Экономика        06.06.2022   

Александр блок поэт личная жизнь жена дети. Александр Блок — биография и творческий путь поэта

Биография Александра Блока представляет собой целый ряд довольно незаурядных событий.

В его жизни периоды веселья сменялись моментами тоски и мрачного самопознания.

Этот талантливый человек был одним из самых выдающихся поэтов Серебряного века, а также писателем, публицистом, литературным критиком и переводчиком. Его творчество считается классикой русской литературы.

Детство и юность

Поэт Блок Александр Александрович появился на свет в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года. Мама стихотворца, Александра Андреевна Бекетова, была из культурной семьи. Её отец был ректором Санкт-Петербургского университета. В 18 лет она вышла замуж за Александра Львовича Блока, который был дворянином и профессором при университете в Варшаве.

Родители поэта познакомились на танцевальном вечере и их отношения развивались крайне стремительно. Блок-старший очень любил свою жену, но оказался тираном и деспотом, с которым было трудно жить. Первый ребёнок пары родился мёртвым и Александра Андреевна очень из-за этого переживала. К концу второй беременности она приехала в дом к своим родителям, где и осталась до самых родов.

Когда родители Александры Андреевны узнали правду о характере Блока, они настояли, чтобы дочь с внуком остались у них. Женщина избавилась от нелюбимого мужа. В то время разводы были большой редкостью и сильно порицались, но мать поэта добилась официального расторжения брака в 1889 году. Впоследствии она опять вышла замуж, но на этот раз удачно и по большой любви.

Маленький Саша был довольно капризным и засыпал только на руках у дедушки, который часами его укачивал. Практически всё своё детство он провёл в доме родителей матери. Ходить и говорить Блок начал довольно поздно.

Александре Андреевне было тяжело воспитывать сына, так как он рос весьма своевольным. Она была вынуждена его часто наказывать. Но у них всё равно была тесная духовная связь. В три года у Саши появилась няня Соня, которая вслух читала ему сказки А. С. Пушкина.

Отец мальчика жил в Варшаве и изредка приезжал в Россию, но отношения с сыном у него не складывались.

В 1889 году будущего поэта отдали учиться во Введенскую гимназию. Причём он поступил сразу во второй класс. Учёба не всегда шла гладко и особенно тяжело Блоку давалась арифметика. В старших классах юноша увлёкся театром и часто декларировал Шекспира.

В 1898 году Александр окончил гимназию и успешно сдал вступительные экзамены на факультет юриспруденции в Санкт-Петербургский университет. Спустя три года он перевёлся на историко-филологическое направление. Высшее образование поэт получил в 1906 году.

Творческий путь

По материнской линии семья Блока была весьма высококультурной, что сказалось на поэте. Он с юных лет очень любил читать, любил театр и посещал художественные кружки.

Маленький Саша в детстве сильно любил животных и в возрасте 5 лет он даже посвятил свои первые стихи домашнему котику и зайчику из леса.

Когда Блоку было 10 лет, он вместе с братьями занимался созданием рукописного журнала «Корабль». Всего они выпустили два номера.

Позже они стали выпускать журнал «Вестник», для которого Александр писал поэзию и прозу. Чаще всего это были юмористические стихотворения, но иногда он сочинял трогательные строки, посвящённые маме. В этой литературной игре участвовала почти вся семья поэта. Бабушка помогала писать рассказы, а дедушка занимался иллюстрацией. Всего вышло 37 номеров этого журнала.

Любимыми писателями в тот период у поэта были:

  • Жюль Верн;
  • Жуковский;
  • Диккенс;
  • Пушкин;
  • Купер;
  • Майн Рид.

В 1887 году поэт с родственниками поехал в Германию. Там он впервые влюбился. Его избранницей стала Ксения Михайловна Садовская, которой на тот момент было 37 лет. 16-летний юноша был наповал сражён этой взрослой женщиной. Стоит отметить, что красавица сама первая завлекала будущего стихотворца и они много времени проводили наедине. Для влюблённого поэта эта светская дама стала источником вдохновения. Именно ей он посвятил свои многие произведения.

Полноценное творчество Блока началось в начале 1900-х годов . В тот период Александр Александрович понял, что литературное направление «символизм» особенно ему нравится. В Санкт-Петербурге он нашёл близких по духу людей: Зинаиду Гиппиус и Дмитрия Мережковского. Именно в их журнале «Новый путь» Блок пробовал себя в качестве поэта и критика.

А также его произведения начали печать в столичном альманахе «Северные цветы». В 1903 году этот журнал напечатал цикл произведений Александра «Стихи о Прекрасной Даме», которые были посвящены его любимой жене. В тот же период 3 стиха Блока включили в сборник произведений выпускников Санкт-Петербургского университета.

Революция 1905−1907 годов оказала влияние на творчество молодого поэта. Этот период ознаменовался особым успехом и ростом Александра Александровича. В его сочинениях появились новые мотивы. Одна за другой публиковались книги:

  1. «Нечаянная радость».
  2. «Земля в снегу».
  3. «Снежная маска».
  4. «Лирические драмы».

В те года театр и драматургия также играли важную роль в жизни поэта. Первая его пьеса называлась «Балаганчик» и была поставлена в 1906 году в театре Веры Комиссаржевской.

Позже главной темой произведений лирика стала проблема отношений простых людей и интеллигенции в России. Родная страна у Александра Блока ассоциировалась с образом любимом женщины и поэтому его патриотические стихи приобретали глубокую индивидуальность.

В 1909 году поэт получил большое наследство от умершего отца, что позволило ему сосредоточиться на творчестве. В том же году он путешествовал по Италии и Германии, а впоследствии выпустил сборник «Итальянские стихи». В тот год Блок понял, что для него символизм исчерпал себя.

