Литература         11.10.2023   

Урок презентация особенности правления александр 1. Презентация "Царствование Александра I" по истории – проект, доклад

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Презентацию на тему "Царствование Александра I" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Царствование Александра I

Он человек! им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей. А. С. Пушкин

Слайд 2

Вступление на престол Воспитание и образование Реформаторская деятельность Отечественная война 1812 г. Военные поселения Легенда о старце Федоре Кузьмиче Тайные общества Выводы

Слайд 3

1. Вступление на престол

В марте 1801 года заговорщики ворвались в спальню Павла I в Михайловском замке и задушили его. Его сын, 23-летний Александр Павлович, в 1801 году стал императором Александром I. Александр I обещал вернуть все екатерининские порядки и продолжить реформы Екатерины II.

Слайд 4

2. Воспитание и образование

Александра воспитывала бабушка императрица Екатерина II. Благодаря ей, он получил хорошее образование и воспитание в европейских традициях. Александр много читал, знал немецкий, французский и английский языки. Он был красив и умен. Умел беседовать с людьми и нравиться окружающим.

Слайд 5

3.Реформаторская деятельность

Александр I хотел изменить жизнь российского общества, для чего начал проводить реформы. Вокруг императора сплотилась группа молодых людей (П. А. Строганов, B.П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев), которые помогали ему управлять страной. Эта группа получила название «Негласный комитет».

Слайд 6

По указу Александра открылись пять новых университетов, несколько лицеев и гимназий. Среди открытых учебных заведений был и Царскосельский лицей, в котором учился А.С. Пушкин. Александр I мечтал отменить крепостное право. Он принял указ «О вольных хлебопашцах». По этому указу помещик мог отпустить крепостного крестьянина на волю за выкуп.

Слайд 7

Реформы государственной системы России связано с деятельностью М.М. Сперанского. В октябре 1809 г. проект под названием "Введение к уложению государственных законов" был представлен царю. Сперанский предложил ввести строгое разделение властей. Министерства являлись бы исполнительной властью, а Государственная дума законодательной. Суды были бы независимы и подчинялись Сенату. Замыслы Сперанского не были реализованы.

Слайд 8

Разделение властей

Исполнительная ветвь власти по Сперанскому:

Законодательная ветвь власти по Сперанскому:

Судебная ветвь власти по Сперанскому:

Министерства

Государственная Дума

Слайд 9

4.Отечественная война 1812 г.

В июне 1812 года войска Наполеона вторглись на территорию Российской империи и стали быстро продвигаться вглубь страны. Наполеон ждал, что император Александр принесет ему ключи от Москвы, но не дождался и занял пустующую столицу. Он написал письмо императору, Александр ему не ответил… Французы голодали и страдали от холода в опустевшей Москве. Наполеон отдал приказ отступать из города. В декабре 1812 года М.И. Кутузов сообщил императору Александру I: «Неприятель полностью истреблен. Война закончена».

Слайд 10

5. Военные поселения

Вся страна ликовала: француз побежден. Александр I решил, что победа сплотила все общество и теперь можно продолжить начатые реформы. Приближенным к императору был генерал А.А. Аракчеев. Именно он и еще несколько высших чиновников начали готовить проект реформ. По указу императора в 1816 году были созданы военные поселения. Руководил их созданием А.А. Аракчеев. Военными поселянами были бывшие крепостные крестьяне. Они должны были одновременно нести военную службу и заниматься крестьянским трудом, т.е. обеспечивать себя всем необходимым для жизни. Военные поселения не оправдали себя. Крестьяне из-за непродуманности приказов начальников часто голодали. Поднимали восстания и бунты, за что были расстреляны или сосланы в Сибирь. Александра I осудило российское общество за эти реформы.

Слайд 11

6. Легенда о старце Федоре Кузьмиче

В конце жизни император Александр I всё меньше и меньше интересовался государственными делами. Он отдалился от своей семьи и все чаще говорил о своём желании уйти из императорского дворца. Однажды он поехал на юг посмотреть военные поселения. По дороге император неожиданно умер. Тело его привезли в Петербург только через 2 месяца. Из-за этого по стране распространились слухи, что в гробу не сам император Александр, а другой человек. Что сам император жив и ушел бродить по свету. Через некоторое время в Сибири объявился старец Федор Кузьмич. Был он добр к людям, помогал им и молился за них. Старец был одного возраста с Александром I и удивительно похож на него. В народе стали поговаривать о том, что этот старец и есть царь Александр. Что бродит он по России и отмаливает грехи за своего убиенного отца Павла I.Никто до сих так и не знает, правда ли это?

