Психология        21.02.2024   

Таблица общественные науки и их характеристика. Науки, которые изучают общество и человека в нем

Гуманитарные и социальные науки представляют собой комплекс многих дисциплин, предметом изучения которых является и общество в целом, и человек как его член. К ним относят политологию, философию, филологию, психологию, экономику, педагогику, правоведение, культурологию, этнологию и другие теоретические знания.

Специалистов в данных областях готовит и выпускает наук, который может быть и отдельным образовательным учреждением, и являться подразделением любого гуманитарного университета.

общественных наук

В первую очередь они исследуют социум. Общество рассматривается как целостность, развивающаяся исторически и представляющая собой объединения людей, сложившиеся в результате совместных действий и имеющие свою систему отношений. Наличие различных групп в социуме позволяет увидеть, насколько индивиды взаимозависимы друг от друга.

Социальные науки : методы исследования

Каждая из перечисленных выше дисциплин применяет характерные только для нее Так, политология, исследуя общество, оперирует категорией «власть». Культурология рассматривает как аспект социума, имеющий ценность, культуру и формы ее проявления. Экономика исследует жизнь общества с позиции организации ведения хозяйства.

С этой целью она использует такие категории, как рынок, деньги, спрос, товар, предложение и другие. Социология рассматривает общество как постоянно развивающуюся систему отношений, складывающихся между социальными группами. История изучает то, что уже произошло. При этом, пытаясь установить очередность событий, их взаимосвязь, причины, она основывается на всевозможных документальных источниках.

Становление общественных наук

В античные времена социальные науки преимущественно входили в философию, так как та изучала одновременно и человека, и весь социум. Только история и правоведение частично выделялись в отдельные дисциплины. Первую социальную теорию разработали Аристотель и Платон. Во времена средневековья общественные науки рассматривались в рамках теологии как знания нерасчлененного и объемлющего абсолютно всё. На их развитие повлияли такие мыслители, как Григорий Палама, Августин, Фома Аквинский, Иоанн Дамаскин.

Начиная с Нового времени (с 17 века), некоторые социальные науки (психология, культурология, политология, социология, экономика) полностью отделяются от философии. В высших учебных заведениях по этим предметам открываются факультеты и кафедры, издаются специализированные альманахи, журналы и т.п.

Науки естественные и общественные: различие и сходство

Данная проблема решалась в истории неоднозначно. Так, последователи Канта делили все науки на два вида: изучающие природу и культуру. Представители такого течения, как «философия жизни», вообще резко противопоставляли историю природе. Они считали, что культура является результатом духовной деятельности человечества, и понять ее можно, только пережив и осознав тех эпох, мотивы их поведения. На современном науки и естественные не только противопоставляются, но имеют и точки соприкосновения. Это, например, использование математических методов исследования в философии, политологии, истории; применение знаний из области биологии, физики, астрономии с целью установить точную дату событий, произошедших в далеком прошлом.

Основные понятия, персоналии, образцы эссе

(Справочное пособие для выпускников школ и преподавателей)

Общество. Науки об обществе 3

Развитие взглядов на общество 6

Исторический процесс 13

Познание 18

Человек 21

Социология 26

Политология 33

Духовная сфера 42

Правовая сфера 46

Экономическая система 57

Кто есть кто 68

Памятка работы с текстом 82

Литература 83

Предисловие

Быть выпускником школы и абитуриентом прекрасно! Это означает, что Вы молоды, энергичны, что у Вас все впереди. Быть студентом ещё лучше, так как тогда Вы станете на шаг ближе к своей мечте. Давайте путь от выпускника до студента пройдем вместе.

Книга, которую Вы держите в руках, является пособием – справочником для всех желающих успешно сдать выпускные и вступительные экзамены по обществознанию. Данное пособие имеет ряд достоинств. Во-первых, оно полностью соответствует проекту нового Государственного стандарта, одобренного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. За основу взята программа Л.Н. Боголюбова, которая сегодня является одной из базовых. Именно на неё опираются составители заданий ЕГЭ. Во-вторых, автору удалось доступно изложить основные понятия всего курса обществознания. Весь материал дан таким образом, что систематически представлена вся панорама знаний о человеке, обществе, сферах общественной жизни. Особый раздел посвящен биографиям известных обществоведов. Теперь в поисках нужного понятия Вам не придется покупать множество словарей. Все понятия, встречающиеся в заданиях, ЕГЭ находятся здесь. В-третьих, пособие поможет Вам подготовиться к написанию эссе. Это задание вызывает у выпускников и абитуриентов наибольшие затруднения. Алгоритм работы, образцы эссе станут хорошими помощниками при подготовке к выполнению данного задания.

Пособие также будет полезно учителям, которые руководят подготовкой учащихся к выпускным экзаменам.