В 1910 году он начал сочинять поэму «Возмездие», которую так и не смог закончить. В 1912 году Александр Александрович выпустил драму «Роза и Крест».

В 1916 году поэт служил в действующей армии и во время службы он узнал о свершившейся революции. Она у него вызывала смешанные чувства, но он согласился сотрудничать с новой властью.

Блок уже был хорошо известен публике, поэтому большевики активно использовали его имя в своих целях. К тому же его постоянно назначали на разные должности, которые были ему уже неинтересны.

В 1918 году Блока приняли на службу в Чрезвычайную следственную комиссию, где он работал редактором.

За этот период у поэта вышло несколько знаменитых сборников:

  1. «Ночные стихи».
  2. «За гранью прошлых лет».
  3. «Стихи о России».
  4. «Седое утро».

Но всё же революционные события вызвали у поэта депрессию и творческий кризис. После стихотворения «Скифы» и поэмы «Двенадцать» он прекратил сочинять стихи.

Личная жизнь

В 1903 Блок женился на дочери Дмитрия Менделеева - Любови. История их отношений начинается с детства, так как познакомились они в юном возрасте. Усадьбы их родителей располагались по соседству. После окончания гимназии Александр совсем по-другому посмотрел на девушку и сильно влюбился.

Молодые люди очень любили друг друга, но их брак был довольно странным . Для Блока жена была вечной музой и воплощением женственности, он был против их интимной близости. Поэт частенько заводил романы на стороне. Ему приписывали интрижки с Натальей Волоховой и Любовью Андреевой-Дельмас.

Любовь Менделеева тоже встречалась с другими мужчинами. От актёра Константина Лавидовского девушка даже забеременела. Блок был счастлив, что супруга ждёт ребёнка. К сожалению, родившийся мальчик скоропостижно умер, прожив всего 8 дней. Поэт тяжело переживал эту трагедию и часто посещал пасынка на кладбище.

После Октябрьской революции стали происходить далеко не самые интересные факты из жизни поэта. Он очень много трудился в разных комитетах и комиссиях, а его самочувствие резко ухудшилось. Несколько заболеваний обострились.

А в середине 1921 года у Блока начались проблемы с рассудком и он часто впадал в беспамятство. Ко всему прочему в этот период семья поэта испытывала финансовые трудности. Всё это время за Александром Александровичем ухаживала любимая жена.

Дата смерти поэта - 7 августа 1921 года. Скончался Блок в родном городе. После ряда анализов врачи назвали причиной смерти Александра Александровича - эндокардит. Похоронили его на Смоленском кладбище, но в 1944 году перезахоронили на Волковском.

Александр Александрович Блок родился в Петербурге 16 (28) ноября 1880 г. Отец, Александр Львович (1852—1909), — юрист, профессор, в течение 31 года занимал кафедру государственного права Варшавского университета. А. Л. Блок был незаурядной личностью — интересным музыкантом и талантливым ученым, не реализовавшим, однако, заложенных в нем возможностей ни в музыке, ни в науке. При этом он отличался крайней скупостью, вспыльчивостью и жестокостью. Незадолго до рождения будущего поэта его родители разошлись; Александр Львович остался в Варшаве его жена, мать А. Блока, приехала в Петербург.

Воспитывался А. Блок в семье матери, Александры Андреевны Кублицкой-Пиоттух (урожденной Бекетовой, в первом браке Блок; 1860—1923), дочери Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского университета, выдающегося ботаника, человека прогрессивных либеральных взглядов. В семье процветал дух высокого гуманизма, господствовали литературные интересы. Дед Блока с юности был знаком с Достоевским, дружен с Салтыковым-Щедриным. Бабушка профессионально занималась литературой, переводила стихи и прозу, была знакома с Гоголем, переписывалась с Чеховым. Мать Блока много переводила с французского, писала стихи. Александра Андреевна первая заметила поэтический талант сына, с ней он делился своими творческими планами, ей первой (а в детстве и юности — первой и единственной) показывал свои произведения. В числе любимых авторов юного Блока — Жуковский, Полонский, Фет, Пушкин, Гоголь, Шекспир.

В 1891—98 гг. А. Блок учится в 9-й петербургской (Введенской) гимназии, после окончания которой поступает на юридический факультет Петербургского университета. В 1901 г. Блок увлекается идеалистической философией Платона и философско-мистической лирикой русского религиозного философа Владимира Соловьева (1853—1900), переходит на филологический факультет (славяно-русское отделение), который заканчивает в 1906 г. .

Первые литературные опыты Блока — стихи, написанные в возрасте пяти с небольшим лет. В 1894—97 гг. Блок издает домашний рукописный ежемесячный журнал «Вестник» (вышло 37 номеров), в котором помещает свои стихи, прозу и переводы.

Мощным толчком к поэтическому творчеству для Блока стал его роман с Ксенией Михайловной Садовской (1860—1925), женщиной на 20 лет его старше. Блок познакомился с Садовской на курорте Бад-Наухайм (Германия) в 1897 г., их отношения продолжались в Петербурге до конца 1899 г. Навеянные образом К. М. Садовской стихи этого периода (1897-1900) позднее были объединены Блоком в цикл «Отроческие стихи». В 1909—10 гг. Блок, под действием воспоминаний после посещения Бад-Наухайма, вновь обращается к ее образу. 8 стихотворений, посвященных К. М. Садовской, составили цикл «Через двенадцать лет».