Слайд 12

7. Тайные общества

Попытка АлександраI провести реформы закончилась неудачей. Всё российское общество осуждало императора. В 1821 году были созданы два тайных общества: Южное и Северное. В них входили офицеры-дворяне. Они мечтали освободить крестьян от крепостной зависимости и ограничить власть императора. Северное общество возникло в Петербурге. Во главе его стояли К.Ф. Рылеев и Н.М. Муравьев. Южное общество появилось на Украине. Во главе этого общества стоял П.И. Пестель.

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.














1 из 13

Презентация на тему: Царствование Александра I

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

1. Вступление на престол В марте 1801 года заговорщики ворвались в спальню Павла I в Михайловском замке и задушили его. Его сын, 23-летний Александр Павлович, в 1801 году стал императором Александром I. Александр I обещал вернуть все екатерининские порядки и продолжить реформы Екатерины II.

№ слайда 4

Описание слайда:

2. Воспитание и образование Александра воспитывала бабушка императрица Екатерина II. Благодаря ей, он получил хорошее образование и воспитание в европейских традициях. Александр много читал, знал немецкий, французский и английский языки. Он был красив и умен. Умел беседовать с людьми и нравиться окружающим.

№ слайда 5

Описание слайда:

3.Реформаторская деятельность Александр I хотел изменить жизнь российского общества, для чего начал проводить реформы. Вокруг императора сплотилась группа молодых людей (П. А. Строганов, B.П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев), которые помогали ему управлять страной. Эта группа получила название «Негласный комитет».

№ слайда 6

Описание слайда:

По указу Александра открылись пять новых университетов, несколько лицеев и гимназий. Среди открытых учебных заведений был и Царскосельский лицей, в котором учился А.С. Пушкин. Александр I мечтал отменить крепостное право. Он принял указ «О вольных хлебопашцах». По этому указу помещик мог отпустить крепостного крестьянина на волю за выкуп.

№ слайда 7

Описание слайда:

Реформы государственной системы России связано с деятельностью М.М. Сперанского. В октябре 1809 г. проект под названием "Введение к уложению государственных законов" был представлен царю. Сперанский предложил ввести строгое разделение властей. Министерства являлись бы исполнительной властью, а Государственная дума законодательной. Суды были бы независимы и подчинялись Сенату. Замыслы Сперанского не были реализованы.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

4.Отечественная война 1812 г. В июне 1812 года войска Наполеона вторглись на территорию Российской империи и стали быстро продвигаться вглубь страны. Наполеон ждал, что император Александр принесет ему ключи от Москвы, но не дождался и занял пустующую столицу. Он написал письмо императору, Александр ему не ответил… Французы голодали и страдали от холода в опустевшей Москве. Наполеон отдал приказ отступать из города. В декабре 1812 года М.И. Кутузов сообщил императору Александру I: «Неприятель полностью истреблен. Война закончена».

№ слайда 10

Описание слайда:

5. Военные поселения Вся страна ликовала: француз побежден. Александр I решил, что победа сплотила все общество и теперь можно продолжить начатые реформы. Приближенным к императору был генерал А.А. Аракчеев. Именно он и еще несколько высших чиновников начали готовить проект реформ. По указу императора в 1816 году были созданы военные поселения. Руководил их созданием А.А. Аракчеев. Военными поселянами были бывшие крепостные крестьяне. Они должны были одновременно нести военную службу и заниматься крестьянским трудом, т.е. обеспечивать себя всем необходимым для жизни. Военные поселения не оправдали себя. Крестьяне из-за непродуманности приказов начальников часто голодали. Поднимали восстания и бунты, за что были расстреляны или сосланы в Сибирь. Александра I осудило российское общество за эти реформы.

№ слайда 11

Описание слайда:

6. Легенда о старце Федоре Кузьмиче В конце жизни император Александр I всё меньше и меньше интересовался государственными делами. Он отдалился от своей семьи и все чаще говорил о своём желании уйти из императорского дворца. Однажды он поехал на юг посмотреть военные поселения. По дороге император неожиданно умер. Тело его привезли в Петербург только через 2 месяца. Из-за этого по стране распространились слухи, что в гробу не сам император Александр, а другой человек. Что сам император жив и ушел бродить по свету. Через некоторое время в Сибири объявился старец Федор Кузьмич. Был он добр к людям, помогал им и молился за них. Старец был одного возраста с Александром I и удивительно похож на него. В народе стали поговаривать о том, что этот старец и есть царь Александр. Что бродит он по России и отмаливает грехи за своего убиенного отца Павла I.Никто до сих так и не знает, правда ли это?

Описание слайда:

8. Выводы Эпоха царствования Александра I – это время проведения либеральных реформ. Сам император, воспитанный в духе просвещения, стремился изменить многовековой крепостнический порядок. Однако многое, из того, что планировалось не было сделано.Довольно часто реформы были просто половинчаты и оставались только на бумаге. Существовал и положительный результат. Реформаторские поиски составили ту основу, на которой потом разрабатывались новые проекты государственной власти.