Успехов Вам!

Раздел 1

Общество. Науки об обществе

Обществознание – наука, которая изучает общество в самых разных аспектах его существования и включает в себя комплекс разнообразных дисциплин.

Социология – наука, изучающая общество как целостную систему, входящие в него элементы и процессы, которые протекают в обществе. Люди связаны между собой множеством отношений: они являются членами семей, рабочих коллективов, организаций. Поведение людей, входящих в указанные общности, подчиняется особым правилам. Люди нуждаются в них, поскольку без норм и правил жизнь превратилась бы в хаос и стала совершенно не предсказуемой. Социологи как раз и изучают то, каким образом формируются и поддерживаются нормы и правила, которые не позволяют обществу «рассыпаться», сохраняют его как более или менее целостную систему, способную существовать во времени и воспроизводиться, то есть передавать нормы и правила последующим поколениям без особых изменений.


Философия – наука о наиболее общих законах существования природы, человека, общества и сознания, это наука о мире и об отношении человека к миру.

Политология – наука о государстве, власти, властных отношениях. Властные отношения не исчерпывают всей сущности общества: общественные отношения гораздо сложнее, богаче и не всегда основаны на отношениях подчинения. Однако властные отношения являются стержнем государства.

Культурология – наука, изучающая совокупность ценностей, представлений, верований, общественных отношений и обычаев, которые традиционно называются культурой.

Этика – наука о нравственности, морали. В дословном переводе этика означает «искусство повседневного поведения». Центральной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество или же нормы нравственности изначально присущи человеку? Имеют ли понятия «добро» и «зло» объективную, не зависящую от человека основу?

Эстетика – наука о законах прекрасного. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Древнейшее назначение эстетики – научить человека наслаждаться своими чувствами. Точнее – наслаждаться миром, открываемым с помощью органов чувств, открывать для себя космос – красоту и гармонию мирового порядка.

Экономика – наука, которая изучает особые отношения, связанные с производством и обменом товарами. В основе экономических отношений лежит собственность, то есть право свободно по своему усмотрению распоряжаться благами, имеющими ценность если не для всех, то для подавляющего большинства людей. Эти блага могут обмениваться на другие блага, продаваться, покупаться, дариться, передаваться по наследству, и в этом состоит их отличие от любых других общественно значимых явлений.

Гуманитарные дисциплины – языкознание, искусствоведение, психология, философия, литературоведение, история. Гуманитарные науки близки общественным наукам, т.к. основным объектом их интереса является человек. Установить четкую границу между общественными и гуманитарными науками очень сложно.

Общество (в узком смысле) – 1) группа людей, объединившихся для общения или совместного выполнения какой-либо деятельности;

2) конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (например: Смутное время, эпоха Возрождения).

Общество (в широком смысле) – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, состоящая из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Это некая социальная система, объединяющая всё население Земли

Общество (с философской точки зрения) – это динамически саморазвивающаяся система , состоящая из-под систем – сфер общественной жизни (экономическая политическая, духовная, социальная), имеющих свои элементы.

Система – целое, состоящее из частей

Подсистемы – это и есть сферы общественной жизни. Они находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Каждая из сфер может видоизменяться. С изменением подсистем, изменяется и сама система.

Экономическая сфера имеет такие элементы: фирмы, предприятия, рынки, деньги, обороты капиталов т.п. Основной вопрос экономической сферы – производство материальных благ для обеспечения нормального функционирования общества.

Политическая сфера имеет такие элементы: государство, партии, политические объединения. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какой-либо группе или классу. Задача партий – выражать многообразие различных интересов различных, часто противоположных групп населения через установленные законом каналы.

Духовная сфера имеет такие элементы: мораль, наука, искусство, образование, религия. Главной задачей духовной сферы является производство духовных благ общества.

Социальная сфера имеет такие элементы: нации, сословия, классы. Социальная сфера включает в себя организации и учреждения, отвечающие за благосостояние народа.

Природа (в широком смысле) – это все сущее, весь мир в многообразии его форм ипроявлений (Вселенная, материя).

Природа (в узком смысле) – это биосфера , естественная среда обитания человеческого общества, включающая в себя атмосферу, гидросферу, литосферу.

Типология обществ: а) письменные и дописьменные;

б) простые и сложные (уже существует государство);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное и постиндустриальное . Концепцию постиндустриального (информационного) общества разрабатывали Д.Белл, О. Тоффлер, И.Маслоу.

г) по К. Марксу: первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое(социализм – первая стадия коммунизма)

Термин « » происходит от латинского слова «societas» (общность, группа) и греческого «logos» (слово, учение) и означает, следовательно, «науку об общностях». Впервые этот термин употребил (1798-1857), крупнейший французский ученый, в своей работе «Курс позитивной философии» (1842). На философию того времени большое влияние оказали успехи естественных наук, и поэтому Конт рассматривал проблемы общества и социального поведения по аналогии с физикой, стремясь использовать полученные знания об обществе прежде всего для решения конкретных проблем человеческих отношений.