Летом 1898 г. в подмосковном имении Менделеевых Боблово, находившемся по соседству с имением Бекетовых Шахматово, А. Блок знакомится со своей будущей женой — Любовью Дмитриевной Менделеевой (1882—1939), дочерью известного химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Блок в это время увлекается театром, готовится стать актером. 1 августа 1898 г. в Боблово состоялось любительское представление сцен из «Гамлета» Шекспира, в котором Блок играл Гамлета, а Любовь Дмитриевна — Офелию. Спектакль стал значительным событием в творческой биографии поэта; тема Гамлета, с которым отождествляет себя Блок, будет неоднократно возникать в его стихах. В 1914 г. Блок напишет:

Я — Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети,

И в сердце — первая любовь

Жива — к единственной на свете.

В 1901—02 гг., в период возрастающего увлечения Блока Л. Д. Менделеевой, происходит становление Блока-поэта. Временные рамки стихотворений этого периода, позднее составивших цикл под названием «Стихи о Прекрасной Даме», определены биографически: от времени случайной встречи с Любовью Дмитриевной на Васильевском острове в январе 1901 г., ставшей началом периода частых встреч, до времени накануне объяснения в любви и получения ее ответа (7 ноября 1902 г.). Встреча с будущей женой и все происходившее с поэтом было воспринято им мистически и получило образно-символическое осмысление в свете религиозно-эстетической концепции Вл. Соловьева. По Соловьеву, события в реальном мире — символы событий в «мирах иных» (в основе концепции русского философа лежит идея древнегреческого философа Платона о существовании двух противопоставленных друг другу миров мира «идей», подлинного и вечного, и мира материальных отражений «идей», вторичного и лживого). У Соловьева отдельные символы соединяются в «мифе о Красоте» как о высшей ценности и наиболее активной силе бытия («Красота спасет мир»). Спустившаяся на землю Красота (Вечная Женственность, Душа Мира) должна соединить небесное и земное, дух и материю, спасти и обновить мир. Прообразом будущего воплощения Красоты в мире является ее воплощение в отдельном человеке. Блок увидел земное воплощение Красоты (Прекрасную Даму) в Любови Дмитриевне Менделеевой. Стихотворения, написанные до встречи с ней, осмысляются как предваряющие встречу — « Ante Lucem », т. е. «Перед Светом», где «Свет» — это явление Прекрасной Дамы.

Попытки напечатать стихи закончились неудачей, что, однако, не помешало зарождающейся известности начинающего поэта. Первыми ценителями ранних стихов Блока еще до их публикации стали мать Блока, ее двоюродная сестра Ольга Михайловна Соловьева (художница и переводчица), а также ее муж М. С. Соловьев (переводчик и педагог, младший брат философа Вл.Соловьева) и сын, С. М. Соловьев. Соловьевы познакомили с произведениями Блока Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева) и Зинаиду Гиппиус. Личное знакомство Блока с супругами 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским произошло в 1902 г., а в 1903 г. Блок дебютировал в руководимом Мережковскими журнале «Новый путь». В январе 1903 г. Блок и Белый одновременно послали друг другу письма, которые, скорее всего, встретились где-то в пути («перекрестились», по словам Белого). Таким образом встретились и перекрестились судьбы двух вамечательных поэтов начала века, было положено начало их длительной « дружбе-вражде». В этом же году в альманахе «Северные цветы» был напечатан цикл из 10 стихотворений под заглавием «Стихи о Прекрасной Даме». В августе 1903 г. в церкви недалеко от Шахматова состоялось венчание А. Блока и Л. Д. Менделеевой, в январе 1904 г. — поездка Блока с женой в Москву и знакомство с А. Белым и «аргонавтами» — московским символистским кружком. В эти годы Блок связан также с поэтами и прозаиками символистского направления — студентами Петербургского университета.

В октябре 1904 г. в издательстве «Гриф» выходит книга «Стихи о Прекрасной Даме» (93 стихотворения). Лирический герой цикла стихов — земной человек, живущий среди «народов шумных», но душой устремленный к звездам, к иным мирам, среди которых ему открывается «высокое» — является «Ты»: Прекрасная Дама, Дева, Заря, Купина.

В 1905—06 гг. Блок оказывается захваченным революционными событиями в Петербурге. Однако ожидание перемен вскоре сменяется чувством разочарования, что находит отражение в произведениях этого периода. Если книга «Стихов о Прекрасной Даме», позднее вошедшая в первую книгу поэтической трилогии Блока, может рассматриваться как «теза», то сборник «Нечаянная радость» (1907), большинство стихотворений которого составили вторую книгу трилогии, представляет собой «антитезу» в творческой эволюции поэта. Термины «теза» и «антитеза» были использованы Блоком по отношению к этапам своего мироощущения и творчества в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910). Символистская критика, отмечая возросшее мастерство поэта, восприняла выход сборника как «помутнение» лика Прекрасной Дамы, «измену» прежним идеалам. Действительно, во второй книге Блока вместо «высокого» царства «неба» — земные «низины» («овраг», «болото»), вместо «зари» — «ночь», вместо ожидания мистической Девы — разгул демонических сил. Но «Нечаянная радость» — это не столько «измена», сколько новый мир, преддверие поисков синтезирующего начала в позднем творчестве.