Осинкина Вероника

Работа выполнена ученицей 10 класса, теперь уже выпускницей, Осинкиной Вероникой к урокам истории России XIX века. Коротко, но полно даётся информация о первых годах правления Александра I, реформах "Негласного комитета", событиях Отечественной войны 1812 года, основных направлениях внутренней и внешней политики до и после войны. Презентация сопровождается портретами исторических личностей и картинами по теме. Может использоваться учащимися для повторения материала при подготовке к ГИА и ЕГЭ. К сожалению, не сохранилась информация об источниках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Первый

Россия в начале 18-го века Территория: 16 млн. кв. км от Аляски до р. Неман, от Ледникового океана до казахских степей Население: ок. 40 млн. человек, многонациональное, поликонфессиональное при преобладании русских, православных, сельских жителей Социальная структура: сословная организация общества. Дворяне первенствуют над духовенством, купечеством, мещанством, казачеством, крестьянством Государственный строй: самодержавная наследственная монархия. У власти – династия Романовых Экономика: аграрная, феодальная. Большинство населения занято в сельском хозяйстве, частично в промышленности, преобладает труд крепостных

Правление Александра Первого (1801-1825) Реформы начала царствования («Дней Александровых прекрасное начало» -- А. С. Пушкин) Негласный комитет состоял из друзей царя: В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, П. А. Строганов, А. А.Чарторыйский: 1801 год 15 марта – указ о политической амнистии; 2 апреля – указ о ликвидации Тайной канцелярии – орган политического сыска; 12 декабря – указ о праве покупки земель недворянами 1802 год 8 сентября – указ о преобразовании коллегий в министерства 1803 год 20 февраля – указ «О вольных хлебопашцах» , разрешавший крестьянам по согласованию с помещиком освобождаться от крепостной зависимости за выкуп

Реформы в сфере народного образования. Учреждение Министерства народного образования (1802): Образование на территории России шести учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты Открытие университетов в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Главного педагогического института в Петербурге (1804), преобразованного в 1819 г. в университете Создание привилегированных лицеев – Демидовского в Ярославле (1805) и Царскосельского (1811)

В. П. Кочубей Н.Н.Новосильцев П.А.Строганов А.А. Чарторыйский

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского 1. 1808-1811 гг. – М. М. Сперанский обер-прокурор Сената 1809 г. – план государственного переустройства России: введение разделения законодательной, исполнительной, судебной властей, создание выборной Государственной думы – «законодательного учереждения» 1810 г. – создание Государственного совета – высшего законосовещатнльного органа империи из назначаемых императором членом 1809 г. – увеличение налогов. Введение налога на дворянские имения 1809 г. – указы «О придворных званиях», «Об экзаменах на чин» 2. Всё это привело к недовольству дворян 3. Ссылка М. М. Сперанского сначала в Нижний Новгород, потом в Пермь (1812)

Конституционные замыслы верховной власти Конституционный вопрос: 1815 год Введение конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи. Учреждался двухпалатный парламент 1818 год Обещание Александра Первого о введении конституции на всей территории России 1821 год Разработка Н. Н. Новосильцевым «Государственной уставной грамоты Российской империи»: 1) Законосовещательный парламент из 2-х палат: Сенат и Посольская палата (Документ не был обнародован и введён в действие) 2) Разделение страны на 10 наместничеств

Внутренняя политика Александра Первого 1. Экономические меры Поддержка отечественной промышленности и частного предпринимательства: 1807 г. – указ «О даровании купечеству новых выгод» -- разрешение на создание акционерных обществ, купеческих собраний и торговых судов 1818 г. – закон о праве крестьян основывать фабрики и заводы Попытки финансового оздоровления страны по плану М. М. Сперанского (1810) – сокращение выпуска ассигнаций, увеличение налогов 2. Создание военных поселений (1810-1857).Организатор – генерал А. А. Аракчеев (1769-1834) Уменьшение расходов на военные нужды за счёт соединения службы с хозяйственной деятельностью Создание поселений на казённых землях Петербургской, Новгородской, Могилёвской, Херсонской и других губерний Установление жёсткого режима и строгой регламентации жизни привели к Чугуевскому (1819) и Новгородскому (1831) восстаниям

Внешняя политика Александра Первого (в 1801-1812 гг.)