К середине XIX в. четко обозначилась тенденция к дифференциации наук, в том числе общественных. как науки стало отражением реальной потребности более глубокого понимания и анализа роли и места человека в жизни общества, его социального положения, взаимодействия с другими людьми, а также отношения различных социальных общностей. Социология довольно быстро вошла в научную жизнь, а социологи стали изучать все более сложные вопросы, характеризующие поведение человека, его отношение и реакцию на происходящие в обществе процессы. В начале XXI в. социология утвердила себя как самостоятельная, хорошо разработанная и жизненно важная дисциплина в ряду общественных наук.

Один из крупнейших социологов XX столетия Р. Мертон как-то сказал: «Социология — это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения ». Действительно, теоретической основой социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не выделилась в самостоятельную науку. Большое влияние на социологию оказали и продолжают оказывать история, этика, правовая наука. Вместе с тем предметная область социологии по некоторым срезам пересекается с экономическими науками. Следует отметить тесную связь социологии с социальной психологией, также изучающей поведение и деятельность людей. Социология интересуется результатами исследований антропологов, этнографов, этнологов, культурологов. Кроме того, прочные взаимосвязи сложились у социологии с точными и естественными науками, прежде всего с математикой и статистикой.

Сегодня социология — это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою и функции, методы исследования. И она но праву занимает достойное место в системе научною знания.

Социология как наука

Современный человек часто встречается с такими терминами, как «социология», «опрос», «мнение», «социальный статус» и т.д. Корреспонденты радио, газет, телевидения и новостные сайты постоянно сообщают ему результаты опросов населения по самым разным проблемам. Социологические службы президента, парламента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение, в частности рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни, отношение населения к курсу доллара и т.п. В городах страны проводят социологические исследования с тем, чтобы выяснить мнение о работе транспорта и сферы услуг, определить уровень социальной напряженности и т.п. Все эти поиски создали образ социологии как прикладной эмпирической науки, которая служит для удовлетворения текущих, сиюминутных потребностей общества. Однако это лишь внешний уровень исследований, которым не исчерпывается область социологического знания.

Понять специфику любой науки помогает выделение ее объекта и предмета. Из курса философии известно, что объектом любой науки выступает та часть, сторона реальности, которая изучается данной наукой. Предметом науки являются наиболее значимые свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному исследованию.

В наиболее общем смысле является общество. В этом отношении объект социологии совпадает с объектом других социальных наук — социальной философии, социальной психологии, истории, политологии, культурологии и т.д.

Заметим, что практически во всех социологических исследованиях общество выступает в своей особой форме — как гражданское общество. Социология возникает на фоне становления гражданского общества в Европе, позиционирует себя как способ описания и понимания именно такого общества, и только в гражданском обществе она может быть по-настоящему востребована и эффективна. Таким образом, при определении основного объекта исследования современное гражданское общество в немалой степени характеризует специфику социологии как науки.

Незрелые формы гражданского общества существовали на всех этапах истории, однако как самостоятельное явление оно сформировалось в тот период, когда человек в реальной жизни стал демонстрировать принципиально новые черты своего образа жизни, поведения, а именно в XVIII в., когда понятия «государство» и «общество» размежевались. Исторически это было связано с процессом становления и развития буржуазного общества, в котором люди получили больше возможностей действовать в качестве самостоятельной общественной силы.

— это совокупность определенным образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, развитых общечеловеческих и групповых ценностей и интересов, которыми руководствуются люди и каждый человек в своей публичной и частной жизни. В гражданском обществе:

  • государство и общественные организации равноправны и несут взаимную ответственность за свои действия;
  • частная жизнь отделена от публичной и выведена из-под контроля государства;
  • права и свободы личности гарантированы и защищены законом;
  • возможности самоуправления постоянно расширяются;
  • интересы всех заинтересованных лиц находятся в состоянии постоянного согласования.

В России элементы гражданского общества начали зарождаться на рубеже XIX-XX вв. Однако в 1930-1950-х гг., в условиях тоталитарного режима формирование гражданского общества было прервано, а с ним прекратилось и развитие социологии в стране. Только с «оттепелью» начала 1960-х гг. началось постепенное возрождение отечественной социологии, и особо бурное развитие она получила в последнее десятилетие XX в. и в первое десятилетие XXI в., когда появилось множество оригинальных и переводных монографий, посвященных различным проблемам социологии, учебников и учебных пособий.

Таким образом, можно констатировать воздействие тенденций развития гражданского общества на самих исследователей.

