ред. И.П.Николаевой; 2-е изд. – М, 2008;

    Экономическая теория/ под ред. Кузнецова Н.Г., Март, -М-Р-н/Д, 2007;

    Экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал, 2002-2008, -http://www.eup.ru;

    Википедия: свободная энциклопедия, 2011,- http://www.wikipedia.ru.

Рецензия на курсовую работу

студентки: Журавлёвой А.С.

факультет: Коммерции и маркетинга , I курса, группы YKZS -211

номер зачетной книжки:09064

на тему №72:

Рецензент: , год.

Рецензия на курсовую работу

по кафедре Экономической теории

студентки: Журавлёвой А.С.

факультет: Коммерции и маркетинга , I курса, группы YKZS -211

номер зачетной книжки:09064

на тему №72:«Неоклассическое направление экономической теории»

Рецензент: , год.

1 Экономическая теория: [учебник для студентов ВУЗов, обучающимся по экономическим специальностям] / под ред. И.П.Николаевой; 2-е изд. – М, 2008. – с.2-7

2 РИНХ. Экономическая теория для бакалавров [учебно-методическое пособие] / под ред. д-ра экон. наук проф. Кузнецова Н.Г., канд. экон. наук проф. Лубнева Ю.П.-Р-н/Д,2010,-с.2-8

3 Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004,-с.45

4 Неоклассическое направление экономической теории [Методические указания для студентов экономического факультета]/ «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина» Кафедра общей экономической теории, -Иваново, 2004, -с.6-8

5 Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004, -с.42

6 Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004

7 Экономическая теория/ под ред. Кузнецова Н.Г., Март,-М-Р-н/Д, 2007, -с.482-483

НеоклассическоеКонтрольная работа >> Экономика

Маржиналисты второй волны, ставшие родоначальниками неоклассического направления экономической теории , благодаря замене каузального подхода функциональным...