Внешнеполитические задачи Решение Последствия Противодействие росту влияния наполеоновской Франции в Европе 1804 г. – вступление России в антифранцузскую коалицию во главе с Великобританией. 1805-1807 гг.– война с Францией 1807 г. – Тильзитский мир с Францией: присоединение России к «континентальной блокаде» Великобри-тании. Экономические убытки Защита христиан (грузин, армян, осетин) Кавказа 1804-1813 гг. война с Ираном (Персией) 1813 г. – Гюлистанский мир:присоединение к России Грузии, Дагестана, Северного Азербайджана Сохранение позиций на Чёрном море 1806-1812 гг. – война с Турцией (Османской империей) 1812 г. – Бухарестский мир: присоединение к России Бассарабии (Молдавии) Сохранение позиций на Балтийском море 1808-1809 гг. – война с Швецией 1809 г. – Фридрихсгамский мир: присоединение к России Финляндии и Аланд-ских островов

Русско-шведская война 1808-1809 гг. Причины: Отказ Швеции присоединиться к континентальной блокаде и её союзнические отношения с Англией. Стремление России захватить Финляндию и тем самым устранить многовековую угрозу северным рубежам страны. Подталкивание Францией России к агрессии против Швеции Ход: Февраль 1808 г. – вторжение русских войск в Финляндию и захват большей части финской территории. Март 1809 г. – поход русских войск по льду Ботнического залива. Захват Аландских островов и вторжение на территорию Швеции. Март – август 1809 г. – движение русских войск к Стокгольму. Капитуляция шведской армии Итоги: 5 сентября 1809 г. – Фридрихгамский мирный договор России и Швеции, согласно которому: Швеция обязывалась присоединиться к континентальной блокаде и разорвать союз с Англией; Финляндия вошла в состав России с широкими правами внутренней автономии

Южное направление внешней политики Александра Первого Русско–иранская война (1804-1813) Причины: Столкновение интересов России Персии (Ирана) в Закавказье. Присоединение Грузии к России. В 1804 г. русские войска заняли Гянджинское ханство (за набеги на Грузию), Иран объявил войну России Итоги: Заключение в 1813 г. Гюлистанского мирного договора в соответствии с которым: 1) Россия получала право иметь флот на Каспийском море; 2) Иран признавал присоединение к России северного Азербайджана и Дагестана 2. Русско-турецкая война (1806-1812) Причины: Противоречия между Россией и Турцией: 1) из-за режима в черноморских проливах. Турция закрыла их для русских судов;2) из-за влияния в дунайских княжествах (Молдавии и Валахии) Итоги: Заключение в 1812 г. Бухарестского мирного договора в соответствии с которым: 1) Россия получала Бессарабию, границу по р. Пруту и ряд областей в Закавказье; 2) России обеспечивалось право покровительства христианам, которые были подданными в Турции

Отечественная война 1812 г.

Причины Отечественной войны 1812 г.: Резкое обострение противоречий между Россией и Францией В геополитической сфере: препятствие России в стремлении Франции к мировому господству В политической и торгово-экономической сферах: ущерб внешней торговле России, нанесённый континентальной блокадой, постепенно привёл к отказу от неё В династической сфере: неудачное сватовство Наполеона к сестре Александра Первого Анне Павловне В польском вопросе: поддержка Наполеоном стремления поляков к независимости, что не устраивало Россию

Бородинское сражение 26 августа 1812 г. (110 км от Москвы) Соотношения сил: Россия: 132 тыс. человек, 640 орудий Франция: 135 тыс. человек, 587 орудий Основные вехи битвы: Главные наступательные удары французов: 1) левый фланг – Багратионовы флеши; 2) цент – Курганная высота (батарея генерала Н. Раевского) Упорные бой, захвачены французами во второй половине дня НО Прорвать оборону русских войск французам не удалось Итоги (разные оценки): 1) Победа русских войск (М. И. Кутозов) 2) Победа французских войск (Наполеон) 3) Ничья, т.к. стороны не сумели добиться полного разгрома армий друг друга (современные историки)

Ход Отечественной войны 1812 г. 12 июня – Вторжение французской армии в Россию. Отступление русской армии 27-28 июня – Победа конницы атамана М. И. Платова под Миром над польской кавалерийской дивизией 15 июля – Бой при г. Кобрине. 3-я обсервационная армия генерала А. П. Тормасова разбила и взяла в плен саксонскую бригаду. Первая крупная победа русского оружия 2 августа – Бой под с. Красным между отрядом генерал-майора Д. П. Неверовского и войсками маршалов И. Мюрата и М. Нея. Соединение 1-й и 2-й русской армии в Смоленске 4-6 августа – Смоленское сражение. Отступление русских войск 8 августа – Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим 17 августа – Прибытие М. И. Кутузова в войска 24 августа – Шевардинский бой 26 августа – Бородинское сражение 1 сентября – Военный совет в Филях. Решение об оставлении Москвы

2 сентября – Вступление французов в Москву. Тарутинские манёвры 6 октября – Тарутинский бой 11 октября – Оставление французами Москвы 12 октября – Сражение при Малоярославце 19 октября – Бой при Чашниках. Победа русских войск под командованием П. Х. Витгенштейна над французскими войсками маршала Н. Удино 22 октября – Сражение при Вязьме 2 ноября – Бой при Смолянцах. Победа войск П. Х. Витгенштейна над корпусом маршала Н. Удило 3-6 ноября – Сражение под с. Красным. Поражение французов 14-16 ноября – Сражение на р. Березине. Переправа Наполеона через Березину 3 декабря – Переправа остатков французской армии через Неман и занятие русскими войсками г. Ковно 14 декабря – Переход русских войск через Неман 26 декабря – Манифест Александра Первого об окончании войны