С точки зрения многих исследователей, объектом социологии является не просто общество, а совокупность социальных свойств, связей и отношений. При этом выделяются следующие характерные черты, которые составляют специфику социального:

  • социальное выражает обусловленное общественными отношениями взаимное положение индивидов. Это значит, что характер и отношения между индивидами и их группами зависят от места, которое они занимают в структурах общества, и той роли, которую они выполняют;
  • социальное есть общее свойство , присущее разным группам индивидов;
  • социальное проявляется в отношениях индивидов и групп друг к другу, к явлениям и процессам общественной жизни;
  • социальное есть результат совместной деятельности индивидов, проявляющийся в обществе.

Можно сказать, что социальное всегда связано с явлениями взаимодействия людей и их многосторонними и многоаспектными отношениями, которые и составляют общественную жизнь.

Таким образом, наиболее общим объектом социологии как науки является общество, которое исторически выступает в форме гражданского общества, а структурно - как совокупность социальных свойств, связей и отношений.

Являются наиболее значимые свойства и особенности объекта. В этом отношении он обладает рядом важных характеристик:

во-первых (и это самое главное), социология изучает конкретные социальные процессы — структуру общества, распределительные отношения, статус человека, его взаимодействие с другими людьми и группами, его образ жизни; во-вторых, социология занимается исследованием процессов, происходящих не только в социальной, но и в экономической жизни, характеризующих труд, его условия, организацию и стимулирование, проблемы трудовых коллективов, проблемы регионов, экологическую и демографическую ситуацию; в-третьих, социология исследует сущность политических процессов и явлений, связанных с развитием демократии, проблемы власти, участие избирателей в управлении, деятельности общественных организаций;

в-четвертых, социология изучает жизнь общества и предметом социологических исследований становятся проблемы образования, культуры, науки, литературы, искусства, религии, морали, права.

Следовательно, предмет социологии не ограничен изучением узкосоциальной сферы, а область ее интересов включает массу проблем, связанных с бытием человека, социальных групп, слоев и общностей, институтов и процессов. В фокусе социологии находится целостность , системность социального организма. В то же время в ходе исследований общественных явлений и процессов социологи фокусируют внимание на человеке с его интересами и взаимоотношениями и, в частности, изучают его реакцию на общественные изменения. Однако человек при этом выступает не столько как индивид, сколько как член определенной общности — группы, слоя, класса и т.п. Человеческое поведение (индивидуальное и групповое) обязательно анализируется в реальной социально-экономической обстановке, в конкретных отношениях, в рамках различных социально-демографических, национальных, профессиональных структур. В этом отношении предмет социологии отличен от предмета других общественных наук.

Отметим, что предмет социологии не является исторически стабильным: как и сам процесс социального познания, он неоднозначен, парадоксален и находится в постоянном развитии и движении. В классической социологии в качестве предмета выступала целостность социального организма, позднее социология фокусировалась на социальных общностях, социальной деятельности, поведении людей, реальном социальном сознании, а также социальных законах - устойчивых, существенных, повторяющихся связях и отношениях между явлениями, выявленных социологами при изучении общества и общественных отношений на основе данных (фактов) из реального мира и их научного объяснения. Эти законы определяют коллективное поведение людей и являются объективными, т.е. не зависят от сознания и воли этих людей. Они действуют во всех сферах общества, но различаются по масштабам своего распространения: одни законы действуют только в малых группах и не действуют в больших, действие других распространяется на все общество, а третьих — только на его отдельные сферы.

Все социальные законы обладают следующими общими признаками:

  • закон вступает в действие только при определенных условиях, но при этих условиях действует всегда и везде без каких-либо исключений;
  • условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно, многое зависит от самих людей, от их мотивации и действий.

Для социологов выделение основных признаков у всех без исключения законов весьма существенно. Анализируя содержание какого-либо закона, исследователь должен, по возможности, обнаружить условия и сферу его действия. Поэтому утверждение типа «индивиды всегда стремятся реализовать свои интересы» не является социальным законом, поскольку здесь не оговорены условия их действия. В то же время утверждения типа «состояние аномии, т.е. нравственно-психо- логическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей, обусловленное кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями (богатство, власть) и невозможностью их реализации, выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности, в преступности, в увеличении числа самоубийств» описывают действие такого социального закона, где довольно определенно оговорены его условия.

Человек постоянно сталкивается с проявлениями социальных законов, либо подчиняясь им, либо стараясь их избегать (как правило, безуспешно). Описывая такой закон, социолог лишь фиксирует социологическими средствами то, с чем человек встречается в своей повседневной жизни. Но изучение социальных законов — дело чрезвычайно трудное, поскольку связи и отношения в обществе противоречивы, неоднолинейны, подвержены изменениям, взаимным переходам, они переплетаются, накладываются друг на друга, усложняя само поле исследования.