Сложно складывается личная жизнь Блока в этот период: происходит разрыв с Мережковскими; растет напряженность отношений с влюбленным в Л. Д. Блок А. Белым, чуть было не приведшая к дуэли. В это же время, зимой 1905 г., Блок знакомится с Вяч. Ивановым, в 1905—07 гг. принимает участие в знаменитых литературно-художественных «средах» на «башне» Вяч. Иванова. В статьях Вяч. Иванова 1904—05 гг. развиваются идеи книги Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) о двух началах мира: гармоническом, рациональном начале, идущем от Аполлона, и хаотическом, иррациональном, стихийно-массовом, разрушительном начале, идущем от Диониса. При этом Вяч. Иванов стоит на позиции «правого безумия» стихийной массы, утверждает ценность «страстей» — состояний, в которых нет границы между «я» и «не-я», личностью и миром, страданием и наслаждением, смертью и воскресением. «Дионисийство» Иванова оказывается близко Блоку. Привлекает его и бунтарско-богемная атмосфера в театре В. Ф. Комиссаржевской, где репетируется драма «Балаганчик» (1906). Блок знакомится с Натальей Николаевной Волоховой (1878—1966), актрисой театра Комиссаржевской. Циклы «Снежная Маска» (1906—07), «Фаина» (1906—08), а также драма «Песня Судьбы» навеяны ее образом. Сюжетная канва циклов — история мучительной любви-страсти. Высоким чистым идеалам «Стихов о Прекрасной Даме» противостоит прекрасное и губительное зло, гармонии — хаос, «свету» — «ночь», «весне» — «зима», «вьюга». «Метельные страсти» «Снежной Маски» могут быть понятны и как интимная лирика, и как пейзажные зарисовки зимнего Петербурга, и как космические гибель/возрождение (подобные гибели/воскресению Диониса), и как отражение «бунтарских» настроений Блока революционных лет.

Завершение периода «антитезы» — творчество 1907— начала 1909 гг., периода наиболее яркой общественной активности Блока, воздействия на него демократических идей и реалистической поэтики русской литературы XIX в. Блок создает циклы «Вольные мысли», «На поле Куликовом», пишет статьи о творчестве И.С. Тургенева, Л. Н. Толстого, много выступает с докладами. В статьях о народе и интеллигенции, позже объединенных в книгу «Россия и интеллигенция» (П., 1919), Блок пишет о трагическом отрыве современной культуры от народно-национальных истоков и неизбежности катастрофы.

Осенью 1909 г. Блок получает известие о смертельной болезни отца и выезжает в Варшаву. В поэме «Возмездие», задуманной под непосредственным впечатлением от смерти А. Л. Блока (работа над поэмой была начата в 1910 г. и продолжалась почти до конца жизни), отразились размышления над «демоническим» характером отца и его влиянием на судьбу сына. В 1910—11 гг. Блоком овладевают пессимистические настроения, душевная апатия, предчувствия гибели мира. Поэт создает произведения, позднее вошедшие в циклы «Страшный мир» (1909—16), «Возмездие» (1908—13), «Ямбы» (1907—14), «Арфы и скрипки» (1908—16), «Разные стихотворения» (1908—16) третьего тома лирики. Возникающий на страницах третьего тома «страшный мир» выступает как полная противоположность царству Прекрасной Дамы: свет сменяется тьмой, «голубое» и «розовое» — «черным» и «серым», гармония звуков — тишиной или дисгармонией «визгов», высокая любовь — низкой страстью. Однако художественной задачей Блока является не только изображение ужасов «страшного мира». Конец 1900-х — 1910-е гг. были определены самим поэтом как время художественного «синтеза». Блок не отказывается от объективно-идеалистической философии Вл. Соловьева, столь близкой ему в начальном периоде творчества, но старается связать ее со своим возросшим интересом к реальности и истории. Универсальным знаком глубинной сущности мира для него становится «дух музыки». Блок создает образ Духа музыки, реализуемый в истории, современности и культуре. Картина мира в стихах этого периода отличается одновременно противоречивостью и внутренним единством. За внешней противоречивостью и хаотичностью действительности скрывается высокий смысл:

Сотри случайные черты —

И ты увидишь: мир прекрасен.

Подготавливая в начале 1910-х гг. для издательства «Мусагет» трехтомное «Собрание стихотворений», Блок стремится представить всю свою лирику как единое произведение, «трилогию вочеловечения». Над этой «трилогией» он будет продолжать работу до конца жизни, добавляя в нее новые циклы. Блок осознает собственную эволюцию (варьирование тем и образов, сочетающееся с верностью некоему основному началу) как символический «миф о пути», основное содержание всей своей лирики. Его путь: от периода мистической «тезы» (1900—03 гг., 1-й том) к периоду «антитезы» (1904—07 гг., 2-й том) и от нее к «синтезу» (позднее творчество, 3-й том), где центральное место принадлежит стихам о России.

1911—12 гг.— время душевного подъема: Блок пытается сотрудничать в газетах, участвует в организации издательства «Сирин», продолжает работу над поэмой «Возмездие», пишет драму «Роза и Крест» (1913). В 1914 г. знакомится с певицей Любовью Александровной Андреевой-Дельмас (1879—1969), поразившей его исполнением роли Кармен в одноименной опере Бизе. Чувство к Л. А. Дельмас, в котором Блок увидел очистительную силу и выход из мучительных противоречий, вдохновило его на создание цикла «Кармен»; многих стихотворений цикла «Арфы и скрипки» и поэмы «Соловьиный сад» (1915).

События Первой мировой войны почти не отразились в творчестве Блока. В отличие от своей жены, уехавшей на фронт сестрой милосердия, он не стремится к участию в войне. Призванный в армию в 1916 г., Блок находится в глубоком творческом упадке, стихов не пишет. После Февральской революции, приехав в отпуск в Петроград, поступает на службу в Чрезвычайную следственную комиссию по расследованию преступлений царского правительства. Результатом этой работы становится статья, а позднее книга «Последние дни имперской власти» (П., 1921). В Октябрьской революции Блок увидел прообраз грядущей революции человеческого Духа, что обусловило первоначально позитивное к ней отношение и подъем творческой активности («слушайте Революцию»). Зимой 1918 г. он пишет поэмы «Двенадцать» и «Скифы», статью «Интеллигенция и Революция». С января 1918 г. Блок работает в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, сотрудничает в возглавляемом М. Горьким издательстве «Всемирная литература» (редактирует собрание сочинений Г. Гейне, переводит). С 1919 г. работает в дирекции Большого драматического театра (проводит беседы с актерами и зрителями), является членом Вольной философской ассоциации (читает лекции) и Союза деятелей художественной литературы; с 1920 г. возглавляет Петроградское отделение Всероссийского Союза поэтов; выступает с чтением стихов в Москве.