Историческое значение Отечественной войны 1812 г. Война пробудила чувство национального самосознания русского народа и вызвала патриотический подъём в стране Война носила народный характер, что проявилось в массовом героизме, формировании ополчения, действиях партизан Победа над французами стала первым шагом в освобождении стран Европы от наполеоновского владычества Отечественная война 1812 г. дала импульс для создания выдающихся произведений литературы искусства КОНЕЦ

Работа выполнена ученицей 10 класса ГБОУ СОШ № 1909 Осинкиной Вероникой.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Начало царствования Александра I.

Проверка домашнего задания

Вспомним понятия Самодержавная монархия Отходники Сословие Многоконфессиональное государство Капиталистые крестьяне государство, в котором правителю (монарху) принадлежит неограниченная верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) крестьяне, временно ушедшие на заработки в города или на сельскохозяйственные работы в другие местности группа людей одинаковыми правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами и передающимися по наследству государство, население которого исповедует различные религиозные учения крестьяне, имевшие капитал и занимавшиеся предпринимательством

Приведите не менее трех фактов, доказывающих, что Россия в начале XIX века была преимущественно аграрной (сельскохозяйственной) страной. 90% населения Российской империи – это крестьяне, главным занятием которых было земледелие и животноводство; слабое развитие промышленности в следствии существования крепостного права. крепостные находились в собственности помещика, поэтому количество наемных рабочих было невелико; в составе экспортируемых из России товаров преобладали хлеб, лен, сало, пенька, лес.

Начертите схему государственного управления. Император носитель верховной власти, исполнительной, законодательной, судебной. Коллегии исполнительные учреждения Святейший Синод высшее духовное учреждение Правительствующий Сенат высший судебный орган

Император Павел I Павел Петрович, сын императора Петра III и императрицы Екатерины II, вступил на престол 6 ноября 1796 года. Став императором, Павел короновал останки Петра III императорской короной и похоронил Петра III и Екатерину II в один день и с одинаковыми почестями. Напуганный Великой французской революцией, Павел проводил крайне реакционную внутреннюю политику. Постоянная недоверчивость и подозрительность Павла I достигли к 1801 году крайней степени, распространившись даже на членов его семьи.

Александр I Александр I – старший сын императора Павла I и его второй жены императрицы Марии Федоровны Воспитанием Александра занималась его бабка, Екатерина II. Она подобрала для него воспитателей и написала специальное наставление.

«Негласный комитет» В.П.Кочубей П.А.Строганов Н.Н.Новосильцев А. Чарторыйский Александр I

Дворцовый переворот 11 марта 1801 года Беннигсен Л.Л. Зубов П.А. Пален Петр-Людвиг (Петр Алексеевич) Император Павел I Великий князь Александр Император Александр I

«Дней Александровых прекрасное начало…» А.С. Пушкин Первые мероприятия Александра I: манифест с заявлением, что Александр I будет «управлять по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни Императрицы Екатерины Великой». восстановление в полном объеме Жалованной грамоты дворянству и городам. 1801 г. – право покупки земли получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне. 1803 г. – указ о вольных хлебопашцах. запрещение публиковать объявления о продаже дворовых.

«Продается свора собак и при ней доезжачий» «Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх» Работа с документом 1. Как объявления характеризуют отношения дворян к крепостным? 2. Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявления?

Сперанский М.М. Михаил Михайлович Сперанский родился в семье сельского священника в селе Черкутине Владимирской губернии. В 1797 году Сперанский поступил секретарем в канцелярию генерального прокурора Сената и, благодаря выдающимся способностям, быстро выдвинулся. В 1803-1807 годах Сперанский был директором департамента Министерства внутренних дел и участвовал в редактировании всех важных законов. С 1808 года он стал ближайшим советником Александра I по всем вопросам внутренней политики. По поручению царя в 1809 году он составил "План государственного преобразования" ("Введение к Уложению государственных законов 1809 года").

Реформа высших органов власти Император Синод (высшее духовное учреждение) Сенат (высшее судебное учреждение) Государственный Совет (законосовещательный орган) Министерства (органы исполнительной власти)

Сравните структуру власти в России до и после реформ Александра I . Назовите ликвидированные и новые учреждения. Чем министерства отличались от коллегий? Какие положения из проекта Сперанского были притворены в жизнь Александром I , а какие нет? Работа с учебником

Внешняя политика Александра в 1801 -1812 гг. Ближневосточное направление: -обеспечить выгодный режим через пролив Босфор и Дарданеллы; помощь народам Балканского полуострова (братья-славяне). Европейское направление: 3-я и 4-я антифранцузские коалиции; война со Швецией (исходя из условий Тильзитского мирного договора).