Поэтому, изучая социальные законы, прежде всего обращают внимание на конкретные интересы индивидов, социальных групп, общества в целом и пытаются выявить их повторяемость, определяют условия, в которых наблюдается обнаруженная повторяемость, и на этой основе формулируют некие выводы, знание которых поможет в управлении социальными процессами. Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, законы права. Обычно люди, исходя из своих интересов, поступают неосознанно, интуитивно, обучаясь «правильному» поведению в процессе самого общения и взаимодействия с другими. Обнаруженные предсказуемость, повторяемость многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, которые, исследуя общество, открывают социальные законы, определять условия их действия и соответственно предвидеть поведение людей в различных социальных ситуациях.

Таким образом, современная социология - это наука, которая изучает исторически определенные социальные системы, структуры, элементы и условия их существования, а также социальные процессы, механизмы действия и формы их проявления в деятельности личностей, больших и малых социальных групп.

Социология в системе общественных наук

Социология — одна из многих общественных наук, которые изучают жизнь общества, функционирование общественных институтов, поведение человека. Хотя предмет социологии отличается от предметов других общественных наук, она активно взаимодействует с ними, воздействуя на них и испытывая ответное влияние. В системе общественных и гуманитарных дисциплин социология взаимодействует практически со всеми другими науками, обогащая их результатами своих конкретных исследований и обмениваясь необходимыми данными. В этом процессе происходит взаимообогащение, развитие как социологии, так и соответствующих наук.

С момента зарождения социологии в научном мире начались дискуссии о взаимодействии социологии с социальной философией. Согласно первой точке зрения, социология отождествляется с социальной философией, т.е. социология понимается как наука о наиболее общих законах развития общества. Однако в этом случае невыясненным остается статус конкретных, эмпирических микросоциологических исследований.

В соответствии со второй точкой зрения абсолютизируются прикладные (конкретные социологические) исследования. Здесь ситуация осложнялась тем, что в 1960-1970-е гг. у ряда отечественных авторов возник взгляд на социологию как на прикладную науку, задачей которой являлась лишь разработка практических рекомендаций по управлению общественными процессами. Сейчас ситуация изменяется, но по-прежнему встречаются попытки свести функции социологии к обслуживанию философии и других наук.

Третья точка зрения (наиболее адекватная для описания современной социологии) отражает более сложную картину взаимодействия этих наук: социология помимо общесоциологической теории включает в себя как конкретные социологические исследования, так и изучение различных социальных общностей.

Экономика занимается исследованием производства, распределения, обмена и потребления наличных ресурсов. Экономисты изучают многие проблемы, с которыми сталкиваются и социологи, включая экономические кризисы, безработицу, инфляцию, международную торговлю и др. Социология помогает экономическим наукам анализировать роль человеческого фактора в производстве, его влияние на рост производительности труда, качество продукции, на решение технических, технологических, управленческих задач современного производства.

Политическая паука исследует вопросы приобретения, использования и распределения власти в обществе. Политологи изучают главным образом деятельность правительств, политических партий, групп, связанных общими интересами, а также специфику поведения избирателей. Социологи, не отставая от политологов, а иногда и опережая их, способны быстро реагировать на любые события в обществе: проводя пилотажные исследования, они могут за короткое время собрать сведения о реакции общественного сознания на то или иное решение правительства, парламента или президента, об отношении общества к принятию нового закона или назначению нового министра и т.д. Не случайно сегодня создается симбиоз социологии и политологии — «социология политики», или «политическая социология», знание которой становится насущной необходимостью для современного специалиста.

Социология может сыграть значимую роль в формировании духовной культуры , создании позитивной нравственной атмосферы в обществе, выработке ценностей, моральных норм, эстетического вкуса, а также оказывать влияние на воспитание людей. Социология, в частности, призвана помочь российскому обществу, находящемуся в состоянии затянувшегося перехода, восстановить и обрести вновь духовные ценности, напомнить ему о необходимости сохранения великой духовной культуры, религиозных, моральных, эстетических, а также материальных ценностей. Это особенно значимо в условиях, когда процессы глобализации «размывают» культурную и социальную идентичность многих народов мира.

Взаимоотношения в семье, в коллективе, состояние нравственности в обществе можно «объемно» оценить только при помощи специфических социологических методов. Духовная культура находится в фокусе исследований таких разделов социологии и социологических дисциплин, как социология культуры, социология морали, социология искусства, социология науки, социология образования, социология религии и т.д.