Однако творческий подъем 1918 г. сменяется глубочайшим спадом. Находясь после января 1918 г. в состоянии глубокого творческого кризиса, не чувствуя присутствия в мире «духа музыки», Блок почти ничего не пишет. Весь трагизм его мироощущения этого периода отразился в речи «О назначении поэта», произнесенной в 1921 г. на вечерах памяти Пушкина. 7 августа 1921 г. А. Блок умер.

Александр Александрович Блок - замечательный русский писатель, творивший на границе 19-20 веков. Родился 16 ноября 1880 года в интеллигентной семье профессора и писательницы в Санкт-Петербурге. В 1898 году успешно окончил Введенскую гимназию, а затем и Петербургский университет. Получил два образования: юридическое и историко-филологическое.

Блеснуть писательским талантом юному Саше довелось еще в пятилетнем возрасте: тогда он написал свои первые стихи. Вообще, стоит отметить, что юноша рос разносторонним: увлекался не только наукой, но и актерским мастерством и посещал курсы сценического искусства.

В 1897 году на отдыхе с семьей Блок впервые влюбился. Эти пылкие юношеские чувства глубоко остались в памяти писателя и оставили неизгладимый след на всем его последующем творчестве. В 1903 году женой Александра стала дочь профессора Менделеева, которую он буквально отбил у не менее известного поклонника - поэта Андрея Белого. Любимой женщине с символическим именем Любовь он посвятил сборник «Стихи о прекрасной даме». Он был отмечен обществом «Академия» и принят в ряды его членов. В этом же 1903 году Блок дебютировал в литературных кругах, объявив себя писателем-символистом. Постепенно он обзаводится новыми знакомствами в этой сфере и сближается с Д. Мережковским, З. Гиппиус и В. Брюсовым.

Далеко не тайна, что помимо жены Блок был влюблен не единожды. Он испытывал огромную страсть и непреодолимую тягу к нескольким женщинам, которые впоследствии также оставили след в его поэтическом творчестве. Это была Любовь Дельмас, а позже Н. Волохова

Уже тогда Блок проявлял себя как ярко выраженный писатель-символист. Его раннему творчеству присущи многогранности символов и знаков в описании событий и образов. Основные темы и мотивы того периода - любовные переживания и красота природы. В более поздний период творчества Блока все более интересовали социальные проблемы и переживания народа, относящегося к низшим слоям населения. Сюда можно отнести его поэму «Роза и крест» от 1912 года и цикл «Возмездие», вышедший в 1913 году. Одним из самых поэтичных и успешных циклов критиками был признан сборник «Ямбы» 1914 года, в состав которого входил всем известный стих « Ночь, улица, фонарь, аптека».

Решающим моментом, поделившим творческий путь писателя на «до» и «после», является стихотворение «Фабрика», увидевшее свет в 1903 году. А годы с 1906 по 1908 можно отметить как самые успешные в творчестве писателя. Тогда он испытал небывалый подъем и снискал успех и признание окружения. К этому периоду относятся сборники «Нечаянная радость», «Земля в снегу», «Снежная маска», «Песня судьбы» и «Лирические драмы». После 1908 года прослеживается явное отделение Блока от стана символистов. Дальнейший его путь стал самостоятельным и не похожим на его раннее творчество. Его сборник «Итальянские стихи», написанные в процессе путешествия по одноименной стране, были приняты публикой и критиками с огромным восторгом и признаны лучшим произведением об Италии, когда-либо написанным отечественным автором.

Кроме публицистики и остросоциальной литературы Блок увлекался написанием произведений для детской и юношеской аудитории. В 1913 году он издает сразу два собрания детских стихов «Сказки» и «Круглый год». В 1916 году Блок поехал на фронт, где и узнал о том, что царской власти больше нет. Позже во время службы в Чрезвычайной комиссии, которая расследовала преступления самодержавного строя перед народом, Блок открыл для себя всю правду о самодержавном строе и назвал его «помойкой». На основе сделанных им выводов и материалов, полученных в результате допросов, была написана документальная работа «Последние дни императорской власти».

Особенно тяжелый период жизни писателя пришелся на годы великой революции. В отличие от других соотечественников, Блок не эмигрировал, а остался в Петрограде, и зарабатывал на жизнь, трудясь в издательстве. Множество статей, а также знаменитая поэма «Двенадцать» посвящена тем тяжелым годам в жизни писателя. Тогда он творил с особенным рвением, осознав в себе неистовую гражданскую ответственность и патриотизм. Он восхвалял великий подвиг народа, который каждый день находит в себе силы жить, несмотря на тяжелый быт и нищету. Он активно участвовал в митингах и демонстрациях, занимал активную социальную позицию.

Перед самой смертью Блок был ослаблен и постоянно болел. Его знакомые, в том числе Максим Горький, усиленно просили правительство выделить путевку писателю, чтобы тот смог укрепить свое здоровье и съездить на отдых. Однако, все старания были тщетны и в протест Блок прекратил лечиться с помощью медикаментов и, объявил голодовку и предал праху все последние рукописи.

В бедности и разрухе провел писатель последние дни своей жизни и умер от сердечного приступа, настигшего его 7 августа 1921 года.

«Ночь, улица, фонарь, аптека», «Вхожу я в темные храмы», «Скифы», «Двенадцать»… Эти произведения известны каждому школьнику, изучающему Серебряный век русской поэзии. Автор приведенных текстов - душа и голос этого периода - Александр Блок. Биография поэта - отображение взлетов и духовных падений эпохи начала ХХ века.