Борьба России Против наполеоновской Франции, 1805-1807 гг. 1803 г. – учреждение 3-й антинаполеоновской коалиции Коалиция – объединение, союз (государств, партий) для достижения общей цели Цель антинаполеоновской коалиции: установление в Европе такого порядка, который бы не позволил Франции производить дальнейшие захваты и угрожать независимости соседних государств.

2 (14) декабря 1805 г. – сражение под Аустерлицем 75 тыс. русских 15 тыс. австрийцев 80 тыс. французов Потери союзников: 15 тыс. убитыми и 20 тыс. пленными 180пушек и 40 знамен Потери французов: менее 9 тыс. убитыми и ранеными

Тильзитский мирный договор (июль 1807 г.) Россия признала все завоевания Франции и императорский титул за Наполеоном Бонапартом. Отдельным актом был оформлен наступательный и оборонительный русско-французский союз. Кроме того, Россия вынуждена была согласиться на создание герцогства Варшавского и присоединиться к континентальной блокаде Англии, что наносило значительный ущерб российской экономике.

Война со Швецией 1808-1809 гг. Повод к войне: шведский король Густав IV Адольф отказался разорвать отношения с Англией и присоединиться к континентальной блокаде. Август 1809 г. –Фридрихсгамский мирный договор. Финляндия, включая Аландские острова, отходила к России. В составе России было создано Великое княжество Финляндское.

Восточная политика Александра I Русско-турецкая война (1806 – 1812) Май 1812 г. – Бухарестский мирный договор. Бессарабия, часть Черноморского побережья Кавказа, с городом Сухум перешли к России Война с Ираном (1804-1813) 24 октября 1813 г. – Гюлистанский мирный договор. Иранский шах признал за Россией территории современной Грузии, Дагестана и ряд иных. России было предоставлено право свободного плавания в Каспии.

Закрепление материала Назовите территориальные приобретения России в период 1801-1812 гг. Финляндия Бессарабия

Перечислите успехи и неудачи Российского правительства во внешней политике 1801-1812 гг. Неудачи Успехи поражение под Аустерлицем, Фридландом Тильзитский мирный договор с Францией нанес большой ущерб российской экономике победа в войне со Швецией присоединение Финляндии присоединение Бессарабии в войне с Османской империей Тильзитский мир несколько отсрочил войну с Францией, таким образом Россия избежала войны на два фронта


Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Детство и юность Александра I Александр I - первый внук Екатерины Великой – родился 23 декабря 1777 года. Его-то и готовила Екатерия II в свои преемники... Но престол занял все же ее сын Павел I, и только через пять лет в результате дворцового переворота пришел к власти Александр I... Воспитывался под попечительством Н.И. Салтыкова. Большое влияние на юношу оказал также швейцарец Ф. Лагарп, просветитель и умеренный республиканец. Aлександр I не получил серьезного образования из-за лености и нелюбви к учению В 1793 году Александр женился на дочери маркграфа Баденского Луизе Марии Августе, принявшей имя Елизаветы Алексеевны. На престол он вступил в результате дворцового переворота, когда был убит Павел I, в 1801 году.

Cлайд 4

Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра I. Этот портрет, хранящийся в замке Вольфсгартен, императрица послала в дар своей матери Амалии-Федерике Гессен-Дармштадской. Худ. Луиза-Элизабет Виже-Лебрен, 1795

Cлайд 5

Черты характера Александра I Необходимость лавировать между ненавидящими друг друга отцом и бабкой приучила Александра I «жить на два ума, держать две парадные физиономии» (Ключевский). Страх перед жестким и требовательным отцом завершил формирование черт его характера: «сущий прельститель» (М.М. Сперанский), «властитель слабый и лукавый» (А.С. Пушкин), «сфинкс, не разгаданный до гроба» (П.А. Вяземский), «это истинный византиец... тонкий, притворный, хитрый» (Наполеон), «коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца» (А.И.Герцен).

Cлайд 6

Обстановка в начале правления Старший сын императора Павла I и его второй жены Марии Федоровны Александр вступил на престол в драматические дни 1801 года, сразу после насильственной гибели своего отца. После нескольких лет томительно непредсказуемого и удручающе регламентированного правления Павла I русская общественность с энтузиазмом и искренним ликованием встретила начало нового царствования. На Александра возлагали огромные надежды. В городе были хорошо известны романтические легенды о молодом наследнике престола, который бросался на колени перед своим отцом, заступаясь за жертв его гнева. Говорили, что Александр вставил в окно своей комнаты зрительную трубу, чтобы можно было вовремя заметить, когда с Барсова поля повезут приговоренных его отцом на поселение в Сибирь. И будто бы посылал вдогонку своего Доверенного слугу, чтобы передать сосланным денежное пособие. Молодой император приказал освободить всех заключенных Петропавловской крепости. Александра любили буквально во всех слоях русского общества. В народе его прозвали Благословенным. Ему пели дифирамбы поэты, о нем слагали наивные легенды и сочиняли трогательные анекдоты.