Правовые науки также накопили богатый опыт использования социологических данных для совершенствования юриспруденции, в применении законодательных актов, соблюдении норм права, в процессе формирования правовой культуры. Без социологии трудно определить пути становления правового государства, гражданского общества, развития демократии, укрепления правопорядка, регулирования конфликтов. В частности, специфические методы социологии в сочетании с имеющейся объективной информацией позволяют оценить состояние и тенденции совершенствования российской законности, государственности, обеспечения прав и свобод граждан, уровня их правовой культуры. На стыке социологии и правовых наук возникла и бурно развивается такая дисциплина, как социология права.

Историческая наука во взаимодействии с социологией обогащает последнюю историческим методом исследования. Поэтому социологи широко используют ретроспективный анализ в эмпирических исследованиях, что в свою очередь влияет на историческую науку при изучении проблем эволюции общественного сознания, вооружает ее количественными и другими методами. На стыке социологии и истории функционирует дисциплина, называемая исторической социологией.

В последнее время обострились проблемы, связанные с территориальным размещением поселений людей. Известно, что игнорирование сложившегося уклада жизни людей, их традиций и склонностей привело в советское время к таким ошибочным решениям, как, например, «раскулачивание» или ликвидация «бесперспективных» деревень. Социология может оказать обществу реальную помощь в изучении закономерностей пространственной структуры расселения, миграции населения, взаимодействуя с социальной географией.

Россия — страна, регионы которой характеризуются разнообразием природных, культурных, экономических и социальных условий. Поэтому в последнее время усилился интерес к проблемам регионального характера, а на стыке социологии и региопологии возникло новое направление — региональная социология.

Тесное сотрудничество социологии и медицинских наук в сфере исследования здоровья населения привело к рождению и развитию таких дисциплин, как социальная медицина и социология здоровья.

Все больший удельный вес в социологии занимает комплекс проблем, пересекающихся со сферой интересов экологии. Вопросы охраны природы, отношений общества и окружающей среды невозможно в полном объеме оценить без анализа, проведенного с помощью социологических исследований. На стыке экологии и социологии в настоящее время сформирована дисциплина, называемая социальной экологией, предметом которой является взаимодействие общества с окружающей средой и отношения внутри общества, связанные с охраной природы.

В последнее время социологические данные эмпирических исследований обрабатываются при помощи компьютерного программного обеспечения (например, пакета SPSS), для создания, развития и эффективного использования которого активно применяются специальные знания из области математических наук. В современной социологии также активно используются методы социометрии, которые в целях измерения межличностных отношений сочетают конкретные эмпирические методики с алгоритмами математической обработки данных.

Помимо названных дисциплин на междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика, проходят стадию становления социопедагогика и другие смежные области знания.

Таким образом, в социологии все большее значение приобретают междисциплинарные связи как стимул развития не только науки, но и всей современной жизни. Наибольших успехов научные работники могут достичь, выстраивая мосты между разными дисциплинами. Современные студенты, которые хотят получить качественное образование, востребованное в будущем, должны учитывать не только особенности «своих», но и новейшие достижения «чужих» (и даже не обязательно родственных) дисциплин.

Науки об обществе

Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и матери-альных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопреде-ляющим ее строй.

История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.

Антропология. Антропология – дословно, «наука о человеке» – как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории, история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества, и т. н. «примитивные народы» или «дикари» живут по сей день в тех же социальных условиях, что и все человечество в глубокой древности. Поэтому, исследуя «примитивные общества» , можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ, прошедших в своем развитии и другие, более поздние и «развитые» , ступени.

Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.

Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.

Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.

Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества.

Экономика. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институ-ты, структуры и отношения. Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в исследовании общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки.

Обществоведение. Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. В дисциплине «Обществоведение» присутствуют элементы всех вышеописанных научных дисциплин, помогающих понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты.

Наука, как одна из форм познания и объяснения мира, постоянно развивается: число её отраслей и направлений неуклонно растёт. Особенно ярко демонстрирует эту тенденцию развитие общественных наук, которые открывают все новые и новые грани жизнедеятельности современного социума. Что они собой представляют? Что выступает предметом их изучения? Об этом более подробно читайте в статье.

Общественная наука

Это понятие появилось сравнительно недавно. Учёные связывают его возникновение с развитием науки в целом, которое началось в 16-17 столетии. Именно тогда наука встала на собственный путь развития, объединив и вобрав в себя всю систему околонаучного знания, которая сформировалась на тот момент.

Следует отметить, что общественная наука - это целостная система научных знаний, которая в своём основании содержит ряд дисциплин. Заданием последних является всестороннее исследование общества и составляющих его элементов.

Стремительное развитие и усложнение этой категории в последние пару столетий ставит новые задачи перед наукой. Появление новых институтов, усложнение общественных связей и отношений требуют введения новых категорий, установления зависимостей и закономерностей, открывают новые отрасли и подотрасли этого вида научного знания.

Что изучает?

Ответ на вопрос о том, что составляет предмет общественных наук, уже заложен в нём самом. Эта часть научного знания концентрирует свои познавательные усилия на таком сложном понятии, как общество. Суть его наиболее полно раскрывается благодаря развитию социологии.

Последнюю довольно часто представляют как науку об обществе. Однако такое широкое толкование предмета этой дисциплины не позволяет получить полное представление о ней.

и социология?

Ответ на этот вопрос пытались дать многие исследователи как современности, так и прошлых веков. может «похвастаться» огромным количеством теорий и концепций, объясняющих суть понятия «общество». Последнее не может состоять только из одного индивида, непременным условием здесь является совокупность нескольких существ, которые непременно должны находиться в процессе взаимодействия. Именно поэтому сегодня учёные представляют общество как некий «сгусток» всевозможных связей и взаимодействий, опутывающих мир человеческих отношений. Выделяют ряд отличительных характеристик общества:

  • Наличие некой социальной общности, отражающей общественную сторону жизни, социальное своеобразие отношений и разного рода взаимодействий.
  • Наличие регулирующих органов, которые социологи называют социальными институтами, последние являют собой наиболее устойчивые связи и отношения. Ярким примером такого института является семья.
  • Особое Здесь неприменимы территориальные категории, поскольку общество может выходить за их рамки.
  • Самодостаточность - характеристика, которая позволяет отличить общество от других похожих социальных образований.

Учитывая развёрнутое представление основной категории социологии, можно расширить и представление о ней как о науке. Это уже не просто наука об обществе, но и интегрированная система знаний о различных социальных институтах, отношениях, общностях.

Общественные науки изучают социум, формируя разностороннее представление о нём. Каждая рассматривает объект со своей стороны: политология - политическую, экономика - экономическую, культурология - культурную и т. д.

Причины возникновения

Начиная с 16 столетия, развитие научного знания становится достаточно динамичным, а к середине 19 в уже отделившейся науке наблюдается процесс дифференциации. Суть последнего заключалась в том, что в русле научного знания стали оформляться отдельные отрасли. Фундаментом для их формирования и, собственно, поводом для отделения стало выделение объекта, предмета и методов исследования. На основе этих составляющих дисциплины концентрировались вокруг двух основных сфер человеческой жизни: природы и общества.

Каковы причины выделения из научного знания того, что сегодня известно как общественная наука? Это в первую очередь те изменения, которые происходили в социуме в 16-17 столетии. Именно тогда начинается его формирование в том виде, в котором оно сохранилось до сегодняшних дней. На смену устаревшим структурам приходит массовое, которое требует к себе усиленного внимания, поскольку возникла необходимость не только разобраться в но и получить возможность ими управлять.

Ещё одним фактором, способствующим появлению общественных наук, стало активное развитие естественных, которые в некотором роде «спровоцировали» возникновение первых. Известно, что одной из характерных черт научного знания конца 19 столетия было так называемое натуралистическое понимание общества и процессов, происходящих в нём. Особенностью такого подхода было то, что социальное учёные пытались объяснить в рамках категорий и методов естественных наук. Тогда появляется социология, которую её создатель - Огюст Конт - именует социальной физикой. Учёный, изучая общество, пытается применить к нему естественно-научные методы. Таким образом, общественная наука — это система научного знания, которая сложилась позже естественной (природной) и развивалась под её непосредственным влиянием.

Развитие наук об обществе

Стремительное развитие знаний о социуме в конце 19 - начале 20 века было обусловлено желанием найти рычаги управления им в быстро меняющемся мире. Естественные науки, не справляясь с объяснением и процессов, обнаруживают свою несостоятельность и ограниченность. Становление и развитие общественных наук позволяют получить ответы на многие вопросы как прошлого, так и современности. Новые процессы и явления, которые имеют место в мире, требуют новых подходов к изучению, а также применения новейших технологий и методик. Все это стимулирует развитие как научного знания в целом, так и общественных наук в частности.

Учитывая то, что стимулом развития общественных наук стали естественные, следует выяснить, как отличить одни от других.

Науки о природе и обществе: отличительные характеристики

Главное отличие, которое позволяет относить то или иное знание к определённой группе, это, конечно, объект исследования. Иными словами, то, на что направлено внимание науки, в данном случае это две различные сферы бытия.

Известно, что естественные науки возникли раньше общественных, и их методы повлияли на развитие методологии последних. Её развитие происходило в ином познавательном русле - путём понимания процессов, происходящих в социуме, в отличие от объяснения, которое предлагают науки о природе.

Ещё одной особенностью, подчёркивающей отличия естественных и общественных наук, является обеспечение объективности процесса познания. В первом случае учёный находится вне предмета исследования, наблюдая его «со стороны». Во втором он зачастую сам является участником тех процессов, которые происходят в обществе. Здесь объективность обеспечивается за счёт сопоставления с общечеловеческими ценностями и нормами: культурными, моральными, религиозными, политическими и другими.

Какие науки относят к общественным?

Сразу отметим, что есть некоторые сложности в определении того, куда относить ту или иную науку. Современное научное знание тяготеет к так называемой междисциплинарности, когда науки заимствуют методы друг у друга. Именно поэтому порой сложно отнести науку к той или иной группе: как социальные, так и природные науки имеют ряд характеристик, которые роднят их.

Поскольку общественные науки произошли позже естественных, то на начальном этапе своего развития многие учёные полагали, что исследовать социум и происходящие в нём процессы возможно, применяя естественно-научные методы. Ярким примером является социология, которая именовалась социальной физикой. Позже, с развитием собственной системы методов, социальные (общественные) науки отошли от естественно-научных.

Ещё одной чертой, объединяющей эти является то, что каждая из них приобретает знания одинаковыми способами, среди которых:

  • система таких общенаучных методов, как наблюдение, моделирование, эксперимент;
  • логические приёмы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция и т. д.;
  • опора на научные факты, логичность и непротиворечивость суждений, однозначность используемых понятий и строгость их определений.

Также обе сферы наук роднит то, чем они отличаются от других видов и форм знания: обоснованность и системность полученных знаний, их объективность и т. д.

Система научного знания об обществе

Всю совокупность наук, изучающих общество, иногда объединяют в одну, которая называется обществоведение. Эта дисциплина, являясь комплексной, позволяет сформировать общее представление о социуме и месте в нём личности. Формируется она на основе знаний о различных : экономике, политике, культуре, психологии и других. Иными словами, обществоведение — это интегрированная система общественных наук, формирующая представление о таком сложном и многообразном феномене, как общество, роли и функции в нём человека.

Классификация общественных наук

На основании того, какие общественные науки относятся к какому-либо уровню знаний об обществе или дают представление почти обо всех сферах его жизнедеятельности, учёные разделили их на несколько групп:

  • первая включает те науки, которые дают общие представления о самом обществе, закономерностях его развития, основных составляющих и т. д. (социология, философия);
  • вторая охватывает те дисциплины, которые исследуют какую-то одну сторону социума (экономика, политология, культурология, этика и т. д.);
  • к третьей группе можно отнести науки, которые пронизывают все области жизни социума (история, юриспруденция).

Иногда общественные науки разделяют на две сферы: социальную и гуманитарную. Обе они тесно взаимосвязаны, поскольку так или иначе имеют отношение к обществу. Первая характеризует наиболее общие закономерности протекания социальных процессов, а вторая относится к субъективному уровню, который исследует человека с его ценностями, мотивами, целями, намерениями и т. д.

Таким образом, можно обозначить, что общественные науки изучают социум в общем, более широком аспекте, как часть материального мира, а также и в узком - на уровне государства, нации, семьи, объединений или социальных групп.

Наиболее известные общественные науки

Учитывая то, что современный социум являет собой достаточно сложный и многообразный феномен, изучить его в рамках одной дисциплины невозможно. Такую ситуацию можно объяснить исходя из того, что число отношений и связей в обществе сегодня огромно. Все мы сталкиваемся в своей жизни с такими сферами, как: экономика, политика, право, культура, язык, история и т. д. Все это многообразие является ярким проявлением того, насколько разносторонним является современное общество. Именно поэтому можно привести не менее 10 общественных наук, каждая из которых характеризует какую-то одну из сторон социума: социология, политология, история, экономика, юриспруденция, педагогика, культурология, психология, география, антропология.

Бесспорно, что источником основных сведений об обществе является социология. Именно она раскрывает суть этого многогранного объекта исследования. Кроме того, сегодня достаточную известность приобрела политология, которая характеризует политическую сферу.

Юриспруденция позволяет узнать, каким образом регулировать отношения в обществе при помощи правил поведения, закреплённых государством в виде правовых норм. А психология позволяет это делать при помощи других механизмов, изучая психологию толпы, группы и человека.

Таким образом, каждая из 10 общественных наук исследует общество со своей стороны при помощи собственных методов исследования.

Научные издания, публикующие исследования общественных наук

Одним из наиболее известных является журнал «Общественные науки и современность». Это на сегодняшний день одно из немногих изданий, которое позволяет познакомиться с достаточно широким спектром самых разных направлений современной науки о социуме. Здесь есть статьи по социологии и истории, политической науке и философии, исследования, поднимающие проблемы культурологического и психологического плана.

Главной отличительной чертой издания является возможность размещения и знакомства с междисциплинарными исследованиями, которые проводятся на стыке различных научных направлений. Сегодня глобализующийся мир предъявляет свои требования: учёный должен выходить из узких рамок своей отрасли и учитывать современные тенденции развития мирового социума как единого организма.