Блок: биография и творчество

Спросите у старшеклассника, кто такой Блок, и получите ответ - лирик, воспевший Прекрасную Даму, поэт, поклоняющийся Любви.

Начало ХХ века в русской культуре - это период активных творческих поисков, рождение новых литературных течений, творческих групп и кружков. Разнообразие художественных направлений этого периода объединено единым понятием - «модернизм».

Символизм - самое популярное и масштабное течение в русской литературе. Блок, стихи которого вобрали эстетические принципы символизма, стал духовным лидером этого направления, вдохновителем многих поэтов-символистов. Откуда же возник этот талант? Кто был его наставником и учителем? Об этом подробнее.

Александр Блок - голос трагической эпохи. Одаренность и талант передались ему по крови. Отец - блестящий правовед, преподававший в университете Варшавы, мать - одаренная личность - блестящая переводчица и писательница. Ко всему прочему Александра Андреевна - дитя эпохи эмансипации. Поэтому ее брак с отцом Александра Блока был недолгим: после рождения сына в 1880 году она оставила Александра Львовича и вернулась в Северную Пальмиру.

По тем временам это была скандальная выходка молодой особы. Вскоре Бекетова добилась, чтобы высший церковный орган официально расторг их брак. Во второй раз она выходит замуж, когда будущей звезде русского символизма исполнилось девять.

Своим талантом и интеллектуальным развитием Александр Блок обязан матери: она обучала его иностранным языкам, подбирала книги для чтения, обсуждала прочитанное, знакомила с новинками философии и искусства. Мать открыла Блоку французских декадентов и символистов (Поля Верлена, Шарля Бодлера, Артюра Рембо) и русскую классическую поэзию. Она стала первым критиком и наставником Александра, потому что именно ей он, пятилетний мальчик, показал первые свои творения.

Домашнее обучение дополняло классическое системное образование, которое Блок получил в Введенской гимназии. По ее окончании восемнадцатилетний Александр выбирает стезю отца - поступает в Петербургский университет на отделение правоведения. Проучившись три года, он меняет направление и переходит на факультет словесности и истории.

Поступление в университет и обучение совпадают с его увлечением дочерью известного химика Дмитрия Менделеева - Любовью. Это было не первое и не последнее любовное увлечение русского поэта, но именно то, которое нашло свое отображение в поэзии.

В 23 года он сочетался браком с Менделеевой. К супружеским отношениям оба относились легко, даже легкомысленно, однако это не помешало Блоку воспеть возлюбленную в стихах. Молодая женщина стала прообразом Прекрасной Дамы:

Невозможное было возможно,
Но возможное - было мечтой.

Цикл, воспевающий божественную женственность («Стихи о Прекрасной Даме»), был опубликован в 1902 году стараниями Андрея Белого - соперника и друга Блока. Появилась подборка на страницах альманаха «Северные цветы».

Основу миросозерцания Александра Блока составило мистическое учение Владимира Соловьева о Софии - воплощении женского начала бытия, всеединства человека и Бога. Для поэта женщина - источник чистоты и света, дарящий любовь, уводящий мужчину от обыденности и серости.

Стихи Блока 1906 года пронизаны этой религиозной идеей, мистическими видениями, в которых воспевается светлый лик Софии. Однако появляются размышления поэта о божественном и демоническом, высоком и примитивном в человеке, особенно это касается женщины. Намечается перелом в мироощущении Блока.

В стихотворении «Незнакомка» мастер открывает сущность природы Дамы. Городская суета срывает с женщины покров тайны, лишает ее очарования, превращает в распущенную кокотку. Тоска по идеалу - мистической, таинственной Даме - лейтмотив этого произведения.

В «Снежной Маске» эти переживания углубляются. Вскоре поэт в буффонадной форме комедии «Балаганчик» разрушает иллюзию и мистику женственности.

Блок проходит сложным путем переосмысления жизни. Ему открываются социальные стороны бытия, сложность человеческой натуры, ее примитивность и низменность. Рождается образ ужасного мира («Страшный мир», 1908–1916).

Эти переживания навеяны поэту событиями первой русской революции и начавшейся в 1914 году мировой войной. Блок выражает трагедию мира и современного человека в ряде поэтических циклов: «Возмездие», «Ямбы», «Родина».

В этот период Блок постепенно отходит от символизма. Если раньше его стихи были наполнены музыкальной гармонией, которая символизировала красоту мира, то после 1909 года в его лирике власть переходит к какофонии социальной жизни, прорываются берущие за душу мотивы цыганских напевов.

Такой душевный и творческий перелом у Александра Блока был обусловлен несколькими причинами - смертью отца и новорожденного сына Любови Менделеевой.

Состояние, которое оставил отец Блоку, было весьма внушительным. Поэт упрочил финансовое положение и даже уехал за границу. Путешествуя по Италии, кумир русских символистов приходит к выводу, что символизм исчерпал себя (цикл «Итальянские цветы»). Он практически отходит от лирического творчества и переключается на драматургию (пишет пьесу «Роза и Крест») и публицистику.

Произошедшая в России в 1917 году революция не вызвала у Блока негативной реакции, как у большинства представителей петербургской творческой интеллигенции. Он не только остался в России, но и даже в свойственной ему лирической манере пытался распознать нового человека, рожденного революцией, понять его натуру и душу. Так родилось стихотворение «Скифы», где появился образ воинствующего поколения азиатов с «раскосыми и жадными глазами», и поэма «Двенадцать».