Cлайд 7

«Дней александровых прекрасное начало» (Строка из стихотворения А. С. Пушкина »Послание цензору») "Дней александровых прекрасное начало» ознаменовалось отменой всех нововведений императораПавла I. 24-25 марта 1801 Александр I подписал несколько указов, вернувших всех ранее уволенных в отставку с военной и гражданской службы, амнистировал членов Смоленского кружка, которым были возвращены чины и дворянство. 27 марта была объявлена амнистия политическим заключенным и беглецам, укрывшимся за границей, снят запрет на ввоз различных промышленных товаров. 12 апреля- отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз из-за границы книг. 24 апреля император огласил в Сенате 5 манифестов, восстанавливавших в полном объеме действие Жалованных грамот дворянству и городам. Одновременно была ликвидирована Тайная экспедиция Сената, занимавшаяся сыском и расправой, а все следствия по политическим делам были переданы в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством. Один из манифестов 22 апреля был адресован крестьянам: в нем обещалось не увеличивать налоги и разрешался вывоз сельскохозяйственных продуктов за границу.

Cлайд 8

Внешняя политика в 1801 г. 1801, 4 апреля: отмена похода Всевеликого войска Донского под командованием атамана Матвея Платова, отправленной по приказу Павла в поход против Индии - в то время английской колонии; 1801, 17 июня: Петербургская конвенция с Англией, восстановившая дипломатические отношения, разорванные Павлом I; 1801, 24 сентября: вхождение Восточной Грузии в состав Российской империи; 1801, 8 октября: Русско-французский договор о мире, подписанный в Париже, и 11 октября заключение секретной конвенции об условиях посредничества между Францией и Турцией для заключения мира между двумя странами, о признании независимости Ионических островов

Cлайд 9

Намерения Александра I в начале правления Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II.

Cлайд 10

Непременный совет (1801-1810 гг.) 30 марта (11 апреля) 1801 г. указом Александра I был учреждён высший совещательный орган при государе - Непременный совет. Первоначально в состав Совета вошли двенадцать человек - руководители важнейших государственных учреждений и доверенные лица молодого правителя (генерал-фельдмаршал граф Н. И. Салтыков, генерал-прокурор Д. И. Трощинский, графы П. В. Завадовский и А. Р. Воронцов, братья Зубовы и др.). В Совете должны были обсуждаться все важнейшие государственные дела и особенно проекты законодательных актов: «коренных и непреложных государственных постановлений» и «временных государственных постановлений», которые «определяют какое-либо обстоятельство государственное, по существу своему перемене подлежащее», - то есть текущее законодательство. Также Непременному совету предоставлялось право по своему усмотрению разрабатывать и представлять царю проекты государственных реформ. Неудачи совместной работы в области преобразований привели к тому, что с 1802 г. важнейшие вопросы государственного управления император предпочитал рассматривать в кругу ближайших соратников и подчинённых, без обращения к Непременному совету, который утратил своё первоначальное значение. 1 (13) января 1810 г., на основании манифеста Александра I об учреждении Государственного Совета, Непременный совет был упразднён.

Cлайд 11

Первые годы правления Александра I В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Первые годы правления проходили под знаком противостояния с Наполеоном Бонапартом... Александру I пришлось в 1812 году сдать Москву и «поселить» Наполеона в московском Кремле, прежде чем победоносно войти в Париж в 1914...

Cлайд 12

Негласный комитет 24 июня (6 июля) 1801 г. был образован неофициальный высший совещательный орган при Александре I - Негласный комитет - состоявший из его сподвижников, членов бывшего «Кружка молодых друзей». Задачей Комитета было «сначала представить действительное положение вещей, затем - приступить к реформе различных частей администрации … и, наконец, увенчать эти установления гарантией в виде конституции, согласованной с истинным духом нации». На практике Комитет рассматривал не только общие, но и ряд частных вопросов, причём вопросы преобразования государственного устройства не получили развития и завершения. В комитете обсуждались: проект «Коронационной грамоты» - манифеста, провозглашавшего и утверждавшего основные экономические и гражданские права подданных империи; проекты реформы Сената, учреждения министерств и Комитета министров; крестьянский вопрос (проекты предоставления государственным крестьянам права покупки ненаселённых земель, вопросы крестьянской реформы в Лифляндии, права малороссийских крестьян на «отыскание казачества», права купцов, имеющих «восьмиклассные чины», покупать деревни и владеть ими на условиях, заключённых с крестьянами); принципы составления нового кодекса (уложения); проект указа, разрешающего дворянам заниматься торговлей; вопросы устройства Министерства народного просвещения и системы учебных заведений, а также организации военного образования, устройства тайной полиции; о присоединении Грузии и организации там государственного управления, разбор земельных тяжб в Крыму; из частных вопросов - покупка дома для Московского университета, завещание ген.-майора С. А. Талызина, тяжба между гр. Н. И. Салтыковым и гр. И. П. Кутайсовым, отставка кн. А. Б. Куракина и др. Заседания Негласного комитета проходили в одном и том же составе. С 24 июня (6 июля) 1801 г. по 12 (24) мая 1802 г. было проведено 35 заседаний комитета; затем последовал длительный перерыв, после которого, с 26 октября (7 ноября) по 9 (21) ноября 1803 г., состоялось только четыре заседания. Фактически Негласный комитет перестал собираться с ноября 1803 г.

Cлайд 13

Cлайд 14

Император Александр I. Портрет работы В.Л. Боровиковского с оригинала Э.Виже-Лебрён. 1802.

Cлайд 15

Cлайд 16

Первая встреча Александра I и Наполеона Пять войн вели друг с другом Александр и Наполеон. Они заканчивались то победой, то поражением одной из сторон. Первая встреча императоров Александра I и Наполеона произошла летом 1807 г. во время подписания Тильзитского перемирия, которое предложил Александр, опасаясь за свою империю. Наполеон согласился и даже подчеркнул, что он желает не только мира, но и союза с Россией: «Союз Франции с Россией постоянно был предметом моих желаний», – уверял он Александра. Насколько искренним было это уверение? Вполне возможно, что искренним. Русско-французский союз нужен им обоим, хотя и на разных уровнях: Александру I – для «самосохранения», Наполеону – для возвеличения себя и своей империи. После встречи Наполеон так писал Жозефине: «Я был им крайне доволен. Это молодой, чрезвычайно добрый и красивый император. Он гораздо умнее, чем думают».

Cлайд 17

Д. Серанжели "Прощание Александра с Наполеоном в Тильзите"

Cлайд 18

Второй этап реформ Александра I начался с замены Непременного комитета Государственным советом в 1810 г. и отставки М.М.Сперанского в 1812 г. В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. Проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников. 1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку.

Cлайд 19

Внешняя политика 1808-1814 гг. 1808 - 1809: Русско-шведская война. 17 сентября 1809 - Фридрихсгамский мирный договор, установивший границу между Швецией и Россией по реке Торнео. Финляндия (вместе с Аландскими островами) отходила к России на правах Великого княжества; Швеция обязалась расторгнуть союз сАнглией, заключить договоры с Францией и Данией и присоединиться к континентальной блокаде 1806 - 1812: Русско-турецкая война. Уничтожение турецкой эскадры паши Сейига-Ади у Афона вице-адмиралом Дмитрием Николаевичем Сенявиным (19 июня 1807) Перемирие 12 августа1807 - 3 марта 1809. Разгром князем Петром Ивановичем Багратионом турецкой армии Хозрева-паши на берегу Дуная у Рассевата (4 сентября 1809). Успешные действия русской армии под командованием М. И. Кутузова на нижнем Дунае в 1811. Бухарестский трактат (28 мая1812): присоединение к Российской империи Бессарабии; граница между Россией и Портой была установлена по реке Прут; создание автономного Сербского княжества в составе Османской империи 1812, 24 июня - 14 декабря: Отечественная война. Бородинское сражение (7 сентября1812); захват Наполеоном Москвы (14 - 19 октября); отступление "Великой армии" и сражение на переправе через Березину (26- 29 ноября); остатки французской армии покинули Ковно и, переправившись через Неман (14 декабря), двинулись через Польшу и Пруссию во Францию. Манифест Александра по случаю "изгнания супостата из пределов России" (5 января 1813) 1813 - 1814: Заграничные походы русской армии. Переход русской армии через Неман (13 января1813); победа Наполеона в сражениях при Лютцене (2 мая1813) и при Баутцене (20 - 21 мая) и отступление русско-прусской армии за Эльбу до Одера; перемирие июля-августа 1813; победаНаполеона в сражении при Дрездене (26 - 27 августа); "Битва народов" под Лейпцигом (16 - 19 октября 1813), где армия Наполеона и его союзников (Саксония, Польша) потерпела поражение от войск России, Австрии, Пруссии и Швеции; Бавария, Вюртемберг перешли на сторону сил антифранцузской коалиции, Вестфальское королевство исчезло как самостоятельное государство, аСаксония потеряла до 40 % своей территории; русская армия, переправившись через Рейн уБазеля, вошла в пределы Франции (12 января 1814); взятие Парижа (24 - 30 марта 1814); отречение Наполеона (4 апреля1814); Парижский мирный договор (30 мая), согласно которому была восстановлена независимость Голландии, Швейцарии, немецких княжеств и итальянских государств; Франция возвращалась в границы на 1 января1792.