Из-за этой поэмы с Блоком порвали отношения многие писатели. Они не могли принять воспевание тонким лириком жестокой большевистской власти, которая окунула Россию в кровавую пучину ненависти и разрушения. Как гротеск восприняли его коллеги по перу образ Христа в «белом венчике из роз», возглавляющем отряд из двенадцати красноармейцев.

Сам Блок в этот период переживал не лучшие времена, несмотря на то что получил поддержку новой власти. Он жил в голодном и холодном Петрограде, работал в издательстве, принимал активное участие в митингах и демонстрациях.

Исторические и социальные потрясения, бытовая неустроенность, возрастающие объемы работы подорвали его здоровье. Блок тяжело заболел: сначала началась астма, к ней подключилась цинга. Знаменитый поэт страдает тяжелыми психическими расстройствами.

Несмотря на увещевания врачей и друзей, он отказался от медикаментозного лечения, даже объявил голодовку. Умер Блок в 41 год (в 1921-м). Случилось это 7 августа.

Биография Александра Блока полна загадок и домыслов. Все от того, что сам поэт был весьма неординарной личностью со своеобразным отношением к жизни. Он с удовольствием мистифицировал своих поклонников и задал немало труда современным блоковедам.

Кроме того, эпоха, в которую жил и творил поэт, отличалась разрушением старых устоев, морали и нравов, историческими потрясениями, вносившими кардинальные изменения в жизнь творческой интеллигенции.

В контексте этого предлагаем узнать о самых интересных фактах из жизни кумира русских символистов Александра Блока:

  • Сашура, Александр Кублицкий-Пиоттух или Блок?

Франц Кублицкий-Пиоттух - так звали второго мужа Александры Андреевны - матери поэта. Она вторично сочеталась узами брака в 1889 году, но решила не менять ни свою фамилию, ни фамилию сына. Таким образом, Александр остался Блоком.

Родственники и близкие друзья поэта называли его Сашурой. Под этим именем он фигурирует в воспоминаниях К. Суворовой.

  • Рукописные журналы.

В десятилетнем возрасте Александр Блок вместе с двоюродными братьями делал рукописные журналы. Самостоятельно он создал два номера журнала «Вестник», где попробовал свои силы в разных жанрах: фельетоне, путевых заметках, лирической поэзии и прозе.

  • Первая любовная история.

Впервые стрела Амура пронзила сердце Александра Блока, когда ему едва исполнилось шестнадцать. Дамой его сердца стала 37-летняя Ксения Садовская - красивая и грациозная украинка с огромными синими глазами и мелодичным голосом. Мог ли не влюбиться в нее трепетный Блок, тонко чувствовавший красоту? В его тетрадях появляются стихи с криптонимом «К.М.С.», посвященные пленительной Наяде, повстречавшейся ему на немецком курорте Наумгейте.

Это мимолетное увлечение показало, насколько страстным может быть Блок. Его лирическая душа жаждала бурных чувств, острых любовных переживаний. Чувства к Ксении не угасали еще некоторое время, хотя колебались от искреннего восхищения к острой ревности и ненависти. Это нашло отображение в поэзии, где автор обращается к возлюбленной то на Вы, то на Ты.

  • Любимая Муза и жена.

Настоящую страсть и возвышенные переживания у молодого Блока вызвала Любовь Менделеева - умная и интеллигентная барышня - выпускница знаменитых Бестужевских курсов. К тому же восемнадцатилетняя девушка была дочерью близкого друга Андрея Николаевича Бекетова - деда Блока по материнской линии. Александр очень часто бывал в поместье деда Шахматово, что в нескольких километрах от поместья Менделеевых.

Осмысленное знакомство с Любой у Блока состоялось в 1895 году. Они на пару играли в домашней постановке «Гамлета». Он был главным героем, она играла Офелию. Увлечение Ксенией Садовской не мешало ему восхищаться Любой. Поэтому любовные поэзии этого периода он посвящал как одной, так и другой.

После годичного разрыва отношений с Менделеевой (1900–1901) Блок начал снова ухаживать за девушкой. Через два года сделал ей предложение.

  • Попытка самоубийства.

В период ухаживаний за Любовью Дмитриевной Блок посчитал недостаточным тот эмоциональный накал, который сопровождал их отношения, и решил привнести немного драматизма.

Он явился на бал в Дворянском собрании с запиской в кармане, в которой просил в своей смерти никого не винить, говорил об отвлеченных от мирских причинах его ухода из жизни. С собой он так и не покончил, а вот записка заставила биографов поразмышлять над мотивами ее создания.

  • Любовные романы Блока и месть Менделеевой.

Даже после женитьбы Александр Блок не скрывал своей увлеченности женщинами. С завидной периодичностью он завязывал романы: его избранницами становились Наталья Волохова - актриса театра, в котором играла Комиссаржевская, а также Любовь Дельмас - оперная певица. Ему даже приписывали роман с Анной Ахматовой, но от этой связи жена Николая Гумилева открестилась. Не гнушался Блок и любовью куртизанок и падших женщин.

Любовь Дмитриевна отвечала мужу «взаимностью». Устав от бурных романов супруга, она решила утешиться в объятьях своего второго поклонника - Андрея Белого. Блок воспринял эту связь как расплату, однако жену не осуждал. Этот любовный треугольник писатель воссоздал в пьесе «Балаганчик».

  • Были ли у Блока дети?

Несмотря на то что с Любовью Менделеевой Блок прожил восемнадцать лет, совместных детей у них не было. Поэт длительное время не воспринимал жену как объект вожделения. Она оставалась Девой Радужных Врат.

В первый год после свадьбы их связывали исключительно платонические отношения. Любовь оставалась девственницей при том, что Блок уже имел достаточный сексуальный опыт. После их любовные утехи не приносили радости - муж исполнял обязанности, а не горел страстью.

Интригу создала поэзия «На смерть младенца», написанная Блоком в 1909 году. Оказалось, что речь шла о смерти новорожденного малыша Менделеевой, рожденного от связи с актером из труппы Мейерхольда. Блоковеды же утверждают, что у самого поэта было как минимум трое побочных детей.

  • Кулинарные пристрастия Блока.

Александр Блок обожал сладости. Особенно он любил мороженое, мог есть его в неограниченном количестве. Любимый напиток утонченного Блока - пиво.

  • Поэма, которая убила Блока.

Поэма «Двенадцать» Блока вызывала бурю осуждений и возмущений у коллег по перу. Зинаида Гиппиус обвинила поэта в предательстве гуманистических идеалов. Остракизм и травля со стороны бывших друзей привели Блока к душевному расстройству. Владимир Маяковский утверждал, что так поэту мстила поэма. В приступе помешательства Блок пытался ее уничтожить, но ему это не удалось.

Долгое время причиной смерти Блока называли душевную болезнь. На самом деле умер он из-за воспаления сердечной мышцы.

Трагический голос эпохи - так называют Александра Блока. Он был своеобразным камертоном мятежного человеческого духа, который искал утешения то в красоте, то в разрушении. Таковым было начало ХХ века, которое нашло отображение в преисполненной музыкальности символической поэзии Блока.

Мальчик был отдан в Петербургскую Введенскую гимназию, которую окончил в 1898 году.

В 1898 году Александр Блок поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако в 1901 году перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году по славяно-русскому отделению.

С начала 1900-х годов Александр Блок сблизился с символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.

В 1903 году в руководимом Мережковскими журнале "Новый путь" появилась первая подборка стихотворений Блока "Из посвящений". В том же году в альманахе "Северные цветы" был опубликован цикл стихотворений под заглавием "Стихи о Прекрасной Даме" (название предложено Брюсовым).

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-1907 годов, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирике этого времени становится ведущей тема "стихии" - образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества. Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок публиковался в символистских журналах "Вопросы жизни", "Весы", "Перевал", "Золотое Руно", в последнем с 1907 года вел критический отдел.

В 1907 году в Москве вышел сборник Блока "Нечаянная Радость", в Санкт-Петербурге - цикл стихов "Снежная Маска", в 1908 году в Москве - третий сборник стихов "Земля в снегу" и перевод трагедии Грильпарцера "Праматерь" со вступительной статьей и примечаниями. В 1908 году он обратился к театру и написал "лирические драмы" - "Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка".

Поездка в Италию весной и летом 1909 года стала для Блока периодом "переоценки ценностей". Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи".

В 1909 году , получив после смерти отца наследство, он надолго освободился от забот о литературном заработке и сосредоточился на крупных художественных замыслах. С 1910 года он начал работать над большой эпической поэмой "Возмездие" (не была завершена). В 1912-1913 годах написал пьесу "Роза и Крест". После выхода в 1911 году сборника "Ночные часы" Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (1911-1912). При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-1921 годах.

С осени 1914 года Блок работал над изданием "Стихотворения Аполлона Григорьева" (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора.

В июле 1916 года во время Первой мировой войны он был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском (ныне город в Белоруссии).

После Февральской революции 1917 года Блок возвратился в Петроград, где в качестве редактора стенографических отчетов вошел в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. Материалы следствия были им обобщены в книге "Последние дни императорской власти" (1921).

Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы "Двенадцать" и "Скифы".

После "Двенадцати" и "Скифов" Александр Блок написал шуточные стихи "на случай", готовил последнюю редакцию "лирической трилогии", однако новых оригинальных стихов не создавал вплоть до 1921 года. В этот период поэт делал культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы — Вольной философской ассоциации, в Школе журнализма, писал лирические фрагменты "Ни сны, ни явь" и "Исповедь язычника", фельетоны "Русские денди", "Сограждане", "Ответ на вопрос о красной печати".

Огромное число написанного было связано со служебной деятельностью Блока: после Октябрьской революции 1917 года он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 года он стал членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 года сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 года перешел в Большой драматический театр. Одновременно работал членом редколлегии издательства "Всемирная литература" под руководством Максима Горького, с 1920 года был председателем петроградского отделения Союза поэтов.

Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Но несоответствие между представлениями поэта об "очищающей революционной стихии" и кровавой повседневностью наступающего режима приводило его к разочарованию в происходящем. В его статьях и дневниковых записях появился мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о "тайной свободе" художника были высказаны в речи "О назначении поэта" на вечере памяти Александра Пушкина и в стихотворении "Пушкинскому Дому" (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

Весной 1921 года Александр Блок просил выдать ему выездную визу в Финляндию для лечения в санатории. Политбюро ЦК РКП(б), на заседании которого рассматривался этот вопрос, отказало Блоку в выезде.

В апреле 1921 года нарастающая депрессия поэта перешла в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа 1921 года Александр Блок скончался в Петрограде. Он был похоронен на Смоленском кладбище, в 1944 года прах поэта был перенесен на Литераторские мостки на Волковском кладбище.

С 1903 года Александр Блок был женат на Любови Менделеевой (1882-1939), дочери известного химика Дмитрия Менделеева, которой были посвящен цикл "Стихи о Прекрасной Даме". После смерти поэта она увлеклась классическим балетом и преподавала историю балета в Хореографическом училище при Театре оперы и балета имени Кирова (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Свою жизнь с поэтом она описала в книге "И быль и небылицы о Блоке и о себе".

В 1980 году в доме на улице Декабристов, где последние девять лет жил и умер поэт, был открыт музей-квартира Александра Блока.

В 1984 году в усадьбе Шахматово, где Блок проводил свое детство и юность, а также в соседних усадьбах Боблово и Тараканово Солнечногорского района Московской области был открыт Государственный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников